Классный час по теме "Химки - наш город"
классный час (6 класс)
Методическая разработка классного часа по теме " химки - наш город"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_himki_-_nash_gorod_dokument_microsoft_word.docx | 32.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий классного часа «Химки – наш город»
Цели и задачи:
- продолжить работу по воспитанию чувства гордости за свою “малую” родину;
- пополнить знания учащихся об истории города Химки;
- развивать творческие способности;
- воспитывать чувство патриотизма, толерантности;
- расширять кругозор учеников.
Оборудование:
- диск с записью песен о Химках;
- плакаты с фотографиями памятных мест города;
- книги по истории, стихи химчан;
- герб Химок
Ход классного часа
В ожерелье подмосковных городов
Выделяется жемчужина одна.
Это Химки - город парков и садов,
Город Космоса, а рядом - старина... (В.Сафонов) Слайд № 2
Химки - наш маленький уютный город, история которого достаточно интересна. Начинается она с названия самого города.
Речка начиналась в небольшом клюквенном болотце близ деревни “Гнилуши”. Маленьким ручейком, обогнув село Старбеево с востока, набирала воду из находившихся здесь ключей и болот, устремившись к дачному посёлку Химки.
Дальше русло реки шло мимо деревни Алёшкино (ныне Тушино), образуя глубокий овраг. У деревни Щукино речка впадала в Москву-реку. Сохранилось несколько легенд о названии речки. Слайд №3
По одной из них название произошло от имени восточной полонянки, возлюбленной одного из московских князей. По сходству имя девушки было, как Хима, или Химка. Потеряв любовь князя, повествует легенда, пленница бросилась в воды реки и утонула. С тех пор речка стала называться её именем. Вторая легенда рассказывает о гибели крепостной девушки Ефимии, замученная преследованиями жестоких господ и нашедшей избавление в водах реки. Видимо, девушка была с Украины, её имя было Химка, вместо русского Фимка. Третья говорит о том, что возможно, по реке “Всходня” только всходили к Клязьме, а по Химке выходили в Москву - реку. Трудная тяжёлая работа проходила вначале по реке, потом через неё по суше волокли лодки из одной реки в другую. И название реки могло произойти от слов “Химарный” - лукавый, “Хим” - загорбок, “Химить” - бранить, выражение трудной, а не удобной для плавания и проезда путь.
Я вспоминаю старый пруд,
Речушку Химки меж холмами.
“Здесь волки страшные живут”, -
Я в детстве слышала от мамы...
В черте города речка была сильно заболочена, берега с омутами, заросшими кувшинками, описаны Алексеем Толстым в его романе “Хождение по мукам” .... На реке Химке, в овраге, завелись разбойники. Целую неделю никто не ходил в лес, - боялись. Потом стражники выбили их оттуда. Слайд №6
В писцовых книгах XVI в разных селений она называется по-разному: “Хилка” (верховье), “Хинка”, “Химка” (среднее течение), Выходня (низовье). С появление города Москвы возникла сухопутная дорога на Тверь и Новгород, которая проходила через речку Химку у села Козмодемьянского. В XV-XVII века это была уже большая торговая дорога, по которой проходило много обозов с товарами из Москвы и в Москву.
В XVI веке село Козьмодемьянское на речке Химке принадлежало боярам
Чубарову, Кучке, а в 1585 году стало вотчиной будущего царя Бориса Фёдоровича Годунова. В писцовых книгах перечисляют пашни, луга, пустоши и леса, принадлежавшие владельцу. История села Козьмодемьянского наполнено сражениями. В 1608-1609 годах на берегах Химки русские воины разбили польско-литовских захватчиков, которых вел Лжедмитрий II. Однако село было разграблено и сожжено врагами. Слайд №4
В XVII-XVIII веках восстановленное село принадлежало многим владельцам. В их числе канцлер Д.Н. Башмаков, сын и внук дьяка Никиты Зотова - воспитателя Петра I.
В Отечественную войну 1812 года эта местность снова оказалась в зоне военных действий. Слайд №5
Жители Козьмодемьянского и ближних деревень участвовали в партизанском движении против наполеоновских захватчиков. Последним владельцем села был купец Патрикеев. Он приобрел усадьбу выжженную крестьянами в 1905 году. По проекту известного архитектора Ф. О. Шехтеля купец построил здесь шикарный загородный дом. Вскоре имение по белым столбам у въезда стало называться “Белые столбы”, столбов уже давно нет, а название сохранилось до сегодняшних дней. Сооружение Шехтеля - интересный памятник архитектуры. Слайд №7
Нет, не мечтаю я о Крыме.
