Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников
материал (9 класс)
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе — совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_organizovat_pedagogicheskuyu_podderzhku_samoopredeleniya_shkolnikov1.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать педагогическую поддержку самоопределения школьников
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе — совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самоопределению учащихся. Актуальность данной проблемы возросла в нашей стране с изменением социально-экономического устройства государства.
Понятие педагогическая поддержка пришло в отечественную педагогику вместе с изменением парадигмы образования, пониманием того, что ученик является не объектом педагогического воздействия, а субъектом самопознания, самоопределения, саморазвития, осуществляемого в процессе обучения, при котором ученик и учитель являются партнерами. Это особая сфера деятельности педагога, ориентированная на приобщение подростков к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и личном жизненном пространстве. Педагогическая поддержка — направлена на уменьшение силы воздействия случайных факторов и на увеличение значимости склонностей и способностей субъекта в самоопределении.
Педагогическая поддержка профильного и профессионального самоопределения школьников включает комплекс мероприятий, направленных на закрепление навыков самостоятельной, творческой деятельности; на формирование моральной, психологической готовности к труду; на профильную и профессиональную ориентацию.
Готовность школьников к профильному и профессиональному самоопределению формируется постепенно, поэтому педагогическая поддержка является непрерывным процессом, основа которого закладывается еще в начальной школе, но наиболее важный этап, приходится на 9-11 классы. В 9 классе учащиеся должны адекватно определить необходимость и возможность получения ими полного (среднего) общего, начального или среднего профессионального образования. В условиях введения профильного обучения в старшей школе решившие получить общее образование избирают профиль обучения. А через два года им предстоит выбор пути получения профессионального образования и вида трудовой деятельности.
Школьник должен суметь правильно оценить свои личностные характеристики, экономическую целесообразность выбора востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.), сформулировать профессионально обусловленные цели получения образования, а затем, с учетом возможностей профильного обучения, разработать индивидуальную образовательную траекторию, способствующую достижению поставленных целей и задач. Это сложная задача для 14-17-летнего человека.
На выбор профиля обучения в 9 классе и пути профессионального становления выпускника общеобразовательного учебного заведения оказывают влияние многочисленные факторы.
Профильное и профессиональное самоопределение осуществляется школьниками:
самостоятельно, исходя из личных склонностей, способностей;
самостоятельно, ориентируясь на идеал (кумира);
под влиянием родителей, родственников (традиции, материальные возможности семьи);
по совету педагогов (преподавателей общеобразовательных учебных заведений, учреждений дополнительного образования, руководителей кружков, секций);
под влиянием других взрослых (соседи, знакомые, консультанты и т.д.);
за компанию с товарищами;
под влиянием средств массовой информации.
Целью педагогической поддержки самоопределения школьников является создание образовательной среды, способствующей познанию субъектом самоопределения себя, окружающего мира и нахождению своего места в нем.
Перед педагогами стоят следующие задачи:
в основной школе — развитие у учащихся умений жизненного целеполагания, рефлексии, направленности на профильное и профессиональное самоопределение; развитие умений самопознания и самооценки; поддержка профильно выраженных интересов школьников; расширение знаний о мире труда и профессий, о специфике регионального рынка труда, средних и высших учебных заведениях профессионального образования региона, создание у учащихся положительных установок на интересующие их виды деятельности;
в старшей школе — развитие умений рефлексивной деятельности, самопознания и самооценки, помощь в формировании адекватной самооценки; поддержка активности учащихся, направленной на развитие своих профессиональных интересов, жизненных перспектив, создание индивидуальной образовательной траектории (с использованием возможностей профильного обучения), продолжение работы по расширению знаний о мире труда и профессий, путях и формах профессиональной подготовки в избранной сфере деятельности, формированию профессионально значимых качеств.
Осуществление педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников — комплексный процесс, включающий взаимосвязанную деятельность педагогического коллектива общеобразовательного учреждения с родителями учащихся и другими
социальными партнерами: управлениями образования и молодежной политики; учреждениями дополнительного образования; учебными заведениями профессионального образования; управлениями и учреждениями социальной защиты; управлениями и учреждениями культуры и спорта, общественными объединениями; территориальными отделами и службами занятости; городскими и районными военкоматами, ГУВД, ОВД; межшкольными учебными комбинатами; центрами профориентации; средствами массовой информации.
Педагогическую поддержку профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательных учреждениях осуществляют классные руководители (тьюторы, кураторы), школьные психологи, учителя-предметники, социальные педагоги, медицинские работники. Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в общеобразовательном учреждении и вне его создается специальная структура (совет, центр) педагогической поддержки самоопределения школьников.
Координацию его деятельности осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе,
Классные руководители (тьюторы, кураторы), опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляют для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организуют индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
ведут психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
помогают обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организуют посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организуют тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывают помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводят родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организуют встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально-важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Школьный психолог:
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проводит беседы с учащимися, учителями, родителями;
осуществляет психологические консультации учащихся;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
создает базу данных по профдиагностике (методика и инструментарий диагностики будут опубликованы в следующем номере).
Социальный педагог:
способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;
осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Медицинский работник:
используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;
проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
оказывает консультации по проблеме влиянии состояния здоровья на профессиональную карьеру;
оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.
Процесс психолого-педагогической поддержки старшеклассников со стороны школы и семьи должен строиться на основе единых целевых установок.
