Материалы к классному часу "Секрет успеха"
классный час (10, 11 класс)

На примере биографий нескольких ученых математиков и физиков выяснить секрет успеха, пути достижения поставленной цели, акцентировать внимание учащихся на чертах характера, необходимых для успешной учебы, для плодотворной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_dlya_starsheklassnikov.docx40.94 КБ
Файл sekret_uspeha.pptx891.74 КБ

Предварительный просмотр:

Цагаева Фатима Мухарбековна,

учитель математики

МКОУ СОШ №2 им. А.Н. Кесаева

г. Дигоры Дигорского района РСО-Алания

Классный час для старшеклассников «Секрет успеха»

Цель:  На примере биографий нескольких ученых математиков и физиков  выяснить секрет успеха, пути достижения поставленной цели, акцентировать внимание учащихся на чертах характера, необходимых для  успешной учебы, для плодотворной работы.

Оборудование: интерактивный комплекс, презентация.

Каждый человек выбирает  свою дорогу в жизни, используя свои приемы, свои  методы, ставя перед собой свои задачи. Как достичь успеха в жизни, что надо для этого?  Попытаемся узнать, в чем секрет успеха  великих людей, которые оставили в истории очень яркий след.

(3 слайд)

Сергей Алексеевич Чаплыгин ученый, механик, один из основоположников аэродинамики.

После домашней подготовки он поступил в Воронежскую гимназию,  затем на математическое отделение физико-математического факультета Московского императорского университета .  В то время в университете начинал свою научную и педагогическую карьеру Н.Е.Жуковский. Вероятно, живое, увлекательное преподавание Н.Е.Жуковского склонило интересы Чаплыгина в сторону механики.

Деятельность Чаплыгина отличалась разнообразием: от руководящей работы по созданию советской авиации до участия в работе по таким сооружениям, как Днепрострой.

Награды Сергея Алексеевича: орден Трудового Красного Знамени, орден Ленина , звание Героя Социалистического   Труда. Он всегда считал, что все свои открытия он мог совершить только благодаря природным способностям.

(4 слайд)

Галуа  Эварист   французский математик, исследования которого оказали исключительно сильное влияние на развитие алгебры. Учился в лицее Луи-ле-Гран, к моменту окончания которого уже вёл творческую работу по математике. В 1830 поступил в Высшую нормальную школу. Был исключен  из неё по политическим мотивам. К этому времени относится начало активной политической деятельности Галуа: он входил в тайное республиканское общество "Друзья народа". За публичное выступление против королевского режима дважды подвергался тюремному заключению. Почти сразу после освобождения, в возрасте 21 г., был убит на дуэли, по всей видимости, спровоцированной его политическими противниками.

Математическое наследие Галуа составляет небольшое число очень сжато написанных работ, не понятых современниками. И только через 70 лет ученые поняли смысл и важность этих работ, которые содержали исследования  о разрешимости в радикалах алгебраических уравнений. Галуа считал, что в работе им двигало честолюбие, желание доказать, что он способен решать такие задачи, которых другие даже не понимают.

(5 слайд)

Иоган Кеплер

Интерес к астрономии появился у Кеплера ещё в детские годы, когда его мать показала впечатлительному мальчику яркую комету, а позднее — лунное затмение 

В 1589 году Кеплер закончил школу при монастыре Маульбронн, обнаружив выдающиеся способности. Городские власти назначили ему стипендию для помощи в дальнейшем обучении.

В 1591 году поступил в университет в Тюбингене  и начал изучать  математику с астрономией, затем переходит на теологический факультет. Здесь он впервые услышал о разработанной Николаем Коперником гелиоцентрической системе мира и сразу стал её убеждённым сторонником.

Законы Кеплера были сформулированы Кеплером в 1609 году в книге «Новая астрономия», причём, осторожности ради, он относил их только к Марсу.

