Мы и толерантность.
план-конспект занятия (7 класс)

Кухаренко Валерия Валерьевна

Необходимо способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать терпимость к различиям между людьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_i_tolerantnost.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Мы и толерантность»

Класс: 7

Цель: формирование у школьников активной жизненной позиции, уважение к людям, отличных от них, веры в собственные силы, готовности помочь ближнему, воспитание толерантного отношения к личностным особенностям людей.

Задачи:

  1.  Воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов; воспитывать интернационализм, коммуникативную культуру общении и взаимопонимание.
  1. Способствовать развитию у обучающихся самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле. Развивать терпимость к различиям между людьми.

      3.Развивать информационную, коммуникационную, личностную компетентность.

Оборудование: ИКТ, ватман, фломастеры, карандаши, скотч, маленькие листочки, ручки.

Ход занятия:

  1. Организационная часть (1 слайд) – 5 минут

(Дети входят и садятся в круг на стулья)

- Я рада приветствовать вас, мы начинаем нашу встречу, надеюсь, что у нас сегодня все получится. Для начала надо представиться, ведь у нас сегодня гости…

А) «Звали, зовут, будут звать..» - записывают на листочках, затем двое приклеивают их на доску

- Почему мы должны друг друга называть по именам?

Вывод: Нам хочется, чтобы к нам относились уважительно, называли нас ласково по именам, но для этого надо и самим понимать людей, чувствовать их настроение, стараться никого не обижать.

Б) «Аплодисменты»

Мы аплодируем тем, кто встает и к кому подходит высказывание…

– русый цвет волос; – родился зимой;

– в имени есть буква А; – любит мороженое;

- играет в футбол; - занимается спортом;

- кто живет в городе Таганрог?

- умеет танцевать; - умеет вышивать?

- кто живет в микрорайоне Северный?

- у кого есть младшие братья и сестры?

- кто хочет учиться лучше, чем сейчас?

- кто учится в 7 классе МОБУ лицея №33?

- Почему не всегда вставали?

Вывод: Все мы разные, но все мы вместе, находимся в одном коллективе, ведь что-то нас объединяет.

  1. Деление на группы, определение темы и цели урока - 4 минуты (собрать пазлы) – 2 слайд

(Англия) Готовность и способность без протеста воспринимать личность = 5:

 (Франция) Уважение свободы другого и его мнения = 4:

 (Россия)  Уметь терпеть, мириться с чужим мнением = 5:

 (Китай) Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других = 4:

- Что получилось? 

- Что помогло в выполнении этого задания?

- А что это за высказывания? К чему они относятся? (Толерантность – значение слова на разных языках) 

- (А если перевернуть листы, что получится?) Все мы разные, но все мы вместе – восстановите запись.

- Каким образом между собой связаны ТОЛЕРАНТНОСТЬ И ВСЕ МЫ РАЗНЫЕ, НО ВСЕ МЫ ВМЕСТЕ, каким местоимением можно заменить? Какова тема?

- О чем мы сегодня будем говорить?

Сегодня мы говорим о таком необходимом качестве человеческой души – Мы и толерантность, продолжаем наш разговор.

Цель: Все мы живём в обществе, вокруг нас находятся люди и мы должны научиться жить в мире и согласии. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царил покой, мир, уважение и взаимопонимание. Что же для этого нужно, мы с вами сегодня и попробуем определить.

4. Правила работы в группах – 1 минута

5. Основная часть  - 25 минут

А) Толерантная и Интолерантная личность – 3 минуты (работа с интерактивной доской)

Уважение мнения других,  доброжелательность, нетерпимость, желание что-либо делать вместе, раздражительность, понимание и принятие, чуткость, любознательность, цинизм, снисходительность, доверие, гуманизм, непонимание, игнорирование, эгоизм, выражение пренебрежения, равнодушие, немотивированная агрессивность, сострадание, прощение, сотрудничество, уважение человеческого достоинства, уважение прав других, принятие

 другого таким, какой он есть

Б) Притча «Ладная семья» (слайд № 2) – 3 слайд - 7 минут

- А что, действительно, нужно и почему? Попробуют ответить

Прослушайте притчу, и вы всё поймёте.

«Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семей на свете. Но дело в том, что была эта семья особая – мир и лад царили в этой семье. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки государства. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семейства: расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

Любовь

Прощение

Терпение

И в конце листа: 100 раз любовь, 100 раз прощение, 100 раз терпение. Прочёл владыка, почесал за ухом и спросил: «И всё?». «Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И мира тоже».

