Классный час ко Дню Победы
классный час (8, 9 класс)

Аржанухина Татьяна Александровна

Данный материал поможет классному руководителю организовать классный час в 8-9 классах  к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_o_voyne.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час (8-9 класс)
 «ВЕЛИКИЕ СРАЖЕНИЯ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945г.г»

Цель мероприятия: Познакомить учащихся с основными и величайшими битвами Великой Отечественной войны:
Битвой за Москву, с  героическим  подвигом и мужеством ленинградцев, Сталинградской битвой, Курской битвой, Битвой за Берлин.

Задачи: Пробудить в детях чувство сострадания и гордости, за стойкость и мужество героизм своего народа на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945
Добрый день, дорогие друзья!
Пускай назад история листает
Страницы легендарные свои,
И память, через  годы  пролетая,
Ведет опять в походы и бои.
Сегодня будет час воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет час напоминаний
о подвигах и доблести отцов.
Слайд – заголовок 1
Тяжелым испытанием для нашего народа была Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

Войну развязали немецкие фашисты, которыми обладало стремление к мировому господству.
Фашисты объявили, что немцы – «самый лучший народ», «высшая раса», и  им  должны покоряться другие народы. «Сегодня нам принадлежит Германия, завтра нашим будет весь мир!» - так утверждали гитлеровцы.
Захватив всю Европу, гитлеровские полчища обрушились на Советский Союз.
К тому времени, между Германией и Россией был заключен договор о ненападение сроком на 10 лет. Конечно, советская военная разведка предупреждала о наступающей угрозе, однако правительство страны не могло поверить в вероломство Гитлера.
Слайд 2.
Точную дату нападения Германии на Советский Союз сообщил в Москву разведчик Рихард Зорге.
Слайд 3.
Зачитать стихотворение со слайда
...Туман ночной ещё стоял над Бугом.
Солдаты спят и видят свои сны.
Им ничего не предвещало этим утром,
Что немцы перейдут границу их страны.
Слайд 4
22 июня 1941 года ранним воскресным утром, войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения, напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война.
Сила и внезапность удара были таковы, что ни стойкость и героизм воинов, ни военная техника не смогли противостоять вражескому натиску в первые  месяцы войны.
Фашистская Германия вместе со своими союзниками (Венгрией, Италией, Румынией, Финляндией) обрушила на нашу страну  страшный смертоносный удар.
Слайд 5
Гитлер разработал специальный план завоевания Советского Союза, который назывался
«БАРБАРОССА». Предполагал за 2-3 месяца сокрушить Советский Союз.
Немецкие военачальники надеялись на лёгкую и быструю победу.
Слайд 6.
 Первые удары захватчиков приняли на себя пограничники Брестской крепости.
Малочисленный гарнизон героически оборонял границы в течение целого месяца.
Вся страна узнала о подвиге Брестской крепости во главе с майором Гавриловым.
Слайд 7.
Бойцы сражались до последнего патрона.
Враги окружили их со всех сторон, предлагали им сдаться. Но отважные герои решили иначе, что лучше погибнуть в бою, чем жить в плену. Когда патроны закончились бойцы пошли в рукопашный бой.
Своей кровью на стене внутри крепости один из защитников написал: «Я умираю, но не сдаюсь. Прощай Родина!»
Стихотворение читает ученик
- Я - Крепость! Я - Крепость! - сквозь годы доносится плохо
Её позывной, заруиненным фортом храним.
У Брестских ворот проступившая кровью эпоха
Стареющей памятью вновь возвращается к ним.

