психология
презентация к уроку
материалы для учителя в помощь ученику для усвоения предмеда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
indiv_tipologicheskie_osobennosti.doc | 174 КБ |
kak_pomoch_rebenku.doc | 92 КБ |
zapominanie_teksta.docx | 15.44 КБ |
Предварительный просмотр:
КРИПКиПРО
650070 г. Кемерово, Заузелкова -3
тел. приемной 8(384-2) 31-15-86, доб. 1-37;
Лушпа Лариса Георгиевна. е-mail: llgkemerovo@yandex.ru
Приходько Надежда Ивановна, e-mail: kpsps@mail.ru
Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
«Кузбасский региональный институт повышения квалификации и
переподготовки работников образования»
Учет индивидуально-типологических особенностей детей и подростков
(методические материалы для самостоятельной работы)
Составители:
Приходько Н.И., к.п.н., доцент, доцент кафедры
психологического и социально-педагогического сопровождения
общего и специального (коррекционного) образования;
Лушпа Л.Г., к. биол. н., доцент, зав. кафедрой
педагогических и здоровьесберегающих технологий
Кемерово 2017
Ситуации проявления силы (слабости) нервной системы (НС)
1. Длительное умственное напряжение трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т. п.)
Проявления сильной н. с. — характерно отсутствие усталости, наблюдается долгая работа без перерыва.
Проявления слабой н. с. — быстро нарастает усталость, падает работоспособность, необходимы перерывы для отдыха.
2. Продолжительный школьный день (6-7 уроков)
Проявления сильной н. с. — усталость НС не наблюдается к концу дня
Проявления н. с. — продуктивность к 1 нему уроку падает, нарастает утомление.
3. Ответственная, эмоционально напряженная ситуация (например, лимит времени, контрольная работа, экзамен и т. п.)
Проявления сильной н. с. — умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно; отсутствие дискомфорта в ответственных ситуациях.
Проявления слабой н. с. — возникают очень большие затруднения, дискомфорт, снижается качество работы (появляются ошибки, которые в обычной ситуации не возникают).
4. Неудачный ответ, порицание
Проявления сильной н. с. — отношение к данной ситуации спокойное, на дальней работе это мало отражается.
Проявления слабой н. с. — повышенная чувствительность к такой ситуации (угнетенное состояние, слезы и т. п.); дальнейшая работа не клеится.
5.Необходимость постоянно распределять внимание (например, выполнять самостоятельную работу и одновременно следить за тем, как. отвечает одноклассник у доски и какие пояснения дает учитель)
Проявления сильной н. с. — распределение внимания между несколькими видами деятельности не вызывает особых трудностей
Проявления слабой н. с, — наблюдаются большие затруднения, дискомфорт, эффективность работы падает
6. Работа в шумной, беспокойной обстановке (например, в группе продленного дня)
Проявления сильной н.с. – отвлекающие факторы (шум, разговоры) не мешают, эффективность работы не снижается
Проявления слабой н. с. — эффективность работы резко падает, резко возрастает число ошибок, возникают усталость, утомление
7. Выполнение монотонной однообразной работы в течение урока
Проявления сильной н. с. — наблюдаются очень большие затруднения, особенно к концу, возникают раздражение, неудовольствие; активное избегание такой работы; частые отвлечения на другие занятия, на разговоры с соседями и т. д. Низкая продуктивность выполнения работы Проявления слабой н. с. — работа выполняется с большой охотой, легко, успешно, практически без ошибок
8. Выполнение работы по алгоритму
Проявления сильной н. с. — наблюдаются большие трудности в работе по алгоритму, по шаблону, часто возникают пропуски, забывание выполнить ту или иную операцию
Проявления слабой н. с. — действия по шаблону, по алгоритму, единой схеме осуществляются с высокой эффективностью и с большим удовольствием, характерно обстоятельное, шаг за шагом, выполнение заданий, в строгой их очередности, без перескакивания с одной операции на другую
9. Выполнение работы, требующей систематизации, планирования
Проявления сильной н. с. — отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, к планированию своей деятельности
Проявления слабой н. с. — ярко выражена склонность к планированию предстоящей деятельности, к составлению планов в письменной форме, а также склонность к работе, требующей систематизации. Отдается предпочтение внешним опорам (графикам, схемам, диаграммам, таблицам)
10. Самоконтроль
Проявления сильной н. с. — игнорирование этой стороны деятельности. Выполненные задания проверке не подвергаются, по этой причине успешность работы в ряде случаев может быть невысокая
Проявления слабой н. с. — склонность к тщательному контролю выполнения заданий и к проверке полученных результатов.
В любом коллективе, классе сколько человек, которые резко отличаются друг от друга скоростью выполнения заданий, легкостью переключения с одного вида деятельности на другой, скоростью усвоения нового материала, скоростью реакции на разные внешние раздражители. Одни учащиеся почти всегда демонстрируют высокую скорость работы, и их можно охарактеризовать как очень быстрых, другие, наоборот, делают все с низкой скоростью, не успевают уложиться в отведенное время и чаще всего характеризуются как медлительные. Многочисленные исследования показали, что эти индивидуальные различия (при условии, если и те и другие учащиеся имеют необходимые знания, навыки, интерес к учебе) обусловлены такими свойствами нервной системы, как лабильность и подвижность.
Следует отметить, что эти свойства нервной системы в жизненных ситуациях имеют очень много сходных проявлений. Как лабильность, так и подвижность обусловливает такую динамическую особенность, как скорость, темп деятельности. Поэтому на поведенческом уровне чаще всего не делается четких различий между ними. Обычно при описании жизненных проявлений этих свойств используется такое понятие, как «подвижность нервной системы в широком смысле этого слова».
Итак, высокий темп деятельности, быстрота реакций характерны для лиц, обладающих подвижной (в широком смысле) нервной системой.
Низкий темп деятельности, замедленные реакции встречаются у тех лиц, которые обладают инертной (в широком смысле) нервной системой.
Ситуации и проявления подвижности (инертности) нервной системы
1. Выполнение разнообразных по содержанию и способам решения заданий
Проявления подвижной н. с. — большое желание участвовать в подобной работе и, если имеются необходимые знания, высокая эффективность работы
Проявления инертной н. с. — большие затруднения даже при наличии прочно усвоенных знаний. Имеются случаи отказа выполнять на уроке задания с часто меняющимися содержанием и способом решения
2. Высокий темп работы при неясной последовательности вопросов (т. е. темп сопряжен с ситуацией неопределенности)
Проявления подвижной н. с. — успешное выполнение заданий в подобной ситуации. Правильность ответов не зависит от того, в каком темпе подается материал
Проявления инертной н. с. — очень большие трудности в работе (иногда полный отказ что-либо делать)
3.Высокий темп работы, когда последовательность вопросов ясна (например, вопросы записаны на доске)
Проявления подвижной н. с. — успешное выполнение заданий в подобной ситуации
Проявления инертной н. с. — работа начинается со второго или третьего задания, первое пропускается, тем самым увеличивается время на подготовку ответа
4. Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности.
