Внеклассное мероприятие на тему: "Игра-путешествие "По щучьему велению, по моему хотению,... по моему велению"".
классный час (5 класс)

Кумачева Наталья Викторовна

Внеклассное мероприятие на тему "Игра-путешествие "По щучьему велению, по моему хотению,..по моему умению"", помогает детям обобщить знания о сказках; активизировать и развивать четкую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас; воспитывать интерес к чтению, любовь к устному нароному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn-e_meropriyatie.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие на тему: «Игра – путешествие «По щучьему велению, по моему хотению, … по моему умению»».

Цель.
      Актуализация  знаний учащихся по теме: «Устное творчество русского народа».

Задачи.

  • Обобщение и систематизация знаний школьников по теме: «Устное творчество русского народа».

  • Коррекция недостатков развития школьников с разной степенью интеллектуального и физического поражения; развитие основных, познавательных процессов, устной и монологической речи, общей и мелкой моторики.

  • Воспитание любви к Родине - России, к её бессмертному поэту - русскому народу, к яркому выразительному родному языку, живому образному и точному слову; привитие интереса к русской культуре; формирование нравственных качеств.

Оформление зала.

Название внеклассного мероприятия.

Карта царства «Устного народного творчества».

Зал разделён на сектора - пункты прибытия путешественников.

  1. Дом Емели (декорация - печь, лавки).
  2. Море (ширма) и щука (кукла).
  3. Лес сказок (иллюстрации сказок, их названия).
  4. Дворец пословиц с окнами (тексты пословиц).
  5. Лужайка игр (изображение цветочной лужайки).
  6. Поляна скороговорок (изображение лесной поляны).
  7. Сад трудолюбивых мастеров (изображения фруктовых деревьев).
  8. Стол, накрытый скатертью, на нём вазы с яблоками и сушками, детские поделки, а также незаконченные поделки (птицы - счастье, ежи), лавки.

 

Оборудование. Компьютер, проектор, экран. Записи шума волн, звуков природы.

К участию во внеклассном мероприятии привлечены ученики 5 класса.

Дети и учитель в костюмах героев русских народных сказок.

Примечание.

Показ слайдов осуществляется по щелчку.

Ход мероприятия.

Емеля (ученик 5 класса) спит на печи.

Шум волн. Появляется щука.

Щука. Емеля! Емеля! Ты опять спишь, опять бездельничаешь? Совсем

разленился. Долго я служила тебе верой и правдой, во всём тебе помогала. Всё, больше не хочу исполнять желания лентяя. Уплыву по морю-океану в волшебное царство «Устного народного творчества». Прощай, Емеля!

Емеля (просыпается, тянется). Какой я странный сон видел, будто моя волшебная щука уплыла от меня. Ха-ха-ха.

По щучьему велению,

По моему хотению,

Пусть у меня на печи появится множество кушаний.

Проголодался я.

Емеля (испуганно). Ничего не выходит. Значит, сон-то оказывается вещий. Что же мне делать? Ведь я же сам ничего не умею. Сидит грустный.

Входят учитель и дети (ученики 3 класса).

Василиса Премудрая (учитель). Ой, ребята, куда мы попали? Оказались в каком-то волшебном месте. Ах, посмотрите, как мы одеты - в костюмы героев русских народных сказок: лисы, волка, мышки…, а я - Василиса Премудрая. Похоже, мы попали в сказку. Наверное, нас кто-то позвал, кому-то нужна наша помощь.

А кто это, там, сидит на печи? (Емеля.) Как называется сказка, в которую мы попали? (По щучьему велению.)

Подойдём к Емеле, поздороваемся и спросим,

Василиса Премудрая и дети. Здравствуй, Емеля.

Емеля. Здравствуйте. А вы кто?

Василиса Премудрая (называет и дети садятся у печи). Мы герои русских народных сказок: Машенька, Петушок - Золотой гребешок, Муха - горюха, Лягушка - квакушка, Мышка – норушка, Лисичка - сестричка, Серый волк и я - Василиса Премудрая.

Емеля, а ты, что такой грустный?

