Программа изучения школьников
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Еравнинский район»
Отдел образования
МБОУ «Сосново-Озерская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа изучения школьников
Классный руководитель 6 «а» класса:
Цырендоржиева Наталия Николаевна
2019-2020гг
ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВЦель: изучение социальных, психологических, биологических особенностей школьников, их образованности и воспитанности, особенностей интеллекта, воли, эмоций, основных отношений и круга общения личности, характера и успешности деятельности.
Содержание
Нравственность, общественная и трудовая активность.
Отношение к учению, познавательная активность.
Ведущие интересы и склонности, включая и профессиональные.
Интеллектуальное развитие, темы усвоения материала.
Навыки учебного труда, умение рационально учиться.
Волевые качества.
Эстетическое развитие, культурный кругозор.
Физическое развитие.
Сознательность дисциплины, поведения.
Воспитательное влияние семьи.
Воспитательное влияние сверстников по месту жительства.
По каким предметам надо улучшить успеваемость.
Доминирующие причины недостаточной успеваемости или воспитанности.
Щадящий охранительно-педагогический режим
ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ
(Разработана психологом, медработником, валеологом)
1. В совершенстве знай спецпсихологию.
2. Создавай в классе благоприятный психологический климат.
3. Воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики.
4. Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.
5. Помни: максимум поощрения, минимум наказания.
6. Требуя, учитывай реальные возможности ученика.
7. Каждому ребенку – индивидуальный подход (индивидуально дозируй темпы и объем работ).
8. Учитывай «зону ближайшего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку.
9. Упражняй! Упражняй! Упражняй!
10. Учи ребенка посильным приемам регуляции поведения.
11. Утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы.
12. Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление.
13. Соблюдай все гигиенические требования к уроку.
14. Работая в тесном контакте с врачом, психологом, валеологом.
Примерная программа изучения учащихся
Общие сведения об ученике (фамилия, имя).
1. Где живет школьник.
2. Профессия родителей.
3. Состав семьи, ее культурный уровень, материальное положение.
4. Взаимоотношения в семье.
5. Характер воспитания ребенка в семье.
6. Режим и досуг ребенка.
7. Участие ребенка в домашнем труде.
8. Друзья и знакомые ребенка вне школы.
9. Наиболее важные события в жизни ребенка.
10. Состояние здоровья ученика (по данным школьного врача).
Общий уровень развития ученика.
1. Общее развитие. Культура речи, кругозор, начитанность, регулярность чтения, широта и устойчивость читательских интересов, посещение кино, театров, музеев, стадионов и т. п.
2. Отношение к учебному труду. Мотивы учения. Как ученик относится к своим занятиям в школе. Регулярно ли посещает учебные занятия. Допускает ли опоздания на уроки. Внимателен ли на уроке. Систематически ли готовит домашние задания. Умеет ли самостоятельно организовать свой учебный труд. Заботится ли об усвоении пропущенного материала. Как относится к своим успехам и неудачам в учебном труде. Интерес к знаниям.
3. Успеваемость ученика. Как успевает он по различным предметам. Какие предметы ученик любит. Какие предметы даются ему легко, а по каким встречает затруднения.
4. Отношение к физическому труду. Как ученик относится к работе по самообслуживанию. Как выполняет он общественные поручения трудового характера. Любит ли ученик работать в школьных мастерских и на пришкольном участке. Охотно ли участвует он в производительном труде за пределами школы. Проявляет ли инициативу и самостоятельность в физическом труде. Какие виды труда предпочитает. Организованность в труде.
5. Уровень дисциплины ученика. Знает ли правила для учащихся и как их выполняет. Привиты ли к ученику навыки и привычки культурного поведения. Организованность на уроке. Вежливость в обращении со взрослыми, товарищами. Опрятность.
6. Интересы и склонности ученика. Учебные интересы. Интересы в области литературы, искусства, науки, техники, спорта. Широта и устойчивость интересов. В каких кружках ученик работает и какие детские учреждения посещает. Какой профессией интересуется. Связаны ли его интересы с выбором будущей профессии.
Общественное лицо и общественная работа ученика.
1. Участие в общественной жизни класса, отряда. Интерес к жизни класса и степень активности в общественной работе.
2. Характер выполнения общественной работы. Добросовестность. Умение довести начатое дело до конца. Умение вовлечь в работу других учеников. Имеет ли ученик организационные навыки.
3. Место ученика в классном коллективе. Связан ли ученик с коллективом или оторван от него. Отношение к нему учащихся класса. Пользуется ли уважением и авторитетом в классе.
Основные черты личности ученика.
1. Общественное сознание. Мировоззрение и идейность ученика. Основная направленность его общественных идеалов и стремлений. Умение воплотить свои идеалы в конкретных делах – в учении, в общественной работе, в труде. Мотивы учебной и общественной работы ученика.
