Программа партнерского взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся для решения образовательных задач, с использованием методов и средств психолого-педагогического просвещения
методическая разработка (5 класс)
Программа дла родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vzaimodeystviya_s_roditelyami.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа партнерского взаимодействия с родителями «СЕМЬ Я»
Программа рассчитана на 5 лет, предназначена
для родителей учащихся 5-9 классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, разработана образовательная программа по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет.
В основу данной программы положен принцип интеграции теоретического обучения и процессов практической, самостоятельной и поисковой деятельности, что делает программу актуальной. Программа состоит из двух основных частей:
инвариантной части (школа + семья), что гарантирует родителям обучающихся необходимый минимум знаний, умений и навыков для адаптации в современных социальных условиях;
вариативной части, в которой отражена специфика школы
Вся совместная деятельность педагога и родителей строится с учётом индивидуальных особенностей каждого родителя.
Доминирующие формы обучения:
индивидуальные и дифференцированные задания, предлагаемые по ходу лекции и в качестве домашних работ;
лекции, беседы, ролевые игры, практикумы, дискуссии.
Цель программы: создание условий для взаимодействия семьи и школы в интересах развития личности ребёнка.
Задачи программы:
научить родителей анализировать типичные ошибки в семейном воспитании детей, в том числе и своё собственное поведение;
содействовать овладению педагогическими знаниями, умениями, навыками организации семейного воспитательного процесса;
вооружить родителей современными психолого- педагогическими знаниями о психическом, физическом и интеллектуальном развитии ребёнка на различных возрастных этапах его жизни;
оказать индивидуализированную адресную помощь родителям по итогам психодиагностики семьи и семейного воспитания;
содействовать формированию семейного единства, взаимозависимости.
Ожидаемые результаты программы:
по окончанию курса программы родители должны знать:
- особенности подросткового возраста;
- основные режимные моменты, особенности питания;
- основы возрастной психологии;
- роль родителей в саморазвитии ребёнка, в развитии их одарённости;
- историю своей семьи;
- основные воспитательные приёмы;
- должны уметь находить наиболее правильный выход из проблемной ситуации.
Итоговый контроль осуществляется по результатам мониторинга, который включает в себя тесты, диагностические методы, анкеты, собеседования.
Показатели мониторинга позволяют проследить эффективность процесса обучения родителей и определить дальнейшее направление их образования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводное занятие: цели и задачи программы.
Выявление наиболее актуальных проблем.
Форма занятия: беседа, игра-ситуация.
Форма подведения итогов: мониторинг.
2. Особенности младшего школьного возраста.
Теория: Физиология развития ребёнка младшего школьного возраста. Переходный период в младшем школьном возрасте. Привычки младших школьников.
Практика: создание и решение проблемных ситуаций.
Форма занятия: лекция, беседа, дискуссия.
Форма подведения итогов: анкетирование.
3. Режим дня школьника.
Теория: необходимость соблюдения режима дня в младшем школьном возрасте. Валеология младшего школьника
Форма занятия: беседа, обмен опытом.
Форма подведения итогов: просмотр фильма с последующим его анализом.
4. Возрастная психология подросткового возраста.
Теория: Личность как носитель сознания. Индивидуальность ребёнка. Психический симбиоз матери и ребёнка в подростковом возрасте
Форма занятия: лекция, вечер вопросов и ответов.
Форма подведения итогов: совместная разработка рекомендаций.
5. Психология саморазвития. Роль родителей в развитии ребёнка.
Теория: психическое развитие и формирование личности ребёнка. Психология саморазвития и риск самораскрытия. Психология взаимоотношения со взрослыми.
Практика: решение проблемных ситуаций.
Форма занятия: дискуссия, презентация семейного воспитания.
Форма подведения итогов: анализ тестирование детей, выработка рекомендаций для родителей.
6. Одарённость ребёнка- дар или наказание.
Теория: Роль родителей в формировании и развитии творческой одарённости.
Практика: Диагностика и само диагностика творческой личности.
Форма занятия: лекция, практическая работа.
Форма подведения итогов: анализ полученных данных.
7. Семья – как социальная и нравственная ценность.
Теория: «Семья- ядро воспитания». Воспитательный потенциал семьи.
Форма занятия: беседа, устное сообщение.
Форма подведения итогов: опрос.
8. Виды воспитания
Теория: взаимодействие семьи и учреждений образования в вопросах воспитания: гражданское и трудовое воспитание, экономическое и экологическое воспитание, нравственное, эстетическое и физическое воспитание.
Форма занятия: просмотр кинофильма. Презентация семейного воспитания.
Форма подведения итогов: «Ярмарка педагогических идей».
9. Педагогические процессы в семье.
Теория: Педагогический процесс: структура, основные компоненты.
Практика: решение практических задач.
Форма занятия: беседа, рассказ.
Форма подведения итогов: собеседование.
10. Роль традиций в семье.
Теория: Семейные традиции, их роль в воспитании детей. Семейные реликвии и их значение.
Практика: просмотр кинофильма с последующим анализом.
Форма занятия: вечер вопросов и ответов.
Форма подведения итогов: организация фото – выставки «Я и моя семья».
11. Книга в семье.
Теория: «Что читают наши дети?» Проблемы сегодняшнего чтения. Знакомство родителей с произведениями, посвящённых семье в русской литературе.
Форма занятия: беседа.
Форма подведения итогов: анализ памяток «Какие книги нужно читать».
12. СМИ и современные дети
Теория: основные проблемы воспитания и медиаобразования. Воспитание средствами зрелищных искусств и массовой информации.
Форма занятия: лекция.
