ПРОГРАММА партнерского взаимодействия с родителями «Шаги к успеху»
учебно-методический материал

 Качалин Владимир Александрович

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это отразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработал образовательную программу по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programsma_partnerskogo_vzaimodeystviya-2.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

ст. Багаевская

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2

«Утверждаю»

Директор МБОУ БСОШ № 2

Приказ от 30.08.2019   №154/1

_____________/Леванчук Н.А./

ПРОГРАММА

партнерского взаимодействия с родителями

«Шаги к успеху»

    Составитель:

 учитель биологии Качалин В.А.

   

2019 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это отразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.

Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработал образовательную программу по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет.

В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Программа состоит из двух основных частей:

инвариантной части (школа + семья), что гарантирует родителям обучающихся необходимый минимум знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях;

вариативной части, в которой отражена специфика школы

Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя.

Доминирующие формы обучения:

индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ;

лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.

Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.

Задачи программы:

научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;

содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;

вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;

оказать индивидуализированную адресную помощь родителям по итогам психодиагностики семьи и семейного воспитания;

содействовать формированию семейного единства, взаимозависимости.

Ожидаемые результаты программы:

по окончанию курса программы родители должны знать:

- особенности подросткового возраста;

- основные режимные моменты, особенности питания;

- основы возрастной психологии;

- роль родителей в саморазвитии ребёнка, в развитии их одарённости;

- историю своей семьи;

- основные воспитательные приёмы;

- должны уметь находить наиболее правильный выход из проблемной ситуации.

Итоговый контроль осуществляется по результатам мониторинга, который  включает в себя тесты, диагностические методы, анкеты, собеседования.

 Показатели мониторинга позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

         1. Вводное занятие: цели и задачи программы.

         Выявление наиболее актуальных проблем.

Форма занятия: беседа, игра-ситуация.

Форма подведения итогов: мониторинг.

2. Особенности младшего школьного возраста.

Теория: Физиология развития ребёнка младшего школьного возраста. Переходный период в младшем школьном возрасте. Привычки младших школьников.

Практика: создание и решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.

Форма подведения итогов: анкетирование.

3. Режим дня школьника.

Теория: необходимость соблюдения режима дня в  школьном возрасте. Валеология  школьника

Форма занятия: беседа, обмен опытом.

Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.

4. Возрастная психология подросткового возраста.

Теория: Личность как носитель сознания. Индивидуальность ребёнка. Психический симбиоз матери и ребёнка в подростковом возрасте

Форма занятия: лекция, вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: совместная разработка рекомендаций.

5. Психология саморазвития. Роль родителей в развитии ребёнка.

Теория: психическое развитие и формирование личности ребёнка. Психология саморазвития и риск самораскрытия. Психология взаимоотношения со взрослыми.

Практика: решение проблемных ситуаций.

Форма занятия: дискуссия, презентация семейного воспитания.

Форма подведения итогов: анализ тестирование детей, выработка рекомендаций для родителей.

6. Одарённость ребёнка - дар или наказание.

Теория: Роль родителей в формировании и развитии творческой одарённости.

Практика: Диагностика и само диагностика творческой личности.

Форма занятия: лекция, практическая работа.

Форма подведения итогов: анализ полученных данных.

7. Семья – как социальная и нравственная ценность.

Теория: «Семья- ядро воспитания». Воспитательный потенциал семьи.

Форма занятия: беседа, устное сообщение.

Форма подведения итогов: опрос.

8. Виды воспитания

Теория: взаимодействие семьи и учреждений образования в вопросах воспитания: гражданское и трудовое воспитание, экономическое и экологическое воспитание, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.

Форма занятия: просмотр кинофильма. Презентация семейного воспитания.

Форма подведения итогов: «Ярмарка педагогических идей».

9. Педагогические процессы в семье.

Теория: Педагогический процесс: структура, основные компоненты.

Практика: решение практических задач.

Форма занятия: беседа, рассказ.

Форма подведения итогов: собеседование.

10. Роль традиций в семье.

Теория: Семейные традиции, их роль в воспитании детей. Семейные реликвии и их значение.

