Родительское собрание
методическая разработка

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_vospitanie.docx45.66 КБ
Файл rod.sobr_.psihol_osob-ti_st-kov.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Самовоспитание старшего школьника. Воспитание сознательной дисциплины.

 «Вечно не стареющее детство души есть глубочайшая основа истинного самовоспитания».

                                                                                                        Константин Дмитриевич Ушинский.

Цели:

– дать рекомендации родителям по воспитанию правдивости у ребенка;

– познакомить родителей с методами воспитания у школьников сознательной дисциплины.

Участники: классный руководитель, родители учащихся, школьный психолог.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) выставка книг и журналов для родителей;

2) памятки для родителей «Кодекс истинного родителя»;

3) запись на доске темы собрания, размещение плакатов с пословицами и поговорками о воспитании:

• Один добрый пример лучше ста слов.

• Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно.

• Понуканье – не воспитанье.

• Воспитывай лаской, а не тоской.

План работы.

  1. Выступление классного руководителя о вопросах воспитания и самовоспитания.
  2. Выступление психлога о психологических особенностях старшеклассников.

Ход собрания.   I. Вступительное слово классного руководителя и выступление с докладом.

       Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать вас на общешкольном собрании, тема которого посвящена таким понятиям, как самовоспитание и дисциплина. Они знакомы нам с детства, но о том, что они являются предметом изучения педагогики, многие только догадываются.  А ведь их изучение помогает выявить закономерности и дать рекомендации к действию.

Самовоспитание – это определённый тип отношения, поступков, действий с точки зрения соответствия определённому идеалу. Многие исследователи считают, что наиболее благоприятным периодом развития потребностей самовоспитания является подростковый возраст. «Каким я должен быть?» - задаёт вопрос растущий человек. Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать самого себя.

Активная деятельность – основное условие формирования личности и её качеств. Побуждением к самовоспитанию должны быть, с одной стороны, чувство самокритичности, неудовлетворённости собой, стремления к новому. Но, с другой стороны, необходимая вера в себя и в помощь других, например семьи.

Проблема подростков заключается в том, что они далеко не всегда соизмеряют свою потребность к самостоятельности с реальными возможностями. Отсюда конфликты, отказ от осмысленного самовоспитания, что порой порождает подражание не лучшим образцам поведения.

На любом предприятии всегда ценен дисциплинированный работник. Сознательная дисциплина любого человека основывается на понимании им своего долга именно в повседневной работе, на осознании чувства ответственности за каждое свое слово и поступок перед окружающими.  

Некоторым взрослым кажется, что если ребенок вежлив, соблюдает правила хорошего тона, то его можно считать дисциплинированным. Однако случается, что взрослые делают этот вывод лишь по внешним, показным признакам. А в сущности, далеко не всякого ребенка, отличающегося послушанием и исполнительностью, можно назвать сознательно дисциплинированным человеком, то есть таким, у которого это качество стало как бы свойством характера. 

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова записано: «Дисциплина – обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу». Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный

Если обратиться за разъяснением смысла данного понятия к мнению авторов «Энциклопедического словаря», то можно прочитать, что дисциплина – это «определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации». 

На мой взгляд, интересна и точка зрения американского психиатра Росса Кэмпбелла, который считает, что «в области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка для того, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества».

Давайте поразмышляем над тем, что такое дисциплина, что она в себя включает.

        1. Любовь близких:  Родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах и т.д.;

Имея жизненный опыт:  отец и мать организуют просветительскую работу с детьми для того, чтобы их сын или дочь имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;

Родители обеспечивают ребенку возможность учиться;

 Их пример (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей;

 При помощи родителей моделируется ситуации поведения детей в различных местах;

 Обладая умением слушать, слышать и понимать ребенка, любящие и эмоционально уравновешенные родители создают благоприятную среду для нравственного развития детей, для формирования у ребенка доброго и заботливого отношения к людям.

Отсюда следует вывод: если у вас полная семья, хорошие супружеские отношения, и ребенок чувствует любовь близких, то можно предположить, что он будет добрым и отзывчивым, дисциплинированным, умеющим и желающим совершать высоконравственные поступки.

    2.   Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребенка. «Я очень довольна твоими успехами», говорит мама дочке. Это оценочное суждение направлено на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребенка. Существует много способов выразить ребенку свою положительную оценку. Это ласковый взгляд, поощрительный кивок головы, одобряющий жест, доброе слово, похвала, подарок и т.д. Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Это очень важно.  

         3.Наказание – это отрицательная оценка поведения ребенка в случае нарушения им норм поведения. Педагогический смысл наказания заключается в пробуждении угрызений совести, чувства неудовлетворенности своим поведением, что должно сопровождать всякое нарушение этических норм и правил. Существует немало способов демонстрации взрослыми своего отрицательного отношения к проступкам ребенка: холодный взгляд, нахмуренные брови, предостерегающий жест, гневное слово и т.д. Надо помнить, что часто родители используют авторитарные методы воздействия: приказы, нагоняи, придирки, ворчание, крики, брань, тем меньше это все оказывает влияние на поведение их детей. Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку.

Одним из качеств дисциплинированного ученика является правдивость и честность. 