2. Моральные качества ученика. Чувство любви к Родине. Интерес к событиям в нашей стране. Готовность оказать помощь своим трудом школе и обществу. Чувство коллективизма, чувство долга и ответственности, правдивость и честность, принципиальность, скромность. Отношение к родителям и членам семьи, отношение к учителям, к старшим товарищам. Проявляет ли учащийся чуткость, внимание к своим товарищам, оказывает ли помощь. Как дружит с детьми других национальностей. Общительность.
3. Волевые черты характера. Целеустремленность. Активность: решительность, смелость, самостоятельность, инициативность. Организованность: выдержка, самоконтроль, уверенность в себе, дисциплинированность. Стойкость, настойчивость, упорство, мужество, самокритичность, скромность.
4. Особенности темперамента школьника и его психических процессов. Сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов. Быстро или медленно ребенок реагирует на вопросы, говорит, делает. Преобладают процессы возбуждения или тормозные процессы. Легко ли ученик переключается с одного дела на другое. Каковы особенности интеллектуальных и эмоциональных процессов: речи, внимания, памяти, эмоций. Как ученик выражает свои чувства.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики
классного коллектива
Состав класса.
1. Возрастной состав класса.
2. Познавательный уровень развития учащихся.
3. Работоспособность и успеваемость учащихся.
4. Общественное лицо класса (имеется ли актив в классе). Интерес к общественным делам. Выполнение общественных поручений.
Сплоченность класса.
1. Есть ли группировки по деловым интересам или отрицательного характера.
2. Дружат ли мальчики и девочки. Защищают ли мальчики девочек.
3. Нет ли в классе круговой поруки. Если есть, то в чем она выражается.
4. Переживают ли школьники неудачи своего класса. Болеют ли за свой коллектив.
5. При проведения общешкольных мероприятий стараются держаться вместе или разобщенно.
Организованность класса.
1. Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных мероприятий.
2. Умеют ли учащиеся терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на переменах, при выполнении различных дел).
3. Подчиняются ли распоряжениям уполномоченных лиц.
Общественное мнение в классе.
1. Какие поступки своих товарищей одобряют, какие осуждают.
2. Как и в какой форме они выражают свое одобрение и неодобрение.
3. Есть ли расхождения между тем, что они говорят и что делают.
4. Критика и самокритика в классе.
Характер товарищеской связи в коллективе.
1. Что связывает школьников: общее место жительства, место за партой, интересы, общая работа.
2. Где дружат ребята (только в школе или вне ее).
3. Внимательны ли они к товарищам. Стараются ли им помочь. В чем выражается эта помощь.
4. Проявляют ли школьники требовательность к своим друзьям. Умеют ли видеть в них недостатки.
5. Как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, активу, неуспевающим.
6. Как (правильно ли) учащиеся относятся к товарищам с физическими недостатками.
Актив класса.
1. Его состав. Выборный и фактический активы класса.
2. Имеет ли актив авторитет.
3. Выполняются ли распоряжения актива.
4. Живет ли актив жизнью класса; уважают ли его в классе.
Характеристика педагогически запущенных детей и их положение в классе.
Связь классного коллектива с общешкольным.
1. Знают ли в классе о том, что происходит в школе в целом, и в других классах.
2. Выполняются ли классом общешкольные поручения.
3. Каков характер связей учащихся с другими классами (шефство, соревнования, совместные дела).
Профессиональная направленность в классе (какие виды труда предпочитают, интерес к каким направлениям проявляют).
Общее состояние дисциплины и успеваемости в масштабе школы.
Уровень самопознания, самореализации, самовыражения, самосовершенствования.
Выводы.
1. Уровень развития класса как коллектива (низкий, средний, высокий).
2. Задачи дальнейшего развития коллектива.
3. Пути дальнейшего развития коллектива (через актив класса, через работу классного коллектива, через педагогический коллектив).
Примерная схема плана воспитательной работы
с ______ классом на ______ четверть (полугодие) _________ года
I. Психолого-педагогическая характеристика класса. Анализ состояния учебно-воспитательной работы.
II. Задачи воспитательной работы.
1. Продолжить работу по развитию деятельности классного коллектива, его сплочению и формированию у учащихся положительного отношения к его членам, целям и деятельности. Особое внимание в этой работе обратить на ___________ .
2. Продолжить работу по воспитанию у школьников познавательных интересов, активности, самостоятельности и творческого отношения к учению и повышению на этой основе успеваемости. Обратить особое внимание на _____________.
3. Сосредоточить усилия на решении следующих задач в отдельных аспектах воспитания:
– укрепление здоровья детей, их физическое воспитание;
– идейно-нравственное;
– трудовое и т. д.
