Проектная деятельность в работе учителя
статья (5, 6, 7 класс)
Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Проектная деятельность поддерживает детскую индивидуальность и помогает сложиться учебному сообществу, поскольку учит детей видеть и слышать друг друга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_rabote_uchitelja.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ
Автор статьи
учитель музыки,
педагог дополнительного образования
БОБРОВА Е.Л.
Самый банальный вопрос — чему должны обучать в школе? Самый очевидный ответ — знаниям. Ученик должен выучить и понять определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Разве нет? Вроде бы все логично. Но оказывается, что во многих ситуациях куда важнее умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Пример очень простой. Допустим, один человек знает 1 000 английских слов, другой — только 100. Но при встрече с иностранцем тот, у кого словарный запас больше, зачастую начинает недоумённо пожимать плечами и делать руками непонятные жесты. А владеющий лишь сотней слов, ухитряется толково ответить на вопрос или узнать дорогу. То есть у одного знаний больше, но другой лучше умеет их использовать. Вот с этим у российских школьников большие проблемы.
Переход на новые образовательные стандарты и смена парадигмы со «знаниевой» на «деятельностную», предопределяет перенос акцента с изучения основ наук на умение применять полученные знания в повседневной жизни.. Эксперты отмечают беспомощность наших школьников в ситуациях, близких к реальным, оторванность полученных ими знаний от их повседневной жизни. Современный молодой человек должен сегодня не столько что-либо знать, сколько уметь учиться применять знания. Не «знаю, что», а «знаю, как» Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение делать выводы. Для достижения поставленных целей, необходимы консолидация усилий учителей и классных руководителей и использование ими современных педагогических технологий, обеспечивающих личностное развитие ребёнка, за счёт уменьшения доли репродуктивной деятельности и включение школьников в активную учебную, творческую и социальную деятельность. Поэтому воспитательная работа в классе строится на использовании педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию «деятельностного» подхода в воспитании:
- метод проектов;
- образовательные путешествия;
- технология коллективных творческих дел;
- информационно-коммуникационные технологии.
Рассмотрим проектную деятельность в работе классных руководителей.
В данном случае проектом называется последовательность шагов от замысла до получения некоторого продукта. Проект всегда уникален и единичен, так как результатом этой деятельности является не только продукт, но и извлечённые уроки, т.е. опыт, который будет использоваться в дальнейшем. Дж. Дьюи: «Образование через опыт».
Анатомия проекта
Проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта.
Проектная деятельность поддерживает детскую индивидуальность, подавляемую традиционным обучением. Она помогает сложиться учебному сообществу, поскольку учит детей видеть и слышать друг друга.
Проектная деятельность является ведущей в подростковом возрасте, гарантирующей развитие ответственности, инициативности, самостоятельности. Учащиеся получают положительные эмоции от результатов своих поисков, учатся преодолевать отрицательные эмоции, связанные с неудачными попытками решить стоящую проблему.
Наиболее естественно рождаются проекты школьников в рамках учебных курсов. В этом случае учебный предмет становится отправной точкой появления ученического интереса.
Школьный проект имеет следующую структуру:
- Название проекта.
Оно может быть любым, но стоит вспомнить всё–таки поговорку капитана Врунгеля: «Как вы яхту назовёте, так она и поплывёт».
Мы осуществили следующие проекты:
- «И помнит мир спасённый…»(Великая Отечественная война на карте города)
- «Тайна рождественской звезды»
- «Мосты повисли над водами»
- «Лицейские мудрецы»
2. Участники проекта (руководитель, педагоги, проектные группы, родители)
Например, в проекте: «Голландское солнце цветёт на столе» ребята делятся на группы:
- «историки» - выясняют историю тюльпанов в разных странах и эпохах, историю названия цветка
- «биологи» - выясняют строение тюльпанов, выбор сортов для посадки
- «растениеводы» - выясняют особенности выращивания в зимних условиях, готовят «колыбельку» для будущего цветка, делают памятку « Практические советы по выращиванию тюльпанов»
- «экологи» - узнают, занесён ли тюльпан в Красную книгу, создают плакаты в защиту природы «Земля – наш общий дом»
- «литераторы» - ищут легенды, стихи, сказки, пословицы и поговорки, сами сочиняют сказку, стихотворение
- “Цветочный этикет” - выясняют, как правильно дарить цветы, составляют памятку
3. Проблематика.
Определение того, что необходимо сделать. Поиск и отбор информации, разделение процесса решения на отдельные шаги с конкретными задачами.
Проблемные вопросы проекта «Отчего бежит река?»:
Почему Нева так названа? Куда плывет кораблик?
Что было, когда нас не было? От чего зависит скорость течения реки?
Откуда в реке вода? Обитаема ли река?
Как нам помочь реке?
Учебные вопросы проекта:
Какие исторические события связаны с нашей рекой?
Какие архитектурные сооружения есть на ее берегах?
Достаточно ли благоустроены берега нашей реки в черте города?