Ложь  это намеренное введение в заблуждение другого человека или сокрытие правды.

  • Хвастовство и преувеличение – вид лжи, весьма характерный и для детей, и для взрослых. Мотив этой лжи очевиден – повысить свой социальный статус, завоевать признание и вызвать интерес у других людей, выглядеть в их глазах более важным, привлекательным, интересным. В преувеличении всегда присутствует доля правды, но правды приукрашенной. Дети (да и взрослые) способны сочинять истории гораздо более занимательные, чем те, что случаются с ними в реальной жизни.

Трудно удержаться от того, чтобы не развлечь компанию, если обладаешь прирожденным даром рассказчика. Большинство людей неизбежную в таких случаях ложь считают нормальным явлением. «Она же никому не приносит вреда…» Другие люди считают, что если ребенок или взрослый приучится все время сочинять, преувеличивать, то в конце концов станет врать и в серьезных делах, когда ложь не безобидна.

  • Стремление оградить свою личную жизнь от контроля родителей, чужого вмешательства – еще один распространенный мотив юношеской лжи.

Родителям и педагогам следовало бы научиться не задавать детям-подросткам вопросов, которые вынуждают их в ответ говорить неправду.

  • Еще один мотив лжи, возникающий обычно в подростковом возрасте – стремление бросить вызов власти родителей или педагога, доказать свое превосходство над ними. Удачная ложь, когда родители или педагог подозревают обман, но не могут ничего доказать, утверждает ребенка в сознании своей силы.

Иногда солгать не означает поступить неправильно, а правда, наоборот, может нанести вред. Не все с этим согласятся, но мы считаем, что хотя в большинстве случаев ложь наносит ущерб, бывают и исключения. Иной раз, только солгав, можно отвести беду от другого человека. Ложь порой способна оградить личную жизнь от чужой навязчивости. Ложь часто порождается чувством преданности людям, и в таком случае групповая солидарность явно побеждает моральное требование «быть честным». Подчас ложь произносится потому, что ее хотят услышать, и такая ложь может не приводить к вредным последствиям. Впрочем, бывают ситуации, когда так думает только сам лжец.

  • Иногда сказать правду – невежливо или жестоко. Порой просто необходима «ложь во спасение». 

Нередко дети лгут, чтобы избежать наказания, добиться или получить что-то, чего иначе не получишь; чтобы защитить себя или друзей от неприятностей, избежать стыда, не создавать неловкую ситуацию. Данные мотивы лжи наиболее распространены, судя по опросам родителей, учителей. Ни один из перечисленных мотивов не является исключительно детским, все они встречаются и у взрослых.

Разнообразны причины, по которым у отдельных детей склонность ко лжи развивается в большей степени. Причины коренятся либо в личности ребенка, либо в его окружении. Сл

Безусловно, ложь – это зло, она аморальна. Но некоторые родители полагают, что не следует придавать большое значение тому, что ребенок лжет. Ведь каждому в детстве случалось, мол, соврать, и не стоит ожидать иного от детей.

Такие родители, возможно, изменят свою точку зрения, если представят, что из их лживого ребенка вырастет преступник. Ложь может служить знаком надвигающейся беды.

Хроническая ложь требует повышенного внимания со стороны родителей и педагогов. Не следует ждать, что она пройдет как временное явление.

III. Психологические особенности старшеклассников. 

Период ранней юности

В период юности завершается подготовка к самостоятельной жизни человека, формирование ценностей, мировоззрения, выбор профессиональной деятельности и утверждение гражданской значимости личности. В результате и под воздействием этих социально-личностных факторов перестраивается вся система отношений подростка с окружающими его людьми и изменяется его отношение к самому себе. Из-за этой социальной позиции изменяется его отношение к школе, к общественно полезной деятельности и учёбе, устанавливается определённая взаимосвязь между интересами будущей профессии, учебными интересами и мотивами поведения.

Для юношеского периода физические данные уже не представляют той первостепенной важности как в предыдущем возрасте. Они не теряют своей актуальности, а как бы отходят на второй план. На первый план выходят внутренние качества.

Рост самосознания - это характерная особенность личности старшего школьника. Уровень самосознания определяет и уровень требования старших школьников к окружающим людям и к самим себе. Они становятся более критичными, предъявляют высокие требования к моральному облику взрослого и сверстника.

Особенно высокие требования учащиеся предъявляют к моральным, нравственным качествам одноклассников. Обнаружили и половые различия в оценке личностных качеств.

Подавляющее большинство девушек оценивают своих товарищей преимущественно по моральным свойствам. У юношей эта тенденция выражена менее ярко. Однако и у юношей по мере перехода из класса в класс количество таких оценок увеличивается.

В том же исследовании учащимся 8-х - 10-х классов предлагалось оценить в баллах ряд проявляющихся в поведении своих сверстников моральных качеств. Оказалось, что восьмиклассники в целом дают более высокие оценки, чем десятиклассники, это объясняется тем, что десятиклассники предъявляют более высокие требования к морально-волевым качествам. Учителя оценивают те же самые качества восьмиклассников на 0,2-0,3 балла ниже, а десятиклассники на 0,3-0,4 балла ниже. Это говорит о взрастающей в процессе формирования старшего школьника самокритичности. Для личности старшего школьника, как показывают исследования, самооценка имеет большую значимость, что говорит о высоком уровне самосознания.

