Холокост -память поколений
классный час

Разработка классного часа " Холокост - память поколений"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holokost_-pamyat_pokoleniy_1.docx36.59 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час «День памяти жертв Холокоста»

Цель: Выяснить в чем роль, значение, место данного явления, и его влияние на развитие исторического процесса.

Задачи:

Образовательная:  

 - на примере Холокоста сформировать представление учащихся о характере бесчеловечной политики нацистов;

Развивающая:

 - создать условия для формирования познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД;

 Воспитательная:

 - создать условия для формирования личностных  УУД.  

Ход мероприятия:

Учитель: Ребята наш классный час  сегодня, посвящен явлению, которому в истории есть много неоднозначных оценок. Большинство правда, утверждают, что это явление было бесчеловечным и невиданным по своей жестокости. Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшие фрагменты фильма, название которого, я сообщу вам позже. фрагмент фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Учитель: Ребята, как вам показалось, о чем данный фильм? Какая тема у нашего классного часа?

(Ученики ответят, что один из мальчиков, находится в тюрьме или заключении, потому что  на нем одежда в полоску, как носят заключенные и к тому же он находится за колючей проволокой).

Учитель: Вы достаточно близко к истине. Мальчик действительно находится в заключении.  А как вы думаете, что незаконного мог сделать восьмилетний  мальчик, чтоб оказаться в заключении?

 

Ученики: возможно, он совершил, какое- то преступление, или что-то украл.

Учитель: Знаете ребята, этот мальчик не совершал преступления. Он казался в заключении  потому что, принадлежал к нации, которую во время Второй мировой войны  лидер фашистов Адольф Гитлер, решил искоренить полностью. слайд)Он был евреем. И из-за своего происхождения,  он оказался в заключении, а точнее в концлагере.  Когда фашисты во главе с Гитлером приходят к власти, то принимают  свыше четырёхсот  законов, ограничивающих права  евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать.  Евреев изгоняли из школ, из университетов.  Для детей-евреев были закрыты  городские парки.

слайд) Евреев стали переселять  в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать,  как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр.  В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у  одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

слайд)   Наш урок сегодня будет посвящен Дню памяти  жертвам данной катастрофы. 27 января - Международный день памяти жертв Холокоста, который был официально принят на шестидесятом заседании Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 2005 года. Дата памятного дня выбрана не случайно. 27 января 1945 года Советская армия освободила крупнейший нацистский лагерь смерти Освенцим, в котором погибло, по разным оценкам, от 1,5 до 4 миллионов человек. Давайте познакомимся с греческим словом Холокост.   Именно этим словом называют то трагическое время, которое не справедливо унесло жизни огромного количества народа.            

        Что такое Холокост? Кто-нибудь из вас сталкивался с этим словом?

( если  учащиеся сталкивались с этим  событием, надо выслушать их растолкование, а потом учитель просит обратить внимание на экран, где появляется  определение).

Учитель:  слайд.) Холоко́ст (от англ. holocaust, из др.-греч. ὁλοκαύστος — «всесожжение»): в узком смысле —  это преследование и массовое уничтожение евреев. Это было целенаправленное уничтожение целой расы.

Холокост –унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население. Еврейские гетто были в Калуге, Орле, Смоленске, Твери, Брянске, Пскове и других местах. Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих других.

Для нацистов, не было, каких - то рамок, или чувств. Они относились к убийству детей, женщин, стариков, мужчин, просто как к своей работе. (видео « письмо нациста»)

Учитель: Наша задача сегодня разобраться, а правду ли говорят о данном явлении? Или может все это сильно преувеличено? 

Судьбы детей в этой Катастрофе, это одна из самых тяжелых страниц в истории.  Маленькие дети утратили свою роль детей, и им пришлось решать вовсе не детские вопросы. слайд)

Учитель подталкивает учеников к дискуссии. Задает вопросы для обсуждения:

  1. Ребята, скажите, пожалуйста, как мы можем разобраться? К чему нам надо  обратиться, чтобы узнать правду?  (чтобы узнать достоверную информацию, надо обратиться к источникам)
  2. К каким источникам мы можем обратиться? Что для нас в данном случае может выступить источником?  (мы можем обратиться к письменным источникам или устным. Это могут быть газеты, воспоминания, документы, фотографии, личные дневниковые записи).

        Я предлагаю вам посмотреть видео,основанное на достоверных источниках.Это видеохроника, документы и воспоминания детей,переживших страшные годы войны.