Емеля. Уплыла от меня волшебная щука. Сказала, что я стал лентяем. Да и правда, за последние годы я разучился делать что-то сам, всё забыл. Всё у неё просил. Как я теперь жить буду? Пропаду я без неё.

Делать нечего, отправлюсь на поиски своей щуки в волшебное царство «Устного народного творчества». Только, что это за царство? Где оно находится? Боюсь, у меня ничего не получится.

Василиса Премудрая. Не печалься, Емеля, мы тебе поможем. А поедем мы на твоей печи. Занимай место впереди.

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаю печь в самоходную превращать.

Ну-ка, печка, не зевай,

В царство «Устного народного творчества» поезжай.

Музыка.

Слайд 3.

Василиса Премудрая. Ребята, расскажите Емеле, что такое «устное народное творчество».

Слайд 4.

Муха - горюха. Устное народное творчество - это всё то, что люди
передавали из уст в уста, из поколения в поколение. Это героические,
волшебные, бытовые и пересмешные сказки.
Лягушка - квакушка. Это весёлые и печальные песни.
Лисичка - сестричка. Это мудрые пословицы и поговорки.
Муха - горюха. Это весёлые считалки и игры.
Лягушка - квакушка. Это хороводы и частушки.
Лисичка - сестричка. Это хитрые загадки и скороговорки.
Муха - горюха. Это легенды и былины о русских богатырях.
         

Появляется Баба Яга (ученица 5 класса).

Слайд 5.

Баба Яга. Фу, фу! Русским духом пахнет! Наконец - то, гости пожаловали. Давно вас поджидаю. Знаю, куда путь держите. Вы ищите волшебную щуку. Да? Я могу вам помочь. У меня есть карта царства «Устного народного творчества».

Но сначала повеселите старушку,

Спойте для меня частушки.

Дети поют частушки (под музыку аккордеона).

Не хотели мы плясать,        Разрешите поплясать,

Стояли и стеснялися.        Разрешите топнуть.

А гармошка заиграла,        Неужели в этом доме

Мы не удержалися.        Половицы лопнут.

До чего же хорошо,

До чего же весело.

Не страшна беда любая,

Потому что вместе мы.

Баба Яга. Ох, и весёлые же вы и дружные какие. Угодили старушке. Получайте свою карту.

Слайд 6.

Баба Яга. Пойду и я с вами. Может, пригожусь.

Василиса Премудрая. А вот и Лес сказок. Посмотрите, ребята, нас встречает медведь.

Здравствуй, Михаило Потапович (кланяется).

Слайд 7.

Медведь (ученик 5 класса). Здравствуйте (кланяется). А вы меня знаете? В каких сказках я живу?

(Маша и медведь. Девочка - снегурушка. Три медведя. Заюшкина избушка. Теремок.)

Медведь. Правильно. Я вижу, что вы знаете сказки. Может, вы мне поможете? А то у меня в гостях был Колобок.

Он разыгрался, расшалился, названия сказок перепутал и укатился. Непорядок!

Дети подбирают к иллюстрациям правильные названия сказок.

Слайд 8 (3 щелчка). Гуси - лебеди.

Слайд 9 (3 щелчка). Заяц - хваста.

Слайд 10 (3 щелчка).Заюшкина избушка.

Слайд 11(3 щелчка). Лиса и журавль.

Слайд 12 (3 щелчка). Кот, петух и лиса.

Василиса Премудрая. А кто это к нам идёт? Это Жар - птица из Дворца пословиц.

Слайд 14.

Жар – птица (ученица 5 класса). Здравствуй, соседушка, Михайло Потапович. Здравствуйте, гости дорогие. Куда вы путь держите?

Емеля. Мы ищем волшебную щуку. Она уплыла от меня, потому что я стал

лениться. А я без неё ничего не умею. Пропаду я без неё.

Жар - птица. Была у нас твоя щука, да уплыла уже.

Михайло Потапович, я к тебе по важному делу. Уже осень, скоро холода

наступят. В теремке вы все не поместитесь. Может, ты со своими сказками

переберёшься ко мне во Дворец пословиц. Вместе будет веселее и места всем

хватит.

Медведь. Я согласен.

Жар - птица. Только к какой пословице, какую сказку поселить? Как решить эту задачу? Может, вы, ребята, поможете?