В самооценке старшеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своих недостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себя и `вспыльчивость, `грубость, `эгоизм. Среди положительных черт наиболее часто встречаются такие самооценки: `верен в дружбе, `не подвожу друзей, `помогу в беде, то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установки контактов со сверстниками, или те, которые этому мешают ( вспыльчивость, грубость, эгоизм и т.д.)

Завышенная самооценка заметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Это проявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любой умственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами по определённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабо успевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.

Так же, как и завышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу. Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты и способности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.

Самооценка - это осознание собственной идентичности независимо от меняющихся условий среды. В основе самооценки лежит самосознание, так как на определённой ступени развития самосознание становиться самооценкой. Самосознание - это знание к себе, отношение к этому знанию и как результат отношение к себе и проявляется оно в виде самооценки.

Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское “Я” ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты. Которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении.

Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа “Я”, то есть целостного представления о самом себе. Образ “Я” (иногда его называют также “понятие “Я” или “я - концепция”) - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос “кто я такой?” подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: “Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и ещё могу сделать в жизни?”

Потребность в самоопределении побуждает старшего школьника систематизировать и обобщать свои знания о себе.

 Юноши и девушки стараются, стремятся глубже разобраться в своём характере и своих чувствах, в своих действиях и поступках, правильно оценивать свои особенности. Они часто просят учителей объяснить им: “как узнать свой характер, что бы правильно оценить его?”; “Может ли человек со слабым здоровьем иметь сильный характер?”; “Чем объяснить слабость характера ряда весьма талантливых и умных люде?”; “Как освободиться от дурных привычек?”.

Однако самовоспитание старших школьников сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственны серьёзные противоречия. Наиболее типичные из них:

 1.Стремление проявлять волевые усилия в самовоспитании и в то же время не всегда положительное отношение к конкретным приёмам самовоспитания, которые рекомендуют взрослые;

2.Чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать равнодушие к этой оценке, действовать по-своему (“Подумаешь, дают советы, я и сам знаю, как жить”);

 3.Стремление к идеалу и принципиальность в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;

 4.Желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление детской непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению собственного горя, незначительной неприятности.

 Несмотря на то, что старшеклассники более ответственно и планомерно, чем делают подростки, занимаются самовоспитанием, они всё же нуждаются в помощи в этом отношении со стороны взрослых, и в первую очередь учителей и классных руководителей, которые подскажут каждому воспитаннику, на что следует обратить внимание при самовоспитании, как лучше его организовать. Самовоспитание не обязательно должно быть индивидуальным. Можно рекомендовать старшекласснику объединиться с товарищами, составить совместный план самовоспитания, помогать контролировать друг друга.

 Роль самооценки в самовоспитании может быть как положительной, так и отрицательной. Адекватная самооценка позволяет правильно выбрать юноше те личные качества, которые следует развивать в себе, воспитывать. Он правильно будет оценивать свои умственные и физические способности, не занижая их и в то же время не завышая. С помощью этого новообразования старшеклассник может выбрать профессию, которая ему будет интересна, а не потому что у него хорошие оценки по этому предмету и он легко ему даётся. Неадекватная заниженная самооценка тоже будет давать положительный результат, так как юноша будет с большей строгостью относиться к себе, с большей настойчивостью добиваться улучшения своих личных качеств, искать своё место в жизни. А вот неадекватная завышенная самооценка будет давать совсем противоположный результат по сравнению с адекватной и неадекватной заниженной самооценкой.

Завышенная самооценка обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей и не только. Старшеклассник готов верить, что в любой умственной работе он будет на высоте положения. То же будет и с успехами в спорте, с признанием его окружающими, хотя на самом деле это будет всего каким-то единичным случаем. Всё это приведёт к отсутствию стремления к самовосприятию. Юноша будет считать, что у него нет недостатков, а если и есть, то они незначительны по сравнению с достоинствами.

Самооценка играет большую роль в становлении личности человека. Одной из главных особенностей подросткового и раннего юношеского возраста является смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми.

Из факторов социализации, рассматриваемых по отдельности, самым важным и влиятельным была и остается родительская семья как первичная ячейка общества, влияние которой ребенок испытывает раньше всего, когда он наиболее восприимчив. Семейные условия, включая социальные условия, род занятий, материальный уровень, образование родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутренняя атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.

 Нет практически ни одного социального и психологического аспекта поведения подростков и юношей, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или в прошлом. Но меняется характер этой зависимости. Так, если в прошлом школьная успеваемость ребёнка и продолжительность его обучения зависела главным образом от материального уровня семьи, то теперь этот фактор менее влиятелен. Зато огромную роль играет уровень образования родителей.

 Так же сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между её членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.

 Значительное влияние на личность подростка оказывает его стиль взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.

 Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно при демократическом стиле воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребёнка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем четко и рационально:

- родители всегда объясняют мотивы своих требований и поощряют их обсуждение подростком;

- власть используется ими в меру необходимости;

 - в ребёнке ценится не только послушание, но самостоятельность;

 родители устанавливают правило и твёрдо приводят их в жизнь, но не считают себя непогрешимыми;

-  родители прислушиваются к мнению ребёнка, но не руководствуются только его желаниями.

