Статья "Система работы классного руководителя с родителями"
статья (10 класс) по теме

В статье говорится о системе взаимодействия классного руководителя и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon konatyur_1284037964.zip24.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Система работы классного руководителя с родителями»

Автор: Корнеева Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 22 г.Оленегорска Мурманской области

                                                                                              

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст бла гоприятные условия для развития ребенка.

В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания»[1].  Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.

Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого обучающегося, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика. Поэтому обязательным элементом моего плана воспитательной работы является работа с родителями.

Классный руководитель отбирает формы взаимодействия с родителями обучающихся, которые  делятся на индивидуальные и групповые.

Групповые формы взаимодействия: родительские собрания, вечера вопросов и ответов, родительские комитеты. Индивидуальные: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому.

Универсальной формой взаимодействия педагога с родителями является родительское собрание.

Рекомендации по проведению родительских собраний.

  1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
  1. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
  1. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
  2. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

        Существуют следующие виды родительских собраний:

- текущие родительские собрания - это собрания с традиционной повесткой дня: результаты успеваемости, результаты проводимых мероприятий и праздников, походов;

       - тематические родительские собрания - это собрания, посвященные актуальной теме, в обсуждении которой заинтересовано абсолютное большинство родителей. Тематические родительские собрания, как правило, носят просвещенческий характер и направлены на расширение знаний родителей в области воспитания детей;

      -  итоговые родительские собрания, собрания, в задачу которых входит подведение результатов развития детского коллектива за определенное время. В ходе такого собрания родители имеют возможность оценить достижения учащихся класса, собственного ребенка, сравнить прошлые результаты с теми, которые уже есть.

Итоговые родительские собрания можно проводить в различной форме, в зависимости от темы и цели самого собрания. Это могут быть праздники, походы, торжественные собрания.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и семьи является посещение ученика на дому. Педагог должен предупреждать о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения. Посещение возможно только после получения разрешения родителей. Посещение педагогом семьи должно оставить в семье хорошее впечатление. Для этого необходимо вначале поговорить на отвлеченные темы, расспросить о традициях, обычаях, совместном времяпрепровождении в семье и лишь потом обсуждать причину прихода в семью.

Одной из важнейших форм сотрудничества классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация. Готовясь к ней необходимо подготовить ряд вопросов, на которые вы бы хотели получить ответы. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимую информацию для своей профессиональной работы с ребенком:

  1. особенности здоровья ребенка;
  2. его увлечения, интересы;
  3. предпочтения в общении в семье;
  4. поведенческие реакции;
  5. особенности характера;
  6. мотивация учения;
  7. моральные ценности семьи.

         Большое значение в арсенале классного руководителя имеет беседа. Ее лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми. На беседы родители приходят достаточно часто и в школу, и домой.  Считается, что во время  беседы педагог должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания и назидания. Иногда получается именно так, иногда по-иному, но откровенная  и доверительная беседа приводит, как правило, к определенному результату, а само откровение и доверие  родителей, как говорится, дорогого стоит.

Определяющую роль в сотрудничестве родителей и школы играет родительский комитет. От того, насколько слаженно и ответственно подходит к своей деятельности родительский комитет, зависит атмосфера в школьном коллективе, взаимоотношения родителей друг с другом, общение взрослых и детей.

Из опыта работы.

Начиная с первого собрания, я стараюсь добиться максимальной посещаемости родителей.

С первого же собрания стараюсь формировать у родителей позитивное отно шение к школе, говорю о том, что школа - это «сук, на котором мы сидим», и поэтому нужно, особенно перед детьми, проявлять к ней уважение, уважительно отзываться о тех, кто обучает наших детей, обсуждать проблемы, возникающие у ребенка в школе конструктив но, вести поиск их разрешения, проявлять заинтересованность в том, что с детьми происходит в школе, оказывать посильную помощь.

На первом собрании мы обычно формируем родительский комитет. Я пред почитаю, чтобы был постоянный родительский комитет в течение года.

         С первого собрания с родителями обсуждается план работы класса. Я стараюсь прислушиваться к их пожеланиям. Обсуждаем, как мы будем проводить праздники, что мы вместе мо жем сделать в каникулы, какие темы классных часов. И здесь же необходимо выяснить, какую помощь во всем этом могут оказать сами родители.