Меня не тянет на Кавказ.
Доволен видами своими,
Щедра природа и у нас.
Пускай здесь нет ни гор, ни моря,
В садах не зреет виноград.
Зато какие в Химках зори!
Березки с кленами шумят...
От речки Химки в XIX в. получили названия почтовая станция на шоссейной дороге и деревня Химки, а также железнодорожная станция и выросший около неё посёлок. От посёлка это название пошло к современному городу Химки. Первые письменные известия о территории, вошедшей в состав Химкинского района и города Химки, относится к 14-16 вв.
Раньше жизнь в этом захолустном дачном посёлке текла тихо и размеренно. Посёлок оживал только летом, с выездом на дачи московской буржуазии. Перед Октябрьской революцией здесь проживало около 1500 человек. Постоянных жителей было ещё меньше. Слайды № 8, 9
В посёлке была только одна одноклассная церковно-приходная школа (при церкви Козьмы и Демьяна). Ни больниц, ни электричества, ни водопровода, ни промышленных предприятий не было. Вблизи станции был построен маленький двухэтажный домик (примерно на месте дома №16 по Московской улице) - это была единственная на всю округу частная аптека JI. Клячко, совмещавшего должность аптекаря с содержанием увеселительного сада. Для культурного времяпрепровождения населения прочно обосновались чайная - кабак, ресторан с кегельбаном и две колониальные лавки. Больница находилась в четырёх километрах от посёлка в Николаевском (ныне Москве). Позднее в двух километрах от станции в селение Кобылья Лужа (ныне улица Родионова) было открыто трёхклассное земское училище. Слайд № 10
В 1918 г. в бившей усадьбе “Белые столбы и в одной из соседних с нею дач при непосредственной помощи В. И. Ленина был открыт санаторий “Химки”. Первый раз Владимир Ильич посетил его летом 1918 года. В 1920 г. во главе санатория “Химки” был поставлен специалист по внутренним болезням организатор и первый руководитель Боткинской (бывшей Солдатской) больницы в Москве Ф.А. Гетьев являющийся одновременно врачом В. И. Ленина В 1921 г. В.И. Ленин ещё раз посетил санаторий “Химки”. Узнав о тяжёлом положении здравницы. Владимир Ильич 20 октября 1921 г. направил в управление при Мосздравотделенне следующий указ. Предлагаю:
Периода этого времени не произведено никаких ремонтных работ в санатории "Химки" и почему до сих пор не установлено электрическое освещение в том же санатории.
Немедленно приступить к работам и о ходе их сообщать еженедельно. Осенью 1921 г. помещения санатория были полностью отремонтированы: здравница получила электрический свет и конный транспорт.
Кстати, Владимир Ильич приезжал суда не только в больницу, но и на охоту.
После окончания гражданской войны стало увеличиваться население Химок. Этому способствовало близость Москвы и удобство сообщений с ней. В 1923 г. в посёлке постоянно проживало 1805 человек, а в 1926 г уже 2876. По числу жителей Химки превосходили Сходню.
В годы реконструкции народного хозяйства начался быстрый рост посёлка Химки. В 1928 г. от завода Войскова была проведена до Химок высоковольтная линия. Это позволило в дальнейшем дать электрический ток всему посёлку. С начала 30-х годов. В Химках стала развиваться местная промышленность. В годы первой пятилетки на пустыре построили Фабрику для изготовления мебели. Артель металлоизделий “Спартак” стали большим предприятием. Слайд №11, 12
В 1928 г. была создана трикотажная артель, выросшая позднее в трикотажную бельевую фабрику. Развернувшееся промышленное и жилищное строительство требовало строительных материалов. Поэтому Николаевский кирпичный завод стал работать круглый год” а не только сезон. В 1931 году началась его реконструкция; по мере замены ручного труда машинным совершенствовало технологический процесс и повышалось квалификация рабочих. Одновременно с этим происходил быстрый рост Химок. Появляются новые жилые посёлки: Лобановский, Чкаловский, Центральный, Грабаровский, Первомайский и Мебельный. Жилые дома появились около артели “Спартак”.
