Проект "Трудный подросток"
проект (8 класс)
Проект "Трудный подросток" разработан для организации работы с детьми, склонными к девиантному поведению. Целью проекта является создание условий для успешной адаптации трудных подростков в социуме, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_trudnyy_podrostok.docx | 19.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Трудный подросток»
Срок реализации: 1 год (2019-2020 годы)
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Пояснительная записка
Трудный подросток – это ребёнок, поведение которого не соответствует общепринятым социальным нормам: он проявляет непослушание родителям и педагогам, не соблюдает правила поведения, допускает пропуск занятий в школе без уважительной причины, курит, употребляет алкогольные напитки или наркотики, совершает противоправные действия. Чаще всего такое поведение подростка приводит к постановке его на внутришкольный учёт или на учёт в комиссии по делам несовершеннолетних. Как правило, общепринятые формы и методы педагогического воздействия на такого подростка малоэффективны. Вследствие этого актуальной становится проблема поиска новых методов работы с трудными подростками. Актуальность проблемы определяет актуальность проекта «Трудный подросток»:
- Ежегодно увеличивается количество детей, состоящих на различных видах учёта.
- Обучающиеся нарушают правила поведения в школе и в общественных местах.
- Увеличивается количество случаев появления подростков в общественных местах в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
- Возрастает количество правонарушений, в том числе преступлений, совершаемых против личности в особо жестокой форме.
Прежде чем определить методы, необходимо выявить причины осложнения отношений с ребёнком в подростковом возрасте. Таких причин достаточно много, однако их можно свести к внешним (дефекты семейного воспитания, слабое воспитательное воздействие на ребёнка в школе) и внутренним (индивидуальные особенности ребёнка).
Цель проекта: создание условий для успешной адаптации трудных подростков в социуме, профилактика правонарушений среди несовершеннолетних.
Задачи по достижению цели:
- проведение диагностики подростков, склонных к девиантному поведению, с целью выявления асоциальных отклонений в их поведении;
- формирование у подростков умения различать хорошие и плохие поступки;
- систематизация знаний об основных видах правонарушений;
- разъяснение последствий необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению правонарушений;
- укрепление отрицательного отношения к противоправному поведению;
- пропаганда здорового образа жизни.
Направления проекта:
- профилактическое;
- познавательное;
- мотивационно-ценностное;
- социально-практическое.
Профилактическая направленность включает профилактику педагогической запущенности, правонарушений, зависимых состояний (профилактика табакокурения, алкоголизма и наркомании).
Познавательная направленность предполагает вооружение обучающихся знаниями в области правопорядка.
Мотивационно-ценностная направленность означает определение личностных ориентиров, предполагает признание общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных, способствует формированию гуманности, уважения прав и свобод личности, человеческого достоинства.
Социально-практическая направленность предполагает формирование умений и навыков, позволяющих реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности, устанавливать конструктивные отношения с людьми, проявлять готовность к разумному компромиссу, способность брать на себя ответственность за свои поступки; помощь трудным подросткам в определении жизненной стратегии.
Этапы реализации проекта
Предварительный этап (сентябрь 2019 года)
Содержание:
- сбор информации о трудных подростках (условия проживания, семья, социальное положение, интересы)
- получение согласия родителей трудных подростков на работу с их детьми;
- формирование мотивации на совместную деятельность;
- аналитическая работа, направленная на осмысление результатов деятельности на предварительном этапе проекта.
Планируемые результаты:
- составление списка подростков – будущих участников проекта;
- получение представления о проблемах и затруднениях подростков;
- выявление основных причин педагогической запущенности указанных подростков;
- определение степени готовности подростков к участию в проекте.