Василиса Премудрая. Конечно, поможем.

Обсуждение сказок и пословиц. «Переселение».

Гуси - лебеди.

1. Почему гуси - лебеди унесли Иванушку? (Машенька заигралась и забыла про братца, не уследили за ним, как родители наказывали. Не послушалась.)

Почему печка, яблонька, молочная река вначале не стали помогать Машеньке? Как она с ними разговаривал? (Грубо.) А потом, когда она вежливо, ласково просила, выполняла их просьбы, они помогли ей? (Да.)

Значит, вначале она поступала неправильно, а потом исправилась. Ищем соответствующую пословицу.

Сумел ошибиться, сумей и исправиться.

Слайд 14 (6 щелчков).

Заяц - хваста.

Почему тётка Ворона потрепала зайца? (Он хвастался.) А почему потом его похвалила, назвала героем? (Он её спас, не побоялся собак. Он смелый, сделал доброе дело.)

Меньше слов, а больше дела.

Слайд 15 (6 щелчков).

Заюшкина избушка.

Почему из заюшкиной избушки не могли выгнать лису ни бык, ни волк, ни медведь? (Они напугались лисы, струсили.) А почему петух её выгнал? Какой он? (Смелый.)

Смелость города берёт.

Слайд 16 (6 щелчков).

Лиса и журавль.

Долго ли продлилась дружба между лисой и журавлём? (Нет.) О ком каждый думал, когда подавал угощение? (Каждый о себе.) Сберёг ли кто-то из них друга? (Нет.)

Нет друга - ищи, а нашёл - береги.

Слайд 17 (6 щелчков).

Кот, петух и лиса.

Каким внешне показан петух в сказке? (Красивым. Золотой гребешок, масляна головушка, шелкова бородушка.) Почему петушок несколько раз попадал в лапы лисы? (Из-за своей глупости и доверчивости. Не послушал наказы кота.)

Перья павлиньи, а мозги куриные.

Слайд 18 (6 щелчков).

Жар - птица. Ну вот, теперь всё в порядке. Спасибо, ребята, спасибо, Емеля. Отправляйтесь на Лужайку игр. Спросите там про волшебную щуку. Счастливого пути!

Медведь. Всего вам доброго!

Слайд 19.

Выходит братец Иванушка.

Василиса Премудрая. Здравствуй братец Иванушка. Мы помогаем Емеле найти волшебную щуку. Ты её не видел?

Братец Иванушка. Видел вашу щуку. Но сначала поиграйте со мной в игру, а потом я подскажу, где её искать.

Василиса Премудрая. Давайте поиграем в русскую народную игру «Рыбки в озере». Лисичка - сестричка, ты будешь щучкой.

Проводится игра.

Братец Иванушка. Спасибо вам, порадовали. Вы такие весёлые и дружные. Отправляйтесь за щукой на поляну скороговорок.

Слайд 20.

Встречает сестрица Алёнушка.

Василиса Премудрая. Здравствуй, сестрица Алёнушка,

Сестрица Алёнушка. Здравствуйте, гости дорогие, знаю, куда путь держите.

И помогу вам, если вы произнесите одну из моих скороговорок: Баран - буян залез в бурьян.

Василиса Премудрая. Как понять баран - буян? (Баран - безобразник, хулиган, беспокойный, невыдержанный) Что такое бурьян? (Это трава - сорняк. Может быть очень густой, высокой.) Как вы думаете, хорошо ему там?

Разучивают и произносят скороговорку.

Сестрица Алёнушка. Молодцы. Справились. Отправляйтесь в Сад трудолюбивых мастеров, спросите там про щуку. Счастливого пути!

Слайд 21.

Выходит Мальчик - с - пальчик.

Мальчик - с - пальчик. Здравствуйте, люди добрые. Что привело вас в мой Сад трудолюбивых мастеров?

Емеля. Мы ищем волшебную щуку. Она уплыла от меня, потому что я стал лениться. А я без неё ничего не умею, пропаду я без неё.

Мальчик - с - пальчик. Знаю, Емеля, где твоя щука. Но сначала отгадайте 3 мои загадки. Они написаны на волшебных яблочках.

Слайд 22 (по 4 щелчка).