 Крайние стили воспитания, независимо от того авторитарный ли это стиль, или попустительский, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает отчуждение у детей от родителей, чувство своей незначительности и нежелательности в семье. Родительские требования, если они кажутся необоснованными , вызывают либо протест и агрессию, либо апатию и пассивность. Попустительский стиль воспитания вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные и незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другие влияния - школы, сверстников, средств массовой информации не могут восполнить этот пробел, оставляя ребёнка без надлежащего руководства и ориентации в сложном и меняющемся мире. Ослабление родительского внимания и его гипертрофия, способствует формированию личности со слабым “Я”.

 Как ни велико влияние родителей на формирование личности, пик его приходится не на переходный возраст, а на первые годы жизни. К старшим классам взаимоотношения с родителями давно уже сложились, и “отменить” эффект прошлого опыта не возможно. Автономия в поведении, как правило, уже достаточно велика: старшеклассник самостоятельно распределяет своё время, выбирает друзей, способы досуга и т.д. В семьях с более или менее авторитарным стилем общения эта автономия иногда вызывает острые конфликты.

 Добиваясь расширения своих прав, старшеклассники нередко предъявляют к родителям завышенные требования, в том числе и материальные. Во многих обеспеченных семьях дети не знают источники дохода и не заботятся об этом.  Запросы этих старшеклассников не совпадают с мнениями родителей. Тем не менее дети уверены, что их желаниям будет отдано предпочтение.

 Степень идентификации с родителями в юности меньше, чем в детстве. Хорошие родители, тем не менее остаются для старшеклассников важным эталоном поведения. Однако родительский пример уже не воспринимается так абсолютно и некритично, как в детстве. У старшеклассников есть и другие авторитеты, кроме родителей. Чем старше ребёнок, тем вероятнее, что идеалы он находит не только в ближнем окружении, но и в более широком кругу лиц: общественно-политические деятели, герои книг, кино и т.д. Зато все недостатки и противоречия в поведении близких и старших воспринимаются остро и болезненно. Особенно это касается расхождения слова и дела. Сами старшеклассники отмечают, что они замечают существенные расхождения между тем, чему их учат родители, близкие родственники и учителя, и тем, как они поступают в повседневной жизни. Это не только подрывает авторитет взрослых, но и является практическим уроком приспособленчества и лицемерия.

 “Значимость” для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально неодинакова в разных средах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в среде досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентаций.

 Больше всего старшеклассникам хотелось бы видеть в своих родителях друзей и сверстников. При всей их тяге к самостоятельности, юноши и девушки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи старших. Многие волнующие их темы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им мешает самолюбие. Семья же остаётся тем местом, где подросток и юноша чувствуют себя наиболее спокойно и уверенно.

Наравне с семьёй можно поставить и школу, так как в этом возрасте имеет большое значение окружение юноши вне семьи.

 Учение - ведущая деятельность старшеклассника. Но мотивы учения с возрастом меняются. Для старшеклассника учёба, приобретение знаний, становится  прежде всего средством подготовки к будущей деятельности. Но далеко не у всех.  Старшеклассники определяют школу более функционально, как “учебное заведение, где дают знания и воспитывают из нас культурных людей”.

 I11. Обсуждение и принятие решения родительского собрания.  

1.Содавать благоприятную, дружескую, комфортную атмосферу для успешной учёбы, нравственного развития детей, для формирования у них доброго и заботливого отношения к людям.

2. Организовать просветительскую работу с детьми для того чтобы они  имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;

3. Своим положительным примером  влиять  на формирование жизненного опыта детей;

 4. Моделировать с ними ситуации поведения  в различных местах;

5. Стараться понимать,  слушать и слышать своего ребенка.

 6. Всем  родителям ежедневно посещать сайт Дневник.ру

7. Не активированным родителям зарегистрироваться на сайте.

8. Стремиться поднять рейтинг школы в Дневнике.ру  среди  школ России

 

В заключении нашего собрания мы вручаем вам памятки с Кодексом истинного родителя.

Родительское собрание №2

Цели:

– дать рекомендации родителям по воспитанию подростка;

– познакомить родителей с методами воспитания  школьников подросткового возраста .

Участники: классный руководитель, родители учащихся.

Оформление, оборудование и инвентарь:

1) выставка книг и журналов для родителей;

2) памятки для родителей;

3) запись на доске темы собрания, размещение плакатов с пословицами и поговорками о воспитании:

• Один добрый пример лучше ста слов.

• Хорошему надо учиться три года, а дурному – одного часа достаточно.

• Понуканье – не воспитанье.

• Воспитывай лаской, а не тоской.

План работы.

  1. Выступление классного руководителя о вопросах воспитания подростка.

Подросток.

Трудный и опасный период развития человека.

  1. Выступление классного руководителя.

Из всех периодов развития человека, самым проблемным, трудным и наиболее опасным является подростковый возраст.

Разные исследователи называют возраст 15-17 лет ранним «юношеским», «старшим подростковым», «отроческим».

Подростковый возраст

является экстремальным периодом в жизни стремительно взрослеющего ребенка и его родителей.

