Классный час Урок мужества
план-конспект занятия (8 класс)
Предварительный просмотр:
Урок Мужества «Памяти связующая нить»
Пояснительная записка
Мы Отечество не выбираем,
потому что Отечество в нас.
Изменения в российском обществе вызвали изменения и в социальном заказе общества к образовательным учреждениям. Образование ставит и, главное, решает задачи развития личности, превращаясь тем самым в действенный фактор развития общества. В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма, так как патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. МОУ «Елионская СОШ» работает по программе патриотического воспитания « Да не прервется память наша…». За время существования школы, накоплен собственный богатый опыт работы в осуществлении патриотического воспитания подрастающего поколения. Мы - учителя школы понимаем, что патриотизм категория нравственная. К нравственным поступкам человека побуждают его сознание и убеждения, они же являются мощными мотивами активности. Знание того, что каждый человек должен иметь чувство гордости за Родину, за ту часть земли, где он родился, понимать роль государства, принимать его историю, культуру как своего, так и других народов, его населяющих, учит быть ответственным за судьбу Родины и своего народа. Как нравственное чувство, истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость. Патриотизм есть чувство любви к Родине, проявляющиеся в стремлении служить ей. Речь идет о любви к Родине большой, то есть к той стране, представителем которой является этот человек. И о любви к родине малой, то есть к тому краю, городу поселку, селу или деревне, в которой родился и вырос этот человек.
В своей работе по патриотическому воспитанию учителя нашей школы используют различные формы: тематические классные часы, устные журналы, сбор материалов о земляках, принимавших участие в Великой Отечественной войне, тимуровская работа, встречи с ветеранами войны, свидетелями оккупации нашей малой родины фашистами, часы общений, уроки мужества, литературно – музыкальные композиции, торжественные линейки и митинги. В школе работает краеведческий музей, одна из экспозиций которого посвящена годам Великой Отечественной войны и подвигу наших земляков, прошедших через горнило страшных лет.
Материалы, представленные на конкурс в номинации « Методика организации и проведения « Уроков мужества»» были разработаны и использованы классными руководителями для учащихся 10 класса
Урок мужества « Памяти связующая нить», посвящен нашим землякам, участникам войны, показывает взаимосвязь маленьких сел с важнейшими вехами Великой Отечественной войны.
Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.
- Формировать положительное отношение к таким качествам, как
патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;
- Воспитывать активную жизненную позицию;
- Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее своей страны;
Подготовительная работа классом:
Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны, сбор информации о участии собственной семьи в войне.
- тимуровская работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам, );
- уборка памятников и могил погибших солдат.
- оформление альбомов, папок, стендов, экспозиций.
Ожидаемые результаты Уроков Мужества:
Проведение урока Мужества содействует решению проблемы формирования духовно-патриотических ценностей у учащихся; поможет воспитать чувства верности Родине,
позволит создать условия для преемственности поколений.
В ходе проведения мероприятия формируется социальная активность, гражданственность и патриотизм, чувство гордости и верности своему Отечеству, родному краю.
Мы стремимся к тому, чтобы у каждого ребенка была развита совокупность его способностей, чтобы ребенок был творцом развитых форм общения. Отсюда - идея целостного подхода к воспитанию, достижение теории и практики, чтобы каждый ребенок стал Человеком, Гражданином, Личностью, Патриотом. Изучение истории собственной семьи, своей малой Родины позволяет приблизить к каждому из воспитанников историю величественного подвига нашей страны в Великой Отечественной войне, протянуть неразрывную нить от семьи к победе народа.
Методика работы по проведению урока Мужества
Мы живем в сложное, противоречивое время. Не секрет, что на рубеже 80 – 90-х годов ХХ века понятие патриотизма из положительного стало превращаться в негативное, слово «патриот» было чуть ли не ругательным, а патриотическое воспитание некоторыми трактовалось как насилие над личностью. Наиболее явно давление велось, да и сейчас ведется на молодежь – самую чувствительную часть населения. Приученные к прагматическому образу жизни, мы начали забывать простые человеческие понятия: честь, достоинство, верность, связь поколений, вечная память и благодарность отцам и дедам за их спасительный подвиг, особенно в годы Великой Отечественной войны. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее.
