Программа родительского образования МБОУ КСОШ №2 на 2019-2020 гг.
учебно-методический материал
Программа родительского образования МБОУ КСОШ №2 на 2019-2020 гг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_roditelskogo_obrazovaniya.docx | 36.83 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кулундинская средняя общеобразовательная школа №2»
Кулундинского района Алтайского края
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
методический совет школы приказом директора от29.08.2019г № 50-Д
протокол № 5от 30.05. 2019г
ПРОГРАММА РОДИТЕЛЬСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ШКОЛА ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА»
МБОУ КСОШ №2
2019-2020 учебный год
Разработана на основе программы родительского образования «Школа ответственного родительства» / автор – составитель В.В. Зикратов, к.п.н..
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня как никогда прежде сопряжены государственные (представленные деятельностью образовательных учреждений) и семейные стороны воспитания. Социальное партнёрство школы с семьёй (педагоги – дети – родители) есть стратегическая связь, обусловленная равностью миссии (ст. 58 Конституции РФ) и равностью ответственности (Закон РФ «Об образовании) перед государством за воспитание будущего поколения. В Федеральном государственном образовательном стандарте СЕМЬЯ обозначена как базовая национальная ценность.
Законодательство РФ значительно расширило функции семейного воспитания, предоставив родителям право выбирать место и форму дошкольного, школьного, дополнительного образования, оказав поддержку альтернативной системе обучения.
В обществе произошла переориентация ценностных установок и отношений, существенно дезориентировавшая и рассогласовавшая процессы воспитания в семье, школе, обществе. Новое содержание образования и новые технологии обучения, недостаточно знакомые родителям учащихся, а главное, не пропущенные ими в своё время через собственный учебный опыт, вызывают дополнительную напряжённость в отношениях семьи со школой. Суть этих напряжений – в тревоге родителей за успешность ребенка в учебе и росте недоверия к школе.
Изменившиеся социальные условия, разрушение однообразной школы советского периода, расслоение родительской массы на различные социальные группы с собственными образовательными запросами заметно обострили напряжённость взаимоотношений семьи и школы, родителей и детей, родителей и педагогов образовательных учреждений (ОУ).
Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.
В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.
Под родительским образованием понимается обогащение знаний, установок и умений родителей, необходимых для ухода за детьми и их воспитания, гармонизации семейных отношений, выполнение родительских ролей в семье и обществе. Ответственность родителей – юридические и нравственные нормы, определяющие ответственность родителей перед государством и обществом.
Актуальность родительского образования в современных условиях подчеркивается Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Фундаментальным ядром общего образования, а также рядом других источников. Специалистами в области работы с семьей подчеркивается правовой нигилизм родителей, понижение воспитательного потенциала современной семьи; фиксируется значительное количество ошибок семейного воспитания. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.
Вряд ли преувеличим, утверждая, что в питании детской души родительская и педагогическая любовь являются рядоположенными. Дефицит любви и внимания родителей, педагогов-воспитателей мстит за себя повсюду. Мера помощи, степень заботы тех и других все еще остаются в жизни ребенка недостаточными.
Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.
Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?
Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?
Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.
Почаще вспоминайте свое детство, чистое, наполненное благородным смыслом. Как созвучны радость, возвышенность, оптимизм нашего детства и мира растущего ребенка.
Воспитание, основанное на сопереживании, облагораживает, возвышает ребенка. А мы, родители, воспитатели, приобщаясь к светлому мира детства, делаем свою жизнь более полноценной.
Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:
- потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);
- инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;
- открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.
Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной
- с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);
- со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;
- с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.
Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.
Проблемное поле родительского образования родителей представлено следующими блоками:
1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.
2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.
3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.
Принципы:
- первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);
- достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);
- практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);
- взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);
- развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);
- гуманизации отношений и общения;
- системности воспитательных воздействий на ребёнка;
- преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;
- сотрудничества по созданию Образа Человека.
Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается как:
- система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;
- особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;
- процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.
Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:
- научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка);
- создание в регионе, в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей;
- формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника;
- вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.
В предлагаемой программе родительского образования на теоретико-методологическом уровне обоснованы целостная система (региональная и образовательного учреждения) дифференцированного психолого-педагогического просвещения, адекватная современному социальному заказу характерных групп родителей учащихся и учитывающая реальные возможности современного образовательного учреждения, определены формы всеобуча, его научно-методическое обеспечение.
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
I КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в I класс, или Вновь за школьной партой Законы воспитания в семье. Какими им быть? | сентябрь | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
Тема 2. | Трудности адаптации первоклассников к школе. Как их преодолеть | сентябрь | Педагог –психолог Гончарова О.Е. |
Тема 3. | Формирование личности в младшем школьном возрасте | октябрь | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
Тема 4. | Влияние здорового образа жизни на развитие и воспитание первоклассника | декабрь | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
Тема 5. | Учение – основной вид деятельности младшего школьника. Как родителям помочь ребенку в учебе | январь | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
Тема 6. | Игра и труд в жизни младшего школьника | февраль | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
Тема 7. | Воспитание нравственных привычек и культуры поведения младшего школьника | март | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
Тема 8. | Увлекаемость и увлеченность детей младшего школьного возраста | апрель | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
Тема 9. | Организация семейного чтения | май | Гребенко Л.Г. Шмидт И.И. |
II КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел во II класс | сентябрь | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
Тема 2. | Индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста | октябрь | Педагог -психолог Гончарова О.Е. |
Тема 3. | Место детства в становлении личности. Ребенок – субъект детства | ноябрь | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
Тема 4. | Самооценка младшего школьника | декабрь | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
Тема 5. | Общение родителей с детьми младшего школьного возраста. Воспитание ненасилием в семье | январь | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
Тема 6. | Воспитание коллективизма в начальной школе | февраль | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
Тема 7. | Роль семьи и школы в воспитании здорового поколения | март | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
Тема 8. | Детская агрессивность и ее причины | апрель | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
Тема 9. | Семейные традиции в организации жизнедеятельности ребенка младшего школьного возраста | май | Сиденко Л.В Еремина О.В. |
III КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в III класс | сентябрь | Вдовина Ю.В. Машковская В.С |
Тема 2. | Самосознание и образ «Я» младшего школьника | октябрь | Вдовина Ю.В. Машковская В.С |
Тема 3. | Секретный мир наших детей, или Ребенок и улица. Как научить сына или дочь говорить «нет» | ноябрь | Вдовина Ю.В. Машковская В.С |
Тема 4. | Методы семейного воспитания. Наказание и поощрение в семье: за и против | декабрь | Педагог -психолог Гончарова О.Е. |
Тема 5. | Десять ошибок в семейном воспитании, которые все когда-нибудь совершали | январь | Вдовина Ю.В. Машковская В.С |
Тема 6. | Семейный досуг: игры, домашние праздники, чтение | февраль | Вдовина Ю.В. Машковская В.С |