Маленького роста я,

Тонкая и острая,

Носом путь себе ищу;

За собою хвост тащу.

(Иголка с ниткой.)

Инструмент бывалый-

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижёт.

(Ножницы.)

Древесину ест едок,

Сто зубов в один рядок. (Пила.)

Василиса Премудрая. О чём были все загадки? (Об инструментах, орудиях

труда.) Какому человеку нужны орудия труда: ленивому или трудолюбивому ? (Трудолюбивому.)

Мальчик - с – пальчик. Надо же, всё угадали. Что ж, Емеля, помогу тебе.

У меня гостит твоя щука. Да вот только не знаю, захочет ли она тебя видеть. Мы любим трудолюбивых людей, зверей.

Посмотри, какие поделки в моём Саду трудолюбивых мастеров изготовили ребята. А ты что-нибудь умеешь мастерить?

Емеля вздыхает.

Василиса Премудрая. Не горюй, Емеля, мы тебя научим. Посмотрите, здесь лежат незаконченные работы. Давайте их все вместе доделаем.

Берут заготовки «птиц - счастья». Продевают крылья, прикрепляют хвост, расправляют.

Слайд 23.

Василиса Премудрая. Эта поделка называется «птица - счастье». Надеюсь, что и тебе, Емеля, она принесёт счастье.

Емеля. У меня получилось! Я постарался и сделал. Значит я тоже трудолюбивый мастер.

Ставят поделки на стол.

Шум волн. Появляется щука.

Щука. Здравствуйте, люди добрые! Здравствуй, Емеля. Порадовал ты меня, что отправился в путь - дорогу.

Емеля. Щука, пожалуйста, вернись. Я без тебя пропаду.

Щука. Емеля. А нужна ли я тебе теперь? Ты же сам уже многое знаешь и умеешь. У тебя появилось много друзей, которые помогали тебе и которым помогал ты. Ты сам убедился, что если захотеть, постараться быть трудолюбивым, добрым человеком, то всё получится. Ты теперь всё можешь сам и в жизни не пропадёшь. А я буду приплывать к тебе в гости: попеть частушки, послушать сказки да поговорки, поиграть в игры, отгадывать загадки, говорить скороговорки. Всего вам доброго! До встречи! (Уплывает.)

Василиса Премудрая. Ну, что же, пора и нам в обратный путь. Занимайте места на печи. В гостях хорошо, а дома лучше.

Емеля. Спасибо, Василиса Премудрая, спасибо, ребята за помощь. Век не забуду. Вы поезжайте, а я здесь останусь. Стану трудолюбивым мастером. До свидания.

Емеля уходит с Мальчиком - с - пальчик,

Музыка.

Василиса Премудрая. Да, ребята, никакая щука не поможет неумехе -лентяю. В жизни всё создаётся своими руками!

Музыка замолкает. (Приехали.)

Василиса Премудрая. Вот мы и вернулись, узнав много полезного и интересного.

Вам понравилось наше путешествие в царство «Устного народного творчества»? Мы его ещё не раз посетим на уроках и мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике ЗОЖ "По-щучьему веленью"

Данный  сценарий  может  использоваться  при проведении  акций  по  профилактике  ЗОЖ  или  классных  часов  по  этой  тематике...

Кукольный спектакль "По щучьему велению"

Данный сценарий вы можете использовать при подготовке школьных праздников, в работе театрального кружка. Текст в стихах, очень доступный и лёгкий и в то же время интересный. Музыку и декорации пригото...

Сценарий новогодней сказки "По щучьему велению"

Сценарий подойдет для школьного театра. для новогоднего представления или праздника в классе....

Сценарий театральной постановки для 5 класса. Сказка «По щучьему веленью, по моему хотенью»

Сценарий сказки "По щучьему веленью, по моему хотенью", предназначен для театральной постановки в 5-6 классе. ...

По щучьему велению...

Занятие для детей старшего  возраста....

Презентация к внеклассному мероприятию на тему "Игра-путешествие "По щучьему велению, по моему хотению.,..по моему умению"".

Наглядный материал помогает сформировать нравственные качества,  к яркому выразительному родному языку, живому образному и точному слову; привитие интереса к русской культуре....