Законы планетной кинематики, открытые Кеплером, послужили позже Ньютону основой для создания теории тяготения. Ньютон математически доказал, что все законы Кеплера являются прямыми следствиями закона тяготения.

Кеплер  составил одну из первых таблиц логарифмов.

У Кеплера впервые встречается термин «среднее арифметическое».

Таких трудолюбивых людей не видала история.  Не зря Кеплер говорил, что для достижения успеха нужно упорство и , конечно, труд, труд и труд.

(6 слайд)

Кулибин  Иван Петрович

Родился в семье мелкого торговца в Нижегородском  уезде. В юношеском возрасте обучился слесарному, токарному и часовому делу. В 17641767 годах Кулибин изготовил уникальные карманные часы (ныне в Эрмитаже). В их корпусе помимо собственно часового механизма помещались ещё и механизм часового боя, музыкальный аппарат, воспроизводивший несколько мелодий, и сложный механизм крошечного театра-автомата с подвижными фигурками.

Кулибин дважды (в 1792 и в 1799) собирал знаменитые часы «Павлин» работы английского механика Джемса Кокса, которые постоянно экспонируются в Павильонном зале Малого Эрмитажа.

С 1769 года и на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.

К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 298-метрового одноарочного  моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения (водоход), механический экипаж с педальным приводом.

Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Но изобретательские способности Кулибина вошли в историю, а его имя стало нарицательным.

(7 слайд)

Александр Григорьевич Столетов родился во Владимире в купеческой семье Григория Михайловича и Александры Васильевны Столетовых.. Отец – владелец бакалейной лавки и мастерской по выделке кож. Родители очень серьезно относились к образованию детей, Александр  учился во Владимирской гимназии. Любимые дисциплины – математика и физика. Окончил гимназию с золотой медалью.

Затем учился в Московском Императорском университете на физико-математическом факультете. Окончил университет с отличием и был оставлен в университете на кафедре физики для подготовки к профессорскому званию.

Известны рассказы «об одном молодом русском с виду почти мальчике, изумлявшем всех своими блестящими способностями». Кирхгоф называл его самым талантливым своим учеником.

В 1866  году был назначен преподавателем математической физики и физической географии в Московском университете. Читал блестящие лекции, работал над магистерской диссертацией.

Магистерская и докторская диссертации были  посвящены изучению магнитных свойств железа, на основе экспериментов в лаборатории Г. Кирхгофа в Геттингене, была сконструирована установка для исследования магнитных свойств железа.

«На первых же порах своей преподавательской деятельности Александр Григорьевич завоевал у студентов необыкновенное уважение и любовь. Студенты любили и уважали Столетова не только потому, что лекции его всегда были интересны, изложены живым, образным языком, что он не пересказывал им обветшалых физических теорий, а знакомил их с самыми последними достижениями науки. В этом сдержанном и суровом с виду человеке они чувствовали большое, чуткое и горячее сердце. Беспощадный к «белоподкладочникам», людям, стремящимся кое-как отбыть университетский курс, Столетов был хорошим старшим товарищем для студентов, серьезно относившихся к науке.

Он предпочитал оставаться верным своим принципам, хотя это иногда ему стоило немалых страданий. Чувство долга, высокое сознание долга было одной из замечательнейших сторон Столетова».

1869, май – защитил магистерскую диссертацию по теме: «Общая задача электростатики и приведение ее к простейшему виду» о  наведении зарядов на первоначально незаряженном проводнике в присутствии этих зарядов на заряженный проводник и перераспределением зарядов вплоть до наступления электрического равновесия. Решил задачу для самого общего случая: взаимодействия произвольного числа проводников.

1871 – начал работу над докторской диссертацией, посвященной изучению магнитных свойств железа, на основе экспериментов в лаборатории Г. Кирхгофа в Геттингене, сконструировал установку для исследования магнитных свойств железа.

1872, апрель – защитил докторскую диссертацию на тему «Исследования о функции намагничивания мягкого железа». Его имя становится широко известным за границей.

