Методическая разработка мероприятия "ПРОЩЕНИЕ ИЛИ МЕСТЬ"
методическая разработка (10 класс)
Конфликты стары, как мир. Межличностные отношения неизбежно связаны с конфликтами и трудностями между людьми. Они вливаются в нашу жизнь закономерно, имеют свои причины, методы решения и последствия. Без конфликтов прожить невозможно. Но всё же будет лучше, если научиться избегать конфликтных ситуаций. Этому и было посвящено мероприятие «Прощение или месть», проведенное со студентами группы СВ 19-1у. Студенты попытались разобраться в таких понятиях, как конфликт, конфликтная ситуация, компромисс, обида, прощение. Преподаватель способствовала формированию конструктивного поведения в общении с окружающими и разрешения жизненных проблем через принятие себя и другого, призывала осознать в случае необходимости мирного разрешения споров и разногласий, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настаивать на своем, в других - уступать, в третьих - найти компромисс в конфликтной ситуации, уметь прощать, чувствовать радость прощения.
Цель: подготовить обучающихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимость другого.
Задачи:
1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3.Объяснить влияние обиды на отношения, выявить причины непрощения, побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
4. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshchenie_ili_mest.docx | 458.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и науки Тюменской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Тюменской области
«Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
Методическая разработка
мероприятия
"ПРОЩЕНИЕ ИЛИ МЕСТЬ"
Разработал: Р.Г. Валишина
Тюмень,
2020 г.
"ПРОЩЕНИЕ ИЛИ МЕСТЬ"
Цель: подготовить обучающихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявив сочувствие, сострадание, поняв и приняв значимого другого.
Задачи:
1.Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого.
2. Воспитывать толерантность, т.е. выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов.
3.Объяснить влияние обиды на отношения, выявить причины непрощения, побудить учеников прощать обиды и налаживать отношения друг с другом.
3. Помогать учащимся осознать необходимость прощения, почувствовать радость прощения.
Ход мероприятия
Эпиграф
Всякая ссора красна мировою
Cлайд №1: Приветствие.
Вступительное слово куратора.
Межличностные отношения неизбежно связаны с конфликтами и трудностями между людьми. Они вливаются в нашу жизнь закономерно, имеют свои причины, методы решения и последствия.
Тема нашего классного часа «Прощение или месть». Необходимость проведения такого часа общения вызвано тем, что в группе уже происходили конфликты, споры среди одногруппников, которые порой заканчивались очень печально и проблематично для их участников. Поэтому мы сегодня постараемся разобраться в видах конфликтов, причинах и путях их преодоления и урегулирования.
Cлайд №2. Куратор: какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «Конфликт»?
(ругань, слезы, кулаки, драки, синяки, ссоры, обиды, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.д.).
Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации.
Вопрос:Неужели ничего положительного нет в конфликтах?
Возможные ответы студентов: (поиски истины, открытия, самоутверждение, перемены и изменения, творчество, развитие личности в конфликте открываются истинные характер человека, его убеждения, взгляды и т.д.
Работа с понятиями.
В толковом словаре слово «конфликт» означает «столкновение, серьёзное разногласие, спор»
Давайте поработает с понятием «Конфликт» в группах.
Разделимся на 4 группы.
Первая группа объяснит, кого мы называем «конфликтным человеком».
Вторая группа объяснит, что значит «конфликтовать».
Третья группа найдёт значение выражения «конфликтная ситуация».
Четвертая группа пояснит значение слова «компромисс».
Обсуждение в течение 2 минут.
Теперь предлагаю высказаться.
Cлайд №3. «Конфликтный человек».
Признак 1 — придирчивость, требовательность
Люди, склонные к конфликтам, как правило, совершенно не готовы прощать окружающим даже маленькие промахи и недостатки. Они выискивают у близких людей даже малейшие ошибки и указывают на них. Нередко это сопровождается агрессией.
Признак 2 — бескомпромиссность
При условии, что оппонент готов каким-то образом сгладить ситуацию, конфликтная личность не идет на это, продолжая раздувать конфликт и усугублять его.
Признак 3 — импульсивность
Такие люди взрываются как порох на ровном месте, могу создать конфликт из ничего, ввязываются в любую ссору.
Неумение держать себя в руках опять же указывает на то, что вы имеете дело с конфликтным типом личности и в будущем рискуете нарваться на серьезные неприятности.