В этих условиях очевидна неотложность решения проблемы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма, переносом основных усилий по патриотическому воспитанию в регионы.
Приоритетная роль в разрешении этих противоречий отводится школе, всему комплексу учебно-воспитательной деятельности образовательного учреждения. Поэтому в нынешних условиях одним из ведущих направлений школы стало патриотическое воспитание.
Тема урока Мужества «Памяти связующая нить»– была выбрана не случайно. За многие годы учащимися накоплен большой и богатый материал об участии земляков, членов их семей в Великой Отечественной войне. Эти данные рассказывают о близких людях, земляках. Их судьбы переплетаются с судьбами молодого поколения.
Сегодня просто необходимо в воспитательной деятельности школы использовать современные информационно-коммуникационные технологии с их преимуществами перед традиционными формами работы.
ЭТАПЫ
подготовки и проведения Уроков Мужества
1-й этап: Подготовка к проведению урока Мужества
-Сбор и обработка данных о земляках – участниках Великой Отечественной войны, сбор информации об участии собственной семьи в войне.
- тимуровская работа (оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны, вдовам);
- уборка памятников и могил погибших солдат.
- встречи с ветеранами войны, вдовами, тружениками тыла;
2-й этап: Проведение Урока Мужества.
3-й этап – Подведение итогов
- составление летописи «Книга памяти класса»
ИТОГИ урока Мужества
Патриотизм – неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение существующих норм, правил и принципов поведения. Он находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу, самому себе, труду и его результатам.
Школьная практика убеждает, что положительный патриотический опыт учащихся формируется, прежде всего, в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках и внеклассных мероприятиях.. Важно отметить, что история – коллективная память человечества, и без нее общество не может идти вперед. Следовательно, история не только наука о прошлом, но и мост к пониманию настоящего и будущего, так как перспектива строится на опыте прошлого. Местный опыт истории - краеведение, это зримое око в жизнь своей малой Родины, это то, что каждый человек несет в своем сердце как память души.
КОНСПЕКТ
Урока Мужества «Памяти связующая нить»
Цель мероприятия: воспитание чувства патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
- Расширить представления детей о Великой Отечественной войне, участии в ней наших земляков.
- Формировать положительное отношение к таким качествам, как
патриотизм, самоотверженность, желание защищать Родину;
- Воспитывать активную жизненную позицию;
- Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее своей страны;
Оборудование:
Для использования на Уроке Мужества были подготовлены:
- списки участников войны, вдов, тружеников тыла
- выставка рисунков о войне;
- стенд с фотографиями героев, представленных на данном уроке;
- музыкальное сопровождение (диски с песнями военных лет)
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Объявление темы и цели Урока Мужества. (на фоне музыки военных лет)
Эпиграф:
«Помни, какой ценой досталось Им, что ты ходишь по свободной земле!»
К. Симонов
Слайд№1
У времени есть своя память – история. И потому мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывающих назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком.
Прошло почти 75 лет, закончилась Великая Отечественная война, но эхо ее до сих пор не затихает в людских душах. Да и у времени есть своя память. Мы не имеем права забывать ужасы этой войны, чтобы она не повторилась вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить…
. Война- это 1725 разрушенных и сожженных городов и поселков, свыше 70 тысяч сел и деревень в нашей стране. Война – это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров взорванных железнодорожных путей.
Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Война – это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на соленой от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.