Это репетиция самостоятельной жизни, время бурного роста и становления личности, самоутверждения и активного поиска себя.

Но вместе с тем это период, когда закладываются фундаментальный основы личностного и профессионального самоопределения.

Новообразования

  • становление самосознания и устойчивого образа «Я»;
  • открытие своего внутреннего мира;
  • осознание своей индивидуальности и неповторимости;

активный мировоззренческий поиск – смысла жизни. Юношеский возраст по сравнению с подростковым характеризуется повышением уровня самоконтроля и саморегуляции.

Однако в этот период растущему человеку еще свойственна изменчивость настроения с переходами от безудержного веселья к унынию.

В этом возрасте дети начинают подвергать сомнению ценности своей семьи, сравнивать их с другими .

Главным социальными задачами этого возраста становятся выбор профессии и подготовка к созданию семьи.

В  17 лет, по мнению многих ученых и мыслителей, человек как бы рождается второй раз – как личность .

Он познает и сознает свою индивидуальность.

На пороге самостоятельной жизни человек ищет свой выбор – кем быть? и каким быть? Он психологически готов вступить в самостоятельную жизнь.

С окончанием школы, с началом трудовой деятельности начинается новая эпоха в жизни человека .

Ведущая деятельность в юношеском возрасте - познавательная .

  • Проявляется большая избирательность к учебным предметам и одновременно — интерес к решению самых общих познавательных проблем и к выяснению их мировоззренческой и моральной ценности.
  • Изменяется отношение и к отметке
  • Мышление учащихся приобретает личностный эмоциональный характер.

В этом возрасте особую ценность приобретает понятие дружбы. Отсутствие друзей воспринимается как недостаток.

Одной из главных функций юношеской дружбы является поддержание самоуважения личности. Более того, дружба выступает как своеобразная форма психотерапии, эмоциональная поддержка, в результате которой укрепляются жизненные позиции. Типичным проявлением дружеской психотерапии являются телефонные разговоры .

Отношения со сверстниками

Любовь в юности — сильное, но не очень продолжительное эмоциональное переживание, хотя иногда оно переходит в серьезную, постоянную привязанность.

Отношения со взрослыми

Высокая степень автономии от старших, прежде всего родителей и учителей

Общение со взрослым ценится только в том случае, если оно имеет доверительную форму . Реальность такова: общение со сверстниками имеет доверительный характер в 88 % случаев, с родителями — в 29 %, преимущественно с матерями.

Отсутствие доверительных отношений со взрослым, в том числе с учителем, в этом возрасте — одна из главных причин тревожности, которую испытывают старшие школьники. Для них невыносимо вмешательство в личные дела извне, тем более — принуждение, однако за тактичную помощь они будут благодарны.

Психологами выявлена прямая зависимость между стилем родительского воспитания и уровнем тревожности. Так, наиболее стрессогенными стилями родительского воспитания являются:

  • отсутствие позитивного интереса со стороны матери;
  • директивность матери при навязывании ребенку чувства вины;
  • враждебность отца;
  • непоследовательность в воспитании.

Таким образом, при ярко выраженном стремлении к независимости сохраняется глубинная связь с родителями и потребность в психологической поддержке с их стороны.

Особенно в подростковом возрасте важно получать от родителей теплые чувства в полной мере.

Подростки - это еще не взрослые, но уже и не дети. И чтобы их любить, надо признать перемены, в которые они вступают . В воспитании подростков нет ничего важнее, чем учиться эффективно, удовлетворять потребности подростка в эмоциональной любви

Гэри Чепмен выделил «языки любви» : 1.Слова поощрения 2.Прикосновения 3.Время 4.Помощь 5. Подарки

Первый — это безразличие и чувство пустоты . При этом самочувствие таково, что возникает ощущение, что детство уже кончилось, а взрослым человек себя еще не чувствует. Такое состояние напоминает чувство скорби по утраченному человеку, близкому настолько, что его воспринимают как часть самого себя. Данный вид депрессии наименее продолжителен и имеет благоприятный исход.

Второй вид депрессии возникает вследствие полосы жизненных поражений. Старшеклассник изо всех сил старается решить поставленные задачи и возникшие проблемы, добиться значимых целей, но безуспешно. Возможно, окружающие не могут или не хотят понять, чего он хочет и в какой поддержке он нуждается. Тогда приходит осознание, что его или ее потенциальные возможности ограничены, а вместе с ним — мысль о самоубийстве. Примерно 20% людей в этом возрасте думают о самоубийстве.

К концу юношеского возраста на первый план выступают “кризис оторванности”, чувство изоляции от мира, одиночества, с которыми юноши и девушки не всегда способны справиться самостоятельно.

Юношеская депрессия

Специалисты по юношеской психиатрии считают, возраст 14—18 лет представляет собой критический период для возникновения депрессивных ситуаций.

Юношеская депрессия скрывается за показной скукой, агрессивностью, беспокойным поведением, ипохондрией, капризами или недозволенным поведением вплоть до противоправных поступков. Депрессия в этом возрасте бывает двух видов.