Проявления подвижной н. с. — быстрое переключение внимания на новый вид деятельности, быстрый переход к новой работе
Проявления инертной н. с. — очень большие трудности; продуктивность работы резко падает. Отмечаются дискомфорт, растерянность. Подключение к новой деятельности происходит не сразу; активность в выполнении новых заданий возрастает постепенно (к 3-му, 4-му заданию)
- Время работы жестко ограничено
Проявления подвижной н. с. — при наличии необходимых знаний продуктивность работы высокая. Происходит быстрая актуализация требуемых знаний.
Дефицит времени стимулирует активизацию, мобилизацию сил
Проявления инертной н. с. — наблюдается возникновение сильного дискомфорта, стресса. Даже при наличии хорошо усвоенных знаний их быстрая актуализация затруднена; характерно в таких ситуациях теряться, допускать ошибки
6. Однообразная, монотонная работа
Проявления подвижной н. с. — наблюдаются очень большие затруднения. Отмечается быстрая утрата интереса к работе, развивается чувство «пресыщения». Ведется активный поиск разнообразить деятельность
Проявления инертной н. с. — наблюдается склонность к такой работе, умение успешно ее выполнять на протяжении долгого времени
7. Длительная работа, требующая большого умственного усилия
Проявления подвижной н. с. — неумение долго работать без отвлечений; отмечается тенденция быстрого роста и столь же быстрого снижения активности; быстрая утрата интереса к заданиям, частое отвлечение на посторонние занятия приводят к низким результатам в работе, носящей длительный характер
Проявления инертной н, с. — способность работать долго, не отвлекаясь на другие дела, на внешние помехи. Характерно медленное нарастание активности сопряжено с долгим ее сохранением
8. Отвлечения от работы
Проявления подвижной н. с. — отвлечения основаны на общении с другими; наблюдается стремление вовлекать в свои дела окружающих
Проявления инертной н.с. — наблюдается предпочтение заниматься своими делами в одиночку
9. Одновременное усвоение нового и повторение старого материала
Проявления подвижной н. с. — предпочитается новый материал повторению уже пройденного. Наблюдается способность быстро усваивать новый материал и сразу же по нему отвечать. Отдается предпочтение книгам, которые читаются впервые. Отсутствует склонность возвращаться к пройденному материалу. Демонстрируются высокая активность при опросах по новому материалу и низкая активность при повторении пройденного
Проявления инертной н. с. — отмечается невысокая эффективность работы по новому материалу сразу же после знакомства с ним; для его усвоения требуется время (например, проработать материал сначала дома). Демонстрируется высокая активность в работе по пройденному материалу. Наблюдается_лучшее_развитие долговременной памяти, чем кратковременной, оперативной
10. Работа, требующая систематизации, единой схемы
Проявления подвижной н. с. — отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, планированию деятельности (составлению каких-либо графиков и расписаний)
Проявления инертной н. с. — ярко выраженная склонность к работе, требующей систематизации, единообразия. Отмечается умение самостоятельно организовывать свою деятельность, не отвлекаться на посторонние дела, продуманно располагать чертежи, схемы, таблицы и т. д.
В заключение нужно подчеркнуть следующий момент. Как видно из приведенных схем наблюдений, каждое свойство нервной системы имеет широкий спектр психологических проявлений. Однако совсем необязательно, что у человека в поведении будут наблюдаться все перечисленные для этих свойств проявления. Чаще всего психологический облик человека, «подкорректированный» внешними обстоятельствами (условиями жизни, особенностями воспитания и обучения), имеет ограниченный круг индивидуально-психологических проявлений свойств нервной системы. Так, в результате усиленного обучения какой-то деятельности у человека со слабой нервной системой могут пропасть при ее выполнении такие типичные проявления слабости, как неуверенность в себе, страх неудачи, боязнь неожиданных ситуаций. Еще пример. Ребенок с подвижной нервной системой, воспитывающийся в среде с ограниченными возможностями общения, станет молчаливым, замкнутым. Иначе говоря, он утратит такие привычные и распространенные проявления подвижности, как общительность, разговорчивость. Его подвижность проявится в других сторонах поведения, в других сферах деятельности, например в легкости перемены занятий, быстром выполнении действий.
Важно также помнить, что нельзя определять принадлежность человека к определенному типу нервной системы на основании только одной особенности поведения, даже если она будет «броской», яркой, выделяющей данного человека среди других людей. Только наличие у него достаточного числа жизненных проявлений того или иного свойства нервной системы дает возможность поставить правильный диагноз.
Предлагаем материал, систематизирующий в таблице то, что было изложено выше.
