Лекция для родителей
консультация (9 класс)

Дынька Алла Николаевна

"На осинке не растут апельсинки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya_dlya_roditeley.docx22.46 КБ

Предварительный просмотр:

ЛЕКЦИЯ «На осинке не растут апельсинки»

МАОУ СОШ №11 г.Калининград

Учитель: Дынька А.Н.

Быть сегодня родителями труднее, чем когда-либо прежде. Сегодня большой педагогический опыт позволяет утверждать, что нет проблемы детей, а существует лишь проблема родителей. Обстановка , в которой растет, живет и формируется ребенок в наши дни существенно отличается от той, что была несколько десятилетий назад. Если прежде влияние родителей на ребенка было исключительным, то сегодня телевидение, кино, комиксы, книжки-картинки, нередко целиком заменяют родителей и приносят результаты, которые не всегда удается предусмотреть или исправить. Да и у родителей все меньше и меньше остается времени, чтобы уделять его детям

Все родители и учителя желают своим детям, ученикам только хорошего, поменьше невзгод, тревог, болезней и стараются оберегать, удерживать от плохих поступков, вредных привычек, дурных примеров, неблагоприятного влияния улицы.

Очень часто эти действия рассогласованы; родители – одно, а учитель, школа – другое. Рассогласованность действий приводит к росту беспризорности, наркомании, хулиганства, и это факт, факт современной жизни.

Нет единого понимания понятия «трудные дети». Чаще всего к трудным относятся дети, которые из-за эмоциональных, физических расстройств или нарушении поведения оказываются трудными для взрослых.

Мы надеемся, что наша сегодняшняя беседа сможет помочь родителям понять некоторые очень важные вещи и тем самым приумножить их родительское счастье.

Наши дети взрослеют, становятся умнее, и нам с ними хотелось бы, чтобы проблем в общении, во взаимодействии с ними становилось меньше, но так не происходит. Почему? Почему, встречаясь с друзьями, коллегами по работе, родителями класса, учителями, мы испытываем тревогу и беспокойство, волнение и страх? Нас волнует поведение подросших детей и трудности, связанные с этой проблемой. Сегодня мы попытаемся вместе найти причины появления различных проблем в поведении наших детей и выход из подобных ситуаций.

Агрессивность.  Ребенку в раннем возрасте неизбежно присуща агрессивность. Поэтому мы должны ожидать ее проявления и даже рассчитывать на нее. Детская агрессивность, несомненно, подвергнет тяжелому испытанию наше терпение и создаст напряженность в отношениях с ребенком. Причина проста: малышу что-то не позволяют или в чем-то отказывают, вот это и раздражает его. С самого рождения ребенок целиком и полностью зависит от нас родителей, ребенку часто приходится страдать от огорчений и нет такого дня, чтоб его порыв или какое- то желание не были подавлены. Нам нравятся люди, презирающие опасность, преодолевающие препятствия, упорные в достижении цели и, наконец, те, кто любит соревноваться. Однако с агрессивностью связаны также ложь, вымогательство, насилии. Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в вашем ребенке – проявлять к нему любовь. Для лечения агрессивности необходимо лишь одно ласковое слово и озлобление снято ,важно понять причины протеста и сопротивления ребенка и исключить его.

Бранные слова. Почти все дети начинают рано или поздно говорить бранные слова. Детям свойственно слушать, что говорят вокруг. Мы часто не видим, как сами ведем себя, не замечаем, как сами учим ребенка некоторым выражениям. (Вспомним хотя бы, что мы произносим, когда ударили по пальцу молотком, а наш отпрыск стоит рядом) просто глупо думать, что нашего ребенка «портят» другие люди.

