Из опыта работы классного руководителя
статья
Описание опыта и системы воспитательной работы как классного руководителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 21.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Мыслить, творить, радоваться успехам своего классного коллектива
(из опыта работы классного руководителя)
«Без знания ребёнка, его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей, нет воспитания.»
В.А. Сухомлинский.
Работаю в школе 7 лет, из которых - 3 в качестве классного руководителя.
Основное назначение классного руководства обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой современное общество, - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Воспитывают ребёнка не беседы, часы общения, морализирование, указание ребёнку на его промахи и ошибки, воспитывает совместная и индивидуальная деятельность.
Классный руководитель – это помощник, защитник своих воспитанников в коллизиях школьной жизни. Воспитывает только тот педагог, которого дети уважают, любят, образу жизни которого тайно или явно подражают. Пришла к следующему выводу: воспитательная работа не может рассматриваться как набор определенных внеклассных мероприятий, добавочных к урочной деятельности, воспитание сегодня – это не однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, а взаимодействие и сотрудничество учителя и детей в сфере их совместной жизнедеятельности. Без реальных механизмов воспитания успехов добиться невозможно. Поэтому перед классным руководителем стоит проблема создания воспитательного пространства, в котором ребенок развивался гармонично, умел решать жизненные проблемы. Педагогу необходимо помнить о том, что в человеке нет ничего чисто внешнего, нет ничего чисто внутреннего. Внутреннее лишь тогда ценно, когда оно проявляется в повседневной жизни и общении.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в школе является освоение педагогами, классными руководителями продуктивных педагогических идей. Использование воспитательных технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, и обогащают профессиональное сознание классного руководителя.
Внедрение технологий во внеурочную деятельность - это повышение интереса многих детей и подростков и именно этот ресурс необходимо использовать для активизации воспитательной работы в новых условиях. Основным фактором, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является включенность учащихся в активную жизнь класса. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
К современным воспитательным технологиям относятся:
- технология проектного обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- здоровьесберегающая технология;
- технология игрового обучения;
- технология развития критического мышления;
- технология КТД И. П. Иванова;
- технология проведения учебных дискуссий;
- тьюторство – технология педагогической поддержки;
- технология создания ситуации успеха;
- шоу-технологии;
- ситуативные технологии.
В своей работе как классный руководитель использую следующие воспитательные технологии:
1. Проектирование- технология социального воспитания детей. Главный педагогический смысл этой технологии – создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации: формировать свою Я - концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
Обучающиеся моего класса активно работают над созданием проектов и написанием исследовательских работ. Так, например, исследовательская работа моего ученика на тему «Язык рекламных слоганов» по итогам конкурса исследовательских работ «Маленький шаг – большая наука» стала одной из лучших и оригиналных на уровне города.
2.Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. В декабре, например, мы активно принимаем участие в акциях «Скворечник», «Каждой пичужке своя кормушка», «Покормите птиц зимой». Наш класс активно сотрудничает с отделом ГИБДД МО МВД России «Бугурусланский», совместно с которыми ребята провели акции «Засветись!», «Детское автокресло – выбор сознательных родителей», «Внимание – дети!» и др. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы.
3. Личностно-ориентированная технология — это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса. В условиях современной школы каждый ребенок имеет возможность развивать свои способности. Сейчас множество конкурсов, проектов на уровне города, области, федерации, где дети моего класса школы принимают активное участие и занимают призовые места. Для достижения высоких результатов классными руководителями используется личностно-ориентированный подход к каждому ученику. Так, например, ребята принимают активное участие в муниципальных конкурсах «Живи, Елка», «Мастера и подмастерья», «Пасхальная радость», «Живая классика», «Мартовские коты», соревнованиях по легкой атлетике и т.д.
4. Технология игрового обучения – включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Данная технология наиболее успешно реализуется в начальной школе, где дети еще играют, верят в сказку и добро. Игровые технологии используются при проведении часов общения, совместных мероприятий с родителями: «День Матери», Новогодние представления и праздники к 23 Февраля и 8 Марта.
5. Технология КТД И.П.Иванова (коллективные творческие дела)
Это эффективный метод воспитания и развития учащегося, основанный на позитивной деятельности, активности, коллективном авторстве и положительных эмоциях. Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Мною были проведены КТД «Этот Новый год», где каждый старался внести свою лепту, чтобы классный коллектив был отмечен; ярмарка «Осенние дары», «Масленица», «Линейка памяти, посвященная М.Джалилю» и др.
6. Ситуативные технологии или технологии проведения учебных дискуссий
Групповая проблемная работа – это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации. Её цель – разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение. Они разрабатываются и применяются в связи с определёнными обстоятельствами: например, в классе регулярно возникают ссоры между детьми, а зачинщик этих ссор изощрённо манипулирует товарищами и даже взрослыми.
Чаще всего данную технологию использую на часах общения нравственной направленности: мы разбираем ситуацию, оспариваем ее, стараясь доказать суждение.
Иногда применяю ее с целью устранения конфликтной ситуации.
7. Здоровьесберегающие технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья учащихся; создание благоприятного психологического климата на уроке; охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни. Мы принимаем участие во всех общешкольных мероприятиях здоровьесберегающего направления: акциях «Чистые ладони», «Зарядка для жизни», «Мы за ЗОЖ» и т.д.
8. Создание ситуации успеха
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока и во внеурочное время. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
В своей работе стараюсь всегда поддерживать ребят, подбадривать их.
Самым главным критерием успеха своей работы считаю доверие и уважение своих подопечных, их желание вместе с коллективом активно творить, развиваться, совершенствоваться.
Конечно же, я мало что смогла бы сделать без помощи родителей. Тесное сотрудничество с родительским комитетом, активом родителей класса помогаем мне правильно спланировать воспитательную работу в классе, выработать единые требования, превратить коллектив детей и родителей в союз единомышленников. В этом мне помогают такие формы работы как проведение анкетирования среди родителей, организация семинаров, где родители делятся опытом воспитания детей, проведение совместных праздников: «День рождения класса», «День Матери», «Новый год» и др. В социальных сетях создана группа класса, где можно обсудить вопросы воспитания детей, получить какую-либо информацию. Стараюсь обратить внимание родителей на проблемы подростков (проблемы подросткового возраста, взаимоотношения со сверстниками), веду подбор литературы, которая поможет им в воспитании детей.
Я не останавливаюсь в своем развитии, стараюсь участвовать в веб-семинарах, вебинарах («Реализация региональной программы воспитания и социализации обучающихся с учетом Воспитательной компонеты в Оренбургской области», «Сетевые сервисы в образовательной деятельности»), профессиональных конкурсах, в том числе и по воспитательной работе: например, он-лайн олимпиада «Классный руководитель в современной школе», где я стала победителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный"
Описание опыта работы классного руководителя на конкурс "Самый классный классный" на тему: « Духовно-нравственное воспитание учащихся класса казачьей направленности на основе отечественного...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»
Презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Из опыта работы классного руководителя с детьми и семьями группы риска»...
Система работы классного руководителя с родителями /Из опыта работы классного руководителя 5-6 классов, Рыбаковой Веры Васильевны/
Опыт работы подсказывает, что только от взаимоотношений классного руководителя с родителями зависит успех работы учителя с детьми....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...