Ситуации и проявления свойств нервной системы
Ситуации и проявления силы (слабости) нервной системы | |
Сильный тип нервной системы | Слабый тип нервной системы |
1. Выполнение разнообразных по содержанию и способам решения заданий | |
Большое желание участвовать в подобной работе и, если имеются необходимые знания, высокая эффективность работы | Большие затруднения даже при наличии прочно усвоенных знаний Возможны случаи отказа выполнять на уроке задания с часто меняющимися содержанием и способом решения |
2. Длительное умственное напряжение (трудный урок, контрольная или сочинение на два урока и т. п.) | |
Характерно отсутствие усталости, наблюдается долгая работа без перерыва | Быстро нарастает усталость, падает работоспособность, необходимы перерывы для отдыха |
3. Продолжительный школьный день (6–7 уроков) | |
Усталость не наблюдается к концу дня | Продуктивность к последнему уроку падает, нарастает утомление |
4. Ответственная, эмоционально напряженная ситуация (лимит времени, контрольная работа, экзамен и т. п.) | |
Умение собраться, сконцентрироваться, работать продуктивнее, чем обычно Отсутствие дискомфорта в ответственных ситуациях | Возникновение значительных затруднений, дискомфорт, снижение качества работы (появление ошибок, которые в обычной ситуации не возникают) |
5. Неудачный ответ, порицание | |
Отношение к данной ситуации спокойное На дальнейшей работе это мало отражается | Повышенная чувствительность к такой ситуации (угнетенное состояние, слезы и т. п.) Дальнейшая работа затруднена |
6. Необходимость постоянно распределять внимание (например, выполнять самостоятельную работу и одновременно следить за тем, как отвечает, одноклассник у доски и какие пояснения дает учитель) | |
Распределение внимания между несколькими видами деятельности не вызывает особых трудностей | Наблюдаются большие затруднения, дискомфорт, эффективность работы падает |
7. Работа в шумной, беспокойной обстановке (например, в группе продленного дня) | |
Отвлекающие факторы (шум, разговоры) не мешают, эффективность работы не снижается | Эффективность работы резко падает, резко возрастает число ошибок, возникают усталость, утомление |
8. Выполнение монотонной однообразной работы в течение урока | |
К описанию работ, наблюдаются очень большие затруднения, возникают раздражение, неудовольствие Активное избегание такой работы, частые отвлечения на другие занятия, разговоры с соседями и т. д. Низкая продуктивность выполнения работы | Работа выполняется с большой охотой, легко, успешно, практически без ошибок |
9. Выполнение работы по алгоритму | |
Наблюдаются большие трудности в работе по алгоритму, шаблону, часто возникают пропуски, не выполняется та или иная операция | Действия по шаблону, алгоритму, единой схеме осуществляются с высокой эффективностью, с большим удовольствием Характерно обстоятельное, шаг за шагом, выполнение заданий, в строгой их очередности, без перескакивания с одной операции на другую |
10. Выполнение работы, требующей систематизации, планирования | |
Отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, к планированию своей деятельности | Ярко выражена склонность к планированию предстоящей деятельности, составлению планов в письменной форме, а также склонность к работе, требующей систематизации Предпочтение отдается внешним опорам (графикам, схемам, диаграммам, таблицам) |
11. Самоконтроль | |
Игнорирование этой стороны деятельности. Выполненные задания проверке не подвергаются. По этой причине успешность работы в ряде случаев может быть невысокая | Склонность к тщательному контролю за выполнением заданий и проверке полученных результатов |
Ситуации проявления подвижности (инертности) нервной системы | |
Подвижный тип нервной системы | Инертный тип нервной системы |
1. Высокий темп работы при неясной последовательности вопросов (то есть темп сопряжен с ситуацией неопределенности) | |
Успешное выполнение заданий в подобной ситуации Правильность ответов не зависит от того, в каком темпе подается материал | Значительные трудности в работе (иногда полный отказ что-либо делать) |
2. Высокий темп работы, когда последовательность вопросов ясна (например, вопросы записаны на доске) | |
Успешное выполнение заданий в подобной ситуации | Работа начинается со второго или третьего задания, первое пропускается, тем самым увеличивается время на подготовку ответа |
3. Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности | |
Быстрое переключение внимания на новый вид деятельности, быстрый переход к новой работе | Значительные трудности в процессе переключения внимания Продуктивность работы резко падает, отмечаются дискомфорт, растерянность Подключение к новой деятельности происходит не сразу; активность в выполнении новых заданий возрастает постепенно (к 3-му, 4-му заданиям) |
4. Время работы жестко ограничено | |
дефицит времени стимулирует активизацию, мобилизацию сил При наличии необходимых знаний продуктивность работы высокая Происходит быстрая актуализация требуемых знаний | Наблюдается возникновение сильного дискомфорта, стресса Даже при наличии хорошо усвоенных знаний их быстрая актуализация затруднена В таких ситуациях характерна растерянность, наличие ошибок |
5. Однообразная, монотонная работа | |
Наблюдаются очень большие затруднения Отмечается быстрая утрата интереса к работе, развивается чувство «пресыщения» Ведется активный поиск приемов, позволяющих разнообразить деятельность | Наблюдается склонность к такой работе, умение успешно ее выполнять на протяжении долгого времени |
6. Длительная работа, требующая большого умственного усилия | |
Неумение долго работать без отвлечений Отмечается тенденция к быстрому росту и столь же быстрому снижению активности Быстрая утрата интереса к заданиям, частое отвлечение на посторонние занятия приводят к низким результатам в работе, носящей длительный характер | Способность работать долго, не отвлекаясь на другие дела, внешние помехи Характерно медленное нарастание активности, которое сопряжено с долгим ее сохранением |
7. Отвлечения от работы | |
Отвлечения основаны на общении с другими Наблюдается стремление вовлекать в свои дела окружающих | Наблюдается предпочтение заниматься своими делами в одиночку |
8. Одновременное усвоение нового и повторение старого материала | |
Предпочтение отдается новому материалу повторению уже пройденного Наблюдается способность быстро усваивать новый материал и сразу же по нему отвечать Предпочтение отдается книгам, которые читаются впервые Отсутствует склонность возвращаться к пройденному материалу Демонстрируются высокая активность при опросе по новому материалу и низкая активность при повторении пройденного | Отмечается невысокая эффективность работы по новому материалу сразу же после знакомства с ним Для его усвоения требуется время (например, проработать материал сначала дома) Демонстрируется высокая активность в работе по пройденному материалу Наблюдается более продуктивное развитие долговременной памяти в сравнении с кратковременной, оперативной |
9. Работа, требующая систематизации, единой схемы | |
Отсутствует склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, планирования деятельности (составление каких-либо графиков и расписаний) | Ярко выраженная склонность к работе, требующей систематизации, упорядочения материала, планирования деятельности (составление каких-либо графиков и расписаний) |
Вопросы для самоконтроля
- Что такое формально-динамические особенности человека и от чего они зависят?
- Почему важно знать и учитывать в различных видах деятельности формально-динамические особенности человека?
- Какие виды диагностических методик применяются в дифференциальной психофизиологии?
- Назовите главные требования к методу наблюдения за формально-динамическими особенностями человека.
- Какие формально-динамические особенности обусловлены силой нервной системы?
- Перечислите учебные ситуации, дифференцирующие учащихся по силе нервной системы.
- Какие формально-динамические особенности обусловлены подвижностью нервной системы?
- Назовите учебные ситуации, дифференцирующие учащихся с подвижной и инертной нервной системой.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ШКОЛЬНИКОВ
СЛАБАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Чаще всего спокойно-тихий, осторожный, послушный. Он не может долго участвовать в шумных подвижных играх, что связано с его небольшим запасом сил, повышенной утомляемостью. Часто склонен к аккуратности, доходящей до педантизма; ему нравится сам процесс наведения порядка, уборки. Он отличается повышенной впечатлительностью. Непривычная среда, внимание окружающих, тем более незнакомых людей, оказываемое на него психическое давление, - все это может для такого ребенка стать сверхсильным раздражителем. В таких случаях он теряется, не находит нужных слов, не отвечает на вопросы, не выполняет простейших просьб.
Вследствие своей повышенной чувствительности слабые дети отличаются особой уязвимостью, болезненно реагируют на недовольство окружающих взрослых. Нередко таким детям не хватает уверенности в себе, им свойственны боязнь неудачи и страх глупо выглядеть, вследствие чего для них значительно осложняется продвижение к успеху.
ИНЕРТНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА
Он намного спокойнее на уроках, чем другие дети. Исключение составляют те случаи, когда он участвовал в шумных играх, тогда ему трудно сразу перестроиться и включиться в учебную деятельность. Он не склонен "разбрасываться" на разнообразные занятия; чаще всего его свободное время полностью занято учением, приготовлением уроков. Больше он не успевает практически ничего. Каждое непредвиденное обстоятельство выбивает его из рабочей колеи. Много времени и сил уходит у него на такие мелочи, которых почти не замечают другие дети.
Неприятности, неудачи, обиды он не забывает сразу. Они как бы застревают в сознании инертного ребенка, мешают ему двигаться дальше, Речь неторопливая, замедленная, мимика и жестикуляция практически отсутствуют.
Рекомендации по работе с обучающими,
имеющими разные типы нервной системы
Обучающиеся со слабой нервной системой
- По возможности спрашивать их в начале урока, привлекать к активной деятельности в начале школьного дня.
- Не ставить их в ситуацию неожиданного вопроса.
- Предоставлять достаточное время на обдумывание и подготовку ответа.
- Желательно, чтобы ответы давались не в устной, а в письменной форме, если речь идет об объективном оценивании их знаний.
- Во время подготовки ответов давать время для проверки и исправления написанного.
- Не требовать ответов на новый, только что усвоенный материал, лучше отложить опрос на следующий урок.
- Путем правильной тактики опросов и поощрений (не только отметкой, но и словом) формировать уверенность в своих силах.
- Обязательно поощрять за малейшие старания, даже если результат работы еще далек от желаемого.
- Осторожно оценивать неудачи этих учеников, учитывать их особую ранимость.
- В минимальной степени отвлекать от работы, создавать им спокойную обстановку.
- Вовлекать обучающихся в широкий круг занятий, чтобы дать им возможность почувствовать себя уверенно.
- Развивать общительность этих ребят, учить переключать внимание.
- Нельзя давать для усвоения большой, сложный материал в ограниченный промежуток времени.
- Предоставлять возможность работать по шаблону, алгоритму, таблицам к схемам.
- Учить их планировать, контролировать свою деятельность.
- Давать время для отдыха. Считаться с сильной утомляемостью этих детей.
- В процессе взаимодействия помнить, что они требуют постоянного внимания и индивидуального подхода.
Обучающиеся с сильной подвижной нервной системой
- Не привлекать детей к монотонной, однообразной работе, лишенной эмоциональных оттенков и возможностей для разрядки.
- Необходима тренировка усидчивости, которая, однако, должна исключать накопление эмоционального напряжения.
- Необходимо разрешать непродолжительные перерывы, смену видов деятельности.
- В ситуации монотонии надо в определенной степени разнообразить их деятельность. Например, при выполнении однотипных заданий направить поиск на другие способы работы.
- Чередовать задания равных типов.
- В ситуации, когда надо выполнить какие-либо поэтапные действия следует обращать на этих учеников особое внимание.
- Контролировать выполнение ими требований постепенности, последовательности, терпеливости.
- Побуждать учеников контролировать свою деятельность самостоятельно.
- Используя волевые качества сильных, учить их перестраивать свою работу в требуемом направлении. Убеждать учеников в необходимости этого.
- Чаще давать задания, имеющие разнообразное содержание с высоким темпом, требующую быстрого переключения внимания.
- Больше спрашивать при объяснении нового материала.
- Предоставлять задания на сообразительность.
- Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, обращать внимание на качество деятельности.
- He поддерживать в конфликтных ситуациях.
- Помогать в лидерстве, развивая социальный интеллект.
- Добиваться умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия.
- Формировать устойчивые интересы, привязанности, значимые цели.
- В процессе взаимодействия помнить, что эти дети требуют доброжелательно- строгого отношения. Избегать публичной критики.
Обучающиеся с сильной инертной нервной системой
- Не требовать от них немедленного ответа, включения в деятельность, поскольку их активность в выполнении нового вида заданий возрастает постепенно.
- Помнить, что они не могут активно работать с разнообразными заданиями, некоторые из них вообще отказываются выполнять такие задания.
- Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок при устных ответах. Им необходимо время на обдумывание, так как они в ответах чаще следуют стандартным, домашним заготовкам.
- Не спрашивать в начале урока, поскольку они с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации.
- Избегать ситуации, когда нужно получить быстрый (устный) ответ на неожиданный вопрос.
- Необходимо предоставлять время на обдумывание и подготовку.
- Не заставлять работать на время.
- В момент выполнения задания не отвлекать.
- Не следует требовать отвечать новый, только что пройденный материал.
- В ситуации монотонии следует в определенной степени разнообразить их деятельность.
- Развивать активность ребят, соблюдая посильность и постепенность в наращивании темпа.
- Необходима тренировка подвижности нервных процессов.
- Поощрять даже за незначительное проявление ускорения темпа, расторопности.
- Необходимо заинтересовать ребят активной самостоятельной деятельностью.
Требуют к себе систематического внимания. Предпочитают спокойное, доверительное отношение окружающих.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОРТРЕТЫ ШКОЛЬНИКОВ
(по ведущей репрезентативной системе)
CЛУХОВО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК (АУДИАЛ)
К двум годам он уже вовсю говорит, причем может говорить сразу xopoшо, не коверкая слова. К четырем годам болтает безумолку, если нет собеседника, разговаривает сам с собой. Без труда вступает в контакты с детьми и взрослыми, с удовольствием разговаривает со старушками в автобусе и со всеми детьми во дворе.
Благодаря хорошо развитой речи и "подвешенному языку" до школы производит впечатление очень сообразительного и развитого ребенка: легко отгадывает загадки, трудные даже для взрослых, поскольку любит воспринимать информацию на слух. Очень любит слушать, когда ему читают, часто предпочитает чтение мультфильмам. Уже в 4 года может часами слушать книги, рассказы родителей, сказки и песни на пластинках. Однако при освоении алфавита начинаются первые трудности; долго не может запомнить буквы и цифры. Может запомнить то, как они произносятся подряд друг за другом: А, Б, В, Г, Д и т.д. Но отдельно буквы не запоминает.
По сравнению со зрительно ориентированным ребенком непослушен, часто возражает на замечания взрослых, в ответ на какое-нибудь требование от него можно услышать сто слов контраргументов. Равнодушен к одежде: для него легко обосновать необходимость того или иного выбора одежды - шапка "Как у танкиста", сапоги "как у космонавта", прическа "как у Барби" и т.п.
Он не любит красочных зрелищ и развлечений, посещение цирка или зоопарка не производит на него впечатления и не запоминается. Любит слушать песни, легко запоминает мелодии и воспроизводит их, узнает голоса певцов.