Война… От Бреста до Москвы – 1000 км
От Бреста до нашего маленького села приблизительно 800 км. Сейчас это и государство другое, вот правда чужим его назвать никак нельзя. Как нельзя назвать чужими города и села Украины, Прибалтики, Белорусии. Между ними и нашим маленьким селом Елионка, маленьким селом Солова протянута тонкая, но прочная нить памяти.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. С первых дней войны на фронт ушли сыновья, мужья и отцы. Уходили с центра села – места самого дорогого для наших земляков, места, где сейчас находится памятник Погибшим односельчанам. Невозможно посетив наше село не преклонить колена перед памятником погибших односельчан. В годы Великой Отечественной войны с августа 1941г по сентябрь 1943 год с.Елионка находится в зоне оккупации немецких войск. В селе располагался небольшой отряд фашистов. Во время отступления немецких войск были сожжены и уничтожены предприятия села, общественные учреждения и дома мирных жителей. Чудом осталась целой школа. 22 сентября 1943 года села Елионка было освобождено от немецких захватчиков. Уходя, фашисты зажигали факелы и бросали их на крыши домов. Покрытые соломой дома сгорали практически моментально. Нашему селу повезло, многие дома были покрыты железом, что спасло его от полного уничтожения. 567 человек не вернулись с фронтов Великой Отечественной войны из сел Соова и Елионка. Село приходилось отстраивать заново. В память погибших односельчан в 1972 году в центре села установлен памятник односельчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. Памятник установлен в святом для жителей села месте. Именно отсюда летом 1941 года уходили солдаты на фронт. Именно оно стало местом встречи с малой родиной при возвращении с войны. А для тех, кто так и остался на полях сражений стоит на возвышении солдат, навечно сжимая в руках автомат. Его голова наклонена, в одной руке он держит каску, грустные глаза выражают скорбь по погибшим товарищам. Возле памятника растут березы, низко склонила голову ива. Прошли года, нет в живых ветеранов, участников войны, но так хочется верить, что память о них будет вечной.
Слайд №2
(стихотворение Ю. Левитанского «Ну, что с того, что я там был»)( (на фоне «Реквиема»Моцарта)
Ну, что с того, что я там был. Я был давно. Я все забыл.
Не помню дней, не помню дат, ни тех форсированных рек.
Я - неопознанный солдат. Я - рядовой. Я – имя рек.
Я - меткой пули недолет. Я - лед кровавый в январе.
Я прочно впаян в этот лед. Я в нем, как мушка в январе.
Ну, что с того, что я там был. Я все забыл. Я все забыл.
Не помню дат. Не помню дней, названий вспомнить не могу.
Я - топот загнанных коней. Я - хриплый отклик на бегу.
Я - миг непрожитого дня. Я - бой на дальнем рубеже.
Я - пламя Вечного огня и пламя гильзы в блиндаже.
Ну, что с того, что я там был. В том грозном, быть или не быть.
Я это все почти забыл. Я это все хочу забыть.
Я не участвую в войне – война участвует во мне.
И пламя вечного огня дрожит на скулах у меня.
Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить от той зимы, от тех снегов.
И с той землей, и с той зимой уже меня не разлучить
До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.
Слайд №3
Сколько их наших земляков не вернулось с фронтов Великой Отечественной войны? Статистика суха. 567 жителей села Елионка, села Солова. А вот погубленные судьбы, боль, горе подсчитать невозможно.
Сегодня мы пройдем трудный путь, побываем в тех местах, где наши родные, близкие, односельчане, земляки сражались за нашу Родину, за наше светлое будущее.
Слайд №4
. Брестская крепость… Старая крепость над Бугом. Здесь первый шаг сделала война. Здесь начало многотрудного и славного боевого пути советских войск к Великой Победе.
1. Выступление учащегося.
Брестская крепость стала непреступным бастионом в глубоком тылу фашистских армий, отрезанная от всего мира. Не было воды, кончались запасы пищи, но на предложение о капитуляции советские солдаты вывесили на одной из стен ответ, написанный кровью на куске полотна: « Все умрем за Родину, но не сдадимся». Героические защитники Брестской крепости с честью выполнили свой воинский долг. Большинство из них героически погибло.
Между далекой Брестской крепостью и нашим селом неразрывная связь.
