Программа профилактической направленности "Линия жизни"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Формирование здорового образа жизни у школьника - это главное, на чём необходимо сосредоточить все наши усилия. Необходимо поставить барьер распространению наркотиков и активно заняться формированием образовательной среды, способствующей становлению антинаркотически устойчивой личности учащихся. Опыт работы убеждает, что эффект усиливается, если первичную профилактику начинать с раннего возраста, используя различные методики воспитательного и оздоровительного плана.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Сохранение физического, нравственного и психического здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любой образовательной организации.
Актуальность темы оздоровления подрастающего поколения подтверждаю статистики. Мы понимаем приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений среди школьников. Поэтому в нашей школе данной работе уделяется большое внимание, поэтому нами разработана программа профилактики «Линия жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_liniya_zhizni.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
2016 год
Пояснительная записка
Формирование здорового образа жизни у школьника - это главное, на чём необходимо сосредоточить все наши усилия. Необходимо поставить барьер распространению наркотиков и активно заняться формированием образовательной среды, способствующей становлению антинаркотически устойчивой личности учащихся. Опыт работы убеждает, что эффект усиливается, если первичную профилактику начинать с раннего возраста, используя различные методики воспитательного и оздоровительного плана.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. В ряду приоритетных ценностей человека здоровью безоговорочно отводится первостепенное значение. В последнее десятилетие для России употребление несовершеннолетними и молодежью алкоголя, наркотических и других психоактивных веществ превратилось в проблему, представляющую угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.
Сохранение физического, нравственного и психического здоровья, в соответствии с заявленными государственными приоритетами, является одной из главных задач любой образовательной организации.
Актуальность темы оздоровления подрастающего поколения подтверждаю статистики. Мы понимаем приоритетность мер по профилактике наркомании и правонарушений среди школьников. Поэтому в нашей школе данной работе уделяется большое внимание, поэтому нами разработана программа профилактики «Линия жизни»
Не каждый знает, что современная научная профилактика формировалась на протяжении ста лет и прошла несколько стадий развития — от запугивания до информирования. Примерно 20 лет назад произошло серьезное изменение парадигмы профилактики. Вместо анализа негатива факторов риска профилактика обратилась к позитиву, сформировав новое понятие — «защитные факторы», препятствующие употреблению ПАВ (психоактивных веществ) детьми. Уменьшение количества факторов риска и воспитание личностной гибкости (усиление защитных факторов) — наиболее современный подход к профилактике.
Многие подростки, живущие в среде, наполненной разнообразными рисками, обладают, тем не менее определенной внутренней сопротивляемостью плохому. Она позволяет им избежать употребления ПАВ. А для того, чтобы быть эффективной, профилактическая программа должна «работать» с потенциальными мотивами употребления ПАВ и обеспечить учащихся необходимыми навыками сопротивления социальному давлению. И как следствие этой работы — сокращение спроса на ПАВ у населения в целом, а особенно среди подрастающего поколения.
Данная программа основана на концепции, которую можно без труда объяснить детям, учитывая их возрастные особенности. Стержневым понятием является понятие «единого целого», Т. е. здоровье следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из частей, обязательно влияет на все остальные части целого. Каждую составную часть необходимо рассматривать в контексте понятия «здоровье в целом».
В целом важен каждый из аспектов здоровья. Каждый аспект влияет на все остальные. Каждый аспект освещается в данной учебной программе с целью довести до детей и подростков принципы здорового образа жизни. Здоровье — это состояние полного физического, умственного, социального, личностного, духовного, эмоционального и интеллектуального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.
Основная цель программы:
Создание условий для формирования у обучающихся полезных навыков здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров.