У каждой войны есть свои герои, даты крупных сражений.
И сегодня мы пролистаем с вами ЛЕТОПИСЬ БОЕВЫХ СРАЖЕНИЙ.
Слайд 8.
Звучит фонограмма песни Лебедева – Кумача «Вставай, страна огромная»
Слайд 9
БИТВА ЗА МОСКВУ
Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей Родины Москве, оставив за собой сожженные города и деревни, миллионы убитых и взятых в плен.
Весь народ поднялся на защиту Отечества – воины не жалели жизни на полях сражений, партизаны громили врага на оккупированной территории, в тылу люди день и ночь работали, выполняя призыв: «Всё для фронта, всё для победы!»
Здесь каждый дом стоит, как дот,
И тянуться во мгле
Зенитки с крыши в небосвод,
Как шпили на Кремле.
На окнах белые кресты,
Мелькают второпях,-
Такой же крест поставишь ты,
Москва, на всех врагах.
И каждый взрыв или пожар,
В любом твоём дому
я ощущаю как удар,
По сердцу моему.
И чертит небо над Москвой
Прожекторов лучи,
И от застав шагают в бой
Родные москвичи…
Слайд 10.
Дети и подростки не отставали от взрослых – проявляя героизм, работали на полях и заводах, сражались в партизанских отрядах.
Слайд 11.
В ходе военных действий и формирования партизанских отрядов соотношение сил начало меняться, наладилось производство новой военной техники. Немцы под Москвой были разбиты, и началось контрнаступление. За этими сухими словами стоит огромная сила и мощь советского народа.
Слайд 12.
Многие войска отличились в боях под Москвой. Особенно дивизия, которой командовал генерал – майор, герой Советского союза Иван Васильевич Панфилов. Очень любили солдаты генерала Панфилова. Заботливый, с хорошим юмором. С ним хоть в огонь, хоть в бездну.
К сожалению, не дожил генерал до победы. Защищая Москву от фашистов, смертью храбрых погиб в бою. Погиб генерал, да оставил панфиловцев – отважных и стойких воинов.
Пять  дивизий врага штурмовали одну дивизию Панфилова. Бои не прекращались  целых 30 дней.
Их было 28. Возглавлял бойцов политрук Клочков. Герои – панфиловцы преградили фашистам путь. « Друзья, - произнёс Клочков – Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва!
- Понятно, товарищ политрук Клочков, - ответили солдаты. – Москва!»
В неравном бою герои не дрогнули,  подбили около 50 танков. Отдав свои жизни во имя Родины.
Не раз ещё отличались в боях под Москвой панфиловцы. Скажешь «панфиловцы» - сразу героев рождает Память.
Стихотворение читает ученик,
Мы запомним суровую осень,
Скрежет танков и отблеск штыков,
И в сердцах будут жить двадцать восемь.
Самых храбрых твоих сынов.
Слайд 11.
ПОБЕДА под Москвой в 1941 году развеяла миф о непобедимости гитлеровской армии.
Немецкие войска под Москвой понесли большие потери, после которых они уже не могли оправиться.
Слайд 13.

БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА
Ужасную  участь готовил Гитлер Ленинграду. Он мечтал стереть с лица земли город Ленинград. Своим войскам Фюрер предложил блокировать город и путём непрерывного обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки  с воздуха сравнять его с землёй.
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду 40 самых отборных дивизий, свыше 1000 танков  и 1500 самолётов.
Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них всё человеческое. Они думали, что голодные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и сдадутся. Но гитлеровцы просчитались.
На защиту родного Ленинграда поднялись все жители города. Ленинградцы готовы были умереть, но не сдаваться в плен, в рабство к фашистам. Город   превратился в крепость.
В короткий срок  было построено 35 км. баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Улицы перегородили противотанковые заграждения и баррикады. Повсюду были установлены зенитные орудия. Днём и ночью работали заводы и фабрики, которые выпускали танки и артиллерийские орудия, изготовляли мины, гранаты и патроны, шили гимнастёрки и шинели.
Гитлер был уверен, что этот город после нескольких недель осады, словно спелое яблоко, упадёт к его ногам. Но город был непреступен, немцы не смогли взять его штурмом. Несмотря на мужество и героизм защитников Ленинграда, фашистам удалось блокировать город с суши.
В сентябре 1941 года немцы окружили непокорный  город. Начался отсчёт блокадных дней и ночей. Вражеская авиация уничтожила почти все продуктовые склады города. Начался голод.
Чем они жили, что ели – за пределами понимания нынешней жизни. Каждая живая травинка, веточка с зернышками, шелуха от мороженых овощей, отбросы и очистки – все шло в дело. И часто даже самое малое добывалось ценой человеческой жизни.
Слайд 14.
С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получили в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было.
Состав блокадного хлеба: 10-12% - это мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования, с пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.
Ровно 125 грамм – дневная норма святого чёрного хлеба.
Проверяя ленинградцев на прочность, немцы не только лишили их пропитания, но и вели постоянный обстрел. За все время осады города, фашисты обрушили на него 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. Но, тем не менее,  город продолжал жить. Работали театры, школы. Даже в таких жутких условиях  учились дети. Это был ПОДВИГ. В школах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Случалось,  ученики умирали прямо в классе.
Девочка руки протянула,
Уснула.
А, оказалось – умерла.
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова,
Уроки после похорон
                                  Ю.Воронов
Зима 1941 – 1942 года была на редкость суровой, с сильными морозами. В городе прекратилось движение городского транспорта. Ленинград лишился всего – отопления, воды, электричества, но продолжал бороться. Единственной дорогой, по которой можно было доставить в город военное снаряжение и продовольствие, вывезти раненых и больных, была дорога через Ладожское озеро.
Слайд 15.
Ленинградцы назвали её
«ДОРОГОЙ ЖИЗНИ». От неё зависело спасение жителей города.
Стихотворение читает ученик.
Дорогой жизни шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.          
О.Бергольц
Под вражескими обстрелами и бомбёжками  (зимой – по льду, на машинах и санях, весной и летом – на катерах, баржах и лодках) доставлялись по озеру различные грузы, в том числе продукты питания, боеприпасы, медикаменты. Однако перевозить большое количество груза, было невозможно. Часто лёд не выдерживал, и машины уходили под лёд.
Почти три года – 900 дней и ночей сдерживал Ленинград бешеный  натиск врага. Окончательно город удалось освободить только в январе 1944года.
Слайд 16.
В ОСАЖДЁННОМ  ГОРОДЕ ОТ БОМБЁЖЕК, АРТОБСТРЕЛОВ, ГОЛОДА И ХОЛОДА
ПОГИБЛО БОЛЕЕ 640 ТЫСЯЧ  ЧЕЛОВЕК.
Слайд 17.
СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА.
Одним из самых кровопролитных (около 2 млн. погибших с двух сторон) сражений была СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА (с июля 1942 – февраль 1943г.г). Равных этой битве нет в истории человечества. Потерпев поражение под Москвой, германское командование разработало  новый план. Гитлеровцы всю свою мощь направили на уничтожение Кавказа, на захват Волги и юга России. Они мечтали захватить Сталинград (ныне Волгоград) и Астрахань, где имелись так нужные им хлеб и нефть. Фашисты рассчитывали добиться здесь успеха, а затем вновь нанести удары по Москве и Ленинграду.
Однако, русские солдаты в буквальном смысле отстаивали каждую улицу, каждую горсточку земли (
Мамаев курган – безмолвное свидетельство тому).
Слайд 18
Героическая оборона Сталинграда продолжалась 4 месяца. Одна за другой следовали атаки гитлеровцев. Наши бойцы встречали их плотным огнём, часто вступали в рукопашный бой.
Обе стороны несли огромные потери.
В ноябре 1942 года советские войска под командованием генерала В.И.Чуйкова приняли окончательное решение нанести сокрушительный удар по врагу. Не успели смолкнуть орудия артиллерии, как на позиции гитлеровцев двинулись танки и пехота. На несколько дней смешались небо и земля. Это был настоящий АД ВОЙНЫ, при котором совершались великие подвиги, проявлялась храбрость и отвага русского солдата - победителя.
Читает стихотворение ученик,
Следы врага – развалины и пепел.
Здесь всё живое выжжено дотла.
Здесь жизнь и смерть сошлись на поле боя,
На свет и мрак, огромный мир  деля.
Священной местью павшего героя,
Здесь дышит раскалённая земля.
Пусть против нас здесь тысячи орудий,
На каждого – десятки тонн свинца,
Пусть смертны мы, пускай мы только люди,
Но мы верны Отчизне до конца.
Здесь всё смешалось в этой круговерти:
Огонь и снег, пыль и свинцовый град.
Кто уцелеет здесь… до самой смерти,
Не позабудет грозный Сталинград.