Практика: просмотр кинофильма с последующим анализом.

Форма занятия: вечер вопросов и ответов.

Форма подведения итогов: организация фото – выставки «Я и моя семья».

11. Книга в семье.

Теория: «Что читают наши дети?» Проблемы сегодняшнего чтения. Знакомство родителей с произведениями, посвящённых семье в русской литературе.

Форма занятия: беседа.

Форма подведения итогов: анализ памяток «Какие книги нужно читать».

12. СМИ и современные дети

Теория: основные проблемы воспитания и медиаобразования. Воспитание средствами зрелищных искусств и массовой информации.

Форма занятия: лекция.

Форма подведения итогов: анализ диагностики уровня развития эстетического отношения детей к зрелищным видам искусства и к средствам массовой информации. Разработка рекомендаций.

13. Досуг и семья.

Теория: основные принципы организации досуга в семье и в учреждениях образования. Роль родителей в организации досуга детей.

Практика: примеры организации досуга в семье. Организация мероприятия «Папа, мама, я дружная семья».

Форма занятия: презентация организации досуга в семье.

Форма подведения итогов: по итогам мероприятия.

14. Советы родителям - в рамках консультативной помощи.

15. Заключительное занятие. Организация совместно с детьми конкурсного мероприятия.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной программы является занятие. Занятия проводятся как в традиционных формах: лекции, дискуссии, учебные игры и др., так и в нетрадиционных формах: интегрированные занятия, викторины, выставки, презентации и др.

Разнообразию содержания и методов обучения в программе отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые.

Фронтальное обучение при реализации данной программы применяются на теоретических занятиях для организации учебно-познавательной деятельности всех родителей одновременно.

Групповое обучение применяется в реализации данной программы наиболее часто на практических занятиях, когда все родители делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выполняет своё задание. Эта организационная форма наиболее удачна.

Коллективная работа применяется на практических занятиях при обсуждении какого- либо вопроса.

Методы обучения

Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта родителей.

Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических занятиях.

Метод проблемного изложения в реализации данной программы наиболее соответствует организации работы с родителями.

Исследовательский метод применяется при работе над различными темами.

Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются педагогические приёмы:

создание ситуации успеха;

моральная поддержка;

похвала;

поощрение.

Условия реализации программы:

1. Содержание учебно-тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны;

2. Для успешной реализации программы необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Данная программа способствует решению ряда задач учебно-воспитательного процесса:

1. Оказанная помощь родителям в профессиональном самоопределении детей привела к тому, что улучшилась успеваемость ребят.

3. Уменьшилось количество обучающихся «группы риска»

4. Разработаны презентации по внутрисемейным отношениям: «Моя семья - моё богатство», «В здоровом теле - здоровый дух» .

5. В учреждении сохранена преемственность поколений (многие родители обучающихся - выпускники этой школы).

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.

2. Анзор Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.

3. Бирюков Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах».- М., 1998.

4. Вознесенская Е.А. Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство. «Сборник методических разработок». – Ставрополь: КЦДЮТТ, 2005. - 40 с.

5. Гурова Р.Г., Рычкова Г.Б. Подготовка старшеклассников к жизни. – М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.

6. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.

7. Кочкаров Ю.С. О природе способностей. Карачаево- Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1974.- 114 с.

8. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993

9. Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания 8-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2005. - 124 с.

10. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.

11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.

12. Разин А.В. Воспитание красотой. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.

13. Рубинштейн М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.

14.Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы партнерского взаимодействия семьи и классного руководителя

Какие новые формы взаимодействия с семьей может использовать классный руководитель...

Программа партнерского взаимодействия с родителями «СЕМЬ Я»

Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала образовательную программу по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет....

«Проектная деятельность как способ партнерского взаимодействия ученика и учителя»

Существует два основных аспекта сотрудничества на уроке: взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом. Во взаимодействии учителя с учениками особое значение имеет учет психологических з...

Межшкольное и партнерское взаимодействие при изучении английского языка

Данная статья посвящена роли и пользе межшкольного и партнерского взаимодействии при изучении английского языка...

"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"

Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....