Судоходна ли Нева?
Где находится исток Нева? Куда она впадает?
Как измерить глубину реки?
Как измерить скорость течения реки?
Какие животные обитают в реке и на берегах?
Какие растения растут у реки?
Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?
4. Цель проекта.
Необходимо указать, для чего затевается работа. Следует помнить, что цель должна отвечать следующим требованиям:
- реалистичность
Можно запланировать исследование ВСЕХ мостов Петербурга, затратив на это полжизни. Это называется «достать звезду с неба». А можно тематически подобрать объекты исследования: мосты через Неву, первые мосты, мосты через реки и каналы города.
- достижимость
Цель должна попадать под определение «Трудно, но выполнимо», должна бросать вызов. Такие цели дают возможность роста, мобилизуют возможности. В следующий раз можно поставить более амбициозную цель и так далее, по нарастающей. Достижение целей «на вырост» даёт более быстрое продвижение вперёд и укрепляет уверенность в себе.
- конкретность
Ставя цель, прежде всего, надо задать себе вопрос: что Вы хотите получить в результате её выполнения?
- измеримость
Предполагает ответ на вопрос: «Что должен научиться делать ученик? Как я, взрослый, делаю это сам?»
- определение во времени
Цель должна быть чётко определена во времени, иметь конкретные сроки достижения. Корова должна быть куплена 1 мая 2011 года.
5.Планирование - поиск оптимальных способов достижения цели.
Есть такая истина: «Если вы потерпите поражение при планировании, то наверняка запланируете своё поражение».
6. Продукт, презентация - проектные группы представляют результаты своей работы.
Виды презентаций проектов могут быть различными, например:
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа)
- Деловая игра
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий
- Диалог исторических или литературных персонажей
- Защита на Ученом Совете
- Игра с залом
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события
- Научная конференция
- Отчет исследовательской экспедиции
- Путешествие
- Реклама
- Ролевая игра
- Соревнования
- Спектакль
- Спортивная игра
Результаты работы оцениваются экспертной комиссией из числа педагогов, родителей, учеников.
Лист для оценки работы группы
Вопросы | Ответы |
Формулировка задачи в группе (как группа приступила к работе, сразу стали выполнять задание 1, сначала ознакомились со всеми заданиями и т.п.) | |
Планирование работы в группе (приступили к решению все вместе, распределили задания и т. д.) | |
Взаимодействие членов группы в ходе работы (отсутствие взаимодействия, обсуждение своих решений, помощь друг другу и т. д.) | |
Лидер в группе (наличие лидера, его появление стихийное, по решению группы) | |
Организация работы на завершающем этапе (общее обсуждение, предъявление результатов каждым учащимся) |
По окончании проекта важно ответить на вопросы: что появится или изменится в результате осуществления проекта? как это можно будет увидеть?
Анкета (до/после презентации)
Поставь отметки на оценочных шкалах:
1) Оцени, насколько интересной показалась тебе эта задача.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
2) Оцени, насколько сложным для тебя оказались предложенные задания
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
3) Оцени свой вклад в решение задачи (насколько ты оказался полезен своей группе при решении задачи).
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
4) Оцени, насколько дружно и слаженно работала твоя группа.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
5) Хотел бы ты работать ещё раз в той же группе? (Обведи)
Да Нет
Почему?______________________________________________________________
Возможно написание участниками проекта рефлексивных отчётов:
Чему ты научился? Полезны ли эти навыки? Как они могут пригодиться тебе в будущем?
Что является самым важным в работе вашей группы?
В чём твоё главное личное достижение?
Довелось ли вашей группе допустить ошибку в работе? Какой вывод вы сделали?
Общие правила для руководителей проектов
1. Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со стереотипными банальными решениями.
2. Важен процесс исследовательского поиска, а не только результат.
3. Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.
4. В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.
5. Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.
6. Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.
7. Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.
8. Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.
9. Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно..
10. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.
11. Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.
12. Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде..
13. Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность в работе учителя математики
Статья из опыта работы....
Проектная деятельность в работе учителя английского языка (презентация)
Рассказ о том. что такое метод проектов и как его использовать на уроке и во внеурочной работе с учениками...
проектная деятельность в работе учителя
1. проект по профориентации в 9 классе,2.проектная деятельность при исследовании изобразительных средств....
Применение проектной деятельности в работе учителя биологии.
Обобщение опыта работы....
Конкурсная работа (мир-олимпиад.рф) от 25.03.2015 г.Презентация"Игровая деятельность в работе учителя-логопеда". Награждена дипломом Победителя 1 степени Всероссийского конкурса учителей с международным участием.
Тема занятия:дифференциация звуков р-л....
Проектная деятельность под руководство учителя швейного дела Денякиной С.В.
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение«Бахчисарайская специальная школа-интернат» Выполнение проектной деятельностипод руководством учителя швейного дела...
Проектная деятельность в творчестве учителя
Выступление на школьном педсовете ГБОУ Школы № 1987 г. Москвы 21 февраля 2017 года...