Классный час "Семья - хранитель духовных ценностей"
классный час (5 класс)

Никифорова Марина Юрьевна

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kl.chas_semya-hranitel_duhovnyh_tsennostey.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основная общеобразовательная школа с. Кекен-Васильевка – филиал

Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа    с.  Новые  Карамалы

муниципального района Миякинский район Республики Башкортостан»

Классный час

                     «Семья – хранитель духовных ценностей»

Выполнила:

Никифорова Марина Юрьевна,

учитель биологии и химии

2019 год

Цель:  Способствовать формированию представлений о семье как о первом социальном институте,  где ребенок   получает уроки  нравственности.

Задачи:

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни каждого человека;

-познакомиться с обычаями и традициями, их ролью в жизни семьи;

-изучить, как строился уклад в Древней Руси, что из него сохранилось сейчас;

-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

      Методы: частично-поисковый, практический,  контроля.

      Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Планируемые результаты:

      Предметные:  научаться характеризовать семью как  первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где

                                формируются  духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

      Метапредметные УУД:  

                Познавательные:  ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

                Коммуникативные: проявляют активность  во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

                Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

       Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную

                                          деятельность.

Личностно значимая проблема:   Знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Оборудование: карта урока, ролик о семье, сделанный  в программе Windovs Movie Maker, буклет для учащихся, сделанный в программе Publisher, презентация к уроку.

Карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

1.Мотивация к учебной деятельности

5-6 мин.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада приветствовать Вас на нашем уроке. С каким настроением вы пришли на урок? Вы  готовы активно работать на уроке?

Установка: Сейчас мы с вами посмотрим ролик. Подумайте, как его можно назвать (слайд 1)

Обсуждение:

      1.Какой смысл заложен в сюжете? (что нам хотел сказать автор).

      2.Какое название ему подходит?

      3.Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (2 слайд)Давайте сформулируем тему нашего урока.

У вас на столах находятся сердечки, они  выбраны не случайно. Они символизируют семью  и ту теплоту и любовь, которая есть в каждой семье.

Учащиеся отвечают.

Формулируют и записывают тему:   Семья – хранитель духовных ценностей.

2.Актуализация знаний.

3 - 4  мин.

1.Ребята, а что такое счастье? Продолжите фразу.(слайд 3)

Обсуждение:

У Л.Н Толстого есть замечательные слова: «По-настоящему счастлив тот человек, который счастлив в своей семье, в своем доме»  (4 слайд)

Продолжите фразу. Семья – это….(слайд 5)

Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает?

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

2. Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании. Составление кластера в виде ромашки. (слайд 6)

Предполагаемые ответы:  Родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг, т.д.

3. Изучение нового материала.

10 – 12 мин.

(слайд 7)Слово СЕМЬЯ - в словаре: «Группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слово «семья» происходит от слова «семя». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, дает крепкий росток. Со временем на нем появляются сначала нежные цветы, а затем и добрые плоды.  Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать, чтобы получилась счастливая  семья.

        Слово семья  ассоциируется у нас с солнцем, теплом и светом. Семья - это   близкие и родные люди, живущие вместе. Если нам плохо, трудно, если случилось несчастье - кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет и защитит? Конечно же, родные. Самые близкие и дорогие люди, наша опора на всю жизнь. Недаром в народе говорится: "Семья - печка: когда холодно, все к ней собираются".

-  А вот на чём держится семья? Какое слово будет объединять всех членов семьи? Послушайте притчу.

а) Чтение и обсуждение притчи.(слайд 8)

         «В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что – то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слова…

- Какие это слова?   «ЛЮБОВЬ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ»

- Как можно назвать такую семью?

- Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить без семьи? Почему???

Ребята, а каковы задачи семьи? Составление кластера.(слайд9)

А знаете ли вы, какой уклад был у семей в древние времена? 

Давным-давно в стране, где мы живем, не было ни огромных городов с красивыми домами, ни больших сел. Были густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек стояли деревни. Там жили славяне, так тогда   назывались наши предки. Славяне были очень трудолюбивы. Они ходили на охоту, чтобы добывать пищу. А из меха и кожи зверей делали себе одежду. Они много работали в поле, сеяли хлеб, пасли стада, ловили рыбу в реках.

Каждая семья – отец, мать, дети – жила в своей избе отдельно от других семей.

Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все: дети и внуки – жили со своими родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство.

Обычно это была очень большая и дружная семья. Самым главным считался старший член семьи – его все почитали, советовались с ним.

Дети тоже выполняли много работы: следили за младшими детьми, помогали в доме, поле и огороде…Покровительницей семьи была богиня Лада. (слайд 10)

А почему дом был большим???

     Семья является  ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений.    Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения. Выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях.  Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины. (лайд 11)

       Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые – за высокой стеной, пятые – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

       Хорошая семья дает опору ребенку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. В хорошей семье никто никого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи. А что такое ценность??? (слайд 12)

В словаре Ожегова:

«Ценности – то, что человек ценит в жизни , чему он придаёт особый положительный жизненный смысл, т.е. значимость, польза, полезность»

Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

Слайд13

Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи.

Это и есть семейные ценности.

     Итак, семья – это питающая, насыщающая почва, на которой произрастает высаженное семечко…

     Что же может объединять семью?   

 О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни и, главное, характеризуют семью, как коллектив. Что такое традиция??? (слайд14 ) Традиция - от латинского "передача". Это слово означает сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения.

Какие традиции вы знаете???

