Классный час в 6 классе "Почитай родителей"
классный час (6 класс)
Цель классного часа: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 29.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
«Почитай отца своего и матерь свою.
Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.
Задачи урока:
- Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании детей.
- Развитие в личности ребёнка умений видеть теплоту отношений в семье.
- Воспитание уважения к себе, своей семье, ответственного отношения к своим родителям.
Оборудование:
- Презентация
Ход урок
Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний классный час я хочу начать с притчи. Называется она “Воробей”.
Просмотр видео.
Как вы думаете, о чём эта притча, в чём её смысл? Что автор пытался до нас донести?
Ответы ребят:
К родителям надо относиться с уважением, терпением, почитанием.
Попробуйте сформулировать тему нашего классного часа.
Ответы ребят.
А можно вот так?: “Почитай родителей своих”
Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить? («Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле»).
-Что означает слово почитай? (Ответы детей: Почитать – значит любить и слушаться).
( В толковом словаре С.И. Ожегова говорится: «Почитание - чувство глубокого почтения к чему-либо, к кому-либо»).
Для того чтобы, человек стоял на страже своей совести Господь даровал людям через пророка Моисея 10 заповедей. Соблюдая их, человек приближается к Богу и за это Господь обещает спасение, т.е. райскую жизнь после смерти. И только за выполнение одной из них Он обещает благо уже здесь, на земле. И эта заповедь:
“Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой». Пятою заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью.
М.Ю.Лермонтов в поэме «Мцыри» устами главного героя говорит:
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас-
Зачем? Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах.
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов : отец и мать.
Конечно, ты хотел,старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имен.
Напрасно: звук их был рожден
Со мной.
Для Мцыри отец и мать (Какие слова)?
Священные, сладостные имена.
Устами Мцыри Лермонтов говорит и о своей печали ( его родители были в разводе и с малых лет его воспитывала бабушка,некому было Мише сказать эти священные слова отец и мать).
Что же происходит сегодня:
Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)
Вспомните, из-за чего происходили ссоры?
(Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)
Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 млн беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему дети конфликтуют с родителями, почему уходят даже из дома? Как вы думаете?
Примерные ответы детей:
- Родители не дают свободы.
- Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
- Родители ненавидят своих детей.
- Родители все время работают, не занимаются с детьми.
- Родители жадничают, не дают денег.
Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?
Примерные ответы детей:
- Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
- Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь.
- Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому.
- Дети не верят в Бога. И т. п.
- Классный руководитель. Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать очень уродливые формы. Скажите, как вы называете родителей между собой? Может, слышали как другие называют своих родителей? Ответы детей.
- А как вы думаете, если бы они случайно услышали это, им было бы приятно?
- Ответы детей.
- А вот в интернете я нашла такое: “шнурки”, “черепа”, “предки”, “родаки”, “папик” и “мамик” - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети.
- А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг.
- Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность.
- Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и на Руси. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя.
- Ной – это человек, который построил ковчег и спас свою семью и всякой живности по паре во время великого потопа. У него было три сына : Хам, Сим и Иафет. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других.
- В 1717 году царь Пётр 1 издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению».
- Отдельные правила из указа:
- Во-первых, прежде всего должны дети отца и мать в великой почести держать. И когда от родителей им приказано бывает шляпу в руках держать и возле них не садиться, и немного стоять их в стороне, подобно слугам.
- Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить и в доме своим именем повелевать, они должны вести разговоры вежливо и учтиво.
- Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, когда они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
- Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должно они благоприятно, не криком, и что говорить, должна быть правда истинная.
- Когда родители спросят, то должны они отозваться и отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.
В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.
Я предлагаю вам самим найти в тексте эти изречения.
Работа с текстом Библии 3 минуты ( на нужных страницах вложены закладки). Зачитывают найденные изречения.
Я совершенно с вами согласна. Я нашла вот такие (выводятся на экран):
- “Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли”.
- “Разоряющий отца и выгоняющий мать – сын срамный и бесчестный”
- “Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей”
Хотя все они разные, но смысл у всех один. Какой?
(ответы детей).
В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: “Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти”.
- Работа по пятой Заповеди Божией.
- Чтобы семья была дружная, прежде всего, нужно научиться любить семью. Господь дал заповедь о почитании родителей. Почитать – значит любить и слушаться.
- Сегодня мы поговорим о роли родителей в вашей жизни и о взаимоотношениях родителей и детей.
У В.А.Сухомлинского есть притча о Гусыне, которую вы сейчас услышите. Подумайте, почему я вам предложила прослушать именно эту притчу.
Чтение притчи.