Тема 7. | Страхи детей и пути их преодоления | март | Вдовина Ю.В. Машковская В.С |
Тема 8. | Вот и стали мы на год взрослей | май | Вдовина Ю.В. Машковская В.С |
IV КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Что нужно знать родителям, если их ребенок пошел в IV класс | сентябрь | Затонская Е.А. Штырёва Г.В. |
Тема 2. | Организация свободного времени детей младшего школьного возраста | октябрь | Затонская Е.А. Штырёва Г.В. |
Тема 3. | Телевизор: помощник или враг? | ноябрь | Педагог-психолог Гончарова О.Е. |
Тема 4. | Ребенок среди сверстников. Детская агрессивность, ее причины и последствия. | декабрь | Затонская Е.А. Штырёва Г.В. |
Тема 5. | Диалог младшего школьника со взрослым как способ понять мир и самого себя. | январь | Затонская Е.А. Штырёва Г.В. |
Тема 6. | Развитие у детей самостоятельности, важной для дальнейшего обучения . | март | Затонская Е.А. Штырёва Г.В. |
Тема 7. | «Прощай, начальная школа» | май | Затонская Е.А. Штырёва Г.В. |
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
V КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Возрастные особенности подростка | сентябрь | Педагог -психолог Гончарова О.Е. |
Тема 2. | Развитие внимания и памяти школьника | октябрь | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
Тема 3. | Особенности темперамента школьника-подростка | ноябрь | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
Тема 4. | Мотив как регулятор поведения | декабрь | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
Тема 5. | Формирование самосознания подростка | январь | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
Тема 6. | Социализация ребенка в семье | февраль | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
Тема 7. | Ценности современного подростка | март | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
Тема 8. | Здоровый ребенок – здоровое общество | апрель | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
Тема 9. | Конвенция ООН «О правах ребенка». За что ставят на учет в полицию | май | Гончарова Е.В. Гончарова О.Е. |
VI КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1 | Формирование воли шестиклассника. Свободное время - для души и с пользой, или Чем занят ваш ребенок? | сентябрь | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
Тема 2 | Воспитание характера школьника | октябрь | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
Тема 3 | Самооценка школьника-подростка | ноябрь | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
Тема 4 | Взаимодействие с тревожными детьми | декабрь | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
Тема 5 | Ориентация школьников на ценности семьи | январь | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
Тема 6 | Нравственное развитие школьников | февраль | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
Тема 7 | Проблемное поведение подростков | март | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
Тема 8 | Общение в семье | апрель | Педагог-психолог Гончарова О.Е. |
Тема 9 | Детское общественное объединение | май | Субботина В.В. Шамкина Т.А. |
VII КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Воспитание детей в семье | сентябрь | Адильметова С.Ю. Афанасьева Е.А. |
Тема 2. | Социализация личности | октябрь | Адильметова С.Ю. Афанасьева Е.А. |
Тема 3. | Межличностное общение подростков. . Как уберечь подростка от насилия? | ноябрь | Адильметова С.Ю. Афанасьева Е.А. |
Тема 4. | Агрессивный ребенок – причины появления проблемы. Физическое насилие и его влияние на развитие ребёнка | декабрь | Педагог-психолог Гончарова О.Е. |
Тема 5. | Проблемное поведение подростка | январь | Адильметова С.Ю. Афанасьева Е.А. |
Тема 6. | Ориентация подростка на социально значимые ценности | февраль | Адильметова С.Ю. Афанасьева Е.А. |
Тема 7. | Эстетическое воспитание подростка | март | Адильметова С.Ю. Афанасьева Е.А. |
Тема 8. | Право, ребенок и его окружение | апрель | Адильметова С.Ю. Афанасьева Е.А. |
VIII КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Духовные ценности семьи | сентябрь | Камарда Е.П. Кроневальд О.А. |
Тема 2. | Конфликты с собственным ребенком и пути их разрешения | октябрь | Камарда Е.П. Кроневальд О.А. |