При переживании стрессовых ситуаций постоянно срывается на крик, обижается на любое изменение интонации голоса. Может изводить родителей, повторяя невообразимые ругательства, или бесконечно твердить одну и ту же фразу типа: "0-па, о-па, Америка, Европа, Индия, Китай - кого хочешь - выбирай, и т.п.
Основные трудности в школе - неспособность сосредоточиться, непрерывная болтовня, из-за отсутствия зрительных образов неумение решать задачи, склонность ко всевозможным угадываниям.
КИНЕСТЕТИЧЕСКИ-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК (КИНЕСТЕТИК)
Кинестетики отличаются необычайной подвижностью. Пятнадцатиминутное сидение за столом можно рассматривать как подвиг, проявление доброй воли. После такого подвига у кинестетиков, как правило, наступает утомление, ребенок может начать капризничать. Большинство капризов кинестетиков происходит из-за того, что его заставляют сделать то, что он не любит и чему будет оказывать сильное сопротивление.
Речь кинестетика наполнена глаголами, так как главное в жизни него - это заниматься делом, а не болтать и смотреть, пассивно лежа диване. Кинестетикам все надо делать самим, трогать руками, придумывать забавы и шутки. Если такой ребенок находится без дела, его настроение может испортиться. Кинестетики - очень самостоятельные и талантливые. Если зрительному и слуховому ребенку еще необходимо организовать занятие любимым делом; все дать, разложить, подготовить и находиться рядом, чтобы смотреть или слушать, то про кинестетика можно вообще забыть (если ,конечно, у него нет идей по поводу вас); лепка, сование, конструктор, кино, походы в лес, опыты, эксперименты и, главное, им не мешать.
Родителям и учителям они доставляют огромное беспокойство; им надо потрогать, у них на руках " липучки" - они не могут спокойно сидеть и слушать, как это делают аудиалы, они не могут спокойно рассматривать, как это любят визуалы, им надо вскакивать, тормошить, бегать и прыгать.
Если вы берете его в цирк и в театр, то будьте готовы к тому, что ребенок будет повторять каждое понравившееся ему движение, изображать, передразнивать
и непременно захочет поучаствовать в представлении сам. Кинестетики, в отличие от других, хорошо воспринимают запахи, у них отлично развит вкус. Они очень любят животных, особенно их мягкую пушистую шерстку, к которой они прижимаются щекой, носом, грудью. Кошек они могут уложить к себе на колени, на плечи, как воротник, они часто проявляют исследовательский интерес к поведению животных, так как наблюдательны в отношении пластики.
ЗРИТЕЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РЕБЕНОК (ВИЗУАЛ)
Он, как правило, тихий, задумчивый, "себе на уме". Мало разговорчив, друзей почти нет. Контакты с детьми завязывает с трудом, особенно это заметно с 5 до 7 лет. Общаться предпочитает со взрослыми.
Послушен, легко и с удовольствием учится. Быстро без заметного труда усваивает алфавит, может знать уже все буквы в три года. Любит собирать конструктор, часами может просиживать у телевизора.
К школьному возрасту страстью может стать конструктор, компьютер. Очень любит рассматривать картинки, марки, фотографии, красивые игрушки. К животным равнодушен, хотя не прочь полюбоваться красивыми котятами, понаблюдать, как резвятся щенки. Гулять не любит, часто предпочитает телевизор и компьютер прогулке и общению с друзьями. В одежде разборчив, красота на первом месте, удобство и одобрение окружающих – на втором.
Цирк, театр и все зрелища производят на него сильное впечатление, но рассказывает о впечатлениях мало.
При переживании стресса замыкается в себе, ведет себя отчужденно, не стремится ни с кем поделиться своим затруднениями, переживает все трудности внутри себя. Если конфликт с родителями очень сильный - может убежать из дома.
Основные трудности у визуалов связаны с общением, построением взаимоотношений, вхождения в новый коллектив. У ник как бы отсутствует внутренняя мотивация для общения с ровесниками. На окружающих производить впечатление холодных и отчужденных, поскольку не любят ласкаться; не любят, когда их тормошат и "тискают». Визуалы в школе учатся успешнее всех других типов, у них нет проблем с дисциплиной.
Предварительный просмотр:
КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ
А. Д. Андреева КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ ПЕРЕЖИТЬ ГОРЕ
// Вопросы психологии. 1991.– № 2. С. 87—96.
К сожалению, жизнь ребенка наполнена не только радостями и мелкими огорчениями, в ней порой встречается и настоящее горе, связанное с потерей близких вследствие болезней, старости, несчастных случаев, катастроф, аварий и пр. Взрослые часто испытывают растерянность и замешательство, не зная, как и чем помочь ребенку в этой ситуации, не имея представления не только о том, как вести себя по отношению к ребенку, потерявшему кого-то из близких, но и о том, каким образом и насколько остро он переживает потерю. Эта проблема детально анализируется в работе Р. Уэллс, на которой мы подробно остановимся.
Повседневная практика работы с детьми требует от взрослых не столько владения конкретными формами специально организованной психотерапевтической помощи, сколько умения в рамках обычной, повседневной жизни помочь ребенку пережить горе, поддержать его, предотвратить развитие неврозов. Овладение такими приемами доступно и необходимо родителям, учителям, воспитателям, всем взрослым, так или иначе имеющим дело с детьми и могущим столкнуться с ситуацией, когда ребенку требуется помощь, поддержка, понимание.
Есть у данной проблемы и еще один аспект. Родители и учителя обычно рассказывают детям о проявлениях жизни, но стараются избегать разговоров и объяснений по поводу смерти. Тем не менее опыт показывает, что в тех семьях, где тема смерти не является запретной, где достаточно правдиво и ясно, в доступных формах отвечают па вопросы ребенка, дети оказываются гораздо лучше подготовленными к серьезным, потерям чем в семьях, где взрослые всячески уклоняются от подобных бесед. Тем не менее, идея ознакомления детей с этой печальной стороной жизни встречает значительное сопротивление взрослых, особенно учителей, считающих, что детей следует ограждать от подобных мыслей. Р. Уэллс, например, принципиально не согласна с таким подходом. Нынешние дети, считает она, узнают о многом значительно раньше, чем предшествующие поколения: в школах читают лекции о наркомании и алкоголизме, деторождении и контрацепции, половых извращениях и абортах, и только вопросы, связанные со смертью, находятся под запретом. Почему? Ведь это касается каждого из нас. Знания о смерти, включая ее последствия и осознание ее неизбежности, такая же необходимая часть подготовки к жизни, как и психологический рост ребенка, как и все остальное.
Эта работа требует большого такта, осторожности, учета возраста ребенка, специфики и традиций его семьи, знания особенностей его личности. Наивно думать, что эту тему, столь насыщенную эмоционально, под силу одолеть какому-нибудь одному учителю (физику, биологу или словеснику), содействие родителей и психолога является обязательным.