1874 – приглашен на торжества по случаю открытия физической лаборатории при Кембриджском университете.

1876 – провел исследования, которые способствовали утверждению электромагнитной теории света. Провел ряд экспериментов по измерению величины отношения электромагнитных и электростатических единиц, получил значение, близкое к скорости света.

Утвержден экстраординарным профессором.

Организовал в университете коллоквиум-кружок физиков, превратившийся в центр передовой физической мысли, одним из членов кружка был его ученик Н. Е. Жуковский, будущий известный ученый.

«В 1870 году ученики Столетова стали приходить к нему домой не порознь, а вместе. На квартире Столетова еженедельно стал собираться физический кружок.

Александру Григорьевичу это давалось легко. Человек с изумительной эрудицией, он каждому ученику кружка мог быть полезен. Каждый мог черпать нужные ему сведения из громадной сокровищницы знаний Столетова.

Кружком Столетова было положено основание школы русских физиков. Занятия наукой отнимают у Столетова все силы, все время. У него нет личной жизни. Его личная жизнь отдана безраздельно науке. Оставшемуся до конца дней холостяком Столетову среда ученых, студентов и учеников заменяла семью. Деятельность Столетова широка и многообразна: университет, занятия в кружке и в математическом обществе, хлопоты по устройству физической лаборатории. Как и Ломоносов, Столетов мог сказать о себе: «Голова много зачинает, да руки одни».

Пример профессора, страстно любящего свою науку, отдающего ей все силы и время, его чудесные талантливые лекции, его работа в лаборатории – все это увлекало молодежь, возбуждало в ней горячее желание самим дальше двигать физику – науку, успехи которой так способствуют техническому прогрессу».

Осенью 1872 г. по инициативе и при больших усилиях А.Г. Столетова открыта в университете физическая лаборатория, оснащенная новейшим оборудованием, первая в России, стала впоследствии центром школы русских физиков.

Осенью 1872 г. по инициативе и при больших усилиях А.Г. Столетова открыта в университете физическая лаборатория, оснащенная новейшим оборудованием, первая в России, стала впоследствии центром школы русских физиков.

(8 слайд)

Михаил Васильевич Остроградский  — российский математик и механик, академик Петербургской АН . Труды по математическому анализу, математической физике, аналитической и небесной механике, гидромеханике, теории упругости, баллистике.

Михаил Васильевич Остроградский родился в деревне Пашенной Кобелякского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика.

В 1816 году Миша поступил на физико-математическое отделение Харьковского университета и вскоре стал удивлять всех своими необыкновенными успехами в изучении математики. На Михаила обратил внимание ректор университета, профессор Т.Ф. Осиповский — талантливый математик и выдающийся педагог. Он расположил к себе многообещающего юношу и руководил его занятиями. В октябре 1818 года Остроградский окончил Харьковский университет, а 1820 году он успешно сдал экзамены на звание кандидата наук. Перед ним, казалось, открывалась прямая дорога к университетской профессуре.

Однако ученой степени Остроградский не получил, и причиной тому послужила острая идейная борьба, развернувшаяся в Харьковском и других университетах России, вызванная наступлением реакции в последние годы царствования Александра I. Первыми жертвами реакции стали просвещение и университеты.

Т.Ф. Осиповский, любимец передового студенчества, человек откровенно материалистических убеждений, пришелся не ко двору. Его отправили в отставку, одновременно нанеся удар и по его единомышленникам и поклонникам. Одному из первых досталось его лучшему ученику Остроградскому, на которого донесли, что он не посещал лекций по философии и по обязательному для всех студентов «богопознанию и христианскому Учению». На этом ничтожном, надуманном основании ему не только отказали в присуждении степени кандидата наук, но и лишили его диплома об окончании университета. Это было неслыханным глумлением над будущим ученым, чей талант был замечен уже тогда.