Практический этап (октябрь 2019-апрель 2020)
Содержание:
- психолого-педагогическая диагностика , направленная на выявление склонности подростков к противоправному поведению и зависимому состоянию;
- активное подключение трудных подростков к участию в олимпиадах и конкурсах;
-участие трудных подростков в организации коллективных творческих дел (организация праздника «День Благодарения», «День матери», «Международный женский день 8 марта», участие в гимназическом конкурсе «Праздник в каждом уголке»,
-привлечение подростков к подготовке сообщений для классных часов «Вред физическому и психическому здоровью от курения », «Мы против наркотиков и СПИДа», «Химический состав алкоголя»
- приобщение трудных подростков к занятиям спортом (волейбольная секция), участие в спортивных соревнованиях;
- индивидуальные беседы, анализ успеваемости;
- беседы с социальным педагогом, с представителем инспекции по делам несовершеннолетних;
-беседы с родителями, распространение памятки для родителей «Проблемы взросления».
Ожидаемые результаты:
- получение данных о психологических особенностях трудных подростков, участников проекта (уровень сформированности ключевых социальных компетенций, уровень школьной и социальной адаптации, наличие зависимости);
- определение степени сформированности положительных правовых ориентиров;
-формирование социальных компетенций (навыки продуктивного общения со сверстниками и взрослыми, успешного выполнения социальной роли учащегося)
- повышение у трудных подростков степени готовности производить положительные изменения в своей жизни;
- уменьшение количества случаев противоправного поведения;
- повышение уровня заинтересованности родителей в поиске эффективных способов общения с трудными подростками.
Аналитический этап (май 2020 года)
Содержание:
- проведение повторной диагностики по тем же методикам с целью определения степени эффективности работы по реализации проекта;
- систематизация материалов диагностики и составление рекомендаций для педагогов и родителей;
- подведение итогов проведённой работы;
- сотрудничество с психологом и социальным педагогом гимназии по вопросам организации дальнейшей работы с подростками с учётом полученных в процессе реализации проекта результатов;
Ожидаемые результаты:
- оценка уровня эффективности работы по реализации проекта: высокий, средний или слабый;
Характеристика уровней:
- высокий: подростки взаимодействуют друг с другом и взрослыми, адекватно оценивают своё поведение, показывают навыки позитивного общения, выражают отрицательное отношение к табакокурению, употреблению алкоголя и наркотиков, не допускают правонарушений;
- средний: подростки положительно воспринимают воздействие взрослых, идут на контакт, высказывают своё мнение, пытаются не вступать в конфликт при общении со сверстниками и взрослыми, выражают отрицательное отношение к вредным привычкам и пытаются отказаться от них; на практике реже допускают случаи правонарушений;
- слабый: подростки не идут на сотрудничество с педагогом, выражают неудовольствие или равнодушие при попытке взрослого наладить контакт, проявляют демонстративное поведение, не готовы отказаться от вредных привычек, продолжают совершать противоправные действия.
- в случае слабого уровня эффективности работы по реализации проекта проектируются индивидуальные программы, направленные на поиск решения проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа правового воспитания "Подросток и закон"
Программа "Подросток и закон" заняла 3 место на городском конкурсе программ правового воспитания....
Презентация к уроку обществознания в 6 классе по теме "Подросток как гражданин"
Презентация к уроку обществознания в 6 классе. На уроке рассматриваются сложные вопросы, которые помогают раскрыть правовые аспекты изучения государства, гражданства, законов и символов...
Заседание круглого стола "Подросток в обществе риска"
Ученые пришли к выводу о том, что в современном обществе подросток находится в большей опасности, чем его одногодки в предшествующие эпохи. Развитие современных технологий, сверхскоростных магистралей...
Младший подросток и его особенности.
Подростковый возраст и его особенности....
Родительское собрание. Подросток.Решение проблем.
Родительское собрание в 8 классе по психологии подросткового возраста.Почему подростки "такие"?...
Подросток в школе
Данная программа может использоваться психологами в виде тренинга или классными руководителями для проведения классных часов...
Подросток в социальной среде
К уроку обществознания в 7 классе по учебнику Кравченко...