Классный час "Эмоциональный интеллект"
классный час (8, 9, 10, 11 класс)
Данный классный час предназначен для учащихся 8-11 классов. Умение развивать свои эмоции и владеть ими -важное качество для человека в современном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
эмоциональный интеллект классный час для старшеклассников | 31.49 КБ |
презентация к классному часу по эмоциональному интеллекту | 1.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Эмоциональный интеллект»
Цель: мотивировать детей на развитие своего эмоционального интеллекта
Задачи:
- Раскрыть с учащимися понятие «эмоциональный интеллект»;
- Подвести учащихся к пониманию того, почему необходимо научиться управлять своими эмоциями.
- Развитие эмоциональной сферы ребенка, способствующей процессу социализации человека, становлению отношений во взрослом и детском сообществах.
Категория учащихся: 8 класс
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, толковые словари
Ход мероприятия:
1.Организационный момент (из класса формируется 4 группы)
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут …Я очень рада нашей сегодняшней встрече. Надеюсь, что это будет положительный опыт для всех нас.
- Всё наше общение пронизано чувствами и эмоциями. И даже в век технического прогресса, общаясь друг с другом в интернете, мы не можем обходиться без эмоций. И часто в конце электронного сообщения ставим условное обозначение своих эмоций – смайлик.
- Давайте ещё раз вспомним, какими эмоциями наполнена наша жизнь.
(Учитель показывает смайлики, а дети угадывают эмоцию)(слайд 1)
(хитрость, радость, восторг, удивление, растерянность, возмущение, злость, гнев, негодование…)
2. Мотивация
- Ребята, скажите, а какие чувства или эмоции вы испытываете в данный момент?
(Наводящие вопросы: Кто испытывает чувства страха? Волнения? Радости? А кто спокоен и ничего не ощущает? )
- Спасибо.
- А кто скажет, что такое эмоция?
У вас на столах лежат толковые словари, вы можете посмотреть значение слова «эмоция».
Эмоция - это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску. (слайд 2)
Чтобы это проверить, давайте сыграем в игру «Угадай эмоцию».
(От каждой команды нужен 1 участник)
Четыре игрока одновременно поднимают смайлик с эмоцией, которую испытывают, когда слышат определённые слова и выражения. Если эмоции не совпадают, нужно объяснить свой выбор (перед ребятами лежат смайлики, изображающие радость, грусть, страх, равнодушие…)
- 1 сентября
- Летние каникулы
- 9 мая
- Новый год
- Выпускные экзамены
- Урок физкультуры
- Война
- Дмитрий Нагиев
- мама
Таким образом, мы ещё раз убедились в том, что эмоция – это субъективная реакция, каждый реагирует так, как чувствует.
3. Целеполагание
- Почему эмоции так важны?
Американский писатель Чарльз Свиндолл сказал, что жизнь на 10% состоит из того, что происходит с нами, и на 90% из того, как мы на это реагируем.
Современный мир полон стрессовых ситуаций, с которыми трудно справляться как взрослым, так и детям. В школе вы можете встретиться с завышенными требованиями со стороны учителей, дома родители от вас ждут успехов в учебе, в спорте, в музыке и др. Даже ваши ровесники испытывают вас на прочность, ставят в ситуацию выбора, и нередко возникают конфликты.
Когда человек охвачен негативными эмоциями и не может объективно оценить свои чувства, желания и возможности, разрушительный эффект обеспечен. Портятся отношения с окружающими, человек замыкается в себе, теряет веру в себя, свои силы, становится раздражительным, ещё больше запутывается в своих чувствах. И тут возникает вопрос: «Каким уровнем эмоционального интеллекта он обладает?» (распечатка вопроса) Как вы думаете, о чем мы сегодня будем разговаривать?
Итак, темой нашего сегодняшнего разговора будет «Эмоциональный интеллект» (слайд 3)
- Скажите, ребята, что бы вы хотели сегодня узнать на занятии?
(приблизительные вопросы: Что такое эмоциональный интеллект? Кто ввел впервые это понятие? Можно ли развить ЭИ? и т.п.) Прикрепить цели на доску, дописать, если что-то другое.
4. Новое знание (слайд 4)
Вы все, наверное, слышали про IQ человека – коэффициент интеллекта. В 90-е годы 20 века появились статьи Джека Майера и Питера Саловей, а затем и книги Дэниела Гоулмана об EQ- эмоциональном коэффициенте.
- Что вы видите на картинке? (айсберг)
- Как вы думаете, правильно ли расположены IQ u EQ?
Верхушка - это лишь малая часть айсберга. Всё остальное под водой.
- Как вы думаете, действительно ли эмоциональная составляющая важнее, чем интеллектуальная?
(Человек может обладать высоким интеллектом, но при этом не социализироваться в обществе, не найти себя в этой жизни. И наоборот, есть люди, не обладающие высоким уровнем интеллекта, но проживают счастливую жизнь. И всё это благодаря высокому уровню эмоциональной устойчивости, или эмоционального интеллекта)
Давайте попытаемся разобраться в понятии «эмоциональный интеллект». Как вы думаете, что это такое? Я предлагаю вам обсудить это в своих группах.
(работа в группах, обсуждение, выведение определения – 2 минуты) Словари в помощь
Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать их для улучшения качества жизни. (слайд 5)
Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?
Перед вами карточки, на которых обозначены качества и действия человека. Их необходимо распределить на две группы: развитый уровень эмоционального интеллекта и неразвитый уровень эмоционального интеллекта.