  • дефицит общения со сверстниками
  • безразличие со стороны родителей и друзей, неурядицы в семье и трудности в школе, психологическая неподготовленность к раннему половому созреванию
  • депрессия, вызванная потерей объекта любви, любимого человека, сопровождается печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни .
  • восприимчивость и нестабильность подростка
  • чувство вины, страха, враждебности

Причины суицидальных попыток

Предполагается, что одна из главных причин служит неумение подростков почувствовать себя равноправными членами подростковой общности, а также непонимание со стороны окружающих и чувство одиночества

Родителям следует понимать…

Если скандал разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. Ваша задача по сути в споре с подростком – не доказать свою правоту или авторитет, а оградить ребенка от беды! А подросток очень часто видит перед собой задачу – любым способом доказать право на свое мнение и добиться уважения собственных родителей

На что стоит обратить внимание родителям:

Словесные маркеры (высказывания ребенка):

  • Прямые или косвенные сообщения о суицидальных намерениях: «Хочу умереть!», «Ты меня больше не увидишь!», «Я этого не вынесу!», «Скоро все это закончится!».
  • Шутки, иронические высказывания о желании умереть, о бессмысленности жизни («Никто из жизни еще живым не уходил!»).
  • Уверения в своей беспомощности и зависимости от других («Если с ней что-то случится, то я не выживу, а пойду вслед за ней!», «Если он меня разлюбит, я перестану существовать!» и т.п.).
  • Прощания.
  • Самообвинения («Я ничтожество! Ничего из себя не представляю», «Я гениальное ничтожество. Если, как говорит один хороший человек, самоубийство, это естественный отбор, то почему же я не убьюсь, наконец?» и т.п.).
  • Сообщение о конкретном плане суицида («Я принял решение. Это будет сегодня, когда предки уедут на свою дачу. Алкоголь и таблетки я уже нашел» и т.п.).

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ признаки:

  • Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами.
  • Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как:

– в еде – есть слишком мало или слишком много;

– во сне – спать слишком мало или слишком много;

  • во внешнем виде – стать например неряшливым;
  • в школьных привычках – пропускать занятия, не выполнять д.з., избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении;
  • замкнуться от семьи и друзей;
  • быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

Что делать?

  • Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. А не осуждение и порицание. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
  • Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
  • Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
  • Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным жалобам и обидам такого ребенка. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он и ли она могут не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в тоже время находиться в состоянии глубокой депрессии.
  • Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказывать свои проблемы.

Поддерживайте своего ребенка и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны четкие утвердительные указания. Осознания вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору.

Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников, психологов, к которым можно обратиться. В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.

2. Выступления родителей.

3. Обсуждение и принятие решения родительского собрания.  

1.Содавать благоприятную, дружескую, комфортную атмосферу для успешной учёбы, нравственного развития детей, для формирования у них доброго и заботливого отношения к людям.

2. Организовать просветительскую работу с детьми для того чтобы они  имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;

3. Своим положительным примером  влиять  на формирование жизненного опыта детей;

 4. Моделировать с ними ситуации поведения  в различных жизненных ситуациях;

5. Стараться понимать,  слушать и слышать своего ребенка.

 



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Психологические особенности старшеклассника

                                            План

1. Общая характеристика ранней юности.

2. Общение и дружба в юношеском возрасте.

3. Особенности юношеской любви. Подготовка к семейной жизни.

4. Формирование личности старшеклассника.

5. Познавательные процессы и умственное развитие старшеклассника. Формирование профессиональных интересов.

 

                              Основные понятия

Юность, старший школьник, учебно-профессиональная деятельность, профессиональная ориентация, самообразование, самовоспитание, профессиональное и личностное самоопределение, мировоззрение, юношеский максимализм, моральный релятивизм.

  1. Выступление классного руководителя.

В период ранней юности ребенок оказывается на пороге реальной взрослой жизни. Завершается физический рост. Рост тела в длину уменьшается, увеличивается вес.

Социальная ситуация развития. Юность - период стабилизации личности. В связи с осложнением самосознания усложняется отношение к себе и к другим; обостряется потребность юношества играть роль какой-то социальной группы; появляются взрослые роли и обязанности: старшеклассники получают паспорт, несут ответственность за правонарушения, с 17 лет имеют право вступить в брак. Старшеклассники определяются с гражданской позицией, обусловленной появлением новой социальной ситуации "Я и общество".

Центральным новообразованием является профессиональное и личностное самоопределение - потребность юношей занять внутреннюю позицию взрослого человека, определить себя в мире, то есть понять себя и свои возможности вместе с осознанием себя как члена общества, своего места и назначения в жизни. Складываются основы научного и гражданского мировоззрения, формируется потребность в трудовой деятельности.

Основная направленность личности - сосредоточение в будущее.

Сенситивный период для формирования жизненных ценностей, мировоззрения.

Основное противоречие - оценка своих возможностей и способностей и отсутствие средств реализации этих способностей.

Ведущий вид деятельности - учебно-профессиональная деятельность.