В жаркий весенний день вывела Гусыня своих маленьких желтеньких гусят на прогулку. Она впервые показывала деткам большой мир. Этот мир был ярким, зеленым, радостным: перед гусятами раскрылся огромный луг. Гусыня стала учить деток щипать нежные стебельки молодой травки. Стебельки были сладкие, солнышко теплое и ласковое, трава мягкая, мир уютный, добрый, поющий множеством голосов пчел, жучков, шмелей, бабочек. Гусята были счастливы.
Они забыли о матери и стали расходится по огромному зеленому лугу. Когда жизнь счастливая, когда на душе мир и покой, мать часто оказывается забытой. Тревожным голосом Гусыня стала созывать детей, но не все они слушались. Вдруг надвинулись темные тучи, и на землю упали первые крупные капли дождя. Гусята подумали: мир не такой уж уютный и добрый. И как только они об этом подумали, каждому из них вспомнилась мать. И вдруг каждому из них стала нужна, ой как нужна мать; они подняли маленькие головки и побежали к ней.
А тем временем с неба посыпались крупные градины. Гусята еле успели прибежать к матери, она подняла крылья и прикрыла ими своих детей. Потому что крылья существуют для того, чтобы прикрывать детей — об этом известно каждой матери, а потом уж для того, чтобы летать. Под крыльями было тепло и безопасно.
Потом все утихло. Гусятам хотелось поскорее на зеленый луг, но мать не поднимала крыльев. Маленькие дети Гусыни требовательно запищали: выпускай нас, мама. Да, они не просили, а требовали, потому что если дитя чувствует крепкую, сильную материнскую руку, оно не просит, а требует. Мать тихо подняла крылья. Гусята выбежали на траву. Они увидели, что у матери изранены крылья, вырваны многие перья. Гусыня тяжело дышала. Она пыталась расправить крылья и не смогла этого сделать. Гусята все это видели, но мир снова стал таким радостным и добрым, что гусятам и в голову не пришло спросить: мама, что с тобой? И только один, самый маленький и слабый гусенок подошел к матери и спросил: «Почему у тебя изранены крылья?» Она тихо ответила, как бы стыдясь своей боли: «Все хорошо, сын». Желтенькие гусята рассыпались по траве, и мать была счастлива.
Беседа с учащимися.
— Кого вам напоминает Гусыня?
— Кого вам напоминают гусята?
— Какова главная мысль этой притчи?
Вывод учителя словами Сухомлинского.
Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Береги их здоровье и покой. Не приноси им боли, огорчений, страданий. Все, что дают тебе отец и мать – это их труд, пот, усталость.
б) Почитание отца.
Сценка «Притча об отце и сыне».
У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок – вобьет один гвоздь, совершит другой – еще гвоздь, третий, четвертый... – и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться – как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: “Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?” Стыдно стало сыну, он и отвечает: “Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить”. Так и повелось. Свершит сын доброе дело – отец один гвоздь вынимает, свершит другое – второй гвоздь долой, за ним – третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на доске не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: “Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно”. На что отец с грустью ответил: “Это так, сынок. Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее – она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок”.
- О чем говорится в этой притче? (Рассуждают о великодушии, самоотверженности и ответственности отца, который не позволяет своему ребенку идти в жизни ложным путем).
- А как мы можем проявить то, что мы любим своих маму и папу? (ответы детей)
- Мы можем послужить тому, чтоб в семье был мир – своим поведением и своей молитвой о семье. Молиться о родных нужно обязательно каждый день.
4. Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен.
Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли.
Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле
Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех
Итог.
6. Заключительное слово
Классный руководитель. Давайте, ребята, подведём итог нашей сегодняшней беседы и выделим главные качества, которые необходимо стараться проявлять по отношению к нашим родителям.
(Ребята выбирают подходящие качества, из перечня на выданных листочках. Эти качества появляются на слайде.)
Понимание, любовь, честность, уважение, забота, благодарность, верность, терпение, доверие.
Всё, что вы сейчас назвали, является составляющими взаимоотношений с родителями. Это и есть почитание. (слово выделяется на слайде)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День Семьи" классный час с родителями на татарском языке
"День Семьи" музыкально-поэтический вечер на татарском языке для 8 класса. Конкурсы, песни, стихи для родителей и вместе с родителями....
Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....
рекомендации классного руководителя для родителей
Рекомендации классного руководителя для родителей восьмиклассников. Особенности детей 14 -ти летнего возраста....
Статья "Система работы классного руководителя с родителями"
В статье говорится о системе взаимодействия классного руководителя и родителей....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Классный часв 9 классе на тему "Темперамент и моя будущая профессия".
Конспект классного часа для учащихся 9 класса....