В передвоенные годы в Химках появилось несколько каменных зданий средних школ. В 1932-1937 г. был построен канал Москва - Волга ныне им. Москвы, и открыт речной порт Химки, Около посёлка появилось своё море - Химкинское водохранилище. Слайды 13, 14, 15.
Канал. Крутые берега.
Леса. Поля. Ковром - луга.
“Ракет” стремительный полет -
Удары волн, кипенье вод...
Простор огромен - вширь и ввысь
Мечтою, сердце, окрылись!
Над синевой строга, чиста
Стальная графика моста.
И ожидание дорог -
Как ожидание тревог
В марте 1933 года началось строительство канала, а разведка трассы началась уже в 1929 году. Канал в основном строили заключённые. Работа велась круглые сутки, в любое время года. Центральное правление строительства было в Дмитрове, а правление химкинского участка - на привокзальной площади в Химках (теперь на этом месте сквер). Начальником участка был инженер А.В.Будаси. На строительство канала работало и много химчан. В 1936 году по проекту инженера А.И.Петрова был построен одноарочный железобетонный мост через канал.
В 1937 г. бывший дачный посёлок преобразовался в рабочий посёлок. Сначала он входил в состав Сходненского, а затем Красногорского района. В мае 1937 года канал Москва - Волга был открыт. В честь 800-летия Москвы канал был переименован на канал имени Москвы. По руслу реки Химка расположено Химкинское водохранилище площадью в 3.5 квадратных километра.
Статистические данные от 26 июня 1938 года, т.е. за 9 месяцев до присвоения посёлку городского статуса.
Население рабочего посёлка Химки - 21 тысяча человек.
Развитие промышленности и транспорта, городских форм быта, строительство канала и речного порта вызванный всеми этими условиями рост населения определил ту границу градообразующего основу, которая вызывала дальнейшую эволюцию рабочего посёлка в город. Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 26 марта 1939 г. был образован новый советский город Химки. В его состав вошли рабочий посёлок Химки, Петровское, Лобанове, дачные посёлки Петропаловский и Николаевский. В декабре 1939 г. состоялись первые выборы в Химкинский Городской Совет депутатов трудящихся.
Население г. Химки составляло 23.1 тыс. Человек, а в начале 1941 г. - более 25 тыс. человек. В 1940 г в городе работали 5 средних школ, семилетних и начальных школ, 2 библиотеки, 2 клуба. Московский государственный институт, два научно исследовательских института лесной и лесохимической промышленности (ЦНИИМОД и НИЛХИ), 3 поликлиники, санаторий, 6 детских садов и яслей.
В 1940 г. в Московской области создан новый. Химкинский район. Его территория составляла 386 кв. км. В послевоенные годы часть Химкинского района вошла в состав Москвы, Зеленограда и Солнечногорского района Московской области. На этой территории проживало 118 тысяч человек. Центром района стал город Химки. Кроме него в состав района входили шесть посёлков и 19 сельских Советов, охватывающих более 60 посёлков и деревень.
22 июня 1941 года началась Великая отечественная война советского народа против гитлеровских фашистов. В невиданно трудных условиях, после тяжелых потерь и отступления в первые месяцы войны, наша армия у стен Москвы, опираясь на могучую поддержку тыла, нанесла первое сокрушительное поражение немецко-фашистским захватчикам. Здесь, под Москвой, было положено начало победы над гитлеровской Германией. Свой вклад в эту победу внесли и жители г.Химки и Химкинского района.
“С началом войны большинство населения эвакуировалось вместе с крупными заводами и фабриками. Оставшимся приходилось работать в тяжелых условиях. Над городом летали вражеские самолеты, бомбили железнодорожный мост через канал Москва-Волга ижелезнодорожную станцию. Часто в Химках ловили немецких шпионов. Железнодорожное полотно от станции Сходня до Химок и далее до Москвы было разобрано, так как немцы наступали по октябрьской железной дороге из Калинина. Мосты охранялись зенитными батареями. В деревнях Алешкино, Захарьино (ныне р-н Тушино) стояли замаскированные зенитки. Жители города и района строили оборонительные сооружения и рыли окопы. Вблизи Новых Луж, в деревнях Черная Грязь, Черкизово, Молжаниновка и других, строили проволочные заграждения. На оставшихся после эвакуации предприятиях города делали все возможное для обеспечения воинских частей боеприпасами и другими необходимыми для обороны военными средствами. Так, на заводе “Спартак” делали гранаты РГД Институт ЦДИИМЭ выпускал зажигательные бутылки и гранаты из уплотненного картона (металла не хватало). Слайды № 16, 17
Артели шили одежду, а колхозники давали армии продукты. Больница № 1 (Белые Столбы) стала прифронтовым госпиталем, также госпиталь был развернут на Левом берегу в Библиотечном институте.
