"Блокадный хлеб"
учебно-методический материал

Попова Оксана Владимировна

Классный час .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_blokadnyy_hleb.docx20.63 КБ

Предварительный просмотр:

Попова Оксана Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Высшая квалификационная категория

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей № 5 города Каменск -Шахтинского Ростовская область.

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»

Тема: Блокада Ленинграда.

Тип урока: Классный час / урок закрепления нового материала.

Возрастная категория 14-15 лет.

Цель урока: Сохранение исторической памяти о мужестве и трагедии мирного населения блокадного Ленинграда через интерактивные символы памяти.

Оборудование к уроку: Проектор, экран, демонстрационные образцы «блокадного» хлеба и его ингредиентов (при наличии), раздаточный материал для интерактивного блока (образцы хлебных карточек по количеству участников и др.). Проведение урока возможно, как при стандартной, так и театральной рассадке класса.

Планируемое количество участников: 26человек.

План урока:

  1. Организационная часть — 2-3 мин.
  2. Демонстрация тематического образовательного видеоролика — 6-8 мин.
  3.  Рефлексия — 5-6 мин.
  4. Информационно-образовательный блок о гражданском подвиге жителей и защитников блокадного Ленинграда, о значении обороны города в общей Победе в Великой Отечественной —  7-15 мин.

     5. Интерактивный блок — 15-20 мин.

     6.Завершение урока — 1-2 мин

Ход урока

   1 и 2

 «В целях сохранения исторической памяти и в ознаменование 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов» 2020 год объявлен Указом Президента Российской Федерации Годом памяти и славы.  

Одной из самых героических и трагических страниц Великой Отечественной войны стала блокада Ленинграда.

3.

Кольцо окружения вокруг города сомкнулось 8 сентября 1941 г.  

4.

В начале сентября сгорели Бадаевские склады ,где хранились крупные запасы муки, сахара и других продуктов.

На 12 сентября 1941 года продовольственный запас в городе был следующим:

Зерно, мука- на 35 суток

Крупа и макароны – на 30 суток, мясо на 33 дня.

Возник вопрос: чем кормить людей? Хлеб стал синонимом жизни!

5.

Вспоминая сегодня подвиг ленинградцев и защитников города, мы обращаемся к символу блокадного Ленинграда -  небольшому кусочку хлеба - 125 грамм. Именно такая самая минимальная норма выдачи хлеба была установлена в самый трудный период блокады -  с 20 ноября 1941/1942 г.

6.

 Сниженные нормы хлеба послужило тому, что многие жители города не смогли пережить этот период. Не имея никаких продовольственных запасов, люди были обречены на смерть. Ведь, кроме заветных 125 г блокадного хлеба, у них ничего не было. Только с наступлением морозов, крепких, под «минус 40», когда по льду Ладожского озера была проложена автомобильная трасса – легендарная «Дорога жизни», - стало чуть легче, и с конца января 1942-го года пайки начали понемногу увеличивать.

7.

В начале блокады муку имитировали съедобными ингредиентами.

Сначала закончился ячмень потом овес, которым кормили лошадей.

Закончился мороженый  картофель. Стали молоть жмых….

Делали муку из березовых веток, сосновых иголок, собирали мучную мыль со стен и складов.

8

-Как вы думаете можно сейчас восстановить рецепт блокадного хлеба?

( нет, он менялся каждый день в зависимости от того какое сырье имелось)

В среднем он состоял из:

Пищевая целлюлоза 10-15%

Жмых и солод 10-15%

Обойная пыль2%

Выбойки из мешков 2%

Хвоя 1%

Ржаная обойная мука 70%

Форму для выпечки смазывали соляровым маслом.

9.

Гидроцеллюлоза –это древесина, обработанная специальным химическим путем.

10.

Рецепт хлеба от 20 октября 1941 года и рецепт современного дарницкого хлеба.

-Чем отличается обойная ржаная мука от обдирной?

(обойная :в помол идет рожь не очищенная от чешуек и мусора, обдирная мука делается только из зерен)

11.

125 граммов хлеба на целые сутки! И больше ничего, кроме воды.

Давайте посмотрим сколько это 125 граммов?

---Взвесте этот кусочек. 150граммов.

---Мог ли резчик хлеба подарить человеку 25 граммов?

--- Нет, даже крошки подлежали строгому учету!

12.

У вас на парте лежит копия карточки на хлеб за 27 января 1942 года.

И кусочек не блокадного, а современного черного хлеба, который только по размеру и цвету  напоминает блокадный. В моей семье, сколько я себя помню, всегда 27 января отказывались от белого хлеба! Мы ели черный хлеб!!!!! Ели черный хлеб в память о всех .кто умер от голода в страшные дни войны.

13.

В блокадном Ленинграде работали 14 хлебозаводов.

14.

Кютинен Даниил Иванович-пекарь, блокадного Ленинграда, умерший от истощения 3 февраля 1942 года. Умер, но не съел ни грамма выпекаемого хлеба.

15.

27 января 1944 года в результате прорыва кольца блокады был отвоеван лишь узкий коридор-полоса торфяного болота, значение этого дня для дальнейшей судьбы Ленинграда трудно переоценить.

Завершилась блокада города – 27 января 1944г., когда войска Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область. Тот день стал одним из самых счастливых в жизни сотен тысяч ленинградцев; одним из самых счастливых — и, одновременно, одним из самых скорбных — потому что у каждого дожившего до этого праздничного дня за время блокады умер или родственник, или друг.

      Сегодня этот день отмечается как День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Современное название памятной даты было установлено законом, подписанном президентом Владимиром Путиным 1 декабря 2014 года.

16.

Блокада -900 дней

Погибло свыше 800 тысяч человек, только 3% погибли от бомбежек,97% умерли от голода..

17.Рейстаг.

18.  «Возвращаюсь растить хлеб!»

19. Бережное отношение к хлебу- вот чему мы должны с вами научиться.

     

Учащимся предлагается посмотреть видеоролик, подготовленный на основе рассказов жителей блокадного Ленинграда.

 После просмотра видеоролика предлагается провести с учащимися рефлексию, цель которой – сосредоточить внимание учащихся на важнейших оценках и эмоциональной стороне восприятия и памяти о блокаде Ленинграда.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Что вам запомнилось из этого сюжета?
  • Что показалось вам удивительным?
  • Как вы думаете, о чём это говорит?
  • О каких качествах ленинградцев это говорит?

Список литературы.

1.Ефремова Т.Е. Толковый словарь русского языка. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/181592/Хлеб

2.Ожегов С., Шведова Н. Толковый словарь русского языка– М.: Азъ, 1992.

3. Павлов Д.В. Ленинград в блокаде. — М.: Военное изд-во МО СССР, 1958.

Интернет-источники

1.:http://rial-hleb.ru/istoriy-hleba/blokadnyiy-hleb#ixzz5gY1zntv7

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Блокада_Ленинграда

3.http://www.slovopedia.com/4/200/650602.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества "Блокадный хлеб"

Урок Мужества рассказывает о роли хлеба в жизни человека, особенно в тяжелые военные годы, учит ценить хлеб....

Внеклассное мероприятие "Блокадный хлеб"

Мероприятие, посвященное годовщине снятия блокады Ленинграда...

Литературно-музыкальная композиция "Нам не забыть тех страшных дней". По мотивам стихотворения Сергея Чекмарёва "Блокадный хлеб". Дню снятия Блокады Ленинграда посвящается.

Мои ученики - это творческие, отзывчивые ребята. С ними претворять смелые идеи легко, потому что они ребятя серьёзные, ответственные, им можно доверять серьёзные проекты. Одним из таких проектов стала...

презентация к уроку памяти "Блокадный хлеб"

В данной презентации рассказывается об одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны - блокаде города-героя Ленинграда, о жизни людей в это время, о холоде т голоде, о блокадном хлебе....

Блокадный хлеб

Презентация для классного часа....

Сценарий внеклассного мероприятия "Блокадный хлеб" (в рамках проведение Акции – Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб»)

Всероссийский Урок памяти «Блокадный хлеб» проводился  по всей стране 27 января 2020 года в День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады 1944 года (День воинской славы Р...