В первые дни войны, погиб в ней Рощин Михаил Трофимович, наш земляк.
Родился Рощин М.Т. в с. Елионка в 1917г. Семья была большая, 9 человек, а время очень тяжелое. Из воспоминаний брата: «Детство у нас было не веселое. Одни сапоги на 5 человек. В 1935 году умер брат Павел, мать от переживаний сильно заболела, кормить большую семью было трудно, Михаилу пришлось оставить школу и помогать отцу, пахал, бороновал, водил лошадей в ночное пасти. Он учиться хотел очень и пошел в вечернюю школу со взрослыми. С детства мечтал быть военным. Сам себя все время готовил, отрабатывал стройную походку, старался писать красиво. Научился играть на балалайке, которую сам сделал. Потом, когда работал, имел свои инструменты на многих играл.»
После было Минское военное училище и исполненная мечта – звание лейтенанта. И первое назначение – западные рубежи нашей Родины – Брестская крепость. Сколько дней, недель он провоевал на войне, мы не знаем. В музее Брестской крепости его фотография с надписью лейтенант Рощин М.Т. – защитник Брестской крепости.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1965 года Брестской крепости присвоена почетное звание «Крепость - герой» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда». Михаил Трофимович награды получить не успел. Он просто выполнил свой долг, защищая свою Родину от захватчиков.
28 июля 1944 г. советские воины впервые после трёх лет фашистской оккупации вошли в Брестскую крепость. Почти вся крепость лежала в развалинах. Эти груды развалин были полны сурового величия, словно в них до сих пор жил несломленный дух павших борцов. И чудо произошло! Камни вдруг заговорили! На уцелевших стенах крепостных строений, в проёмах окон и дверей, на сводах подвалов, на устоях моста стали находить надписи, оставленные защитниками крепости. Эти надписи были нацарапаны на штукатурке штыком или пулей. В крепостных руинах зазвучали живые голоса безвестных героев 1941 г., державших оборону крепости 29 дней до 20 июля 1941 г. Может быть среди этих последних слов, оставленных слабеющими руками защитников крепости, слова написанные нашим земляком – нам не дано это знать. Но знать и помнить его подвиг, как подвиги многих - мы должны.
Слайд №5
2.Выступление учащегося. Город - герой Москва. Враг рвался к сердцу нашей страны. . План наступления на Москву в гитлеровском генеральном штабе носил кодовое название «Тайфун». Если бы план был осуществлён, то столица СССР и России была бы стёрта с лица земли. На месте Москвы фашисты хотели создать озеро.
. Для выполнения задуманного Гитлер выделил 74 дивизии, которыми командовали опытные генералы Бок, Клюге, Штраус, Гудериан, Гот и Гепнер. Им противостояли советские войска Западного, Резервного и Брянского фронтов. В живой силе и технике превосходство фашистов было неоспоримо. Что же касается героизма и мужества советских людей, то в этом плане гитлеровцы превзойти нас не смогли.
Именно под Москвой был развеян миф о непобедимости германской армии.
В Москве у Кремлёвской стены есть могила Неизвестного солдата. Горит вечный огонь. На каменной плите слова: «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». В декабре 1966 г., в 25-ю годовщину московской битвы, у Кремлёвской стены были захоронены останки неизвестного солдата, павшего в боях за Москву, и от него вспыхнул вечный огонь на могиле Неизвестного солдата. Рядом замурованы капсулы с землёй городов-героев.
Слайд № 6-8
Учитель. Семья Калачевых – пять погибших, из них двое братьев. Семнадцать Рощиных - однофамильцы и родственники, братья, отцы и сыновья, шестнадцать Сапоновых. Погибали целыми семьями. 1941, 1942…1945 год. Среди павших за свободу нашей Родины – шестеро родных братьев, половина большой и дружной семьи Кузнецовых. Данные Книги Памяти были толчком для работы над исследовательской работой, посвященной всего одной семье, но вобравшей в себя судьбы тысяч семей нашей страны в годы фашистского лихолетья.