Уже со второго собрания я стараюсь не забывать говорить родителям спасибо за их помощь в нашей работе, за их активную позицию, за их внимание к детям, за сотрудничество с классным руководителем. А в конце года обязательно самым активным родителям пишу благодарственные письма. Причем благодарно сти заслуживает любой родитель, который хоть раз что-то сделал для класса. Это является большим стимулом для ребенка, а также признанием заслуг самих родителей в воспитании детей.

Я обязательно знакомлю родителей с перспективной успеваемостью их детей. Приятно отметить, что родители ждут появления листочка с текущими или предварительными оценками, ведь они видят реальную картину успеваемости их ребенка.

После просмотра этих листов родители знают, с каким учителем им необхо димо пообщаться и на какие предметы необходимо обратить особое внимание.

         К воспитательной работе в классе стараюсь привлекать родителей.

       Внеклассные мероприятия, проводимые родителями, или вместе с родителями, всегда проходят «на ура». Детям очень нравится, когда родители вместе с ними выполняют какую-либо  работу, когда они чувствуют их поддержку. Родители могут участвовать в организации мероприятий, могут выполнять порученную работу (оформление газет, выполнение поделок и т.д.). Очень нравится и родителям, и детям совместно участвовать в конкурсных программах, интеллектуальных играх, родительских вечерах. Родители могут проявлять инициативу и сами организовывать развлекательные мероприятия.

         В течение 3-х последних  лет 2 раза в год мы проводили родительские вечера с детьми, которые объединяла одна тема – Именины. На всех вечерах присутствовали родители, не все, но родители именинников были. И всегда только с позитивным настроением уходили родители и дети с этих вечеров, так как общение удавалось.

Полезность  таких встреч состоит еще и в том, что они позволяют снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного  процесса.

       Тематические мероприятия, проводимые родителями,  вызывают гордость детей за своих маму или папу, выступающих в роли классного руководителя. Например, в прошлом учебном году  начальник лазарета, майор Попадейкин А.М. проводил классный час по оказанию первой медицинской помощи. Понравилось всем, особенно мальчишкам, когда  на них демонстрировали перевязки и наложение шин.  

На классный час «С порога смотрела звезда Рождества…»  тоже пришли родители, которые получили удовольствие каждый от своего ребенка, и от выступления всех ребят в целом. И опять – позитив в итоге.

        В подготовке Смотра строя и песни «Верность воинству храним» помимо классного руководителя принимали участие родители детей, военнослужащие Подставкин А.П. и  Колышкин А.Ю.  Когда в одной команде папы, дети и классный руководитель, дисциплина и результат налицо.

        На классные часы, посвященные правовым отношениям между обучающимися, приглашаю сотрудника милиции, который, опираясь на юридическую литературу, в доступной форме объяснит детям их права и обязанности.

Я со своими детьми и их родителями работаю 4 года и с уверенностью могу сказать, что родители обучающихся моего класса  -  мои союзники.

Таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей, и, соответственно, использовать различные формы взаимодействия классного руководителя и родителей обучающихся.

Список использованной литературы и ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. http://nova.rambler.ru/search?btnG=%D0%9D%D0%B0%D0%B9%D1%82%D0%B8!&query=%D0%92%D0%B8%D0%B4%D1%8B+%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85+%D1%81%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9

Методические рекомендации  по проведению родительских собраний в общеобразовательном учреждении. Автор-составитель: Зарецкая Ирина Львовна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №45 г. Челябинска (mou45.chel-edu.ru/.../metodrekompoprovrodsobr.doc).

  1. А. Сухомлинский.  Сердце отдаю детям.  Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.


[1]А. Сухомлинский.  Сердце отдаю детям.  Издательство «Радянська школа», Киев, 1973.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы работы классного руководителя с родителями учащихся.

Работа с семьей является одним из приоритетных направлений в деятельности классного руководителя. Как организовать работу с родителями в современных условиях....

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

Нетрадиционные формы работы классного руководителя с родителями

Выступление на ШМО классных руководителей...

Система работы классного руководителя с родителями как основа успешного развития личности учащихся.

В Презентации отражены основные направления работы классного руководителя и показана система мероприятий....

Формы работы классного руководителя с родителями

В данном докладе рассматриваются формы работы с родителями....

Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/

Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....

Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы

Доклад о работе классного руководителя с родителями обучающихся с умственной отсталостью...