Признак 4 — низкий уровень эмпатии
Для такого человека не нужны какие-то проявления агрессии со стороны других участников общения, он создает их сам, создавая конфликтные ситуации. Он может проявить агрессию в общении с другими или же дать повод для образования подобной ситуации просто своим молчанием или равнодушием.
Признак 5 — самовлюбленность
Конфликтные личности, как правило, очень любят себя самих. Эта черта характера присуща эгоистам, которые обычно и превращаются в людей, склонных к конфликтам.
Признак 6 — сплетничество
Еще одна характеристика конфликтной личности — склонность к сплетням. Человек либо сам распускает сплетни, либо слушает других сплетников. В любом случае это рано или поздно приводит к тем или иным конфликтным ситуациям.
Признак 7 — нетерпимость к мнению оппонентов
По сути, ситуация может сложиться таким образом, что несовпадение точек зрения будет не критичным, однако люди определенного склада могут и на такой почве раздуть серьезный конфликт даже в том случае, если оппонент всячески старается сгладить углы и погасить конфликт.
Признак 8 — заядлый спорщик
Спорить с ними практически бесполезно, для них само понятие спора выглядит иначе: они просто пытаются убедить других в своей правоте, даже если нет никаких аргументов в пользу этой точки зрения. Предрасположенность к такому поведению бывает заметна даже в раннем возрасте.
Признак 9 — неадекватное восприятие критики
Cлайд №4. «Конфликтовать».
Конфликтовать — приходить в столкновение, царапаться, быть в контрах, сталкиваться, схлестываться, спорить, жил не в ладу, жил не в ладах, быть не в ладу, недолюбливать, жить как кошка с собакой, не ладить, содомить, враждовать, браниться, вступать в конфликт,
Cлайд №5. «Конфликтная ситуация».
Конфликт = Конфликтная ситуация +Инцидент
Конфликтная ситуация — это противоречивые позиции сторон по какому-либо вопросу, стремление к противоположным целям, использование различных средств по их достижению, несовпадение интересов, желаний и т. д.
Конфликтная ситуация – это специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных ценностей.
Инцидент – действие или совокупность действий участников конфликтной ситуации, провоцирующее резкое обострение противоречия и начало открытой борьбы между ними.
Cлайд №6.«Компромисс»
Компромисс — в этике и праве разрешение некой конфликтной ситуации путём взаимных уступок; уступка ради достижения какой-либо цели, вопреки своим желаниям.
Cлайд №7: Бываетиногда простить друг друга нелегко, обида поглощает человека, отравляет жизнь, не даёт свободно общаться людям. В душе гаснет солнце добра и теплоты, наплывают чёрные тучи одиночества, с вами остаются лишь злость и обида на себя, на обидчика, на весь мир. Человек, находясь в таком состоянии, не может хорошо работать, учиться, приносить пользу людям.
Вопросы: Как же выйти из этого состояния? Что поможет?
Cлайд №8.
Цитата: Прощение врагов — прекрасный подвиг; но есть подвиг еще более прекрасный, еще больше человеческий — это понимание врагов, потому что понимание — разом прощение, оправдание, примирение. (Герцен А. И.)
Cлайд №9: Чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся.
Куратор:Есть ли среди нас тот, кто был обижен кем-либо когда-нибудь? Давайте назовем чувства, которые мы испытываем, когда обижаемся? А какие чувства испытывает сам обидчик? Это чувства такие как:
- Печаль,
- Обида,
- Злость,
- Досада,
- Равнодушие,
- Зависть,
- Разочарование,
- Вина,
- Агрессия
- Раздражение,
- Гнев,
- Презрение.
Cлайд №10. Куратор:Каковы причины непрощения?
- эгоизм (человек воспринимает обиду как оскорбление своей личности, это его возмущает, задевает, ущемляет чувство собственного достоинства, все мысли направлены на свою персону, занят своими чувствами, переживаниями, считает, что обидчик должен первым подойти и попросить прощения);
- гордость (это чувство требует возмездия, расплаты, мести);
- жажда справедливости (пока обидчик не понес наказания, человек считает себя вправе обижаться на него);
- самолюбие (прежде чем простить, человек хочет, чтобы обидчик побегал за ним, вымаливая прощение, страдал, как пострадал он, испытал ту же боль и т. п.);
- низкая самооценка (для таких людей простить означало бы понизить планку самооценки еще ниже, а также лишиться сочувствия со стороны других);
- болезненность нанесенной обиды (сама мысль об обиде причиняет боль, человек не желает вспоминать об этой боли, особенно если рана слишком глубока и о ней хочется забыть, запрятав боль далеко внутрь себя);
- мнение окружающих (в мире бытует неправильное представление о прощении, в окружающей жизни полно негативных примеров воздаяния, что еще больше культивируется в кинофильмах, друзья в качестве поддержки оправдывают непрощение, считают такое отношение справедливым);
- отношение друзей (человек боится, что, если он простит, друзья или окружающие люди его не поймут и отвергнут);
- неспособность простить самого себя (человек склонен переносить критику с себя на других людей — то, что не нравится в себе, трудно воспринимается и в других);
- неумение прощать (человек не знает, что такое прощение, он может заблуждаться, считая, что уже простил, но на самом деле все еще таить в глубине души обиду).