В семье Данила Григорьевича (1879 года рождения) и Матрены Исидоровны(1870 года рождения) Кузнецовых (приложение 1) было четырнадцать детей. Четверо детей умерло в раннем детстве. По нынешним меркам семья непривычно огромная. По меркам сороковых годов прошлого столетия – обычная сельская семья.
- Старший сын – Иван Данилович Кузнецов 1908 года рождения,
- Кузнецов Петр Данилович – 1909 года рождения,
- Кузнецов Григорий Данилович – 1912 года рождения,
- Кузнецов Степан Данилович – 1917 года рождения,
- Кузнецов Михаил Данилович – 1918 года рождения,
- Кузнецова Елена Даниловна – 1918 года рождения,
- Кузнецов Василий Данилович – 1920 года рождения,
- Кузнецова Дарья Даниловна – 1924 года рождения,
- Кузнецов Николай Данилович – 1926 года рождения
- Кузнецова Любовь Даниловна – 1926 года рождения
Остальные дети умерли в раннем детстве.
Из семерых братьев - шестеро погибло в период Великой Отечественной войны.
2.2. Кузнецов Иван Данилович.
Родился Иван Данилович в 1908 году. Жил и работал в селе Солова. Женился на Ирине Григорьевне (девичья фамилия не сохранилась). Иван работал бригадиром, после окончания курсов три года работал председателем колхоза в селе Солова. Затем снова учеба, теперь уже в поселке Локоть. Учился три месяца, после чего был назначен инструктором райкома партии в селе Воронок. Ушел на фронт 30 июля 1941 года. Из «Книги Памяти»:
«Кузнецов Иван Данилович. Пропал без вести 01.08.1941г.» (стр. 452, т.9. «Книга Памяти» Брянская область). По воспоминаниям брата Кузнецова Даниловича: «Иван пропал без вести под Орлом в 1942 году, видел его под Орлом наш земляк Агеенко Алексей Ефремович. Писал с фронта письма, но они не сохранились». Данные ОБД Мемориал www.obd-memorial.ru тоже называют 1942 год. (приложение 9)
После войны Кузнецова Ирина Григорьевна дважды посылала запрос на имя командира части. Ответ был одним и тем же «Был тяжело ранен – отправлен в глубокий тыл». Из запроса в Стародубский военный комиссариат от 1988 года «рядовой Иван Данилович Кузнецов пропал без вести в августе 1941 года» (приложение 12). Ирина Григорьевна осталась на оккупированной территории с пятью детьми. Жила в коммуне «Просвет» с родителями. Когда началась эвакуация, уехать не смогла – новорожденному сыну было всего лишь 12 дней. Всю свою жизнь она работала, вырастила детей, разъехавшихся по всему Советскому Союзу.
2.3. Кузнецов Петр Данилович.
По сохранившимся воспоминаниям односельчан, Петр Данилович (приложение 6) работал в селе Чубковичи. Был призван на Советско-финскую войну 1939-1940 года. Вернулся живой, был направлен на работу в село Курковичи. К началу Великой Отечественной войны в семье Петра Даниловича и его жены Ольги Никитичны было трое детей – все мальчишки. Петр Данилович пропал без вести 1 августа 1943 года (приложение 7). Ольга Никитична Кузнецова всю свою жизнь проработала в совхозе, вырастила троих сыновей.
2.4. Кузнецов Григорий Данилович
Григорий Данилович (приложение 2) жил и работал в селе Солова. Служил в Красной Армии в Белоруссии, в г. Минске, остался на сверхурочную службу. Получил звание младшего лейтенанта. Данные о его гибели расходятся. По данным из семьи Кузнецовых Григорий Данилович погиб в 1943 году под Гомелем. Из запроса в военный комиссариат Стародубского района: «Кузнецов Григорий Данилович… пропал без вести в марте 1944 года». По данным «Книги Памяти» : «… пропал без вести в январе 1942 года». Данные www.obd-memorial.ru - Пропал без вести между 22.06.1941 и 31.07.1941
(приложение 11 ). Разнятся и данные о звании Григория Даниловича, по воспоминаниям родных и данным «Книги Памяти» - младший лейтенант, из архива Стародубского военного комиссариата – рядовой. Жена Григория Даниловича Екатерина Андреевна осталась жить в селе Солова, вырастив единственного сына.
