Статья "Система работы классного руководителя с родителями"
статья (10 класс) по теме
В статье говорится о системе взаимодействия классного руководителя и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konatyur_1284037964.zip | 24.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Система работы классного руководителя с родителями»
Автор: Корнеева Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы
МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской области
Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла гоприятные условия для развития ребенка.
В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания»[1]. Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого обучающегося, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Поэтому обязательным элементом моего плана воспитательной работы является работа с родителями.
Классный руководитель отбирает формы взаимодействия с родителями обучающихся, которые делятся на индивидуальные и групповые.
Групповые формы взаимодействия: родительские собрания, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. Индивидуальные: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.
Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.
Рекомендации по проведению родительских собраний.
- Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
- Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
- Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
- Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Существуют следующие виды родительских собраний:
- текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов;
- тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей;
- итоговые родительские собрания, собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.
Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.
Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.
Одной из важнейших форм сотрудничества классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация. Готовясь к ней необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимую информацию для своей профессиональной работы с ребенком:
- особенности здоровья ребенка;
- его увлечения, интересы;
- предпочтения в общении в семье;
- поведенческие реакции;
- особенности характера;
- мотивация учения;
- моральные ценности семьи.
Большое значение в арсенале классного руководителя имеет беседа. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми. На беседы родители приходят достаточно часто и в школу, и домой. Считается, что во время беседы педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидания. Иногда получается именно так, иногда по-иному, но откровенная и доверительная беседа приводит, как правило, к определенному результату, а само откровение и доверие родителей, как говорится, дорогого стоит.
Определяющую роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.
Из опыта работы.
Начиная с первого собрания, я стараюсь добиться максимальной посещаемости родителей.
С первого же собрания стараюсь формировать у родителей позитивное отно шение к школе, говорю о том, что школа - это «сук, на котором мы сидим», и поэтому нужно, особенно перед детьми, проявлять к ней уважение, уважительно отзываться о тех, кто обучает наших детей, обсуждать проблемы, возникающие у ребенка в школе конструктив но, вести поиск их разрешения, проявлять заинтересованность в том, что с детьми происходит в школе, оказывать посильную помощь.
На первом собрании мы обычно формируем родительский комитет. Я пред почитаю, чтобы был постоянный родительский комитет в течение года.
С первого собрания с родителями обсуждается план работы класса. Я стараюсь прислушиваться к их пожеланиям. Обсуждаем, как мы будем проводить праздники, что мы вместе мо жем сделать в каникулы, какие темы классных часов. И здесь же необходимо выяснить, какую помощь во всем этом могут оказать сами родители.
Уже со второго собрания я стараюсь не забывать говорить родителям спасибо за их помощь в нашей работе, за их активную позицию, за их внимание к детям, за сотрудничество с классным руководителем. А в конце года обязательно самым активным родителям пишу благодарственные письма. Причем благодарно сти заслуживает любой родитель, который хоть раз что-то сделал для класса. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.
Я обязательно знакомлю родителей с перспективной успеваемостью их детей. Приятно отметить, что родители ждут появления листочка с текущими или предварительными оценками, ведь они видят реальную картину успеваемости их ребенка.
После просмотра этих листов родители знают, с каким учителем им необхо димо пообщаться и на какие предметы необходимо обратить особое внимание.
К воспитательной работе в классе стараюсь привлекать родителей.
Внеклассные мероприятия, проводимые родителями, или вместе с родителями, всегда проходят «на ура». Детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу (оформление газет, выполнение поделок и т.д.). Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, родительских вечерах. Родители могут проявлять инициативу и сами организовывать развлекательные мероприятия.
В течение 3-х последних лет 2 раза в год мы проводили родительские вечера с детьми, которые объединяла одна тема – Именины. На всех вечерах присутствовали родители, не все, но родители именинников были. И всегда только с позитивным настроением уходили родители и дети с этих вечеров, так как общение удавалось.
Полезность таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.
Тематические мероприятия, проводимые родителями, вызывают гордость детей за своих маму или папу, выступающих в роли классного руководителя. Например, в прошлом учебном году начальник лазарета, майор Попадейкин А.М. проводил классный час по оказанию первой медицинской помощи. Понравилось всем, особенно мальчишкам, когда на них демонстрировали перевязки и наложение шин.
На классный час «С порога смотрела звезда Рождества…» тоже пришли родители, которые получили удовольствие каждый от своего ребенка, и от выступления всех ребят в целом. И опять – позитив в итоге.
В подготовке Смотра строя и песни «Верность воинству храним» помимо классного руководителя принимали участие родители детей, военнослужащие Подставкин А.П. и Колышкин А.Ю. Когда в одной команде папы, дети и классный руководитель, дисциплина и результат налицо.
На классные часы, посвященные правовым отношениям между обучающимися, приглашаю сотрудника милиции, который, опираясь на юридическую литературу, в доступной форме объяснит детям их права и обязанности.
Я со своими детьми и их родителями работаю 4 года и с уверенностью могу сказать, что родители обучающихся моего класса - мои союзники.
Таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей, и, соответственно, использовать различные формы взаимодействия классного руководителя и родителей обучающихся.
Список использованной литературы и ссылки на ресурсы сети Интернет
Методические рекомендации по проведению родительских собраний в общеобразовательном учреждении. Автор-составитель: Зарецкая Ирина Львовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №45 г. Челябинска (mou45.chel-edu.ru/.../metodrekompoprovrodsobr.doc).
- А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.
[1]А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям. Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.
Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
Нетрадиционные формы работы классного руководителя с родителями
Выступление на ШМО классных руководителей...
Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся.
В Презентации отражены основные направления работы классного руководителя и показана система мероприятий....
Формы работы классного руководителя с родителями
В данном докладе рассматриваются формы работы с родителями....
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы
Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью...