Формула решения школьных конфликтов
статья

Булаева Тамара Геннадьевна

“Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”. Генри Тэйлор

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_master-klassa.doc165.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий  проведения  заседания  

методического объединения классных руководителей

 по теме

«Формула решения школьных конфликтов».

“Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”. Генри Тэйлор

 Сегодня на нашем методическом объединении мне бы хотелось обсудить тему педагогических конфликтов.

Конфликты являются естественной частью нашей жизни. Они могут ожидать нас при встрече с новым человеком или новой ситуацией. В какой-то мере они даже необходимы для развития ситуации и отношений, для роста личности, иначе может наступить застой. Хотя чаще всего конфликтную ситуацию мы переживаем как серьёзную неприятность.

Люди по характеру, по темпераменту и многим другим критериям неодинаковы, поэтому они по-разному воспринимают ситуацию, в которой оказываются. Человек, насколько бы бесконфликтным он ни был, не в состоянии избежать разногласий с окружающими. Сколько людей – столько мнений, и интересы разных людей вступают в противоречия? т.е. конфликт, друг с другом.

Конфликт это не трагедия, он имеет право на существование. Внутри любой группы людей неизбежно возникает соревнование или соперничество между ее членами. При неумелом разрешении конфликта разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

Конфликты бывают деловые и личностные. Деловой конфликт исчезает, как только проблема, вызвавшая его, разрешается. Личностный конфликт, как правило, бывает продолжительным, он носит деструктивный характер и является следствием психологической несовместимости. Такой конфликт приводит, в конечном итоге, к разрыву всяческих отношений с противоборствующей стороной.

Какие функции  выполняет конфликт?

Конфликты оказывают противоречивое влияние на нашу жизнь в одних случаях он выполняет положительные функции: ослабление психической напряженности, стимулирует активность человека, улучшает качества деятельности, сплачивает единомышленников, в других – отрицательные: причиняет вред здоровью, ухудшает настроение, снижает сплоченность группы, нарушает межличностные отношения.

Какие  причины возникновения конфликтов?

  • социальное неравенство
  • дефицит жизненных благ
  • борьба за лучшие позиции в обществе
  • несовпадение ценностей индивидов и общества
  • противоположность интересов людей
  • эгоистичность людей
  • плохая информация и недоразумения
  • несовершенство человеческой психики

Структура конфликта:

  • КС (конфликтная ситуация) + И (инцидент) = К (конфликт)
  • КС – это накопившиеся противоречия, содержащие причину конфликта.
  • И – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта.
  • К - конфликт

Конфликтная ситуация - это ситуация, в которой участники (оппоненты) отстаивают свои несовпадающие с другими цели, интересы и объект конфликта.

Динамика конфликта: I стадия нарастания, II стадия реализации, III стадия затухания.

Известно 5 основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтной ситуации.

Стили реагирования в конфликтных ситуациях.

Стиль конкуренция

Ориентация только на свои интересы и игнорирование интересов своего партнёра, то есть стремление добиться своих интересов в ущерб другому.

Недостатки:

  • Конфликт не решается справедливо;
  • Постоянный конфликт со всеми.

Стиль уклонение

Человек не отстаивает свои права, не хочет вступать в сотрудничество для выработки решения проблемы, а просто уходит от разрешения конфликта.

Недостатки:

  • Конфликт не решается и может возникнуть через некоторое время.

Стиль приспособление

Человек стремится уйти от конфликта, жертвует своими личными интересами в пользу интересов соперника, не пытаясь отстаивать собственные интересы.

Недостатки:

  • Конфликты не решаются, накапливаются и снова возвращаются.

Стиль компромисс

Человек озабочен и сохранением отношений, и разрешением конфликта, но не справедливым, а быстрым – никто ничего не теряет, но никто ничего не выигрывает.

Недостатки:

  • Может накапливаться неудовлетворённость у людей.

Стиль сотрудничество

Стиль позволяет выработать наиболее удовлетворяющие обе стороны решение в конфликтных ситуациях.

Преимущества:

  • Справедливое, окончательное разрешение конфликта.

Недостатки:

  • Надо думать не только о себе, но и о других.

     Взаимодействие учителя с учащимися происходит в различных ситуациях. Чаще всего эти ситуации моделирует и создает учитель и применяет их в педагогических целях для организации учебной деятельности, для воздействия на школьников. Такие ситуации называются педагогическими. Нередко они могут носить конфликтный характер. 

       Педагогические конфликты можно разделить на три большие группы.