Если вы (если у вас)……
Общительный | Замкнутость и нежелание общаться |
Открытость к знаниям | Раздражительность, вспыльчивость и агрессивность |
Адекватно реагируете на замечание старших | Неспособность налаживать контакты с ровесниками |
Можете извиниться, если не правы | Апатия |
Знаете свои сильные и слабые стороны | Нарушения сна и постоянное чувство усталости |
Знаете причину того, что вас расстраивает | Перепады настроения |
Бескорыстно помогаете другим | Болезненно переживаете свои неудачи |
Можете найти выход из трудной ситуации | Чувствуете себя несчастным |
Не боитесь ошибок | Чувство вины или собственной несостоятельности |
Умеете слушать и слышать | Проблемы с концентрацией внимания и ухудшение памяти. |
Распознаёте эмоции других | Отсутствие или повышенное внимание к собственной внешности |
Итак, к чему приводит развитость или неразвитость эмоционального интеллекта? Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе. А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат. Он может стать счастливым человеком. (слайд 6)
Можно ли развить эмоциональный интеллект?
Да, существует множество методик для развития ЭИ.
Тренинг № 1 Язык эмоций.
Цель: научить детей не только разобраться в собственных чувствах, но и позволить окружающим лучше вас понимать.
Инструментарий: листы А4 с фразами
Я представлю вам 2 типичных ситуации, а вы попытаетесь их проанализировать и записать, что вы чувствуете, почему и что хотели бы сделать.
- Вас не поздравил с днем рождения лучший друг.
- Вам подарили вещь, о которой вы долго мечтали.
Я чувствую … |
потому что … |
И я хотел (а) бы … |
(дети зачитывают свои записи)
Таким образом, очень важно научиться анализировать ситуацию и не боятся обсудить проблему с тем, кому вы доверяете. Пусть слова «я чувствую…, потому что…, я хотел бы…» войдут в вашу речь.
- Возникали ли у вас неприятные эмоции? Как вы с ними справлялись?
Тренинг 2.
Цель: избавление от неприятных эмоций, возникающих в жизни.
Инструментарий: листы А4 с ситуациями
«Сейчас я раздам вам листы с разными ситуациями. Вы все вместе обсудите и запишите, чем вы можете заняться вместо этого. Например, ситуация: вы не пошли на тренировку, т.к. ее отменили. Вы пишете, за то я могу … посмотреть телевизор, погулять с друзьями и т.д…
Ситуация | Возникающая эмоция | Способ решения (что можете сделать вместо этого) |
Друг не смог с вами пойти в кино; | ||
Мама не отпустила гулять с друзьями; | ||
У вас отключили интернет и телевизор, т.к. неполадки сети. | ||
Родители запретили вам играть в компьютерные игры; |
Вопросы:
- Какие эмоции вы испытывали, видя данные ситуации?
- Зачитайте список того, что вы придумали?
- Сложно ли было придумать, чем заняться?
Подведение итогов:
Эмоции – это наш компас. Они позволяют понять, в верном ли направлении мы движемся. Если испытываем интерес, радость, удовольствие, значит все в порядке. Если гнев, страх, вину, обиду, то стоит остановиться и понять, что вызывает в нас такие эмоции.
- Вам понравилось сегодняшнее занятие?
- Что же такое эмоциональный интеллект? Нужно ли его развивать?
- Пусть каждая группа покажет смайлик, отражающий их эмоции от сегодняшнего занятия.
В завершении я хочу прочитать вам древнюю притчу.
Древняя притча
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок.
- Что ещё слепить тебе? - спросил Бог.
- Слепи мне счастье, - попросил человек.
Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины.
Вы можете лепить свою жизнь так, как желаете сами. Вы можете выбрать: жаловаться ли на проблемы, копить негатив или работать над собой, решать проблемы и наполнять свои сердца только положительными эмоциями.
Встаньте, пожалуйста, давайте все возьмёмся за руки, поделимся друг с другом положительной энергией, эмоциями. Спасибо за урок! Я желаю вам хорошего настроения, удачного дня и эмоциональной устойчивости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эмоция – это реакция человека на внешнее воздействие, имеющая ярко выраженную субъективную окраску.
Эмоциональный интеллект ( EQ ) – это способность понимать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать их для улучшения качества жизни .
Я - счастливый человек Быть счастливым – жить в гармонии с собой, с природой, понимать и принимать себя и других. Заниматься любимым делом, приносящим радость ему самому и окружающим, может только счастливый человек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Недаром помнит вся Россия про день Бородина" классный час в форме интеллект-шоу "Своя игра"
Данный классный час разработан для учащихся 6-8 классов. Проходит классный час в два этапа: 1 - исторический экскурс, 2 - "Своя игра" по теме классного часа. Сценарий классного часа сопровождается пре...
СОЗДАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ – ЗАЛОГ УСПЕШНОГО КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.
В работе описан метод психологических игр общения. Данный вид групповой работы направлен на приобретение знаний, умений и навыков, коррекцию и формированию установок, необходимых для ...
Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)
Из опыта работы классного руководителя по формированию социально активной личности...
"Символы России" классный час для детей старшего школьного возраста с нарушением интеллекта
Цель: познакомить учащихся с историей государственных символов.Форма: беседаМетоды: рассказ с элементами игры....
презентация к классному часу для учащихся 5 класса Игра «Интеллект-2007» Вопросы о животных
Вопросы о животных для учащихся 5 класса...
Классный час "Какой у меня интеллект?"
На этом занятии вводится понятие " интеллектуальное развитие", " коэффициент интеллекта". Задача- привлечь внимание детей к вопросам самовоспитания, саморазвития, усилить мотивацию к учебе....
Классный час "Какой у меня интеллект"
Конспект классного часа с презентацией "Своя игра"...