Задачи программы:
- создание условий, препятствующих распространению и употреблению психоактивных веществ;
- развитие единой информационной сети по профилактике наркомании;
- совершенствование системы профилактических мероприятий и антинаркотической пропаганды;
- укрепление эффективных взаимоотношений с наркологическим диспансером, правоохранительными органами, Сызранским МРО УФСКН России по Самарской области, занимающимися данной проблемой;
- проводить комплексные оперативно- профилактические мероприятия направленные на предупреждение злоупотребления психоактивных веществ среди детей и подростков;
- усилить роль дополнительного образования, обеспечить максимальных охват детей и подростков «группы риска» организованными формами занятости и летнего отдыха;
- вводить в учебные программы, уроки общеобразовательного цикла материал по антинаркотическому просвещению и пропаганде здорового образа жизни;
- оказывать помощь в реабилитации лиц склонных к табакокурению и употреблению алкогольных напитков;
- сформировать у школьников конструктивные навыки взаимодействия: умение безопасно и эффективно общаться, умение понимать и выражать свои чувства, умение противостоять давлению окружающих;
- способствовать выработки у школьников защитных качеств: уверенности в себе, честности и открытости;
- способствовать выработки навыков: умение принимать решение, умение преодолевать кризисные ситуации;
- сформировать у обучающихся умения и навыки, позволяющие снизить риск приобщения к спиртным напиткам, наркотикам, курению;
- стимулировать процесс избавления от вредных привычек среди курящих школьников;
- формировать и развивать чувства ответственности за свое здоровее и здоровье окружающих людей.
Название программы «Линия жизни» отражает ее основную идею — формирование гармонично развитой, жизненно компетентной и здоровой личности. Программа сопровождает процесс становления и развития личности школьника и охватывает возраст от шести до 18 лет. Срок действия программы 2 года.
В школе ежегодно проводятся мероприятия профилактической направленности. Прежде всего, это пропаганда здорового образа жизни.
В образовательном учреждении работают 6 спортивных секций, в которых занимаются 49,4% школьников. Обучающиеся ежегодно принимают участие в городских, окружных и областных спортивных соревнованиях и нередко становятся их победителями и призерами.
Также в работе с обучающимися и их родителями педагогами школы применяются следующие формы работы: классные и индивидуальные беседы, мероприятия просветительского характера для родителей (собрания, индивидуальные беседы, семинары); массовые спортивные мероприятия; конкурсы, устные журналы, вечера вопросов и ответов, дискуссии, тренинги, массовые акции (фестивали, дни и декады здоровья, месячники, социальная реклама).
Профилактическая работа ведется, основываясь на следующие принципы:
а) долгосрочность и непрерывность. Профилактика - это процесс, который неразрывно связан с воспитанием, предполагающим не только формирование тех или иных черт личности, но и коррекцию деструктивного поведения, ориентир на осознанное изменение его. А такие процессы происходят не сразу, поэтому мероприятия, не соединенные воедино, скорее всего не принесут сколько-нибудь ощутимого отсроченного личностного и социального эффекта, а лишь сиюминутный результат;
б) адресность. При подготовке мероприятий необходимо учитывать то, на какую целевую группу они направлены, и, исходя из этого, избирать те или иные формы и методы их проведения, а также степень информирования. Если информация превышает пределы информационного запроса группы, можно спровоцировать нездоровый интерес к предмету разговора. Необходимо понимать, что ты говоришь, кому, зачем и почему ты говоришь это именно сейчас;
в) профессионализм и своевременность;
г) доступность (подача материалов с учетом возможностей и особенностей восприятия целевой группы). Например, адресуя профилактические мероприятия подросткам, необходимо учитывать их психофизиологические возрастные особенности, а также принадлежность их к той или иной субкультуре;
д) последовательность. Для реализации программы предусмотрен ряд этапов, которые будут сменять друг друга в определенной последовательности.
Этапы реализации программы
Целевые группы
План мероприятий формируется на основе настоящей Программы, также допускается возможность рассмотрения и включения новых мероприятий, предложенных участниками образовательного процесса.
Настоящая Программа позволит создать единую систему взаимодействия педагогов, врачей, родителей и обучающихся.