В первой группе мотивационные конфликты. Они возникают между педагогами и учениками из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечно итоге между учителями и детьми возникают взаимная неприязнь, противоречие и даже борьба.

      Во второй группе – конфликты, связанные с плохой организацией обучения в школе (имеется в виду четыре конфликтных   периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе).

       Третья группа педагогических конфликтов – конфликты взаимодействий учеников между собой, учителей друг с другом, учителей и администрации школы. Эти конфликты происходят по причине чаще субъективного характера, личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций. Конфликты во взаимодействии  «учитель- ученик», помимо мотивационных, могут вспыхнуть как конфликты нравственно-эстетического характера.

Рассмотрим типичную для школьной жизни конфликтную ситуацию.

  Вова С. был самым маленьким в классе, слабо развитым физически. Некоторые ученики дразнили его, часто били по пути в школу и на переменах. На уроках физкультуры Вова показывал самые низкие результаты, играть в любимые игры мальчики его не брали.

Чтобы добиться признания, Вова стал клоуном в классе, дурачился, где только возможно, корчил гримасы, передразнивал учителей, всячески развлекал других ребят. В результате участились замечания, записи в дневнике, вызовы родителей в школу. Поведение Вовы не улучшалось. Было решено вызвать Вову с родителями на заседание педагогического совета, где решался вопрос о наказании мальчика за его поведение. Педсовет вынес решение о снижении оценки по поведению. Поведение Вовы после педсовета ухудшилось.

В нашем примере на первом этапе развития конфликта его участниками были  Вова и его одноклассники. Объектом конфликта являлся статус в коллективе класса, на который претендовал Вова.

Вначале конфликт носил межличностный характер, однако напряженные личные отношения Вовы с одноклассниками не могли не сказаться на успешности коллективной учебной деятельности. В результате конфликт получил свое продолжение в сфере деловых отношений Вовы. И теперь уже помимо первоначальных участников конфликтной ситуации в нее оказались втянутыми и педагоги.

Участившиеся инциденты на уроках до предела обострили отношения Вовы с учителями. А поиску конструктивных путей выхода из создавшейся ситуации мешали отрицательные эмоции, которые теперь постоянно сопровождали взаимодействие педагогов с подростком.

Основная причина, породившая цепь конфликтных взаимодействий подростка с окружающими,— желание мальчика добиться признания у одноклассников. Правомерно предположить, что это понимали и другие педагоги. Однако, столкнувшись с уродливыми формами самоутверждения растущего человека, они целиком оказались во власти отрицательных эмоций и стали воспринимать Вову только как злостного нарушителя дисциплины, мешающего проведению уроков и постоянно посягающего на авторитет учителя.

Психологический дискомфорт в коллективе класса, напряженные отношения с учителями, а затем и с родителями способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще.

В ситуации с Вовой именно это и произошло. Затянувшийся эмоциональный конфликт привел к стабилизации напряженных отношений между «враждующими сторонами», и подросток стал неуправляемым. Здесь в полной мере проявилась характерная черта эмоциональных конфликтов — стремление «противников» унизить друг друга, наказать, причинить боль. Вова всячески унижал и игнорировал учителей, которые ему противостояли, а те, в свою очередь, демонстрировали ему свою антипатию. При этом взрослые были в более выигрышном положении, так как могли не только прибегнуть к различным формам психологической самозащиты, но и использовать свои формальные права (наказать ученика по административной линии, призвать к ответственности его родителей и т.д.).

В эмоциональном конфликте возможны только два выхода: или полное разъединение «враждующих сторон», исключающее возможность дальнейшего взаимодействия, или полная психологическая перестройка всех участников конфликта.

Первый путь несравненно проще второго, однако в конфликте «взрослые — ребенок» он вообще нежелателен, а иногда и невозможен, если эти взрослые оказываются родителями или опекунами.

В случае с Вовой такой выход мог бы иметь место. Нередко можно наблюдать, что родители в подобных ситуациях стремятся перевести ребенка в другую школу, да и учителя порой во что бы то ни стало хотят избавиться от неуправляемого ученика. Однако такой выход не избавит мальчика от переживаний, связанных с ощущением собственной неполноценности, а в формирующемся характере подростка может проявиться такая нежелательная форма психологической защиты, как «уход от проблем». Второй путь сложен, но именно он и является конструктивным.