К счастью, мракобесам не удалось погубить талант Остроградского. Наоборот, в нем сильно укрепилась любовь к математике, и он решает продолжить свои занятия в Париже под руководством выдающихся математиков Политехнической школы. Михаил приезжает туда в мае 1822 года. В Политехнической школе, Сорбонне, коллеж де Франс он слушает лекции знаменитых ученых, пролагавших новые пути в математическом анализе, математической физике и механике. Изучив и усвоив результаты, достигнутые французской математической школой. Михаил Остроградский и сам стал заниматься важными и актуальными вопросами того времени, часто опережая своих парижских коллег.

Выдающиеся способности молодого ученого вскоре получили довольно широкое признание.  

О нем писали: «...один русский молодой человек, одаренный большой проницательностью и весьма искусный в вычислении бесконечно малых, Михаил Остроградский, дал новое доказательство формул, мною выше упомянутых, и обобщил другие формулы».

Но Михаила Васильевича неумолимо тянет на родину, где о его успехах хорошо знали. Недаром молодых людей, отправлявшихся учиться за границу, родные и близкие напутствовали словами: «Становись Остроградским».

В 1828 году Михаил Остроградский выехал в Россию. Тяжелой была эта поездка. В дороге  его обокрали, и ему пришлось от Франкфурта-на-Майне до Петербурга добираться пешком. «Русский пешеход», пробирающийся к тому же из-за границы, выглядел весьма подозрительным, и мнительные власти, которым везде чудились восстания декабристов, установили за ним тайный полицейский надзор. Вероятно, об этом Остроградский не знал до конца своих дней.

Сразу же после приезда Михаила Остроградского в Петербург началась его плодотворная работа в Академии наук и кипучая педагогическая деятельность. Академия наук высоко оценила научную деятельность Остроградского.

Его труды по механике, включая «Лекции по аналитической механике» и «Курс небесной механики», явились фундаментом, на котором строилась и развивалась русская школа в области механики.

В круг интересов Михаила Остроградского входили также и алгебра, и теория чисел, и теория вероятностей.

Михаил Остроградский написал так же несколько учебных пособий и трехтомное «Руководство начальной геометрии».

Всю жизнь он считал, что всем он обязан встрече с настоящим учителем – Осиповским.
(9 слайд)

Глушков Виктор Михайлович - российский и украинский математик и кибернетик, основатель Института кибернетики АН Украины, академик АН Украины (1961) и АН СССР (1964). Герой Социалистического труда (1969).

В школьные годы гляделся вундеркиндом, предметы учил играючи и забегал далеко вперёд. Сначала увлекся ботаникой, потом перекинулся на геологию, а с нее на радиотехнику, затем,  казалось, нашел настоящее «своё». Математику.

В июне 1941 Виктор Глушков с золотой медалью закончил среднюю школу №1 г. Шахты. Он был истинным отличником, признанным и учителями, и соучениками.

Виктор собирался поступать на физический факультет Московского университета, но 22 июня 1941 пришла война. Он сразу подал заявление в артучилище, но из-за очень плохого зрения его не приняли. 

Осенью 1941 и весной 1942 гг., будучи первокурсником, рыл окопы и противотанковые рвы. Но и здесь в минуты отдыха вынимал из кармана и открывал справочник по математике, постигая новые разделы.

В 1942 г., после вторичного взятия Ростова немцами Виктор Михайлович вместе с матерью оказывается в оккупированных Шахтах. Великая Отечественная стала труднейшим испытанием для миллионов советских людей, а для В. М. Глушкова, как и очень многих других, война повлекла и личную трагедию: фашисты расстреляли его мать как депутата горсовета.

В 1943 поступил на теплотехнический факультет Новочеркасского политехнического института.

Окончил Новочеркасский политехнический институт и параллельно экстерном физико-математический факультет Ростовского университета. Уже в годы учебы его заинтересовала проблема моделирования мыслительных процессов на ЭВМ. 