Тема 3. | Содружество школы и семьи | ноябрь | Камарда Е.П. Кроневальд О.А. |
Тема 4. | Детско-родительские отношения | декабрь | Камарда Е.П. Кроневальд О.А. |
Тема 5. | Воспитание толерантности подростка | январь | Камарда Е.П. Кроневальд О.А. |
Тема 6. | Суициды как крайняя форма отклоняющегося поведения | февраль | Педагог-психолог Гончарова О.Е. |
Тема 7. | Общение родителей с детьми | март | Камарда Е.П. Кроневальд О.А. |
IX КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Культура общения подростка | сентябрь | Азизова Ю.В. Ерёменко В.С. |
Тема 2. | Патриотическое воспитание школьников | октябрь | Азизова Ю.В. Ерёменко В.С. |
Тема 3. | Путь к согласию, или как разрешить конфликт | ноябрь | Педагог-психолог Гончарова О.Е. |
Тема 4. | Развитие эстетической культуры подростков | декабрь | Азизова Ю.В. Ерёменко В.С. |
Тема 5. | Мотив как регулятор поведения | январь | Азизова Ю.В. Ерёменко В.С. |
Тема 6. | Ориентация школьников на ценности семьи | февраль | Азизова Ю.В. Ерёменко В.С. |
Тема 7. | Ребенок и милиция | март | Азизова Ю.В. Ерёменко В.С. |
Тема 8. | Как научится быть ответственным за свои поступки? | апрель | Азизова Ю.В. Ерёменко В.С. |
СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
X КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Психологические особенности развития личности старшеклассника | октябрь | Клименко Н.Н. Тимохина Л.Н. |
Тема 2. | Ценностные ориентиры современных старшеклассников | ноябрь | Клименко Н.Н. Тимохина Л.Н. |
Тема 3. | Роль семьи на этапе самоопределения старшего школьника | декабрь | Клименко Н.Н. Тимохина Л.Н. |
Тема 4. | Стили и методы воспитания старшеклассника в семье | февраль | Клименко Н.Н. Тимохина Л.Н. |
Тема 5. | Жизненные сценарии детей. Профессиональная ориентация старшеклассников | март | Педагог-психолог Гончарова О.Е. |
XI КЛАСС
№ | название | Время проведения | ответственные |
Тема 1. | Вечер вопросов и ответов «Закон и ответственность». Консультация специалистов по вопросам в области права. | сентябрь | Малахова А.И. |
Тема 2. | Толерантность - часть нравственной культуры человека? | октябрь | Малахова А.И |
Тема 3. | Оказание помощи старшему школьнику в период сдачи ЕГЭ | ноябрь | Педагог-психолог Гончарова О.Е. |
Тема 4. | Правила поведения родителей одиннадцатиклассников | декабрь | Малахова А.И |
Тема 5. | Профессиональные намерения и возможности учащихся класса. | январь | Малахова А.И |
Тема 6. | Роль самооценки в формировании личности. | февраль | Малахова А.И |
Тема 7. | Алкоголизм - повод, причина... и последствия. | март | Малахова А.И |
Тема 8. | Хорошие родители. Какие они? | апрель | Малахова А.И |
Тема 9. | Дороги, которые мы выбираем. | май | Малахова А.И |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План реализации программы развития МБОУ "СОКШ №4" на 2019-2020 год.
План реализации программы развития МБОУ "СОКШ №4" на 2019-2020 год....
План проведения Недели русского языка и литературы в МБОУ «Будницкая ОШ» в 2019-2020 учебном году (16 марта -20 марта).
План проведения Недели русского языка и литературы в МБОУ "Будницкая ОШ" в 2019-2020 учебном году....
Анализ воспитательной работы в 6А классе МБОУ СОШ № 1 за 2019-2020 учебный год
Классный руководитель Демикайте И.А...
План реализации программы развития МБОУ «СОКШ №4» на 2019-2020 учебный год
План реализации программы развития МБОУ «СОКШ №4» на 2019-2020 учебный год...
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год
Удовлетворенность родителей работой МБУДО ЦДТ и педагога дополнительного образования 2018-2019 учебный год, 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год...
Программа дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года
Программа рассчитана на один год обучения:Обучение детей 5-6 лет - 1 раз в неделю,в год 36 часовОбучение детей 6-7 лет - 2 раз в неделю, в год 72 часа...
Аннотация к программе дополнительного образования по рисованию "Палитра" (бюджет) 2019-2020 уч.года
Данная программа основана на программе: Копцевой Т.А. «Природа и художник. Художественно – экологическая программа по изобразительному искусству».Старшая группа -36 часовПодгот...