2.5. Кузнецов Степан Данилович
О Степане Даниловиче данных сохранилось очень мало(приложение 4) . После окончания школы, он учился в Запорожском училище. Уехал на стройку в Новосибирск. Оттуда и был призван на фронт. Пропал без вести.
2.6. Кузнецов Михаил Данилович
Михаил Данилович (приложение 5) до войны по призыву комсомола уехал на строительство в Москву. На фронт был призван из Московской области. Пропал без вести в 1941 году при обороне Москвы. (приложение 8)
2.7. Кузнецов Василий Данилович
Василий Данилович, единственный оставшийся в живых из братьев Кузнецовых, до Великой Отечественной войны окончил 7 классов Соловской школы, затем была учеба в Новозыбковском сельскохозяйственном техникуме, который он закончил в 1939 году. Был призван на службу в ряды Красной Армии. Служил в город Севастополь. В начале войны был отправлен в Молотовское авиационное училище г. Перми. Служил механиком. Участвовал в войне с Японией. Демобилизовался в 1948 году. Работал агрономом, а затем управляющим отделения совхоза «Кировский». Его жена во время оккупации была угнана в Германию, после освобождения вернулась в село Солова, умерла в 1984 году.
2.8. Кузнецов Николай Данилович
Николай Данилович (приложение 3) окончил Соловскую семилетнюю школу в 1941 году. По воспоминаниям брата учился очень хорошо. Младший сержант Кузнецов Николай Данилович погиб 21 января 1945 года при освобождении Польши. Из вех братьев только у Николая Даниловича точно установлено место гибели д. Жехов Польша. На момент смерти ему было всего 19 лет. (приложение 10)
2.9. Сестры Кузнецовы.
Кузнецова Елена Даниловна, 1918 года рождения, жила в оккупации в селе Солова. После освобождения работала в совхозе «Кировский».
Кузнецова Дарья Даниловна 1924 года рождения, окончила педагогическое училище в г. Новозыбков Брянской области. Работала учительницей в г. Сеща Брянской области.
Кузнецова Любовь Даниловна 1926 года рождения тоже всю жизнь проработала учительницей.
Семья Кузнецовых продолжает жить на земле. Люди, о которых можно сказать словами известного классика: «соль земли русской, когда б таких людей природа-мать не посылала миру, заглохла б нива жизни», защитили и нашу жизнь, и нашу свободу, и само право гордо называть себя гражданами России.
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики – пыльными степями.
Умирали мальчики, где – не знали сами.
3.Выступление учащегося.
Слайд №9
Город-герой Сталинград!
История битвы за Сталинград делится на два этапа. Первый этап оборонительный - с 17 июля по 18 ноября 1942 г. Второй этап наступательный в соответствии с советским планом «Уран» - с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г.
...Мелькнула заря Подмосковья,
Сумели врага потеснить.
На Волге решается кровью:
Отечеству быть иль не быть?
В Сталинграде, на Мамаевом кургане были самые кровопролитные бои из всех, какие были в истории человечества. Единственный нетронутый свидетель тех грозных событий в Сталинграде - руины мельницы. Разбитые, изрешеченные пулями и снарядами, они расскажут больше, чем любое произведение художника.
Вблизи руин мельницы находится музей-панорама «Сталинградская битва».
Могилы наших земляков в Сталинграде. Рощин Михаил Васильевич погиб в начале сражения под Сталинградом. Дома остались жена, дети. Они дождутся освобождения села, заново будут остраивать спаленный дом, с грустью встречать земляков. Отец с войны не вернется.