Проанализируем, во что реально вылилась затянувшаяся конфликтная ситуация для Вовы. Объект конфликта — желанный статус в коллективе — по сути дела игнорировался окружающими, не удовлетворялась одна из важнейших социальных потребностей подростка — потребность в общении, не развивался опыт положительных взаимоотношений в наиболее оптимальной для формирования личности подростка школьной среде. Это привело к появлению нежелательных форм самоутверждения (грубость, цинизм, паясничание) и в то же время обострило переживания подростка, связанные с ощущением своей несостоятельности, ущербности по сравнению с одноклассниками.

В такой ситуации Вова испытывал острую необходимость в эмоциональной поддержке хоть кого-то из окружающих. Вероятно, он находил ее среди отдельных одноклассников, которые не прочь были посмеяться на уроках над его выходками. Логично также предположить, что до определенного времени он получал эмоциональную поддержку в семье, как это часто случается со слабыми, инфантильными детьми, но когда на третьем этапе развития конфликта в него оказались втянутыми и родители Вовы, он мог лишиться и этой поддержки.

Ясно, однако, что учителя, конфликтовавшие с Вовой, не меньше его нуждаются в эмоциональной поддержке (коллег по работе, учащихся и их родителей). Труд учителя, требующий полной отдачи душевных сил, всегда сопряжен с возможностью эмоциональных перегрузок. Стрессовые ситуации, создаваемые на уроках подростками типа Вовы, конечно же, выводят учителя из равновесия и могут блокировать на какое-то время способность к рациональному анализу ситуации.

Не менее важно для конструктивного выхода из конфликта и то, какие взаимоотношения сложились у педагогов с родителями подростка. Записи в дневнике и вызовы родителей в школу — не лучшие приемы налаживания контактов с родителями. И в данном случае, как видим, они не принесли поддержки педагогам.

Самое главное упущение в поисках выхода из сложившейся ситуации — проведение педагогического совета, оказавшегося неэффективным. Целесообразно ли было вообще выносить обсуждение вопроса на педсовет? Вероятно, да. Если отдельным учителям порой не удается обуздать собственные эмоции и перевести конфликт в план рационального анализа, то коллективу педагогов это вполне по силам. Именно такого рода поддержка и была необходима учителям — участникам конфликта и самому подростку. На деле же педсовет превратился в суд над Вовой, была выбрана не выигрышная для отношений с подростком стратегия поведения — принуждение, наказание, санкционирование норм взаимоотношений. Конфликт усугубился.

      Конкретной формулы решения школьных конфликтов нет. Я вижу основной способ решения этой проблемы в сотрудничестве. Способ сотрудничества – это процесс. Он состоит из ряда последовательных взаимодействий, многие из которых не могут быть пропущены. При использовании этого способа учитель и ученик голова к голове, ищут возможные решения, которые могут сработать, а затем приходят к соглашению о том, какие из них в наибольшей степени позволяют удовлетворить потребности обеих сторон

Техника применения способа сотрудничества.

Для реализации сотрудничества необходимо пройти шесть шагов:

  • определение проблемы;
  • выработка возможных решений;
  • оценка решений;
  • выбор лучшего решения;
  • определение, каким образом будет выполняться решение;
  • оценка, насколько полно выбранное решение решает проблему.

Пути решения данного конфликта – переход с эмоционального уровня конфликта на уровень конструктивного взаимодействия, рационального анализа ситуации со всеми участниками данного конфликта.

Индивидуальная работа с подростком:

  1. Беседа о сложившейся ситуации с применением методов активного и эмпатийного слушания, оказание поддержки, демонстрация безоценочного отношения педагога к поведению подростка и уважения к его позиции;
  2. Выявление точек соприкосновения в конфликте, нахождение тех позиций, с которыми согласны обе конфликтующие стороны: подросток и педагоги, определение общих целей (например, необходимость закончить школьное обучение, выбрать профессию).
  3. Определение совместного плана действий по преодолению конфликтной ситуации и достижения общей цели (применение 6 шагов реализации стиля сотрудничества), обсуждение различных вариантов самореализации подростка, которые помогут преодолеть ощущение собственной неполноценности.

Работа с педагогами:

  1. Разъяснение изначальных причин возникшего конфликта (ситуации, в которой оказался подросток), осознание собственных непродуктивных позиций в конфликте (высказывание прямых негативных оценок / /позиция «обвинителя»/, жалобы и самообвинения /позиция «жертвы»/, попытки отстранённо-рационально объяснить поведение подростка /позиция «компьютер»/) с целью нивелирования отрицательных эмоций педагогов, оказавшихся его участниками.