Как повлиять на ребенка:

  • Не ругайте ребенка, не угрожайте ему за ЭТО.
  • Постарайтесь, чтоб ребенок был с Вами как можно более откровенен. Что он услышал, он Вам скажет ЭТО, а не произнесет при чужих людях.
  • Обескуражьте ребенка – это наилучший способ повлиять на него.
  • Объясните ребенку, что произносить бранные слова неприлично… это все равно, что …
  • Если он все же произнес ЭТО слово, извинитесь за него и смените тему разговора

Воровство   Психологи единодушны во мнении, что тенденция к воровству – НЕ ИЗЛЕЧИВАЕТСЯ С ПОМОЩЬЮ НАКАЗАНИЯ. Уважать законы - учит общество, семья, родители. Уважая родителей, любя их – ребенок ХОЧЕТ походить на своих родителей, подражать им, станет понимать пользу контроля. Существование между родителями и детьми добрых отношений позволит внушить детям представление об истинной порядочности и честности.

Дисциплина Позиция терпимости – дает свои положительные результаты – и дома – и в школе, где детей все менее и менее держат в строгости. Что же нужно делать?

  • Помочь ребенку выработать самодисциплину т.е. разумное управление собственными желаниями, порывами, побуждениями. Другими словами научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запросы без ущерба для общества Фундамент послушания закладывается тогда, когда у ребенка бывает счастливое младенчество.
  • Помогать ребенку, что он ХОТЕЛ быть хорошим
  • Терпение и терпение родителей.

Когда дети дерутся Первое что нужно сделать – это выяснить причины драки. Разобрать случай. Сам ребенок должен понять, дать оценку случившемуся, прокрутить обратно драку, ссору. Как можно было поступить по другому. Ребенок «увидит» картину и предположит другой вариант разбора, без драки.

Когда ребенок говорит неправду приложение №8

Во-первых: у ребенка вполне могли быть свои основания сказать неправду, это

  • Чтобы добиться похвалы
  • Чтобы скрыть свою вину
  • Чтобы избежать наказания
  • Чтобы выразить свою враждебность

Почему мы допускаем обычно ошибку, резко реагируя на ложь? Если мы поймем причины почему ребенок говорит неправду, мы поймем также , что наша вспышка в ответ на его ложь лишь усилит его потребность лгать.

Во-вторых: необходимо ,дабы отучить ребенка лгать, - постараться настолько душевно успокоить его , чтобы он НЕ ИСПЫТЫВАЛ НИКАКОЙ ПОТРЕБНОСТИ  ГОВОРИТЬ НЕПРАВДУ.

Безусловное принятие ребенка родителями,

наличие контакта с ребенком – серьезный показатель доверия .

Наказание Всем приходится наказывать своих детей, даже тем, кто считает, что этого делать нельзя. Наказывая детей мы думаем, что мы заставим их повиноваться и исправляться , но по существу, мы проявляем таким образом наше нетерпение и наш гнев. Вот некоторые опасности, которые таятся, когда применяются наказания:

  1. наказания не исправляет поведение ребенка, а лишь преображает его;
  2. наказания вынуждают ребенка опасаться потерять родительскую любовь (отсюда чувствует себя отвергнутым, ревнует к брату или сестре);
  3. возможность возникновения враждебного отношения к родителям ( с одной стороны против родителей нельзя восставать, с другой стороны ребенок еще слишком зависит от них, чтобы извлекать пользу от вражды);
  4. частые наказания побуждают ребенка оставаться инфантильным ( он терпит наказания, проплачется, очистив свою совесть, и продолжает поступать в том же духе.

Чем же заменить наказание ?

  • Терпением,
  • объяснением,
  • отвлечением,
  • неторопливостью,
  • наградами.

Подзатыльники никогда не оказываются хорошей дисциплинарной мерой.

  • Научившись бояться нас, дети испытывают вначале неприязнь, затем и ненависть.
  • Ребенок начинает считать: лучше один раз получит подзатыльник ради удовольствия .

Надо помнить:

  1. шлепая ребенка, Вы учите его бояться Вас;
  2. поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали;
  3. проявляя при детях худшие черты своего характера, Вы показываете им свой плохой пример;
  4. телесные наказания требуют от родителей гораздо меньше ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры;
  5. «Проблемные дети», «Группа риска» кто они ?

Что может стать причиной проблем в поведении ребенка?