Поэтому задачи учителей в работе с родителями направлены на выработку единой позиции по проблеме самоопределения школьников. Формы взаимодействия могут быть разнообразными: проведение родительских собраний; индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников; анкетирование родителей учащихся; привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами; привлечение родителей учащихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций; помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях; помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;
Управления образования и молодежной политики:
проводят региональную экспертизу соответствия нормативного и научно-методического обеспечения деятельности учреждений образования по педагогическому сопровождению самоопределения
школьников законам и подзаконным актам федерального, регионального и местного уровней;
осуществляют связи по горизонтали между общеобразовательными учреждениями и их социальными партнерами и по вертикали — с управлениями, ведомствами, министерствами;
согласовывают работу по предпрофильной подготовке и профильному обучению в муниципальной сети;
организуют участие школьников в городских, региональных предметных олимпиадах;
организуют проведение городских, районных семинаров, смотров, фестивалей, конкурсов и т.д.;
обеспечивают ресурсные возможности педагогического сопровождения самоопределения школьников;
разрабатывают муниципальную программу повышения квалификации кадров для реализации целей и задач педагогической поддержки самоопределения обучающихся в системе муниципального образования.
Учреждения дополнительного образования:
информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей на занятиях в учреждениях дополнительного образования;
предоставляют учащимся возможность выявления склонностей и развития творческих способностей на занятиях в кружках, секциях, клубах, летних лагерях;
оказывают школьникам помощь в демонстрации их достижений на смотрах, выставках, фестивалях, концертах и т.д.;
создают условия для выполнения школьниками профессиональных проб в различных сферах деятельности людей, что является важным этапом профессионального самоопределения;
способствуют приобретению школьниками профессионально важных качеств, навыков.
Учебные заведения профессионального образования:
устанавливают информационные каналы с общеобразовательными учебными заведениями, сообщая школам об организации олимпиад, слетов, конференций, семинаров, летних предметных школ и о путях получения профессионального образования;
организуют вузовские предметные олимпиады для одаренных детей;
предоставляют дополнительные образовательные услуги для учащихся, избравших путь получения профессионального образования в конкретном учреждении профессионального образования;
предоставляют учащимся возможность развития их творческих способностей в летних школах, образовательных предметных лагерях для одаренных детей;
устраивают для школьников дни открытых дверей.
Управления и учреждения социальной защиты:
оказывают педагогическую поддержку самоопределения учащимся, особо нуждающимся в социальной защите: из неполных, социально-проблемных семей, детям с ограниченными возможностями, школьникам, проявляющим девиантное поведение, тем самым повышая их конкурентоспособность и социальную адаптированность;
осуществляют консультации учащихся по социальным и юридическим вопросам;
оказывают материальную помощь, в том числе и для обеспечения получения профессионального образования;
проводят семинары, конференции, круглые столы для педагогических работников по проблемам педагогической поддержки самоопределения учащихся группы риска.
Управления и учреждения культуры и спорта, общественные объединения:
организуют городские, региональные спортивные соревнования; смотры, конкурсы, фестивали, концерты, вечера и т.д., на которых школьники имеют возможность продемонстрировать свои таланты, достижения в различных видах творчества;
информируют учащихся и их родителей о возможностях развития школьниками своих способностей;
организуют и курируют работу спортивных, музыкальных, художественных кружков, секций, школ.
Территориальные отделы и службы занятости:
проводят вместе с общеобразовательными учебными заведениями массовые профориентационные мероприятия для учащихся основной и старшей школы: ярмарки учебных мест, дни профессий, дни труда;
выпускают информационные бюллетени, статистические отчеты, справочные материалы о профессиональных интересах и намерениях учащихся, состоянии регионального рынка образовательных услуг и труда;
в каникулярное время способствуют временному трудоустройству школьников;
организуют семинары, совещания, круглые столы по вопросам организации профессиональной ориентации в регионе.
СМИ:
организуют циклы передач, публикаций по проблеме самоопределения;
отвечают на вопросы слушателей, зрителей, читателей по проблеме самоопределения;
способствуют организации и проведению Интернет-конференций по проблеме профильного и профессионального самоопределения;
осуществляют информирование обучающихся и их родителей о состоянии рынка образовательных услуг и труда.
Комплексный подход в педагогической поддержке профессионального самоопределения обучающихся, осуществляемый общеобразовательным учебным заведением вместе со всеми социальными партнерами школы, создает условия для наиболее полного выявления интересов, склонностей способностей школьников, их приобщения к социально-культурным, нравственным, экологическим и профессиональным ценностям, необходимым для самореализации в трудовой сфере и других областях жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОСНОВЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ: «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОСНОВЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОСНОВЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА В ОСНОВЕ САМОРАЗВИТИЯ И САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА»...
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников
Существование проблемы профессионального самоопределения связано с противоречием между системой внешних стимулов, характеризующих современную практику работы школ, и системой реально действующих мотив...
Общественно-политический и научно-методический журнал "Образование в современной школе": статья "Педагогическая поддержка участия школьника во внеаудиторной деятельности как полноправного субъекта воспитательного процесса (№ 9, 2014)"
В статье представлен опыт создания классным руководителем системы воспитательной работы по развитию и формированию личности учащегося; рассматриваются формы и методы воспитательной работы педагогов в ...
Работа инновационной площадки " «Педагогическая поддержка младших школьников в работе по ранней профориентации"
Данный материал рассматривает вопрос о работе учителей начальных классов по ранней профориентации с учащимися 1-4 классов в рамках региональной инновационной площадки Современн...
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников
Психолого-педагогическая поддержка профессионального самоопределения старших школьников...
Рекомендации по организации педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении
Благоприятные условия жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в образовании созд...