ПРОГРАММА партнерского взаимодействия с родителями «Шаги к успеху»
учебно-методический материал
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это отразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработал образовательную программу по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programsma_partnerskogo_vzaimodeystviya-2.docx | 24.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ст. Багаевская
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа № 2
«Утверждаю»
Директор МБОУ БСОШ № 2
Приказ от 30.08.2019 №154/1
_____________/Леванчук Н.А./
ПРОГРАММА
партнерского взаимодействия с родителями
«Шаги к успеху»
Составитель:
учитель биологии Качалин В.А.
2019 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений. Это отразилось в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания, образовании по выбору.
Вместе с тем в условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась социальная тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработал образовательную программу по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет.
В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Программа состоит из двух основных частей:
инвариантной части (школа + семья), что гарантирует родителям обучающихся необходимый минимум знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях;
вариативной части, в которой отражена специфика школы
Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя.
Доминирующие формы обучения:
индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ;
лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.
Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.
Задачи программы:
научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
оказать индивидуализированную адресную помощь родителям по итогам психодиагностики семьи и семейного воспитания;
содействовать формированию семейного единства, взаимозависимости.
Ожидаемые результаты программы:
по окончанию курса программы родители должны знать:
- особенности подросткового возраста;
- основные режимные моменты, особенности питания;
- основы возрастной психологии;
- роль родителей в саморазвитии ребёнка, в развитии их одарённости;
- историю своей семьи;
- основные воспитательные приёмы;
- должны уметь находить наиболее правильный выход из проблемной ситуации.
Итоговый контроль осуществляется по результатам мониторинга, который включает в себя тесты, диагностические методы, анкеты, собеседования.
Показатели мониторинга позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие: цели и задачи программы.
Выявление наиболее актуальных проблем.
Форма занятия: беседа, игра-ситуация.
Форма подведения итогов: мониторинг.
2. Особенности младшего школьного возраста.
Теория: Физиология развития ребёнка младшего школьного возраста. Переходный период в младшем школьном возрасте. Привычки младших школьников.
Практика: создание и решение проблемных ситуаций.
Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.
Форма подведения итогов: анкетирование.
3. Режим дня школьника.
Теория: необходимость соблюдения режима дня в школьном возрасте. Валеология школьника
Форма занятия: беседа, обмен опытом.
Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.
4. Возрастная психология подросткового возраста.
Теория: Личность как носитель сознания. Индивидуальность ребёнка. Психический симбиоз матери и ребёнка в подростковом возрасте
Форма занятия: лекция, вечер вопросов и ответов.
Форма подведения итогов: совместная разработка рекомендаций.
5. Психология саморазвития. Роль родителей в развитии ребёнка.
Теория: психическое развитие и формирование личности ребёнка. Психология саморазвития и риск самораскрытия. Психология взаимоотношения со взрослыми.
Практика: решение проблемных ситуаций.
Форма занятия: дискуссия, презентация семейного воспитания.
Форма подведения итогов: анализ тестирование детей, выработка рекомендаций для родителей.
6. Одарённость ребёнка - дар или наказание.
Теория: Роль родителей в формировании и развитии творческой одарённости.
Практика: Диагностика и само диагностика творческой личности.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Форма подведения итогов: анализ полученных данных.
7. Семья – как социальная и нравственная ценность.
Теория: «Семья- ядро воспитания». Воспитательный потенциал семьи.
Форма занятия: беседа, устное сообщение.
Форма подведения итогов: опрос.
8. Виды воспитания
Теория: взаимодействие семьи и учреждений образования в вопросах воспитания: гражданское и трудовое воспитание, экономическое и экологическое воспитание, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Форма занятия: просмотр кинофильма. Презентация семейного воспитания.
Форма подведения итогов: «Ярмарка педагогических идей».
9. Педагогические процессы в семье.
Теория: Педагогический процесс: структура, основные компоненты.
Практика: решение практических задач.
Форма занятия: беседа, рассказ.
Форма подведения итогов: собеседование.
10. Роль традиций в семье.
Теория: Семейные традиции, их роль в воспитании детей. Семейные реликвии и их значение.
Практика: просмотр кинофильма с последующим анализом.
Форма занятия: вечер вопросов и ответов.
Форма подведения итогов: организация фото – выставки «Я и моя семья».