В конце ноября, начале декабря 1941г. на Ленинградском шоссе под Москвой сложилась трудная и опасная ситуация: фашисты бросили все силы на захват столицы. Для надежного прикрытия города, нужно было срочно возвести вокруг Москвы систему защитных полос. Около 500 000 жителей Москвы и области вышли на строительство оборонительных сооружений. Их руками были вырыты 350 километров противотанковых рвов, 5000 километров окопов в полный профиль, установлены сотни километров проволочных заграждений,
бесчисленное множество противотанковых надолбов и “ежей”, сооружены тысячи орудийно-пулеметных дотов и дзотов, орудийных площадок и т.п. Мощное кольцо защитных укреплений вокруг Москвы было создано. Только в Химкинском районе было выкопано 9 километров противотанковых рвов, построено 19 километров проволочных заграждений, артиллерийских площадок, землянок, бомбоубежищ. На предприятиях района изготовили 1200 противотанковых ежей и установили их на оборонительном рубеже. Мощное кольцо защитных укреплений вокруг Москвы было создано. А гитлеровцы рвались к столице. На 41 километре Ленинградского шоссе насмерть стояли войска 16 армии, которой командовал генерал-майор К.К.Рокоссовский. 2 декабря 1941 г на 41 километре Ленинградского шоссе они остановили части 11-ой танковой и 35 пехотной дивизии гитлеровцев, рвавшихся к Москве.
Герои гвардейцы, своими телами прикрывшие столицу , похоронены в братской могиле здесь же, на 41 километре и в поселке Менделееве. Совинформбюро в те дни сообщало: “6 декабря 1941г. войска нашего Западного фронта, измотав противника в предшествующих боях, перешли в контрнаступление против его фланговых группировок”.
Эти слова занесены на каменную плиту памятника, воздвигнутого в Химках на 23 километре Ленинградского шоссе. 6 декабря 1966 года здесь был открыт мемориальный ансамбль “Противотанковые ежи” (авторы: архитекторы А.Михе, А.Агафонов, Е.Еремишин и инженер М.Михайлов) - памятник героям, защищавшим столицу в 1941 году, построенных комсомольцами Москвы и Московской области. Здесь же, на Ленинградском шоссе на одном из зданий (дом №16) имеется мемориальная доска, свидетельствующая о том, что в доме размещался штаб 20-ой армии которая участвовала в разгроме немецко-фашистских войск. Как символ вечной славы народа-победителя, здесь навечно стали три противотанковых ежа. Это памятник воинам-героям Московской зоны обороны защитникам Москвы и патриотам-строителям оборонительных сооружений рубежа обороны столицы.
В сороковые годы тупик, отходящий от ул. Московская, стал улицей, которой присвоили имя советской летчицы, Героя Советского союза Полины Осипенко, совершившей несколько рекордных беспосадочных полетов и погибшей при исполнении служебных обязанностей.
В первые годы после войны в Химках преобладали ещё деревянные дома и бараки. В 1947 г. в городе было только пять четырёхэтажных жилых здания.
С каждым годом хорошеют Химки!
Тихие люблю я вечера...
Над водой качаются лозинки,
По каналу мчатся катера... Слайды № 21, 22, 23, 24, 25
Но не только этим славятся наши Химки .Вы никогда не задумывались откуда пришел к нам шоколад “Аленка”?
Из газет известно, что фотомоделью для обертки популярного в России шоколада была девочка, проживающая в Химках Слайд №28
Шоколад “Аленка”
Славная девчонка!
Волосы льняные, глазки голубые!
Щечки, словно маков цвет!
Краше их на свете нет!
На лесных росла тропинках?