Упражнение

Как мы ведем себя в конфликтах?

 Сядьте поудобнее, закройте глаза. Вспомните какой-нибудь из конфликтов, который Вы недавно пережили. Желательно вспомнить ситуацию как можно более полно увидьте всех участников конфликта, их позы, расположение друг относительно друга. Услышьте то, что они говорят — слова, интонации, громкость и тембр их голосов.

Теперь увидьте себя в этой ситуации: где Вы стояли, что делали, услышьте свои слова, почувствуйте свое тело и вспомните те ощущения, которые были у Вас в тот момент. Говорили ли Вы о своих чувствах? Если нет, то что вы говорили и делали? Можете ли Вы сейчас осознать сформулировать для себя те чувства, которые Вы тогда испытывали? Назвать их коротко, одним словом? Если можете, сделайте это сейчас, скажите себе самому о своих чувствах.

  1. Изменение отношения к конфликтной ситуации, в частности обучение технике  Я – высказывания.

Я – высказывание – это:

- Способ вербального выражения чувств, возникающих в напряжённых ситуациях.

- Конструктивная альтернатива Ты - высказыванию, которое традиционно используется в конфликтах через выражение негативной оценки в адрес другого, при этом ответственность за ситуацию перекладывается на этого другого.        

- Способ обозначения проблемы для себя и при этом осознания своей собственной ответственности за ее решение.

Схема Я - высказывания

Я - высказывание включает в себя не только называние чувств, но и указывает
на те условия и причины, которые вызвали их. Схема «Я - высказывания»
таким образом, такова:        

1.Описание ситуации, вызвавшей напряжение:

  • Когда я вижу, что ты...        
  • Когда это происходит...
  • Когда я сталкиваюсь с тем, что...

2.Точное называние своего чувства в этой ситуации:

  • Я чувствую...(раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.).
  • Я не знаю, как реагировать...
  • У меня возникает проблема...

3.Называние причин:

  • Потому что...
  • В связи с тем, что…                ;

По этой  схеме попробуйте сформулировать Я - высказывание в такой ситуации:

Вы — немолодой учитель, получивший традиционное воспитание, вам не очень нравятся нравы нынешнего поколения учителей, их взаимоотношения с учениками и друг с другом. В свою очередь, и молодые учителя не очень-то уважительно относятся к Вам. Вам хотелось выразить им свои чувства по этому поводу.

  1. Рекомендации по формированию уверенности в себе у подростка с помощью психологической поддержки, т.е. знаков внимания, оказанных человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанных в форме прямого речевого высказывания. Основой такой поддержки всегда является безусловное принятие другого и опора на сильные стороны его личности. Данному подростку важно оказывать все виды знаков внимания по любому, даже незначительному поводу, а также отмечать любые проявления произвольности, внутреннего контроля за поведением.

Работа с родителями:

  • Разъяснение особенностей сложившейся конфликтной ситуации и протестных реакций подростка.
  • Рекомендации по общению с подростком, оказанию ему психологической поддержки в сложившейся ситуации.

Заключение. Итак, мы с вами проделали сегодня очень большую работу. Мы узнали, что означает понятие конфликт, разобрались, что конфликты встречаются повсюду и что жизнь без конфликтов практически невозможна. Жизнь без конфликтов – застойная, в ней нет развития, так как только в конфликте люди пытаются решить проблему новыми, оригинальными способами, за счет чего идет процесс развития. Так же мы узнали, что очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт или нет. В заключении проведем тест «Умеете ли вы держать себя в руках в конфликтных ситуациях» и тест К. Томаса  «Стили разрешения конфликтов».

«Умеете ли вы держать себя в руках в конфликтных ситуациях»

Одни люди не в состоянии оставаться спокойными во время ссоры, другие же способны сохранять душевное равновесие даже в момент наивысшего накала страстей. Умеете ли вы справляться с конфликтными ситуациями?

1. Можете ли вы в приступе ярости разбить посуду?

А. Да, это возможно.
Б. Ну, если меня спровоцировать, то безусловно.
В. Нет, это только ухудшит ситуацию, да и посуду жалко.

2. Дискуссии, в которых участники придерживаются разных мнений...

А. Не нужны.
Б. К сожалению, необходимы.
В. Ничего не дают.

3. Двое друзей (подруг) начали горячую дискуссию.

А. Буду держаться в стороне.
Б. Меня это развлечет.
В. Попробую быть посредником.

4. Что вы думаете по поводу изречения “Всегда уступает тот, кто умнее”?