Победа советской армии в Сталинградской битве стала началом коренного перелома в истории Великой Отечественной и Второй мировой войн. И в этой победе подвиг наших земляков.
4.Выступление учащегося.
Слайд №10
Город-герой Ленинград.
Областной центр РСФСР, расположен в дельте реки Нева. Важнейший промышленный, научный и культурный центр СССР. Крупнейший морской и речной порт, железнодорожный узел. Второй по величине город в СССР.
Выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 г.: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населённого пункта. Предложено блокировать город и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления своего варварского плана гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолётов. Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия финнов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Бельгии, Норвегии, набранные из фашистских прихвостней. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз.
Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 г. врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Началась 900 дневная блокада...
Остановились трамваи, троллейбусы, автобусы. На работу ленинградцам приходилось ходить пешком по занесённым снегом и не расчищенным улицам. Основной «транспорт» жителей города - детские саночки. На них везли скарб из разрушенных домов, мебель для отопления, воду из проруби в бидончиках или кастрюлях, тяжелобольных и умерших, завёрнутых в простыни (дерева на гробы не было). Смерть входила во все дома. Изнурённые люди умирали прямо на | улицах. Свыше 640 тыс. ленинградцев погибло от голода.
Слайд №11
1 учащийся Только были взрывы ...
Все Помни!
2 учащийся Только встали грозы...
Все Помни!
3 учащийся Только в двери мира...
Все Помни!
4 учащийся Вдруг рванулись слезы...
Все Помни!
1 учащийся Сердце Ленинграда...
Все Помни!
2 учащийся Страшная блокада...
Все Помни!
3 учащийся Голод. Холод. Пламя
Все Помни!
4 учащийся Савичева Таня (показывает портрет девочки)
1 учащийся Пишет девочка - не стихи.
Пишет, в небо боясь смотреть,
На листах, как глаза, сухих...
И рукой её водит смерть.
2 учащийся Женя... (звук метронома).
3 учащийся Дядя…
4 учащийся Бабушка...
Ох, как он выдержать это смог –
Небольшой тетрадный листок?..
Жизни тоненький лучик глох...
1 учащийся Те листы,
2 учащийся Те листы,
3 учащийся Те листы -
4 учащийся Над могилой её цветы.
1 учащийся Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, в 1944 году она умерла.
Учитель. А между Ленинградом и Большой земле по Ладожскому озеру шли грузовики. Черный лед Ладожского озера. Постоянные бомбежки. Из осажденного города вывозили детей. Фашисты целились именно в эти машины, сколько их остались неподвижными на черном льду Ладожского озера. За рулем одного из грузовиков был наш земляк, ветеран войны Силантьев Петр Антонович. Из его воспоминаний: « Было ли страшно. Было. Только ехать все равно надо было. Ехали медленно – по дороге много разбитых грузовиков». На этой страшной дороге встретит Петр Антонович молоденькую худенькую девочку, на вид почти подросток. Встретит, чтобы уже никогда нет расстаться. Пятьдесят лет они будут вместе: и в радости, и в. беде.
18 января 1943 г. вражеское кольцо блокады было прорвано. Ленинград получил связь с Большой землёй. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода. Окончательный разгром фашистских войск у Ленинграда был завершён 27 января 1944 г.
Слайд №12
Учитель. 9 мая закончилась самая страшная война человечества. Берлин – город невольно ставший центром фашизма. До окончания войны оставалось меньше месяца. И уже мечталось, скоро домой.
Гитлеровские войска отходили все дальше, наконец местом военных действий стала фашистская Германия. На укрепление Берлина немцы бросили все свои силы: город опоясали три оборонительные линии, каменные дома и подвалы превратили в военные укрепления. Ночью 16 апреля 1945 года тысячи орудий открыли ураганный огонь по позициям противника. Фашисты были застигнуты врасплох, и советские войска перешли в наступление. Ошеломленные гитлеровцы увидели, как со стороны советских войск вспыхнули, слепя глаза, десятки маленьких солнц. На немецких позициях стало светло как днем. В ужасе немцы думали, что у русских появилось новое оружие. На самом деле на возвышенностях перед участком прорыва втайне от противника были установлены сто сорок мощных прожекторов. К рассвету бойцы преодолели первую полосу препятствий, и подошли ко второй. В сражение были введены две дополнительные танковые армии. Враг начал отходить к Берлину.