11. Книга в семье.
Теория: «Что читают наши дети?» Проблемы сегодняшнего чтения. Знакомство родителей с произведениями, посвящённых семье в русской литературе.
Форма занятия: беседа.
Форма подведения итогов: анализ памяток «Какие книги нужно читать».
12. СМИ и современные дети
Теория: основные проблемы воспитания и медиаобразования. Воспитание средствами зрелищных искусств и массовой информации.
Форма занятия: лекция.
Форма подведения итогов: анализ диагностики уровня развития эстетического отношения детей к зрелищным видам искусства и к средствам массовой информации. Разработка рекомендаций.
13. Досуг и семья.
Теория: основные принципы организации досуга в семье и в учреждениях образования. Роль родителей в организации досуга детей.
Практика: примеры организации досуга в семье. Организация мероприятия «Папа, мама, я дружная семья».
Форма занятия: презентация организации досуга в семье.
Форма подведения итогов: по итогам мероприятия.
14. Советы родителям - в рамках консультативной помощи.
15. Заключительное занятие. Организация совместно с детьми конкурсного мероприятия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной программы является занятие. Занятия проводятся как в традиционных формах: лекции, дискуссии, учебные игры и др., так и в нетрадиционных формах: интегрированные занятия, викторины, выставки, презентации и др.
Разнообразию содержания и методов обучения в программе отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые.
Фронтальное обучение при реализации данной программы применяются на теоретических занятиях для организации учебно-познавательной деятельности всех родителей одновременно.
Групповое обучение применяется в реализации данной программы наиболее часто на практических занятиях, когда все родители делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выполняет своё задание. Эта организационная форма наиболее удачна.
Коллективная работа применяется на практических занятиях при обсуждении какого- либо вопроса.
Методы обучения
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта родителей.
Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических занятиях.
Метод проблемного изложения в реализации данной программы наиболее соответствует организации работы с родителями.
Исследовательский метод применяется при работе над различными темами.
Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются педагогические приёмы:
создание ситуации успеха;
моральная поддержка;
похвала;
поощрение.
Условия реализации программы:
1. Содержание учебно-тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны;
2. Для успешной реализации программы необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная программа способствует решению ряда задач учебно-воспитательного процесса:
1. Оказанная помощь родителям в профессиональном самоопределении детей привела к тому, что улучшилась успеваемость ребят.
3. Уменьшилось количество обучающихся «группы риска»
4. Разработаны презентации по внутрисемейным отношениям: «Моя семья - моё богатство», «В здоровом теле - здоровый дух» .
5. В учреждении сохранена преемственность поколений (многие родители обучающихся - выпускники этой школы).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.
2. Анзор Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.
3. Бирюков Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах».- М., 1998.
4. Вознесенская Е.А. Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство. «Сборник методических разработок». – Ставрополь: КЦДЮТТ, 2005. - 40 с.
5. Гурова Р.Г., Рычкова Г.Б. Подготовка старшеклассников к жизни. – М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.
6. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.
7. Кочкаров Ю.С. О природе способностей. Карачаево- Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1974.- 114 с.
8. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993
9. Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания 8-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2005. - 124 с.
10. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.
11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.
12. Разин А.В. Воспитание красотой. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.
13. Рубинштейн М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.
14.Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы партнерского взаимодействия семьи и классного руководителя
Какие новые формы взаимодействия с семьей может использовать классный руководитель...
Программа партнерского взаимодействия с родителями «СЕМЬ Я»
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала образовательную программу по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет....
«Проектная деятельность как способ партнерского взаимодействия ученика и учителя»
Существует два основных аспекта сотрудничества на уроке: взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом. Во взаимодействии учителя с учениками особое значение имеет учет психологических з...
Межшкольное и партнерское взаимодействие при изучении английского языка
Данная статья посвящена роли и пользе межшкольного и партнерского взаимодействии при изучении английского языка...
Программа партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся для решения образовательных задач, с использованием методов и средств психолого-педагогического просвещения
Программа дла родителей...
"Сетевое партнерское взаимодействие общего, дополнительного и высшего образования по реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ технической направленности"
Проект, описывающий инновационные формы и инструменты профориентационной работы с детьми в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования "Спасский дом детского творчества"....