Куратор:Что же такое прощение?
Cлайд №11. Для объяснения можно пойти от противного: выяснить, чем прощение не является:
1) понимание мотивов, объяснение и оправдание действий обидчика (этого недостаточно для прощения, необходимо принять решение, отпустить боль из сердца);
2) все забыть (некоторые думают, что со временем обида сама стирается с души, забывается, особенно если о ней не думать; но закапывание в себе боли не приносит душевного исцеления; время не может простить вместо человека, оно только помогает справиться с обидой, но само по себе ничего не дает);
3) непонимание того, что на кого-то обижен (возможно, обида уже давно забылась, но все еще сказывается на психическом состоянии, мешает в отношениях с людьми, создает внутренние комплексы, зажатость, беспокойство и т. п.; такими, например, бывают обиды, причиненные в детстве плохим отношением родителей и др.);
4) отрицание факта обиды (когда человек не признается даже сам себе, что обиделся на кого-то, как будто ничего не произошло, но на подсознательном уровне страдает из-за живущего в душе непрощения);
5) слова «Я простил тебя» (человек может сказать это, но продолжать обижаться; некоторые думают, что благодаря своему признанию обида и боль.
Куратор:А всегда ли любой человеческий поступок можно простить?
Cлайд №12.Если мы видим, что человек раскаивается, мучится угрызениями совести, считает себя виновным, ему можно отпустить вину, дать возможность почувствовать, что он прощён.
Как узнать, простил я обидчика или нет?
1) огорчение (если это чувство возникает всякий раз, когда вспоминается случай нанесения обиды);
2) жалобы (человек часто вспоминает случай нанесения обиды с целью пожаловаться на обидчика);
3) уныние (недовольство жизненными обстоятельствами приводит к этому чувству, а причина может скрываться в непрощенной обиде);
4) отчуждение (отсутствие желания общаться с обидчиком — человек начинает избегать встреч с ним; присутствие того, кто причинил когда-то боль, просто невыносимо; человек говорит: «Я тебе все простил, но больше ко мне не подходи», это свидетельствует о непрощении);
5) требование возмещения ущерба (когда человек готов простить только при условии возмещения причиненного ему ущерба).
Cлайд №13. Куратор: Итак, что же означает теперь для вас слово «прощение»?
Cлайд №14.Куратор:Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?
Прощение – не отрицание собственной правоты в суждениях, а попытка взглянуть на обидчика с состраданием, милосердием, любовью в то время, когда он, казалось, должен быть лишён права на них».
Прощение - сложный процесс. Требующий сил и энергии, дарующий исцеление от обид, вредно воздействующих на физическое и психическое здоровье человека. Прощение подобно спасательному кругу. Который в ситуации обиды не даст утонуть в потоке гнева и агрессии, избавит нас от тяжких мук, которые мы порой несём через всю жизнь.
Cлайд №15. Куратор:Итак, что же означает теперь для вас слово «прощение»?Что мы чувствуем, когда прощаем себя и другого?
- Удивление,
- Избавление от тяжких мук и обид,
- Счастье,
- Облегчение,
- Радость,
- Покой,
- Успех,
- Вдохновение,
- Любовь.
Cлайд №16.
Куратор:Что же означает слово «непрощение»?
Непрощение вредно прежде всего для самого человека, который обижен. В его душе возникает много неприятных чувств, которые отравляют жизнь. Поэтому, заметив за собой обиду, надо постараться как можно быстрее простить своего обидчика и примириться с ним.
Куратор: Прощение или месть, с точки зрения здоровья.
Cлайд №17.Есть такое мнение, что всякий негатив отравляет организм и сознание человека – вызывает заболевания тела и психики. Или, во всяком случае, ухудшает их функционирование.
В психике ПОСТОЯННО существуют позитивные и негативные явления – торможения и возбуждения – точки угнетения, подавления психики и точки позитива – положительные эмоции.