План мероприятий на каждом этапе
- Анализ ситуации
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
1 | Определение степени вовлеченности контингента в проблему. Анализ социального паспорта ГБОУ гимназии г. Сызрани. | 2 полугодие 2015-2016 уч.г. | Зам. директора по УВР |
2 | Анализ уровня воспитанности (по П.В. Степанову) | Январь 2016 г. | Зам. директора по УВР |
3 | Анкетирование обучающихся с целью выявления степени подверженности влиянию | Апрель 2016 г. | Кл. руководители |
- Анализ уровня информированности и «готовности» целевой группы
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
1 | Анализ уровня воспитанности (по П.В. Степанову) | Май 2016 г. | Зам. директора по УВР |
2 | Анализ межличностных отношений в классных коллективах с целью выявления лидеров, антилидеров и аутсайдеров | Май 2016 г. | Зам. директора по УВР |
- Предоставление услуг, исходя из результатов анализа
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный | ||
Педагоги | |||||
1 | Семинар «Современные технологии профилактической работы» - Освоение технологий проведения индивидуальной профилактической работы (индивидуальная профилактическая беседа). - Освоение технологий организации групповой работы (групповая дискуссия) по вопросам профилактики. - Освоение психологических технологий | Сентябрь 2016 г. | Зам. директора по УВР | ||
2 | Формирование технологического потенциала профилактической деятельности в образовательной среде: - Разработка профилактического мероприятия. - Освоение интерактивных форм работы с обучающимися и родителями. | Октябрь 2016 г. | Классные руководители | ||
3 | Семинар «Молодежные субкультуры» | Декабрь 2016 г. | Зам. директора по УВР | ||
Родители | |||||
1 | Просвещение родителей - Предоставление неспецифической информации членам семьи (знания в отношении детей, себя, о семейных отношениях, семейных мифах и стереотипах). - Предоставление специфической информации (специальные сведения о ПАВ, семейной патологии, конфликтных, дисфункциональных, асоциальных семьях и их проблемах). | В течение всего периода | Классные руководители 5-11 классов | ||
2 | Проведение родительских собраний по формированию позитивных коммуникаций в семье | В течение всего периода | Классные руководители | ||
3 | Родительское собрание «Молодежные субкультуры» | Апрель 2016 г. | Классные руководители 5-11 классов | ||
4 | Родительское собрание «Спайсы: что, зачем и почему? Или «Дым смерти» | Октябрь 2016 г. | Классные руководители 5-11 классов | ||
Учащиеся | |||||
1 | Работа кружков, клубов, спортивных секций | В течение периода | Зам. директора по УВР | ||
2 | Организация лекций врачей городской поликлиники | В течение периода | Школьная медсестра | ||
3 | Встречи с инспектором ОПДН ОУУП и ПДН МУ МВД России «Сызранское» | В течение периода | Зам. директора по УВР | ||
4 | Организация досуга обучающихся во время каникул | В течение периода | Зам. директора по УВР, классные руководители | ||
5 | Вовлечение в кружки, секции, привлечение к подготовке школьных мероприятий детей «группы риска», установление их контактов | В течение периода | Классные руководители | ||
6 | Мероприятия, направленные на снижение уровня дезадаптации | В течение периода | Классные руководители 1,5,10 классов | ||
9 | Совместная работа с социальными партнёрами | В течение периода | Зам. директора по УВР, Классные руководители | ||
Значимое окружение обучающихся | |||||
1 | Волонтерская деятельность | В течение периода | Зам. директора по УВР | ||
2 | Участие в школьных мероприятиях | В течение периода | Зам. директора по УВР, Классные руководители |
- Формирование мотивации, ориентированной на здоровый образ жизни
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный | |
Педагоги | ||||
1 | Проведение конкурса на лучшую разработку урока и внеклассного мероприятия, направленного на формирование осознанного отношения учащихся к ЗОЖ | Февраль 2016 г. | Зам. директора по УВР | |
2 | Совместные спортивные соревнования обучающихся и педагогов | Апрель 2016 г. | Учителя физкультуры | |
Родители | ||||