13 апреля 1945 года в бою за город Ландсберг погибнет Кривоносов Николай Михайлович, навеки оставшихся в чужой земле.
Слайд №13
Из поверженного Берлина отослал домой матери свою фотографию Певко Сергей Яковлевич. 21 летний сержант с гордостью писал: «Мамаше, сын Сергей из разгромленного Берлина»
Возвращались солдаты с войны
По железным дорогам страны.
День и ночь поездом их везли,
Гимнастерки их были в пыли
И от пота еще солоны
В эти дни бесконечной весны.
Слайд №14-15
Пригунов Сергей: «Мой дед Пригунов Савелий Акимович 1923 года рождения. На фронт был призван в 1943 году. Дошел до Берлина»
Шармай Андрей: «Мой дед Шармай Андрей Игнатьевич, дошел до Кенинсберга, Был ранен.»
Всех вернувшихся объединяло одно – говорить о войне они не любили.
Слайд №16
Ребята, вот и закончились наша сегодняшняя экскурсия по местам боевой славы, хотя его можно было еще продолжать. Эти дороги войны – они были суровы для всех. Ожесточенные бои шли буквально за каждую улицу, за каждый дом городов и деревень нашей страны, попавших в зону фронта. Все они стали мерилом мужества, чести отваги не одной тысячи солдат и офицеров. . Долог, труден был путь. Чем, как его измерить?
Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас. Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Но самое главное, оно навсегда должно остаться в наших сердцах. 9 мая 2008 году салют Победы прогремел в 65 –й раз. Мы помним и чтим заслуги и подвиги людей, защищавших нашу Родину. Мы – россияне, граждане одной большой стране. Нам, поколению XXI века, дорого будущего нашей Родины. Наша задача – беречь ее будущее, беречь мир, крепить солидарность во имя того, чтобы люди Земли встречались не на поле боя, а в труде, на дорогах мира и добра
ЛИТЕРАТУРА
- Музыкина Н.В. растим патриотов России Москва 2004
2. Абрамов А. У Кремлевской стены. - М.: Политиздат, 1981.
3. Великая Отечественная война. 1941-1945. Энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1985.
4. Школьная энциклопедия. История России. XX век. - М.: Олма-Пресс образование, 2003.
5. Сборник военных стихов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Урок мужества"
Клссный час "Урок мужества" может быть проведен в рамках празднования Дня защитника отечества и Дня Победа в 5-9 классах. Направление - потриотическое воспитание. Данное мероприятие направлено на прив...
презентация для классного часа "Уроки мужества"
презентация для классных руководителей 6-9 классов....
Классный час "Урок мужества. История нашей школы в истории страны"
Внеклассное мероприятие "Урок мужества". Мероприятие проведено для учащихся параллелей 7-8 классов школы.Школьный музей "История школы" является одной из форм дополнительного образования. М...
Классный час Урок мужества
Все может родная земля! Может накормить теплым и вкусным хлебом, напоить родниковой водой, восхитить своей красотой. И только защитить сама себя она не может… Поэтому защита Отечества и родной земли –...
Классный час "Урок мужества"
Конспект классного часа предназначен для детей 2 класса, имеющих среднюю степень умственной отсталости. В план - конспекте представлен иллюстрированный материал....
конспект классного часа "Урок мужества" 5 класс
Цели классного часа:воспитательные· формирование современного цивилизованного человека, гражданина и патриота своей Родины;·...
Разработка классного часа "Урок мужества"
Конспект разработан для учащихся 2-3 классов, имеющих нарушения слуха и обучающихся по общеобразовательной программе. В разработке прослеживаются основные этапы войны, имеются сообщения учеников о сво...