В 1947 он поступил в Ростовский университет, за один учебный год прошел курс физико-математического факультета, сдал 32 экзамена и в следующем году университет окончил. Писатель Ю. Мушкетик в книжке «На крутые горы» рассказывает об одном дне, когда Глушков сдал шесть университетских экзаменов: вернуться в общежитие уже не хватило сил, присел на развалинах городского театра и уснул как убитый. В двадцать восемь лет он стал кандидатом наук, в тридцать два — доктором, в сорок — академиком. В «Комсомольской правде» тогда писали: «Его путь в науку был так блестящ и стремителен, что мог бы стать предметом специального изучения и для социолога и для психолога».

По дипломной квалификации он стал специалистом в «наиболее абстрактной» математической области — топологической алгебре. На докторскую защиту представил блестящее решение обобщенной теоремы Гильберта. Это был триумф. Заговорили о «новой математической звезде» — те, конечно, кто мог понять.

В 1962 на базе Центра организовал и возглавил один из первых в стране Институт кибернетики АН Украины (ныне имени Глушкова).

Основные труды по теоретической и прикладной кибернетике: теории цифровых автоматов, автоматизации проектирования ЭВМ, применению кибернетических методов в народном хозяйстве. На основе разработанных им новых принципов построения ЭВМ были созданы машины КИЕВ, ДНЕПР-2 и машины серии МИР, предвосхитившие многие черты появившихся позднее персональных ЭВМ.

 Под его руководством была создана первая в мире “Энциклопедия кибернетики”.

Спустя пятнадцать лет после его смерти, в 1997 международное компьютерное общество посмертно присудило В.М.Глушкову медаль “Пионер компьютерной техники” за основание первого в СССР Института кибернетики НАН Украины, создание теории цифровых автоматов, архитектур вычислительных систем, высококачественный рекурсивный макроконвейерный процессор.

(10 слайд)
Ковалевская Софья Васильевна - русский математик, а также писатель и публицист, первая женщина — член-корреспондент Петербургской АН.  Ковалевская  получила всестороннее образование и рано обнаружила незаурядные математические способности. С 1866 в Петербурге она  брала уроки математики у известного педагога А. Н. Страннолюбского. Доступ женщинам в Петербургский университет в то время был закрыт. В 1868 Ковалевская,  чтобы иметь возможность заняться наукой, вступила в фиктивный брак (ставший позднее фактическим) с В. О. Ковалевским и в 1869 уехала в Гейдельберг, где изучала математику. В 1870 К. переехала в Берлин, где 4 года работала у К. Вейерштрасса, согласившегося давать ей частные уроки (в Берлинский университет женщины тоже не допускались). В 1874 на основании трёх работ Ковалевская, представленных Вейерштрассом, Гёттингенский университет заочно присудил ей степень доктора философии. В 1874 она  вернулась в Россию, однако она не смогла получить место в Петербургском университете. Затем она почти на 6 лет отошла от научной работы, занялась литературно-публицистической деятельностью, сотрудничая в газетах. В 1880 К. переехала в Москву, но в университете ей не разрешили сдавать магистерские экзамены. В 1881 Ковалевская  уехала в Берлин, а затем в Париж, пытаясь получить место профессора на Высших женских курсах во Франции. В 1883 вернулась в Россию. В ноябре 1883 выехала в Швецию, получив приглашение шведского математика Г. Миттаг-Леффлера занять должность приват-доцента в Стокгольмском университете. В 1884 она  была назначена профессором Стокгольмского университета. В течение 8 лет прочла 12 курсов. Ковалевская  была членом редколлегии шведского журнала "Acta mathematica". В 1888 ею написана работа "Задача о вращении твёрдого тела вокруг неподвижной точки"; за эту работу Парижская АН присудила Ковалевской  премию. За вторую работу о вращении твёрдого тела (в следующем году)  ей  была присуждена премия Шведской АН.

Узнав о жизни Ковалевской, конечно же понимаешь, почему она всегда считала, что главное качество для достижения цели – это настойчивость.