1 | Работа с родителями по формированию адекватности детско-родительских отношений | В течение периода | Классные руководители | |
2 | Совместные спортивные соревнования обучающихся и родителей, походы | Осень, весна | Классные руководители | |
Обучающиеся | ||||
1 | Проведение классных часов с целью формирования специальных знаний, отношений и установок (о ПАВ). | В течение периода | Классные руководители | |
2 | Проведение классных часов с целью формирования общих знаний, отношений и установок (о здоровье, самих себе, об окружающих) | В течение периода | Классные руководители | |
3 | Формирование актива и волонтерская деятельность | Сентябрь В течение периода | Классные руководители | |
4 | Проведение школьных соревнований | В течение периода | Учителя физкультуры | |
5 | Организация концертов, выставок декоративно-прикладного творчества | В течение периода | Зам. директора по УВР Руководители кружков, Классные руководители | |
6 | Показ рекламных видеороликов, пропагандирующих различные виды спорта и рассказывающих о выдающихся спортсменах | В течение периода | Классные руководители | |
7 | Участие в городских соревнованиях, конкурсах, выставках | В течение периода | Классные руководители, учителя физкультуры | |
8 | Консультирование и мотивирование для совместной работы лидеров подростково–молодежной среды, в которой общаются обучающиеся школы | В течение периода | Зам. директора по УВР | |
9 | Проведение акции «Мы выбираем будущее» | Апрель 2016 г. | Зам. директора по УВР Классные руководители | |
13 | Проведение конкурса «Ученик года» | Ноябрь 2016 г. | Зам. директора по УВР | |
Значимое окружение обучающихся | ||||
1 | Участие в школьных мероприятиях | В течение периода | Классные руководители |
- Анализ ситуации
№ п/п | Мероприятия | Дата проведения | Ответственный |
1 | Мониторинг программной профилактической деятельности. | Декабрь 2016 г. | Зам. директора по УВР |
Схема управления Программой
Кадровое обеспечение
Директор:
- осуществление общего руководства и контроля по реализации Программы.
Заместители директора по учебно-воспитательной работе:
- Анализ ситуации и внесение коррективов.
- Подготовка и издание методических рекомендаций.
- Координация реализации программы.
- Организация воспитательной работы и дополнительного образования в школе.
- Проведение семинаров, консультаций.
- Психолого-педагогическое сопровождение программы.
- Подготовка и издание методических рекомендаций.
Учителя:
- Освоение и внедрение профилактических технологий в учебно-воспитательном процессе.
Классные руководители:
- Проведение классных часов, родительских собраний.
- Сотрудничество в области профилактической работы со специалистами.
- Установление контактов обучающихся.
- Проведение КТД.
- Организация работы волонтеров.
- Профилактика вредных привычек.
- Сотрудничество с инспектором КДН.
- Привлечение детей «группы риска» к занятиям в кружках, клубах, секциях.
Школьный врач:
- Диагностика состояния здоровья обучающихся.
- Оказание медицинской помощи обучающимся и педагогам школы.
Специалисты, сотрудничающие со школой в области профилактической работы:
- Оказание профессиональной помощи обучающимся, родителям, педагогам.
- Проведение консультаций, тренингов.
- Участие в мероприятиях школы.
Социальные партнеры гимназии
Ожидаемые результаты
- Воспитание и развитие у подростков потребностей в здоровом образе жизни.
- Обучающиеся должны знать:
- что представляют собой здоровье (его основные аспекты и компоненты), факторы риска, здоровый жизненный стиль;
- о референтных группах, социальных влияниях, оказываемых на человека различными агентами влияния;
- способы бесконфликтного отстаивания собственной позиции, необходимые личностные ресурсы;
- о психо-активных веществах, последствиях их употребления и злоупотребления;
- об административной и уголовной ответственности за поведение, связанное с распространением наркотических веществ,
- Обучающиеся должны уметь:
- отстаивать собственный выбор в вопросах поддержания здорового жизненного стиля;
- критически воспринимать рекламу, пропагандирующую алкоголь, табак, и людей, предлагающих наркотики.