Форма подведения итогов: анализ диагностики уровня развития эстетического отношения детей к зрелищным видам искусства и к средствам массовой информации. Разработка рекомендаций.
13. Досуг и семья.
Теория: основные принципы организации досуга в семье и в учреждениях образования. Роль родителей в организации досуга детей.
Практика: примеры организации досуга в семье. Организация мероприятия «Папа, мама, я дружная семья».
Форма занятия: презентация организации досуга в семье.
Форма подведения итогов: по итогам мероприятия.
14. Советы родителям - в рамках консультативной помощи.
15. Заключительное занятие. Организация совместно с детьми конкурсного мероприятия.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основной организационной формой обучения в ходе реализации данной программы является занятие. Занятия проводятся как в традиционных формах: лекции, дискуссии, учебные игры и др., так и в нетрадиционных формах: интегрированные занятия, викторины, выставки, презентации и др.
Разнообразию содержания и методов обучения в программе отвечает разнообразие организационных форм учебного процесса. С точки зрения принципа саморазвития формы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с фронтальных на индивидуальные и групповые.
Фронтальное обучение при реализации данной программы применяются на теоретических занятиях для организации учебно-познавательной деятельности всех родителей одновременно.
Групповое обучение применяется в реализации данной программы наиболее часто на практических занятиях, когда все родители делятся на подгруппы, и каждая подгруппа выполняет своё задание. Эта организационная форма наиболее удачна.
Коллективная работа применяется на практических занятиях при обсуждении какого- либо вопроса.
Методы обучения
Выбор метода обучения зависит от содержания занятий, уровня подготовки и опыта родителей.
Информационно-рецептивный метод применяется на теоретических занятиях.
Метод проблемного изложения в реализации данной программы наиболее соответствует организации работы с родителями.
Исследовательский метод применяется при работе над различными темами.
Для создания комфортного психологического климата на занятиях применяются педагогические приёмы:
создание ситуации успеха;
моральная поддержка;
похвала;
поощрение.
Условия реализации программы:
1. Содержание учебно-тематического плана может изменяться в зависимости от корректировки целей занятий и потребностей той или иной стороны;
2. Для успешной реализации программы необходимо не только умелое управление, ответственное отношение специалистов, принимающих участие в реализации программы, но и заинтересованность родителей.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Данная программа способствует решению ряда задач учебно-воспитательного процесса:
1. Оказанная помощь родителям в профессиональном самоопределении детей привела к тому, что улучшилась успеваемость ребят.
3. Уменьшилось количество обучающихся «группы риска»
4. Разработаны презентации по внутрисемейным отношениям: «Моя семья- моё богатство», «В здоровом теле- здоровый дух» .
5. В учреждении сохранена преемственность поколений (многие родители обучающихся - выпускники этой школы).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации // Возрастная физиология.- Л.: Наука, 1975.
2. Анзор Л. Дети и семейный конфликт._ М., 1988.
3. Бирюков Л.А. Программа курса «Валеология в старших классах».- М., 1998.
4. Вознесенская Е.А. Творческая активность обучающихся и их профессиональное мастерство. «Сборник методических разработок». – Ставрополь: КЦДЮТТ, 2005. - 40 с.
5. Гурова Р.Г., Рычкова Г.Б. Подготовка старшеклассников к жизни. – М.: «Просвещение», 1979. - 160 с.
6. Жуковская В.И. Беседы о воспитании. Ответы на вопросы родителей. – Минск: Издательство «Народная АСВЕТА», 1969.- 120 с.
7. Кочкаров Ю.С. О природе способностей. Карачаево- Черкесское отделение Ставропольского книжного издательства. Черкесск, 1974.- 114 с.
8. Лихачёв Б.Т. Педагогика: курс лекций.- М., 1993
9. Лупоядова Л.Ю. Родительские собрания 8-9 классы. – Волгоград: «Учитель», 2005. - 124 с.
10. Маишева В.А. Работа с родителями. Из опыта работы. – М.: «Просвещение», 1982. - 64 с.
11. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений. – Киев: Изд-во «Лыбидь», 1990. - 192 с.
12. Разин А.В. Воспитание красотой. Из опыта работы. - М.: «Просвещение», 1980. - 80 с.
13. Рубинштейн М.М. Основы общей психологии.- М., 1940.
14.Цукерман Г.А. Психология саморазвития.- М.: Интерпракс, 1995.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа партнерского взаимодействия с родителями «СЕМЬ Я»
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, я разработала образовательную программу по работе с родителями. Обучение по программе рассчитано на 5 лет....
Анкета для родителей (законных представителей) обучающихся МБОУДО ДЮСШ
Анкетирование - одна из форм работы с родителями (законными представителями), которая дает возможность тренерам-преподавателям построить работу с ними более эффективно. Анкетирован...
Рабочая программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся «Взаимодействие с родителями»
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития....
4.5. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) обучающихся:
Справка...
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» для родителей (законных представителей) обучающихся с нарушением слуха
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Жестовая речь» (далее – программа) составлена на основе следующих нормативных правовых документов:- Федеральный закон от 29....
СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ образовательного учреждения: дистанционные возможности взаимодействия с родителями (законными представителями)
Современные компьютерные технологии помогают организовать в общеобразовательной школе воспитательную работу, неотъемлемой частью которой можно назвать деятельность «Службы здоровья». Это с...
Анкета для родителей (законных представителей) "Уровень удовлетворенности работой образовательного учреждения участников образовательного процесса родителей (законных представителей)"
Анкета для родителей (законных представителей)"Уровень удовлетворенности работой образовательного учрежденияучастников образовательного процесса родителей (законных представителей)"...