  • Традиции гостеприимства, семейный обед. Считается, что хлебосольство – национальная традиция, это объединяет многие семьи, укрепляет дружеские связи.
  • Празднование знаменательных событий в жизни семьи.
  • Прогулки, поездки вместе с детьми, походы в кино, цирк, театр.
  •  Передача семейных реликвий подрастающему поколению

         Давайте вспомним о семейных ценностях, обернувшись на опыт наших предков и традиции нашего народа.

Записывают определение семьи.

выдвигают свои предположения;

«Счастливая семья»

Ответы уч-ся.

Ответы учащихся о традициях своей семьи.

4. Первичное осмысление и закрепление изученного материла.

10 – 12 мин.

Физкультминутка

Ролик «Молитва о семье»

 Работа в группах. О семье написано немало. Это произведения разных жанров: пословицы, загадки, сказки былины, рассказы, стихи…Дома вы должны были найти пословицы и поговорки о семье. (ответы детей)

 

а) Работа с пословицами.

- О чём нас учит народная мудрость?  

           Приготовила для вас пословицы, и случайно их выронила.

           1.  В семье любовь да совет, так и нужды нет.

           2.  Не будет добра, коли в семье вражда.

           3.  Семья без детей, что цветок без запаха.

           4.  Родители/ трудолюбивы, и дети не ленивы.

                                       Слайд 15,16,17

Наша стране 8 июля ежегодно отмечает  – День семьи, любви и верности. Появился он  благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме. 

б) Знакомство с религиозной культурой о семье.  (слайд18 Работа с учебником)

    - Любовь и уважение всегда были ценностями религиозной культуры. Давайте познакомимся с семейными традициями разных религий.

  • Семья в исламской религиозной  культуре.
  • Семья в иудейской религиозной  культуре.                      
  • Семья в православной  культуре.
  • Семья в буддистской  религиозной  культуре.

Слайд19. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Что в них общего? Семья – свята для всех (слайд 20)

Давайте  семейные ценности чтить,

Давайте всегда своих близких любить,

Ведь только в семье мы поддержку найдем,

Пусть будет всегда полной чашей ваш дом.

Пусть дети и взрослые помнят всегда –

Семья – это главное! Через года

Сумейте вы счастье свое пронести,

Пускай только лучшее ждет впереди!

в) Чтение и обсуждение легенды слайд 21

    - О дружных семьях слагают легенды. С одной из них вы сейчас познакомитесь  «Как появилась дружная семья».  

   Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот  решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно.Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы  хотите видеть свою семью».  Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы  семья была дружной, надо выполнять следующие правила: (Как вы думаете какие?)

     Старайтесь понять каждого и, если надо, простить.

  • Никогда не смейтесь над кем-то.
  • Уважайте родственников.
  • Почитайте родителей.

Г) Ребята, в ваших буклетах есть законы, которые прописаны в Семейном кодексе  РФ и которые должны исполнять и родители, и дети. Давайте с ними познакомимся. (читаем, обсуждаем)

Детям раздаются карточки со словами:

составляют пословицу о семье из слов.

Создают проект «Счастливая семья»

Задание группам: Сформулировать свои правила, чтобы создать счастливую семью.

Каждая группа зачитывают свод семейных правил.

5.Рефлексия.

10 мин.

Сейчас я предлагаю составить синквейн по теме нашего урока.  (слайд 22)

Слайд 23

Сейчас давайте вернемся к нашим символам сердечкам. Положите их перед собой, закройте глаза и мысленно вспомните те ценности, о которых мы сегодня говорили. Если вам понравился сегодняшний урок, если вы узнали на уроке что-то новое и интересное, то, что вам пригодится в жизни, нарисуйте ромашке улыбку. Если урок вам не понравился – гримасу. Если в уроке что-то осталось непонятным, вызывающим сомнение – вопрос.. (музыка)

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

Оценивают свою работу на уроке!

6. Домашнее задание.

 

   1 - 2 мин.

По выбору (исходя из индивидуальных возможностей каждого):

  1. Дорогие ребята, спасибо вам за урок. Ваше домашнее задание: нарисовать свою семью и составить рассказ об одном из членов семьи,
  2.  придумать герб семьи.
  3. Написать сочинение о своей семье

Используемые образовательные ресурсы:

1.А.В.Давыдова. Классные часы. 8 класс. М, ВАКО, 2008 год

2.Семейный кодекс РФ.

3.Д.С.Ожегов. Толковый словарь. М., Просвещение, 2001 год.

4.https://yandex.ru/images

5.nsportal.ru

6. https://kopilkaurokov.ru/ 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья - хранитель духовных ценностей

Презентация к уроку по ОДНКНР 5 класс УМК Виноградова...

Семья – хранитель духовных ценностей.

Традиции семьи. Семья -  это маленький ковчег, основанный на радости и любви...

Семья – хранитель духовных ценностей. Традиции семьи

Человек учится в семье, получая текущий опыт (отношения между членами семьи)  и исторический опыт семьи (традиции, обычаи).   Семья как «школа», как «музей» пере...

ОДНКНР,контрольная работа по теме :"Семья-хранитель духовных ценностей"( 5 класс,учебник Н.Ф.Виноградовой)

quot;Контрольная работа по теме :Семья-хранитель духовных ценностей".5 класс , учебник Н.Ф.Виноградовой.Вариант:Данный тест можно использовать,как самостоятельную  работу по учебнику....

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Конспект урока по обществознанию в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"...

Разработка открытого урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"

Разработка конспекта урока по ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья - хранитель духовных ценностей"...

Конспект урока Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»

Конспект урока Тема «Семья – хранитель духовных ценностей»...