- Развитие социального партнерства в рамках реализации Программы.
Оценка эффективности Программы
Эффективность программы оценивается по количественным и качественным показателям:
- повышение уровня квалификации педагогов;
- оценка качества материалов, подготовленных в ходе реализации Программы;
- результаты тестирований;
- повышение уровня знаний родителей по формированию адекватности детско- родительских отношений;
- повышение готовности всех участников образовательного процесса участвовать в мероприятиях, направленных на сохранение здоровья;
- мероприятия Программы являются событием для их участников;
- повышение уровня мотивации обучающихся в отношении здоровьесбережения;
расширение круга социальных партнеров;
- тенденция снижения количества правонарушений, совершенных школьниками, и количества обучающихся, состоящих на внутришкольном профилактическом учете, на учете ОПДН ОУУП и ПДН и КДН и ЗП;
- количество работающих волонтеров.
Используемая литература
- Антинаркотическая профилактическая работа с несовершеннолетними групп социального риска: руководство для специалистов соц. Практики/Н.В. Вострокнутов; Министерство образования и науки Рос. Федерации.- М.: московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004 – 182 с.
- Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад / (Ф.Э. Шереги, С.Б. Зайцев). – М.: Моск. Гор. Фонд поддержки шк. Книгоиздания, 2003. – 120 с. – (Серия в помощь образовательному учреждению: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / М-во образования и науки Рос. Федерации).
- Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1999. – 944 стр.
- Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога.- М., Издательство центр «Академия»,2001.-160с.
- Гайнер М.Л. Старшеклассникам о праве.- М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-72с.
- Краковский К., Романенко Н. Паспорт молодого гражданина. Издательство «Дизайн –Арт», Ростов.,1996.-97с.
- Смирнов В. Наркомания-знак беды. М.: Знание. 2000г.
8. Минияров В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект). М., 2000.
9. Крыжановсная Л.M. Психология семьи: проблемы психолого-педагогической реабилитации. М., 2005.
10. Спивахоесная А.С. Детско-родительские отношения. СПб., 2005.
11. Психологические проблемы современной российской семьи: Материалы научно-практической конференции. М., 2005.
12. Руководство по профилактике злоупотребления ПАВ несовершеннолетними и молодежью / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной и Л.С.Шпилени. СПб., 2003.
13.Сирота Н.А., Ялтонсний В.М. Эффективные программы профилактики зависимостей от наркотиков и других форм зависимого поведения. М., 2004.
14. Родионов В.А. II Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2004. №3.
15. Петракова Т.Н. Руководство по профилактике наркомании среди детей и подростков. М., 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классные часы по программе профилактической работы «Я выбираю!»
Программа профилактической работы «Я выбираю!»1 класс У воспитанных ребят все дела идут на лад!2 класс Необычное путешествие по школе3 класс Как избеж...
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ЗВЕНА ШКОЛЫ «ПУТЬ К УСПЕХУ
Программа предназначена для реализации четвертого этапа первичной профилактики согласно Концепции и проводится классным руководителем с привлечением необходимых специалистов школы....
Программа профилактической работы в рамках системы ППМС-поддержки обучающихся с ОВЗ.
Содержание образовательного процесса в нашей школе — это сложная система деятельности (общая, творческая, гражданская) учителей, воспитателей и воспитанников, направляемых педагог...
Профилактическая программа " Я выбираю жизнь"
Профилактическая психолого-педагогическая программа...
Профилактическая программа «Семья – источник жизни»
Данная программа имеет практическую значимость и направлена на изучение детьми родословной своей семьи, способствует укреплению духовных ценностей, повышает культурный уровень. Актуальность программы ...
ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».
Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...
Программа профилактической и коррекционной работы среди учащихся с самоповреждающим и анвитальным поведением "Маяк жизни"
Программа разработана для проведения профилактической и коррекционной работы с учащимися ОУ по выявлению и коррекции у учащихся самоповреждающего и анвитального поведения. Профилактика и выявление рис...