Зачитать воспоминания

Учитель:

 слайд)           Изначально в газовых камерах использовался угарный газ. Позже для убийства заключенных был разработан инсектицид «Циклон Б». Когда заключенные оказывались в камере, двери закупоривались и в вентиляцию внутри стен сбрасывались шарики «Циклона Б», распространявшие ядовитый газ. Доктор СС Иоганн Кремер рассказывал, что жертвы кричали и боролись за жизнь. Жертв находили с кровью, идущей из ушей, и с пеной у рта в полусидящем положении в камерах с пространством, доступном только для расположения стоя. Газ в камеры в период Холокоста поступал снизу, а затем медленно поднимался к потолку, что заставляло жертв взбираться друг на друга, чтобы вдохнуть воздух. Тех, кто был сильнее, часто находили поверх  груды тел. В некоторых концентрационных лагерях заключенных подвергали медицинским экспериментам, помещая тело в различные условия, например, размещая на высоте, подвергая воздействию низких температур или предельного атмосферного давления. Других использовали в экспериментах с заболеваниями, такими как гепатит, туберкулез и малярия.

слайд)Те, кто подвергся экспериментам доктора Йозефа Менгеле, почти всегда были убиты и анатомированы. Многие дети были покалечены или парализованы, и сотни погибли. Дети звали его «дядя Менгеле», он приносил им конфеты и игрушки перед тем, как убить собственными руками. Позже он утонул в Бразилии в 1979 году.Нацистский доктор Йозеф Менгеле, также известный как «Ангел Смерти», восхищался близнецами.  По словам одного очевидца, в попытке создать сиамских близнецов, он сшил спинами друг с другом двух близнецов по имени Гвидо и Нино, которым было около 4 лет. Их родителям удалось достать морфин и убить своих детей, чтобы закончить их страдания.

слайд)

Существует большой список, в котором указаны концлагеря Германии во время Великой Отечественной войны. С десяток из них – самые известные и на слуху даже у тех, кто родился уже после войны. Ужасы, которые там творились, заставят дрогнуть сердце даже самого черствого человека. Концлагеря Германии во время Великой Отечественной войны, список: Список можно начать с лагеря Дахау. Он был создан одним из первых.

Дахау находился под Мюнхеном и являлся образцом издевательских конц-учреждений нацистов. Лагерь просуществовал двенадцать лет. В нем побывали военные, различные активисты и даже священники. Людей привозили в лагерь со всей Европы На примере Дахау в 1942 г было создано еще 140 дополнительных учреждений. В них содержалось более 30000 человек, которые использовались на тяжелых работах, над ними проводились медицинские эксперименты, испытывались новые лекарства и кровоостанавливающие средства. Официально, в Дахау не убивали людей, но число погибших по документам зашкаливает за 70 тысяч человек, а сколько их было в реальности – не подсчитать.

Майданек был открыт в 1941 г. Имел много дочерних структур на польской территории. За период с 1941 по 1944 гг в концлагере было убито больше 1,5 миллионов человек.

Равенсбрюк сначала был исключительно женским концлагерем, находился возле г. Фюрстенберга. Отбирались только крепкие и здоровые, остальные сразу уничтожались. Через некоторое время расширился, образовав еще два отделения – мужское и для девочек.

Отдельно следует вспомнить Саласпилс. Он делился на две части, в одной из которых содержались дети. Фашисты использовали их для обеспечения свежей кровью раненых немцев. Дети не доживали даже до 5-ти лет. Многие умирали сразу после выкачивания львиных доз крови. Дети были лишены даже элементарного ухода, дополнительно использовались в экспериментах в качестве подопытных «кроликов».

Стихотворение Муса Джалиль «Варвары».

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И Тучи спустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…
Нет, этого не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдали мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце, скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.
Казалось, что сейчас
Он обезумел, гневно бушевала
Его листва.
Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал; мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, -
Прижались к матерям, цепляясь за подолы,
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Ещё не старой женщины.
Она смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня!
Не надо умирать! –
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
- Я, мама, жить хочу.
Не надо, мама!
Пусти меня, пусти чего ты ждешь? –
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.
Сейчас вздохнешь ты вольно,
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи.
Сейчас не будет больно –
И он закрыл глаза.
И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни и одна любовь
Гром грянул.
Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих
Земля моя, скажи мне, что с тобой!
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ли ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Освенцим – тоже очень известный концлагерь. Он располагался на западе от Кракова, на польской территории. Имел большой комплекс из трех основных частей – Аушвиц 1, 2 и 3. В Освенциме умерло больше 4-х миллионов человек, из них – 1,2 млн – только одних евреев. До последних дней в Освенциме продолжалось «скоростное» уничтожение евреев. В течение одного только дня июля 1944 года в газовых камерах было задушено и сожжено 46 тысяч человек.

Бухенвальд являлся одним из самых крупных. Создан был еще в 1937 г и изначально назывался Эттерсберг. Лагерь имел 66 дочерних аналогичных учреждений. В Бухенвальде фашисты замучили 56000 человек 18-ти различных национальностей.

Около трех миллионов евреев – половина всех жертв Холокоста – были гражданами СССР.

Именно на территории нашей страны чудовищная практика нацистского геноцида нашла свое первое массовое применение.

    Людей уничтожали без газовых камер и крематориев, не в лагерях смерти, а практически не скрывая свои преступления от местных жителей. 

Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине .Бабий Яр - урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновки и Сырца.
Бабий Яр получил всемирную известность как место массовых расстрелов гражданского населения, главным образом, евреев, цыган, а также советских военнопленных, осуществлявшихся немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Всего было расстреляно, по разным источникам, от 33 тысяч до 100 тысяч человек. 
В настоящее время на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных комплексов жертвам Холокоста и другим жертвам убийств.

Бабий Яр явился местом расстрела пяти цыганских таборов. Там же был открыт Сырецкий концентрационный лагерь, в котором содержались коммунисты, комсомольцы, подпольщики и военнопленные и другие люди. 
Отступая из Киева и пытаясь скрыть следы преступлений, нацисты в августе-сентябре 1943 года частично уничтожили лагерь - откопали и сожгли в печах десятки тысяч трупов, кости перемалывались на привезенных из Германии машинах, пепел был рассыпан по окрестностям Бабиного Яра. В ночь на 29 сентября 1943 года в Бабином Яре произошло восстание занятых на работах у печей 329 заключенных-смертников, из которых спаслись 18 человек. Спасшиеся узники выступили свидетелями попытки нацистов скрыть факты массовых расстрелов.

В память о детях поэт и композитор А. Розенбаум написал  песню «Бабий Яр».(звучит песня)

Воспоминания очевид.

Да,ребята,Холокост – одна из глобальных катастроф ХХ века, поставившая под сомнение нравственные устои людей, давшая злу силу к дальнейшему распространению по Планете.

                                                           (18-19 слайд)

Учитель: Итак, мы с вами рассмотрели с помощью источников,  влияние определенного промежутка времени на судьбы ваших ровесников. Давайте теперь вернемся к задаче сегодняшнего мероприятия и попытаемся разобраться в той ситуации, которая нам представилась.

  1. Как вы считаете, почему возникло данное явление и что являлось движущей    силой?

(если ребята затрудняются дать ответ, учитель может подтолкнуть их своими мыслями. Учитель: меня вот очень удивило то, что немецкие солдаты беспрекословно выполняли все эти страшные вещи: убивали, издевались, избивали. Как такое возможно? Они ведь тоже люди. Учащиеся должны понять, причины в том,  что солдат сумели убедить в ложных истинных ценностях.                    

 Политика фашизма, характеризуемая насилием  и кровожадностью сеяла ошибочные нравственные и моральные идеалы.

  1. Скажите мне ребята, мы можем выделить с вами в отдельный пункт роль детей в этом явлении?

(дети были для нацистов самой легкой жертвой. Потому что  они ни как не ожидали, от взрослых, которые их должны были защищать угрозы. В то же время они на равнее со взрослыми переживали все лишения).

  1. Ребята, но ведь все о чем мы сегодня говорили было больше семидесяти лет назад. Надо ли возвращаться к данной теме? Неужели у нас в современности мало проблем? Терроризм, теракты например…
  2.  (к данной теме необходимо возвращаться. Необходимо помнить такие явления, чтобы не повторять таких ошибок в будущем. История наш учитель, и если мы учтем ошибки прошлого, возможно сможем  избежать их).

                                      20 слайд

         Ребята, вот теперь, когда мы познакомились с источниками, рассмотрели причины этого явления, вам удалось сформировать свой взгляд на Холокост? Что же это было? Это действительно была катастрофа и преступление против человечества или все  же здесь много преувеличения?

     Холокост это действительно катастрофа, погибло  много невинных людей, в этот период. Это было преступление, направленное против человечества. Людей заставляли поверить в ложные истины и ценности. В данный период времени было убито много детей, многие остались без своей семьи, или инвалидами. Это не простительная политика фашистского государства и тех, кто его поддерживал). 

 

Учитель:       Холокост – это не только трагедия народа еврейского, это Катастрофа всего человечества, это, в сущности, кризис мировой цивилизации, получивший продолжение в Афганистане, Югославии, Израиле, Чечне, в терактах по всему миру. И мы не должны об этом забывать, а знание свое обязаны передавать своим потомкам) Песня «Бухевальд»

Я надеюсь после нашего мероприятия вы осознали, прочувствовали всю трагическую сущность слова «Холокост». Мира всем ,добра и процветания

 

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Холокост память поколений

Конспект классного часа посвященный Международному Дню памяти жертвам Холокоста...

Классный час "Холокост - память поколений"

Классный час "Холокост - память поколений" в 7 классе....

«Холокост – память поколений»

Цели: Создать условия для достижения учащимися определенных  результатов:Личностные:  уважительного отношения к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлеж...

Методическая разработка " Холокост- память поколений"

Урок памяти для учащихся, воспитанников начальной школы, приуроченный к 27 января - международному дню Памяти Жертв Холокоста и 76-летней годовщине освобождения лагеря смерти Аушвиц (Освенцим) силами ...

Классный час на тему: "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями». И.Бауэр, исследователь Холокоста.Цели:...

Классный час на тему "Холокост - память поколений"

laquo;Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».И.Бауэр, исследователь Холокоста.План подготовки  юбилея Победы внес...