Что отличает детское горе?
Если в семье горе, то нужно, чтобы ребенок пил, ел, чтобы он мог выразить его вместе со всеми. Переживания ребенка ни в коем случае нельзя игнорировать. «Вы даже не можете себе представить,— пишет Р. Уэллс, — насколько реакции Вашего ребенка в трагической ситуации сходны с Вашими. Так же, как и Вы, они переживают горе». Даже если в семье имеется психически неполноценный ребенок, никак нельзя недооценить его способность понять происходящее. Он, как и другие дети, должен быть включен в переживания всей семьи, и ему требуются дополнительные знаки люпин и поддержки.
Не надо пытаться делать вид, что ничего не случилось и жизнь идет своим чередом. Всем нам требуется время, чтобы привыкнуть жить без любимого человека. Это не уменьшает эмоционального потрясения и не гарантирует от неожиданных и трагических реакций, но позволяет предотвратить возникновение глубоких страхов, которые могут привести к тяжелым психологическим проблемам много лет спустя. В это трудное время детям, прежде всего, требуется поддержка, демонстрация любви и заботы.
Период острого переживания горя у ребенка обычно короче, чем у взрослого (слезы часто сменяются смехом), но при столкновении с новыми жизненными ситуациями его горе вновь оживает: «В первый день в школе я увидел, что все пришли с мамами, и только я пришел с папой».
Что считать нормальными реакциями ребенка?
Это обязательно нужно знать, чтобы отличать «проблемного» ребенка от ребенка «с проблемой».
Шок — первая реакция на смерть. У детей обычно выражается молчаливым уходом или взрывом слез. Очень маленькие дети могут испытывать весьма болезненное чувство дискомфорта, по не шок. Они не понимают, что происходит, но хороню оценивают атмосферу в доме. Развлечение (взять на руки, купить игрушку или сладость, включить телевизор) оказывается лучшей политикой в такой ситуации. Оно действует не сразу и не помогает справиться с горем, а лишь на время отвлекает. Обнимите ребенка, дайте ему расслабиться, посидеть или полежать, но не ведите себя так, словно болят зубы. Ему нужно время, чтобы погоревать, поговорить о матери, отце, брате или сестре. Если ребенок достаточно большой, дайте ему возможность участвовать в приготовлении к похоронам, и он не будет чувствовать себя одиноким среди опечаленных и занятых делами взрослых.
Отрицание смерти — следующая стадия переживания горя. Дети знают, что близкий человек умер, видели его мертвым, но все их мысли настолько сосредоточены на нем, что они не могут поверить, что его больше нет рядом.
Поиски — для ребенка это очень логичная стадия горя, Он потерял кого-то, теперь он должен найти его. Невозможность найти порождает страх. Иногда дети переживают эти поиски как игру в прятки, зрительно представляют, как умерший родственник входит в дверь.
Отчаяние наступает, когда ребенок осознает невозможность возвращения умершего. Он вновь начинает плакать, кричать, отвергать любовь других людей. Только любовь и терпение могут преодолеть это состояние.
Гнев выражается в том, что ребенок сердится на родителя, который его «покинул». Маленькие дети могут начать ломать игрушки, устраивать истерики, колотя ногами по полу, подросток вдруг перестает общаться с матерью, «ни за что» бьет младшего брата, грубит учителю.
Тревога и чувство вины ведут к депрессии. Кроме того, ребенка могут тревожить различные практические вопросы («Кто будет провожать меня в школу?» «Кто поможет с уроками?» «Кто даст карманные деньги?») Для более старших детей смерть отца может означать невозможность продолжать учебу и т. п.
Как помочь страдающему ребенку?
Прежде всего, необходимо, чтобы переживание разделялось всеми членами семьи. Горе никогда не проходит. Мы сохраняем близких живыми в нашей памяти, и это очень нужно нашим детям. Это позволяет им извлечь позитивный опыт горя и поддержит их в жизни.
Самое сложное для взрослого—это сообщить ребенку о смерти близкого. Лучше всего, если это сделает кто-то из родных. Если это невозможно, то сообщить должен тот взрослым которого ребенок хорошо знает и которому доверяет. В этот момент очень важно прикасаться к ребенку: взять его руки в свои, обнять, возможно взять на руки. Ребенок должен почувствовать, что его по-прежнему любят и что он не будет отвергнут. Важно также, чтобы у ребенка «не возникло чувство ними в связи со смертью близкого.
Ребенок может продемонстрировать вспышку гнева по отношению к взрослому, принесшему печальное известие. Не надо в этот момент уговаривать ребенка взять себя в руки, ибо горе, не пережитое вовремя, может вернуться месяцы или годы спустя.
Дети постарше предпочитают в этот момент одиночество. Не спорьте с ними, не приставайте к ним, их поведение естественно и является своего рода психотерапией.
Ребенка надо окружить физической любовью: готовить ему еду, стелить постель и т. п. Не нужно взваливать на него в этот период взрослых обязанностей («Ты теперь мужчина, по огорчай маму своими слезами», — это порой говорится даже 8-летнему ребенку). Сдерживание слез противоестественно для малыша и даже опасно. Но не надо и заставлять ребенка плакать, если он не хочет.
В период горя в семье не следует изолировать ребенка от семейных забот. Все решения должны приниматься семьей целиком.
Желательно, чтобы ребенок говорил о своих страхах, но не всегда легко его к этому побудить. Потребности ребенка кажутся нам очевидными, однако мало кто из взрослых понимает, что ребенку требуется признание его боли и страхов, ему нужно выразить свои чувства в связи с потерей близкого человека.
Считается, что после похорон жизнь семьи приходит и норму: взрослые возвращаются на работу, дети — в школу. Имен но в этот момент потеря становится наиболее острой. В норные дни после трагедии дети знают, что правомерно любое проявление чувств. По прошествии времени на смену могут прийти такие явления как энурез, заикание, сонливость или бессонница, ребенок начинает грызть ногти и т. п. Невозможно дать рецепт по каждому отдельному случаю. Главное — исходить из потребности ребенка в любви и внимании к нему. Если ребенок отказывается от еды, можно предложить ему помочь приготовить обед для всей семьи.
Как снять агрессивное поведение?
Маленьким детям можно давать различные коробки, ящики, баллоны, бумагу, которые разрешается мять, ломать и крушить. Детям постарше — поручить физическую работу, требующую значительных усилий, или длительную прогулку пешком или на велосипеде.
Однако надо иметь в виду, что в многодетной семье может возникнуть своеобразное соревнование: кто сильнее выражает свой гнев. Все вышесказанное не исключает того, что нельзя позволить ребенку зайти в этом слишком далеко. Нельзя допустить того, чтобы одному ребенку было позволено абсолютно все в ущерб другим детям.