Сотни тысяч немецких солдат и офицеров попали в кольцо окружения. Все их попытки прорваться к своим были напрасными. В феврале 1943 года остатки вражеских войск сдались в плен.
ПОБЕДА советских войск на Волге стала решающим событием, которое изменило весь ход Великой Отечественной войны. После неё сокрушительные удары следовали один за другим, с нарастающей силой.
Вы, конечно же, знаете ребята, что среди взрослых воюющих солдат в строй на защиту Родины вставали и ваши сверстники 12-ти и 15-ти летние подростки.
Слайд 19
МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ.
Среди бойцов  в битве за Сталинград находился 15-ти летний Ваня Федотов. Солдаты подобрали голодного и оборванного мальчишку на железнодорожной станции. Он наравне с взрослыми участвовал в боях, подносил снаряды к орудиям.
Однажды в бою на батарею двинулись вражеские танки. Бой был неравным. Один за другим погибали артиллеристы. Ваня тоже был ранен в обе руки. Тогда мальчик зажал гранату в зубах, и бросился, под  танк, взорвал его  вместе с собой.
Стихотворение
Слайд 20.
КУРСКАЯ БИТВА
Ключевым  сражением Великой Отечественной войны стала КУРСКАЯ БИТВА (с 5 июля – 23 августа 1943г.)
БИТВА ПОД  КУРСКОМ была одной из самых тяжёлых. Фашисты хотели взять реванш
Что значит ребята, РЕВАНШ?  (одержать победу после поражения)   за поражение под Сталинградом,  и в июле 1943 года гитлеровские войска перешли в новое наступление.
Немецкая армия получила на вооружение новые танки – «ТИГР» и «ПАНТЕРА».
Итак, 5 июля 1943 года немцы обрушили всю мощь своих орудий на советские оборонительные укрепления. Для этого германское командование стянуло к Курску мощные ударные силы:
2700 танков, около 2050 самолётов, 10 тысяч орудий и миномётов, новейшие истребители  «ФОККЕ – Вульф-190.
Фашисты надеялись, эти силы должны были уничтожить войска Воронежского и Центрального фронтов и это даст расширить фронт наступления немецкой армии. Целых 48 дней раздавался вокруг лязг танков и гул самолётов, казалось, земля и небо соединились в огне.  
Слайд 21.
Однако германским силам не удалось преодолеть мужественное сопротивление советских солдат.
Не только на земле проявляли солдаты мужество и героизм, а также и в небе.
Прикрывали лётчики с воздуха южнее Курска в районе Ольховки наземные наши части. Эскадрилья советских истребителей завершала боевой вылет. Уже возвращались на базу. Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Летит Горовец и видит, чуть позади летят  фашистские  бомбардировщики. Всего секунда была на раздумья у Горовца, резко развернув самолет, устремился он к врагам навстречу. Врезался лётчик в фашистский строй, первой атакой протаранил ведущий самолет противника. Развернулся, на второго фашиста. И этот рухнул. Бой летчика Горовца был уникальным, неповторимым. Девять вражеских самолетов сбил Александр  Горовец  в одном бою. Такого подвига больше не повторил никто. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза. Не дожил лейтенант Горовец до победы. Погиб в неравном бою,
а подвиг его живет.
К 23 августа 1943 года враг был остановлен повсюду. В ознаменование Курской победы впервые в  Великой Отечественной войне 1941-1945г.г. был дан салют Победы.
Операция
«ЦИТАДЕЛЬ» провалилась.
Слайд 22.
Танковое наступление фашистов было сорвано.
Гитлеру так и не удалось отбросить наши войска, советский народ  ВЫСТОЯЛ.
В результате крупных побед, одержанных Красной армией в 1943 году, наступил коренной перелом: советские войска отныне и до конца войны перешли в активное наступление по всем фронтам.
Великие битвы были за Днепр, по освобождению Белоруссии, Украины.
ОСЕНЬЮ 1944 года вся территория Советского Союза была освобождена
от фашистских захватчиков.
Слайд 23.
БИТВА ЗА БЕРЛИН. ПОБЕДА!!!
Весной 1945 года была подготовлена операция по штурму столицы Германии – Берлину. Советские войска должны были нанести несколько мощных ударов, окружить и разгромить противника в городе. Битва за Берлин началась 16 апреля и закончилась 8 мая 1945 года. Берлин стал настоящим городом – крепостью. Гитлеровцы намеревались отстоять свою столицу, защищать её до последнего солдата. Каждая улица города была готова к длительным и кровопролитным боям.
Слайд 24.
Немцы бросили все свои силы, снимали войска с западного фронта и направляли к Берлину. Уличные бои шли тяжелые, трудно продвигались советские танки и пехота. Город был сильно укреплен. Были вырыты противотанковые рвы глубиной 3 метра и шириной 3,5 метра. Нашим солдатам пришлось вести бои в подземных укреплениях – бункерах. По всему городу были устроены различные ограждения и минные ловушки. В городе находилось много вражеских снайперов. Особенно упорные бои разгорелись за рейхстаг – здание, в котором когда – то заседал парламент Германии.
6 мая Гитлер покончил собой. А,8 мая 1945 года фашистская Германия безоговорочно капитулировала.
Великая Отечественная война, продолжавшаяся 1418 дней  и ночей, закончилась.
9 мая было объявлено в Советском Союзе праздником ПОБЕДЫ.
Слайд 25 - 28  Память в граните  (Текст зачитывать со слайда)
Победа досталась дорогой ценой. За время войны Советский Союз потерял
27 миллионов человек. Из них 13 миллионов детей.
Тринадцать миллионов детских жизней,
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтаном радости не брызнет,
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей,
Над взрослыми серьезными людьми.
И в чём – то человечество отстанет,
И в чём – то обеднеет целый мир.
……………………………………
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мёртвые глазёнки с укоризной,
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих.
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!                         А.Молчанов
Но даже эта огромная цифра приблизительна: уже нельзя точно подсчитать пропавших без вести, нет полных данных о погибших в блокадном Ленинграде, убитых в первый день войны, погибших в тылу врага.
И ВСЕ – ТАКИ ДОЛГОЖДАННЫЙ ДЕНЬ ПОБЕДЫ СТАЛ БОЛЬШИМ И РАДОСТНЫМ СОБЫТИЕМ.
Слайд 29
ЭТО – ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ
...
Слайд 30 ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ
Звучит фонограмма РЕКВИЕМ. Памяти павших.
Четыре года страшных испытаний...
Потери, жертвы, искалеченные судьбы...
Война... и тысячи людских страданий!..
ИМЁН ГЕРОЕВ – НИКОГДА НЕ ПОЗАБУДЕМ!!!
Пусть мирных дней отсчёт ведёт Отчизна!
Людьми пусть правят только МИР и ДОБРОТА!
Пусть будет ДЕНЬ ПОБЕДЫ над фашизмом –
ПОБЕДОЙ МИРА на Планете НАВСЕГДА!..
Пусть люди этот День не позабудут!
Пусть Память свято сохранит те имена,
Которые приблизили ПОБЕДУ –
Своими жизнями, перечеркнув, "война"…