А. Глупости – отговорка не для умных, а для слабых.
Б. Подобная тактика способна сохранить много нервных клеток.
В. Перед тем как уступить, нужно все хорошенько обдумать.

5. Ваш (а) друг (подруга) несколько дней сильно раздражен (а).

А. Спрошу, что случилось.
Б. Попрошу его (её) быть сдержанным (ой).
В. Буду избегать общения с ним (ней).

6. За соседним столиком в кафе кто-то делает бестактные замечания по вашему поводу.

А. Дам отпор.
Б. Я пересяду за другой столик,
В. Меня это не волнует.

Результаты. Подсчитайте количество баллов, пользуясь таблицей.

 

1

2

3

4

5

6

А

1

3

1

1

2

2

Б

3

2

3

2

1

3

В

2

1

2

3

3

1

6-9 баллов

Вы придаете большое значение гармонии отношений и поэтому стараетесь возникающие конфликты разрешать мирным путем. К сожалению, это не всегда возможно. Иногда, чтобы разрядить атмосферу, необходима “гроза”.

10-14 баллов

Вы никогда не поддаетесь на провокацию, и поэтому вас практически невозможно вывести из себя. Прежде чем начинать спор, вы всегда пытаетесь оценить ситуацию. Если начинается ссора, вы сохраняете завидное хладнокровие.

15-18 баллов

В любой ситуации для вас прежде всего важна ясность. И ее вы будете добиваться любой ценой, иногда даже через конфликт. И, конечно же, иногда вы бываете чересчур эмоциональны.

«Стили разрешения конфликтов».

Инструкция: Выберите вариант ответа, соответствующий вашему обычному поведению в конфликтной ситуации.

  1.   а) Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность в решении сложного вопроса.

б) Вместо того чтобы обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.

 

  1.   а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

            б) Я пытаюсь уладить дело с учетом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

  1.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего

б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

  1.   а) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

            б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

  1.   а) Улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого человека.

            б) Я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1.   а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

б) Я стараюсь добиться своего.

  1.   а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

     б) Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.

  1.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

б) Я первым делом стараюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

  1.   а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

  1.  а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

            б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

  1.   а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

             б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

  1.   а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

  б) Я даю другому возможность в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу.

  1.   а) Я предлагаю среднюю позицию.

             б) Я настаиваю, чтобы все было сделано по-моему.

  1.   а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

             б) Я пытаюсь доказать другому логику и преимущество моих взглядов.

  1.   а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

             б) Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряжения.

  1.   а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

             б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

  1.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

  б) Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.

  1.   а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  б) Я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу.

  1.   а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

  б) Я стараюсь отложить спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

 

  1.   а) Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.

  б) Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

  1.   а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

             б)Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

  1.   а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посередине между моей и позицией другого человека.

  б) Я отстаиваю свою позицию.

  1.   а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

  б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

  1.   а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

             б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

  1.   а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

  б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

  1.   а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

              б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

  1.   а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

             б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.

  1.   а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

             б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

  1.   а) Я предлагаю среднюю позицию.

             б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

  1.   а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

             б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

Ключ опросника

№ п/п

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

a

б

2

б

a

3

a

б

4

a

б

5

a

б

6

б

a

7

б

a

8

a

б

9

б

a

10

a

б

11

a

б

12

б

a

13

б

a

14

б

a

15

б

a

16

б

a

17

a

б

18

б

a

19

a

б

20

a

б

21

б

a

22

б

a

23

a

б

24

б

a

25

a

б

26

б

a

27

a

б

28

a

б

29

б

30

б

a


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Формула решения школьных конфликтов"

Цель мастер-класса-  ознакомление с технологией педагогического разрешения конфликта. Это технология конструктивного устранения противоречий в отношениях между субъектами. Критерий правильного ра...

Разработка классного часа "Формула решения школьного конфликта"

Данную разработку можно использовать для классного часа для учащихся 5-6 классов....

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"

Сценарий мастер-класса по теме "Формула решения школьных конфликтов"...

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"

Психолого - педагогическая ситуация "Формула решения школьных конфликтов"...

Формула решения школьных конфликтов

Процесс образования, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Для школы характерны разного рода конфликты. Педагогическая среда представляет собой совокупность всех видов целен...

методическая разработка классного часа " Формула решения школьных конфликтов"

 Воспитательный процесс в школе не исключает возможности возникновения конфликтных ситуаций. Частым является конфликт типа «ученик-ученик». Для классного руководителя важен мом...