А теперь предлагайте формулу успеха. (Слайд 11)

Используемые интернет - ресурсы


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Секрет успеха Классный час для старшеклассников Цагаева Фатима Мухарбековна, учитель математики МКОУ СОШ №2 им. А.Н. Кесаева г. Дигоры Дигорского района РСО-Алания

Слайд 2

Успех не станет разыскивать тебя. Ты сам должен его искать. (У. Брайан) Своим личным успехом люди бывают часто обязаны глупости других. (В.Швебель) Для успеха не надо быть умнее других, надо просто быть на день быстрее большинства. (Л. Сцилард) Своим успехом каждый человек в значительной степени обязан мнению, которое он сам о себе создал. (Э. Берк) Только тот достоин успеха в жизни, кто прожил её так, как хотел. (Д. Морлей) Самая главная формула успеха – знание, как общаться с людьми. (Т. Рузвельт)

Слайд 3

Чаплыгин Сергей Алексеевич (1869 -1942) «Всё это мне удалось совершить только благодаря природным способностям. Судьба выбрала меня, вот и всё».

Слайд 4

Эварист Галуа (1811 – 1832) «Случай открыл для меня горизонты науки». «Мной двигало честолюбие».

Слайд 5

Иоганн Кеплер (1571 – 1630) «Высокая цель – вот ещё одно слагаемое Вашего успеха». «И ещё бы я добавил упорство в достижении успеха, и, конечно, труд, труд и труд».

Слайд 6

Иван Кулибин (1735 – 1818) «Знание – самое превосходное из приобретений. Знание помогает делать открытия для людей. И это такое наслаждение, такая радость, господа, которая выше денег!»

Слайд 7

Столетов Александр Григорьевич (1839 – 1896) «Главный фактор – это благоприятная для развития способностей ребенка семейная среда».

Слайд 8

Остроградский Михаил Васильевич (1801 – 1861) «Всем я обязан исключительно встрече с талантливым учителем».

Слайд 9

Глушков Виктор Михайлович (1923 – 1982) Моя формула успеха: Успех=Цель×3 (Труд × Упорство )

Слайд 10

Софья Ковалевская (1850 – 1891) «Главное качество – это настойчивость. И ещё: надо самому раскрывать в себе то, что заложено природой».

Слайд 11

Обозначения для формул: Г – гены, наследственность, интеллектуальный природный потенциал. С – благоприятная социальная среда, семейное воспитание, материальные возможности. Ш – шанс, счастливое стечение обстоятельств, встреча с людьми, оказавшими помощь. Ц – четкое определение жизненной цели. УТ – упорство и трудолюбие.

Слайд 12

http://www.univer.omsk.su/omsk/Edu/Math/ggalua.htm http://ru.wikipedia.org http://www.hrono.ru/biograf http://dic.academic.ru http://encyklopedia.narod.ru/bios/nauka/glushkov/glushkov.html http://kulibin.org Используемые интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы к классному часу по ЗОЖ

В папке представлены иллюстрации, которые могут быть использованы в презентации и сценарий классного часа по ЗОЖ для 7 класса...

Материалы к классному часу по ПДД для 7 класса

Папка содержит иллюстрации и конспект классного часа для 7 класса по ПДД...

Э-Х. Галшиев "Зерцало мудрости". Материалы к классному часу, литературе Бурятии

Биография мыслителя, философа Э-Х Галшиева. Трактат "Зерцало мудрости"....

Материалы для классного руководителя

Материалы для классных руководителей...

Методические материалы для классных руководителей

Социально-педагогическое сопровождение детей с отклоняющимся поведением...

классный час "Успех в профессиональной деятельности человека" 9 класс

выяснение у старшеклассников представления о профессиональном успехе, карьерном росте человека в его деятельности, пополнение личностного опыта участников  в результате ролевого проигрывания....

Классный час Успех

Классный час "Успех"...