Стихотворение читает ученик.
Война закончилась,
Но песней опалённой,
Над каждым домом,
До сих пор она кружит.
И не забыли мы,
Что много миллионов,
Ушли в бессмертие,
Чтоб нам с тобою жить.
А сейчас ребята, светлой памятью почтим всех не вернувшихся с войны…
МИНУТА МОЛЧАНИЯ.
Спасибо за внимание!
Слайд 31. С днём ПОБЕДЫ!  До новых встреч!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час"Учитель - созидатель Победы"

Классный час,  цель которого способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, побуждать интерес к истории своей Родины....

классный час"Учитель - созидатель Победы"

Классный час,  цель которого способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, побуждать интерес к истории своей Родины....

классный час "Солдаты Великой Победы"

Классный час о героях ВОВ для 7 класса...

Классный час посвященный Дню Победы.

Классный час посвященный Дню Победы, разработан для старших классов. Цель - воспитание патриотизма, любви к Родине. Имеется конспект мероприятия....

Классный час "Страницы Великой Победы"

Классный час "Страницы Великой Победы" знакомит учащихся со страшными моментами Великой Отечественной Войны....

классный час ко дню Победы

День Победы - великий праздник! Важно, чтобы наши дети помнили подвиг своих дедов и прадедов. Дети узнают о ВОВ и делают открытку-поздравление....

Патриотический классный час, посвящённый Дню Победы. "Поклонимся великим тем годам"

Классный час «Поклонимся великим тем годам» представлен в виде  четырёх этапов.  С  первой минуты занятия, благодаря музыкальному сопровождению, создается эмоциональн...