Именно их баланс и составляет такое состояние нашей психики, когда мы оцениваем и озвучиваем его как нормальное.
С этой точки зрения: что положительные, что отрицательные эмоции человека – как проявления психомоторных функций психики, не то что неизбежны, но и необходимы.
Болезненными и действительно негативными – отрицательно влияющими на здоровье, бывают только крайние точки состояния психики: мощные, предельные, возбуждения или торможения, которые выражаются в крайне отрицательных или крайне положительных эмоциях.
Так же, должно быть понятно, что состояние психики, как системы управления организмом, напрямую отражается на состоянии здоровья тела человека.
То есть, их варианты: прощение или месть, простить или, наоборот, не прощать – отомстить, не приемлемы. Неприемлемы не только с точки зрения этики взаимоотношений, но и с точки зрения своего психического и физического здоровья.
Прощение – это оставление негатива в своей психике, а не прощение – месть – это создание нового негатива в своей психике. А как, тогда, поступать?
Простить, но, перед этим, отомстить, этим самым уничтожив один негатив другим? Именно так. И именно так, если мы прощаем, действительно прощаем, а не создаём видимость прощения, мы и поступаем.
Cлайд №18. Прощать других просто необходимо именно для своего же блага, да есть ощущение, что простишь один раз, потом будешь уязвим и опять, будут причинять боль, но это всего лишь заблуждения. Вы мысленно и эмоционально должны простить обидчика.
Cлайд №19. «Правило бумеранга»
«Правило бумеранга» Других не зли и сам не злись, Мы гости в этом бренном мире. А если что не так – смирись. Будь поумнее, улыбнись. Холодной думай головой, Ведь в мире все закономерно. Зло, излученное тобой, К тебе вернется непременно.
Прежде всего, обязательно надо поговорить с человеком, который обидел. Потому что вполне возможно, что он даже не подразумевает, что причинил своими словами боль. Возможно, для Вас эти слова или дело было неприятным, а для него это не представляет никакой серьезности. У каждого человека свои представления о словах и поступках и все их воспринимают по-разному. Даже одну и ту же фразу несколько человек воспринимают с разным смысловым значением. Поэтому может Вы, не правильно поняли человека и решили, что он Вас обидел. Поэтому беседуйте с человеком. После выяснения подарите ему, что — либо в знак прощения или сделайте для него что-то доброе и у Вас будет облегченное состояние.
Научитесь прощать других, и Ваша жизнь обретет стимул и дыхание.
Заключительное слово куратора.Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других - уступит, в третьих - найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.
Cлайд №20.Будьте мудры и великодушны!
Цитата:«Кто мстит, иногда жалеет о совершенном; тот, кто прощает, никогда не жалеет об этом» (Дюма А.).
Список используемой литературы
1. Классные часы: 11 класс / Авт. сост. А.В. Давыдова. – М.: ВАКО, 2009. – 256 с.
2. Внеклассные мероприятия: 11 класс / Авт. сост. Г.Г. Кулинич. – М.: ВАКО, 2009. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока мужества "В жизни всегда есть место подвигу"
Урок несет большой информационный материал,...
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка открытого мероприятия "В жизни всегда есть место подвигу"
Методическая разработка мероприятия «В жизни всегда есть место подвигу» и конференции, приуроченных к 25-летию аварии на Чернобыльской АЭС. Жанр коллективного творческого дела – конференция. Чередован...
Методическая разработка "Предлоги места"
Выбор учащимися нужного предлога в соответствии с заданием...
Учебно-методическое пособие "Предлоги места, времени и направления"
Предлоги места, времени и направления...
XII Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" 1 место 2018 и XV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" два 2 места- в "Своя игра" и "Медиа Игры". XIV Кубок Европы по "Что? Где? Когда?" среди школьников 3 место " Своя игра" команда " КРУГ ДРУЗ*ей"- 2017 г.
Успешный Дебют наших гимназистов на КУБКЕ ЕВРОПЫ 2017 по интеллектуальным играм среди школьников.Чемпионат Европы по "Что? Где? Когда?" и одновременно "Кубок Европы"...
Методическая разработка "Предлоги места" с интерактивными играм-упражнениями на сервере LearningApps.
Методическая разработка "Предлоги места" (правило).Видеоуроки:Предлоги места в английском языке - Prepositions of placehttps://www.youtube.com/watch?v=s1n0msexPr4&t=5sПредлоги места на а...