2

Взаимоотношения в ранней юности становятся более сложными, чем в подростковом возрасте. Одна из особенностей ранней юности - перестройка взаимоотношений со взрослыми. Взаимоотношения со взрослыми становятся более ровными и менее конфликтными. Общение со взрослыми происходит на уровне доверия. Старшеклассники хотели бы видеть в родителях друзей и советчиков. Школьники нуждаются в помощи старших. У них возникает особый интерес к общению со взрослым, так как некоторые вопросы они вообще не могут обсуждать со сверстниками, так как им не хватает опыта. Преобладают такие темы общения со взрослыми: выбор профессии, жизненные перспективы, обучение, взаимоотношения с окружающими, увлечения, вопросы морали. Причем дифференцируются темы, которые обсуждаются с отцом и матерью, в зависимости от их компетентности. Старшеклассники, независимо от пола, более открыты с матерью, чем с отцом. Общение с родителями делится на личное и деловое.

Отношения с учителями становятся более сложными и дифференцированными. В образе идеального учителя на первое место выходят его индивидуальные человеческие качества - способность понять, сердечность. На втором месте стоит профессиональная компетентность, на третьем - умение справедливо управлять. У старшеклассников отношения учителя и учеников строятся только на основе взаимопонимания и уважения друг к другу.

Общение со сверстниками очень важно в этот период. Оно выполняет другие функции, чем общение со взрослым. Общение со сверстниками происходит на уровне исповеди. Оно носит интимноособистисний характер. Взамен делятся на дружеские и товарищеские. Юношеская дружба выполняет функцию психотерапии, поддержки, самоуважения. В этот период возрастает избирательность, соответственно, уменьшается количество друзей. В основе стремления к дружбе лежит потребность в самораскрытии, понимании другого и себя другим. Содержанием такого общения есть реальная жизнь: проблемы совместной учебной деятельности, общественная работа, совместный досуг, развлечения, спорт. В желании дружить с ровесником проявляется стремление к равноправному общению. Для ранней юности характерна идеализация друзей и самой дружбы. Юношеская дружба не только склонна к исповеди, но и очень эмоциональная. Часто даже те, кто имеют друзей, переживают одиночество из-за неспособности выразить в общении полноту чувств.

Для понимания различий дружбы взрослых людей от дружбы юношеской важно знать 3 минуты: у взрослых относительно завершено формирование сознания; более расширена и дифференцированная сфера общения и деятельности; появляются новые интимные предпочтения.

У юноши функция самосознания находится на первом месте, часто проявляется юношеский эгоцентризм. Именно поэтому возникает потребность в психологическом зеркале, в исповеди, тогда как у взрослых общение носит более предметный характер. В юности дружба стоит на первом месте, поскольку старшеклассник еще нет семьи, профессии и т.

Сначала друг - это двойник, затем - собеседник. Сначала дружба оттесняет родительское влияние, а потом ей самой приходится потесниться другому чувству - любви. Эмоциональное напряжение дружбы уменьшается с появлением любви. Однако, это чувство очень часто усиливает потребность в друге, с которым можно посоветоваться, поделиться переживаниями.

3

Возникновение чувства влюбленности связано с половым созреванием, желанием иметь очень близкого друга, потребностью в сильной персональной эмоциональной привязанности. Влюбленность, первое свидание часто становятся ответом на внутреннюю потребность любить, быть взрослым. Юношеская мечта о любви выражает стремление к эмоциональному контакту, понимание, душевной близости.

Для старшеклассников собственные переживания иногда более важные, чем объект восхищения. Влюбленность часто напоминает эпидемию, через подражание, ориентацию на поведение одноклассников. Общение с популярной в классе девушкой, или человеком является средством самоутверждения в глазах сверстников. Юноши четче, чем девушки, разграничивают любви и дружбе.

В этот период формируется сексуальная ориентация. Юношеская сексуальность и ее конкретные проявления связаны с коммуникативными чертами личности и специфическими нормами социальной среды. Поведение юношей в отношении представителей противоположного пола в значительной степени зависит от того, как они представляют свою половую роль и от их представления о том, какой должна быть любимый человек. Потребность в самораскрытии и эротические желания часто не совпадают. Старшеклассник может проявлять эротическое влечение к одному объекту, а нежный, влюбленный - к другому. Девушки чувствуют себя в общении с юношами более свободно и уверенно, чем юноши с девушками. Старшеклассников волнует нормативный, ритуальная сторона взаимоотношений с представителями противоположного пола, поскольку они впервые с этим сталкиваются. Часто психосексуальные трудности становятся причиной юношеской одиночества.

Подготовка старшеклассников к браку и семейной жизни -одно из основных задач школы. Старшеклассники должны знать и осознавать социальную сущность семьи и ее последствия для личной жизни, усвоить определенную сумму знаний по психологии, социологии семьи и брака, физиологии. Школа должна формировать адекватные брачно-семейные представления, способствовать воспитанию и самовоспитанию необходимых для жизни в браке качеств.

4

Основное в становлении личности старшеклассника - открытие собственного мира, которое проявляется в форме переживания своей индивидуальной целостности и неповторимости. Внутренний мир становится для него ценностью. Осуществляется бурное развитие самосознания. По мнению Э. Эриксона, юношеский возраст строится вокруг кризиса личностной идентичности - чувства индивидуальной идентичности, единства. Индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения, выбирает из вариантов развития тот единственный, который может считать своим. Уровень идентичности тесно связан с индивидуально-личностными чертами старшеклассников. Для старшеклассника характерен глубокий самоанализ, самооценка всех качеств и способностей. Если в подростковом возрасте самооценка определялась внешними показателями достижений, то в 16 лет появляются собственные критерии значимости. Школьники оценивают себя с позиции своей внутренней шкалы ценностей. Старшеклассники в большей степени понимают себя, чем подростки. Настроение становится более устойчивым и осознанным. Самооценка становится выше, чем в подростковом возрасте. Растет самоуважение, возникает чувство собственного достоинства, происходит стабилизация личности.