В течение многих месяцев, даже всего первого года, острые эмоциональные вспышки будут омрачать такие события как день рождения. Затем эмоциональное напряжение ослабевает. Потеря не забывается, но семья учится жить с нею.
В особых случаях ребенку требуется профессиональная помощь.
Обычно родители стараются избежать обращения к психиатру. Бывает и наоборот: при малейшем подозрении на необычность поведения ребенка родители кидаются к врачу, в то время как помощь требуется им, а не ребенку.
В качестве тревожных симптомов можно выделить следующие:
длительное неуправляемое поведение, острая чувствительность к разлуке, полное отсутствие каких-либо проявлений тревоги;
анорексия, бессонница и галлюцинации (все это чаще встречается у подростков). Депрессия подростков — это часто гнев, загнанный внутрь.
Общий совет: настораживает отсроченное переживание горя, слишком затянувшееся или необычное беспокойство. Всегда тревожит отсутствие переживаний (...)
Что может сделать школа, чтобы помочь ребенку пережить горе?
Учитель часто оказывается беспомощным, когда сталкивается с необходимостью помочь ребенку пережить горе. Между тем школа и учитель могут сыграть решающую роль в помощи ним детям: ведь школа составляет огромную часть их повседневной жизни. После любой трагедии привычные ежедневные обязанности могут оказать поддержку, создать ощущение комфорта и безопасности, а иногда и принести облегчение. Обстановка в школе резко отличается от тягостной домашней атмосферы.
Обычно рекомендуют, чтобы дети возвращались в школу по возможности быстрее после похорон. Между тем, все это так индивидуально. Ребенок часто боится оставить родителя одного, ему кажется, что отец и мать умрут, оставшись дома в одиночестве. В этом случае целесообразно пойти ребенку навстречу, разрешить ему в течение какого-то времени побыть дома, чтобы он успокоился и убедился, что родители умирать не собираются. Возвращение в школу может быть трудным. Встреча с учителями и товарищами требует известного мужества. Пережившие горе люди знают, как порой болезненно воспринимаются любые слова, даже добрых знакомых. Между тем дети, не очень-то чуткие' в обычное время, ведут себя гораздо более естественно и доброжелательно по отношению к своему страдающему товарищу, чем взрослые по отношению к его родителям. Тем не менее, учителя должны следить за тем, чтобы ребенка не дразнили и не задирали. Когда ребенок придет в школу, учитель должен сказать ему, что он знает о его горе, чтобы ребенок не чувствовал равнодушия со стороны учителя. В школе должно быть подходящее место, куда ребенок мог бы при необходимости прийти, если ему хочется побыть одному или поплакать. Иногда кто-нибудь из старших детей может бьпь
назначен «опекуном» такого ребенка; возможно, это будет кто-то, имеющий аналогичный опыт и могущий при необходимости поддержать ребенка. Родители и члены семьи также требуют поддержки. Важно знать, что именно и в каком объеме они сказали ребенку.
Поглощенный собственными переживаниями родитель часто теряет контакт с ребенком, и учителя обычно оказываются первыми, кто замечает симптомы неблагополучий. Задача учителя - не ждать, когда пройдет трагедия, а поговорить с ребенком о смерти, когда представится такая возможность. Учителю нужно говорить, о более «запретных» вещах, как воровство, ложь, болезнь, больница, смерть. Этим он показывает детям, что с ним можно говорить о чем угодно. Если же учитель избегает подобных тем. то ребенок, с которым случилась беда и который хочет задать вопросы, поделиться своими сомнениями, не видит никого из взрослых, к кому он мог бы обратиться.
К моменту, когда ребенок заканчивает начальную школу, он должен иметь понятие о смерти как о части жизни. Возможно, наиболее простым и очевидным примером может служить смена времен года.
В одной городской школе учитель воспользовался смертью любимого всеми детьми кролика. Старший учитель хотел убрать его ночью, но молодой учитель настоял на том, что дети должны его видеть, положить в коробку и похоронить — очень просто, без всяких церемоний, во время перемены. Они выбрали место под деревом, дети принесли растения и посадили их на его могиле. Учитель предложил им сделать книгу о своем кролике: вклеить туда фотографии, рисунки, истории о кролике. Они спокойно и без липших эмоций сделали очень красивую книгу о кролике: урок был усвоен, память будет жить, а разговоры о печальном событии помогут смириться с утратой.
Рекомендации для учителя начальных классов:
1. Наблюдайте за изменениями поведения ребенка, потерявшего кого-то из близких. В первые недели обычно наблюдается
тенденция к уходу, агрессивность, гневливость, нервозность, замкнутость, невнимательность. Относитесь к этому с терпением, никогда не показывайте своего удивления. Не действуйте вопреки ребенку.
2. Если ребенок хочет поговорить, найдите время выслушать
его. Это не всегда легко сделать, и все же попытайтесь. Объясните ребенку, что вы хотите поговорить с ним, выберите удобное для этого время. В разговоре слушайте не только ушами, но и глазами, сердцем. Обнимите ребенка, возьмите его за руку,
Прикосновение имеет для ребенка огромное значение, ведь он
потерял тепло любящего родителя. Это позволяет ребенку почувствовать, что вы заботитесь о нем и в любое время готовы помочь ему. Поддержите его желание говорить о родителе и сделайте это сами.
Постарайтесь привлечь лучших друзей ребенка. Если вам
удастся собрать лучших друзей ребенка, объясните им, что,
когда умирает кто-то, кого вы любите, беседы об этом человеке
помогут сохранить о нем добрую память.
4. Будьте готовы к вопросам и всегда будьте честными в ответах. Детей часто интересуют вопросы рождения и смерти.
Учитель никогда не должен бояться сказать «Я не знаю». Очень
важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны
вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать
ребенка.
5. Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого («Ты очень любил маму, и я это понимаю. Очень грустно, что она умерла»). В это время ребенку можно рассказывать множество трогательных историй. Покажите ему, что можно улыбаться и смеяться. «Мама любила клоунов, не правда ли?» — такая фраза может быть началом разговора о цирке, и на уроке рисования можно предложить изобразить что-нибудь веселое.
6. Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?» Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думает. Дети честны, они говорят то, о чем они думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, надо им верить, о них надо говорить. Не следует произносить фраз типа: «Скоро тебе будет лучше». Гораздо лучше будет сказать: «Я знаю, что ты чувствуешь, и тоже не понимаю, почему твой отец умер таким молодым. Я только знаю, что он любил тебя и ты никогда не забудешь его». Очень важно признать право ребенка на переживание.
7. Старайтесь быть в контакте с родителем. Ребенок быстро почувствует связь между вами и его семьей, и это создаст у него ощущение безопасности. Обсуждайте с пим изменения в поведении ребенка, в его привычках.