4. Продолжить работу по изучению школьников, их склонностей и способностей, созданию условий, благоприятных для их развития.
Для этого _____________________________________
5. В индивидуальной работе особое внимание обратить на следующие группы учащихся, имеющие примерно одинаковый уровень отношения к коллективу и его деятельности:
1-я группа (______) – задача:___________________________
2-я группа (______) __________________________________
и т. д.
На фоне решения этой общей ведущей задачи воспитательной работы обратить внимание на следующих учащихся, требующих индивидуального подхода:
Фамилия, имя | Задачи и пути |
III. Система мер по решению поставленных задач.
№ п/п | Содержание работы | Сроки | Ответственные | Отметка о выполнении |
1) Работа по организации и развитию деятельности классного коллектива, его сплочению и формированию у школьников положительного отношения к коллективу. Оказание помощи органам самоуправления:
а) помощь активу в определении цепи последовательно развертывающихся коллективных дел, реализации закона постоянного движения коллектива вперед. Предварительная заметка таких дел для себя __________________________________________________
б) наблюдение за выполнением классом следующих коллективных дел, порученных ему общешкольными органами ____________
в) меры помощи активу класса в составлении плана работы коллектива и его обсуждении на общем собрании_______________
г) меры по организации деятельности школьников через микроколлективы _______________________________________________
д) формы участия в заседаниях органов коллектива __________
других видах их работы. Побуждение школьников к выдвижению наиболее важных коллективных целей, в проявлении самостоятельности в их осуществлении _______________________________
е) помощь органам коллектива в распределении поручений и в организации их выполнения_________________________________
ж) помощь в развитии дружбы с коллективами______________
2) Работа по воспитанию положительного отношения к учению и повышению успеваемости учащихся:
а) в целях изучения причин недостатков в учебе отдельных учащихся _________________________________________________
б) оказание помощи отдельным школьникам в учебе _________
в) работа по воспитанию интереса к науке, технике, пониманию значения учения в жизни человека ___________________________
3) Идейно-нравственное просвещение учащихся. Используемые в нем методы и формы работы _______________________________
(информация, этические беседы, философские столы, этический театр и т. п.)
4) Побуждение воспитанников к самовоспитанию и самообразованию. Систематическое оказание им помощи в этой работе:
а) организация коллективного воспитания в классе, знакомство школьников с задачами и методикой самовоспитания.
– Беседы о том, как познавать и справедливо оценивать себя, как соотносить собственные желания с желаниями других людей, как планировать свою жизнь, свою деятельность.
– Беседы о роли самовоспитания в жизни выдающихся людей.
– Выдвижение перед классом коллективных целей самовоспитания, показ их связи с познавательными и практическими задачами, стоящими перед коллективом.
– Пропаганда этих целей.
– Тактичный контроль за ходом коллективного самовоспитания.
б) индивидуальная помощь учащимся в их работе по самообразованию, самовоспитанию.
5) Организация разносторонней деятельности воспитанников как необходимой основы их всестороннего развития. Виды и формы деятельности, организуемые в четверти (полугодии):
а) познавательная деятельность;
б) трудовая деятельность;
в) художественная деятельность;
г) спортивная работа. Забота о здоровье;
д) общественная деятельность и т. п.
IV. Работа с родителями.
1. Участие родителей в работе класса.
2. Работа родительского комитета класса. Родительские собрания, конференции, дискуссионные столы, деловые игры и т. д.
3. Индивидуальная работа с родителями по повышению воспитательного потенциала семьи.
V. Дополнения, внесенные в план в ходе работы.
VI. Анализ результатов выполнения плана работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Предложенные методики педагогической диагностики помогут воспитателям и классным руководителям школы-интерната выявить уровень сформированных умений и навыков с целью планирования коррекционного...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС "ТЫ И ПРОФЕССИЯ" Данный курс создан на основе изучения профориентационной программы Е.А. Климова "Я и моя профессия" и личного опыта работы в школе. Эта программа позволит школьникам рассмотреть проблемы самоопределения
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ "ТЫ И ПРОФЕССИЯ".Цель курсов - подготовка учащихся к ситуациям выбора направления дальнейшего образования. Основная характеристика курсов по выбору:Избыточность.Вариативност...
Программа изучения личности школьника
Программа изучения личности...
Примерная программа педагогического изучения школьника
В помощь классному руководителю....
ПРОГРАММА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ШКОЛЬНИКОВ.
На родительском собраннии можно воспользоваться вот такими анкетами для усиления помощи учащимся....
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ограниченными возможностями здоровья
Овладение технологией педагогической диагностики позволяет воспитателю грамотно реализовать принцип возрастного и индивидуального подхода к детям. При осуществлении общих закономерностей каждому...
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ОВЗ
Диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности школьников с ОВЗ...