Сказка «Мудрецы и слон»

Наш класс – это тоже единое целое, а каждый ученик в нём – пазл, составляющая, без которой нет единения. Каждый по-своему важен и нужен. Но мы все разные. Может ли один человек сказать, какой я?

«Давным-давно в маленьком городке жили-были 6 слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. И захотели они его увидеть. Но как?

– Я знаю, – сказал одни мудрец, – мы ощупаем его.

– Хорошая идея, – сказали другие, – тогда мы будем знать, какой он.

Итак, 6 человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед и назад.

– Слон похож на веер, – закричал первый мудрец.

Второй потрогал ноги слова.

– Он похож на дерево, – воскликнул он.

– Вы оба неправы, – сказал третий, он похож на верёвку. Он ощупывал хвост.

– Слон похож на копьё! – закричал четвёртый.

– Нет, нет, – закричал пятый, – слон как высокая стена!

Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец дёргал слоновий хобот. «Вы все неправы, – сказал он, – слон похож на змею!»

– Нет, на верёвку.

– На змею!

– Стена!

– Вы ошибаетесь!

– Нет, я прав!

Шестеро слепых мудрецов кричали друг на друга целый час. Но они так и не узнали, как выглядит слон.

- О чём эта сказка? Почему они так и не узнали, какой слон?

У каждого человека есть свое мнение на происходящее вокруг. Одну и ту же вещь или ситуацию все видят по-разному.

- ПРАВИЛА ТОЛЕРАТНОГО ОБЩЕНИЯ: ВЕРТУШКА (в течение минуты разрабатывают правила, затем по часовой стрелке передают следующей группе, так, пока не вернется листок, выводы в буклет)

Выводы:  правила толерантного общения:

1) Уважай собеседника.

2) Старайся понять то, о чем говорят другие.

3) Отстаивай свое мнение тактично.

4) Будь справедливым, готовым принять правоту другого.

5) Стремись учитывать интересы других (работа в буклете)

6. Творческая работа «Дерево толерантности» – 3 минут

- Ученики на листочках бумаги, имеющих форму листа какого – либо дерева или «солнце толерантности» , пишут, что надо сделать, чтобы класс и школа  стали «Пространством толерантности», листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе. Учителя и ученики, читая надписи на листьях «Дерева толерантности», узнают о проблемах в своей школе и не забывают о «Дне толерантности».

7. Творческая работа: Упражнение «Эмблема толерантности» 7 минут

Описание: каждому участнику предлагается нарисовать свою эмблему толерантности, которая могла бы печататься на суперобложках, политических документах, национальных флагах. Процесс рисования занимает 5-7 минут. После завершения работы все участники представляют свои работы.

Психологический смысл: усвоение понятия «толерантность»; развитие фантазии, экспрессивных способов самовыражения.

ВЕРТУШКА – 4 эмблемы, переходит команда

 8. Индивидуальный оценочный лист – 2 минуты

9. Рефлексия – 2 минуты

Если вы ответили на вопросы, поставленные в начале занятия, то прикрепите, пожалуйста, желтую карточку, если вопросы остались, то синюю.

10.Вывод - 1 минута

- Итак, давайте будем с большей долей терпения, уважения, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в обществе, где царит мир и согласие, нам станет намного проще.

Пусть вашим главным правилом по жизни станет следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Толерантность - дорога к миру". Из опыта работы социального педагога: неделя проведения толерантности в школе.

Тема толерантности была выбрана не случайно: в современном обществе наблюдается активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов; нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которой, в сил...

Открытое занятие по толерантности.: «Путешествие по Стране Толерантности»

:  Дать детям представление о толерантности;                Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Открытое занятие по толерантности.Путешествие по Стране Толерантности»

Расширить и закрепить представление детей о доброте...

Толерантность в гармонии многообразия. Лики толерантности

Толерантность – снисхождение к другому Странное слово "лик". Что-то высокопарное, напоминающее о темных ликах святых. И одновременно что-то дразняще скрытное, где-то рядом с "личиной". Во всяком случа...

Урок толерантности в 8 кл. «Что такое толерантность?»

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.Цель: Познакомить учащихся с понятием  «толерантность», с  основными чертами толерантной и интолерантной ...

Классный час "Толерантность? Толерантность!"

Толерантность означает «уважение и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания,...