Учитель должен со вниманием относиться к трудным для потерявшего родителя ребенка дням. Такими днями являются праздники, когда дети поздравляют маму или папу. Ребенку, у которого нет матери, нужно посоветовать приготовить поздравление для бабушки. Конечно, невозможно заранее учесть все возможные случайности. Понимающий учитель, вооруженный знаниями о том, что смерть не является запретной темой, поможет страдающему ребенку пережить трудный для него период с минимальными потерями. Конечно, ребенок, долгое
Практика использования активных методик в образовании взрослых подтвердила необходимость соблюдения основных фаз в организации как кратковременных, так и длительных (3-6 дней и более) курсов либо семинаров. Это фазы знакомства, сбора ожиданий, вхождения в тему, проработки темы, презентации результатов и подведения итогов, которые обязательно содержат разминки. В свою очередь, выбор методов и способов для проведения этих фаз зависит от длительности семинаров (курсов), степени знакомства участников друг с другом и с активными методиками.
Применение активных методик в образовании взрослых предъявляет определенные требования к оборудованию учебных помещений, использованию ТСО. Является важным наличие таких современных технических средств, как оверхедпроектор (кодоскоп), магнитные доски, переносные кнопочные доски, ксерокс, магнитофон и т. п.
Отличительной особенностью активных методик является работа н группах. Для работы в области повышения квалификации взрослых мы используем «правило 20 минут» К. Деринга (1988), согласно которому фаза рецептивного восприятия материала не должна превышать 20 минут, а фаза активной самостоятельной проработки информации не может быть меньше 20 минут. В соответствии с этим большую часть времени участники работают в группах. В конце семинара в фазе подведения итогов они дают высокую оценку формы обучающего семинара, методов работы, подчеркивая особую эффективность метода групповой работы.
Таблица I
Правило 20 минут
1 . В центре внимания находится обучающий | отдельная фаза не должна превышать 20 минут (вдох) | например: доклад, реферат, беседа |
2, В центре находятся участники | отдельная фаза не должна быть меньше 20 минут (выдох) | например: работа н группах, в парах |
Таблица 2
Смена видов деятельности
Тенденция к рецептивной деятельности (вдох) | Тенденция к продуктивной деятельности (выдох) |
- слушание - наблюдение/рассматривание - чтение | - говорение - самостоятельная деятельность - самостоятельное письмо |
- списывание, срисовывание - повторение за кем-либо | - самостоятельное рисование - ролевая игра, демонстрация, презентация |
Как видно из таблиц 1,2, «правило 20 минут» основывается на данных психологии обучения, согласно которым при слушании запоминается лишь от 10 до 15% информации, а при самостоятельной проработке - до 90%.
Таким образом, использование активных методик в образовании взрослых не только делает процесс обучения более эффективным и успешным, но и является мощным воспитательным средством, способствующим формированию и развитию таких необходимых качеств личности, как активность, толерантность, креативность, способность к сотрудничеству, умение вести дискуссию, выслушивать мнения других, аргументированно отстаивать свою точку зрения и (в случае необходимости) идти на компромисс, потребность в постоянном самосовершенствовании и непрерывном образовании.
Литература
- Вбппв, КЛУ. 1988: ЬеЬгептёегХУеИегЫЫшё. Шетпет: Ве1*г
- Кпо11, Л. 1993: Кигз-ипд Зеттагтейюёеп. \УетЬе1т/Вазе1: Ве1гг
Уег1а§ (4. АиЯа§е) - Зсппп'феН, Аппе§ге1 1995: Вгата1иг§1е етег ЬеЬгуегап51аНип§.
Оое1Ье-1п81йи1, КеГ.51, ЗргаспагЪей КиНипшиШе, МипсЬеп 2
Предварительный просмотр:
Факторы, влияющие на продуктивность
запоминания текста
(из методических рекомендаций «Психолого-педагогический минимум для педагога, реализующего ФГОС» [Текст] : методические рекомендации / авт.-сост. М. И. Губанова, Н. И. Приходько. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2016. – 63 с. – С. 33)
Фактор | Алгоритм использования |
Группировка | Разбивка материала на группы по какому-либо основанию (по смыслу, ассоциациям, законам, похожести звукового ряда, похожести на слова родного языка и др.) |
Выделение опорных пунктов | Фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, образы, эпитеты, эмоциональная реакция и др.) |
План | Совокупность опорных пунктов |
Классификация | Распределение по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков (количество букв, количество повторяющихся букв или знаков, наличие общих гласных или согласных и др.) |
Структурирование | Установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого |
Схематизация | Изображение или описание чего-либо в основных чертах или в виде упрощенного представления запоминаемой информации |
Аналогия | Установление сходства, подобия в определенных отношениях, функциях, составе, употреблении и др. |
Мнемотехнические приемы | Совокупность готовых, известных способов запоминания |
Перекодирование | Вербализация или проговаривание (пропевание на известный мотив), называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков |
Достраивание запоминаемого материала | Привнесение в запоминаемое речевых (вербальных) посредников, объединение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам (метод локальной привязки, или метод мест) |
Серийная организация материала | Установление или построение различных последовательностей, распределение по объему, времени, упорядочивание в пространстве |
Ассоциации | Установление связей по сходству, смежности или противоположности |
Повторение | Сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации, являющиеся универсальными и фундаментальными |
Комплексность | Привлечение, включение возможно большего числа анализаторов (зрение, слух, осязание, обаяние, вкус) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психология личности. Советы психолога.
Здесь даются различные советы каждому из нас, кто бы ты не был и кем бы ты не был. прислушайся к ним и может быть тебе станет легче жить....
Несколько строк о целительстве или «психолог - респондент, психолог – интервьюер»
Эта статья является одновременно и материалом для родителей, и для психологов. К первым обращено само содержание статьи (обсуждаются вопросы целительства, знахарства и самолечения). Ко вторым - технол...
Научно-практическая конференция по психологии на тему"Психология проведения сестринских манипуляций"
....
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимодействие"
Интегрированный урок по дисциплинам "Обществознание" и "Социальная психология", разработанный в соавторстве со школьным педагогом - психологом Розенбаумом М.Н. по теме: "Социальное взаимод...
Учебно-методическая разработка интегрированного урока-конференции по английскому языку и психологии «Выдающиеся ученые Великобритании и России в области медицины и психологии»
Данная методическая разработка ставит целью развитие формирования целостного представления о выдающихся ученых России и Великобритании в рамках перекрестного года культуры...
Авторская педагогическая разработка "Характер решения олимпиадных задач по психологии, психологии в экономике"
Психология – особая наука, по ней нет единой общероссийской олимпиады. Поэтому психологи стараются принимать участие со своими ребятами в разных предлагаемых им конкурсах. Наша задача была разработана...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...