Первая причина – борьба за внимание. Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание. Внимание ребенку необходимо для его эмоционального благополучия.

Вторая причина – борьба за самоутверждение. Ребенок объявляет войну бесконечным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Возможность иметь свое мнение, принимать собственное решение – это возможность приобретать свой опыт, пусть даже ошибочный.

Третья причина – желание мщения. Ребенок может мстить:

- за сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сестрами;

- за унижение друг друга членами семьи;

- за развод и появление в доме нового члена семьи;

- за несправедливость и невыполненные обещания;

- за чрезмерное появление любви взрослых друг к другу.

Четвертая причина – неверие в собственный успех. Причинами неверия в собственный успех могут стать учебные неудачи, взаимоотношения в классе и с учителем, низкая самооценка.

Законы для преодоления трудностей в поведении ребёнка

Закон 1. Не нужно предъявлять ребёнку категорические требования и налагать неожиданные запреты. Этому нужно учить терпеливо и постепенно.

Закон 2. Запреты и требования должны быть гибкими. Их не должно быть много.

Закон 3. Запреты и требования не должны вступать в противоречие с важнейшими потребностями ребёнка.

Закон 4. Запреты и требования, предъявляемые родителями, должны быть едиными.

Закон 5. Запреты и требования должны ребёнку разъясняться.

Закон 6. Запреты и требования должны предъявляться спокойным и доброжелательным тоном.

В работе с детьми данной категории прежде всего необходимо обратить внимание на социальные условия жизни семьи. Проанализировав этот материал определяется программа работы с детьми:

  • в первую очередь, это ликвидация запущенности в знаниях по учебным предметам;
  • нормализация отношений со сверстниками, педагогами;
  • помощь в создании приемлемых бытовых условий;
  • вовлечение ребенка в кружки, секции, в общественную работу.

Пьянство родителей – один из самых неблагоприятных факторов, разрушающих не только семью, но и психику ребенка. Ребенок часто не может удовлетворить свои биологические потребности, даже в пище и во сне. Ребенок усваивает скверные примеры.

Физические наказания ребенка в семье - дома он терпит боль и обиду, а в школе свою агрессию выплескивает на учеников или учителя. Как показывает опыт, грубость, резкость, дерзость со стороны подростка вызываются подавлением его личности взрослым. Только уважение его достоинства, предоставление определенной самостоятельности, разумная организация его активности могут избавить его от агрессивного поведения. Чтобы были благополучными дети, должны быть благополучными родители. «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому …»

Отчужденность ребенка, которая может возникнуть из-за внимания родителей к нему. У подростка появляется грубость и жестокость по отношению к окружающим.

Некоторые родители отдавая детей в школу, испытывают страх, что ребенка в школе будут обижать. В результате родители ориентируют детей не на взаимодействие со сверстниками, а на готовность за себя постоять. Происходят драки за лидерство в коллективе. Дети не умеют играть, контактировать, общаться с детьми, отсюда – неудачи в игре, неуверенность, упрямство, обидчивость, грубость, несдержанность.

Таким образом, вернемся к эпиграфу нашей беседы, не надо «ждать апельсин от осины…», нужно просто формировать крону, заниматься обрезкой , оберегать его от морозов, гнуса, удобрять, поливать, подвязывать, словом просто любить, заботится, растить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция для родителей выпускников

Экзамены - трудная пора для детей. Как помочь им в этот период? Ответ вы найдете, прочитав данную лекцию....

Музыка и нравственное здоровье (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Цикл лекций для родителей начинающих пианистов «Музыкальная педагогическая азбука для родителей»...

Советы родителям начинающих пианистов (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Советы родителям начинающих пианистов  (цикл лекций для родителей "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Музыкальное воспитание в разных педагогических системах (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")

Как повысить у  ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...

Лекция для родителей: "Что такое педагогический такт и в чем он должен проявляться у родителей"

Так же, как и учителю, педагогический такт нужен любому отцу, каждой матери, ибо он предполагает умение осторожно коснуться душевного состояния человека.По отношению к детям это умение должно быть еще...