Вместе с осознанием своей уникальности приходит чувство одиночества. Отсюда растет потребность в общении, потребность сопоставить себя с образом типичного сверстника. Осознание своей уникальности предшествует пониманию глубокой связи с другими людьми.

Старшеклассник, познавая окружающий мир, возвращается к себе, осуществляет поиск ответа на сложные вопросы жизни: "Для чего я живу? В чем смысл жизни?" В поисках смысла жизни вырабатывается мировоззрение (система понятных и устойчивых убеждений), расширяется система ценностей, формируется нравственный стержень. Юношеская моральное сознание содержит внутренние противоречия. Юношеский максимализм, категоричность оценок принимаются с демонстративным скепсисом. Юноши легко подвергаются моральному релятивизму: если все является относительным, значит все дозволено, все можно понять и оправдать. Идет сложный процесс поиска символа веры, с помощью которого юноша объединил бы правила поведения. Старшеклассники стремятся не только оценить моральную сторону своего внутреннего мира, но и сознательно развивать ее.

Юношеский период - период полового самоопределения. Самооценка и самосознание сильно зависит от стереотипных представлений о том, каким должен быть настоящий мужчина и женщина. Формируется чувство взрослости не вообще, а чувства взрослой женщины, или мужчины.

Успешное самоопределение предусматривает специальный период, когда молодые люди получают право присмотреться к различных социальных ролей, не отдавая предпочтение ни одной из них. Это период проб и ошибок. Но он не должен затягиваться. Желание получить новый опыт часто сочетается со страхом перед жизнью. Наибольшие трудности юношеской рефлексии заключаются в сочетании ближней и дальней временной перспективы. Вопрос "Кто я?" предусматривает оценку не только имеющихся рис, но и перспектив развития: "Кем я стану? Что будет со мной в будущем?"

У старшеклассника возникают важные личностные качества: осознанность, самостоятельность, независимость. Он ставит и активно решает наиболее сложные жизненные проблемы. Рефлексия собственного жизненного пути, стремления к самореализации приводит к появлению новых социальных потребностей: найти свое место среди других, выделиться, быть особенным, играть определенную роль в обществе. Возникает ответственность не просто за себя, а за себя в общем деле, за общее дело и других людей. Итак, новообразованием этого возраста является самоопределение себя в человеческом обществе, осознание своих возможностей и стремлений, своего предназначения в жизни.

5

Обучение старшеклассников предполагает радикальную перестройку содержания и методов обучения, максимальный учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, дает простор их собственной умственной и социальной инициативе. Умственное развитие старшеклассника заключается в формировании индивидуального стиля умственной деятельности.

В обучении формируются общие интеллектуальные способности, понятийное теоретическое мышление. Юношеское мышление характеризуется склонностью к теоретизирования, создание абстрактных обобщений, захват философскими построениями. Абстрактная возможность кажется старшекласснику более интересной и важной, чем действительность. Разрушение универсальных законов и теорий становится любимой умственной игрой старшеклассника. В мечтах юноши проигрывают различные варианты своего будущего жизненного пути. Философская направленность юношеского мышления связана не только с формально-логическими операциями, но и с особенностями эмоциональной сферы юношей. Широта интеллектуальных интересов часто связана с отсутствием системы.

Увеличивается объем внимания, способность долго сохранять ее интенсивность и переключаться с одного предмета на другой. Юность психологически более подвижна и подвержена увлечений. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов.

Старшеклассники начинают оценивать учебную деятельность с позиции своего будущего. В них меняется отношение к отдельным предметам. Оно начинает, в отличие от подросткового возраста, обусловлено не отношение к учителю, а интересами, наклонностями ученика, намерениями получить определенную профессию.

Работа по подготовке к выбору учениками профессии должна стать органической частью всего учебно-воспитательного процесса. Она состоит из следующих направлений:

- Профессиональная просвещение - вооружение старшеклассника знаниями о разных профессиях;

- Профессиональная психодиагностика - изучение психических особенностей школьника;

- Профессиональная консультация - установление соответствия индивидуально-психологических особенностей старшеклассника той или иной профессии;

- Развитие интересов, склонностей старшеклассника к различным видам деятельности.

2. Выступления родителей.

3. Принятие решения родительского собрания:

- создавать благоприятную, дружескую, комфортную атмосферу для успешной учебы, нравственного развития детей, для формирования у них доброго и заботливого отношения к людям;

- организовать просветительскую работу с детьми для того, чтобы они имели отчетливые представления, что такое хорошо и что такое плохо;

- своим положительным примером влять на формирование жизненного опыта детей;

- моделировать с детьми ситуации поведения в различных местах и ситуациях;

- стараться понимать, слушать и слышать своего ребенка;

- всем родителям посещать сайт Днефник.ру;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....