Нет, жила девчушка в Химках.
Проходили ее годы,
Как речные теплоходы.
... Взрослая Алена
Смотрит удивленно
И восторга не тая:
Неужели это я?
Наши Химки расширили свои границы, и уже в 21 веке город стал именоваться городским округом.
Высятся новые жилые микрорайоны, строятся современные торгово-развлекательные комплексы, строятся новые детские сады и школы. На месте старого стадиона “Новатор” возведена современная спортивная арена, где проходят соревнования, матчи международного класса. Знамениты на весь мир и наши космические заводы, на которых когда вы вырастите, будете работать как многие выпускники нашей школы.
Наш город молод и красив. И мы с вами обязаны знать и сохранять историю нашего города, заботиться о его красоте. Ведь мы - химчане! Слайд № 20, 29.
3. Конкурс детских рисунков “Мои Химки”.
А теперь закройте глаза и представьте самый дорогой для вас уголок нашего города, возьмите восковые мелки и нарисуйте.
4. Исполнение гимна города
Использованные материалы
1. Павлов Б.А., Павлов Б.Б. Химки: усадьбы, деревни и села, выдающиеся личности (материалы лекций по краеведению для школьников). Химки - 2006 г.
2. Сергеев Г.Г., Берестова О.А. Химки. От прошлого к настоящему. Москва - 2009 г.
3. Сухов В.В., Клемещов А.С., Жигирева Е.Г., Тучин В.А. История. Московская область. Городской округ Химки (пособие для общеобразовательных учреждений). Москва - 2009 г.
4. Литературное объединение “Химки”. “Поклонимся великим тем годам…”. 60 лет Великой Победы. Стихи и рассказы. Химки – 2005 г.
5. http://www.1mig-taxi.ru/himki-history (История Химок)
6. http://www.stihi.ru/avtor/litohimky (Стихи химчан)
7. https://ru.wikipedia.org/wiki/Химки
8. http://himki-library.ru/catalog/
9. Альманах “Литературные химки”, № 3. Химки – 2010 г.
Самоанализ классного часа «Химки – наш город»
Цели:
Расширение и углубление знания учащихся об истории родного города и района.
Воспитание чувства любви и гордости за свою малую Родину.
Задачи:
- Научить ребят видеть и ощущать красоту своей Родины.
- Воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения.
- Формировать потребность в сохранении исторических и культурных памятников родной земли.
- Развивать интерес к чтению документально-исторической литературы.
Данный классный час был запланирован и проведен в 6-ом классе. Для проведения мероприятия был подобран материал с учетом возрастных особенностей учащихся и в соответствии с целями воспитательной работы класса.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится нравственное воспитание. Актуальность данной темы возрастает в связи с ростом роли патриотического воспитания. Огромную важность приобретают вопросы патриотического воспитания через изучение своей малой Родины.
Малая Родина для ребенка - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места родного города, его исторические и культурные центры, предприятия, работающие на территории района и, конечно, это люди.
Изучение своей малой Родины необходимо, так как закладываются основные
качества личности. «Мира не узнаешь, не зная края своего!». Уяснить неразрывную связь, единство истории своей малой Родины, семьи, школы с жизнью нашей страны; воспитать детей гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции, обычаи своей родной земли, школы. Тематика урока прослеживалась на протяжении всего занятия.
Использовались разнообразные методы и приемы. Работа была направлена на формирование у учащихся понятия «Малая Родина». Подростки рассуждали о том, что значит малая Родина, с чего начинается биография человека, что такое историческая память в отношении к своей малой Родине, почему она важна для человека, в чем должна проявляться ответственность перед малой Родиной сегодня и в будущем, что значит думать и переживать за судьбу малой Родины.
Было приятно сделать вывод о том, что ребята хорошо осведомлены об истории своего города Химки. Они сами рассказывали о людях, чьими именами названы улицы, на которых многие из них проживают. Мне приходилось только немного дополнять их рассказы. Много ребятам известно и об одном из самых знаменитых мест города – парк им. Толстого. Учащиеся рассказывали, они вместе со своими семьями часто бывают в парке им. Толстого. При этом они приходят туда не только на прогулку, но и с целью посещения исторических и культурных мест усадьбы.
Дети были организованны, дисциплинированны и активны. В ходе урока я работала над развитием речи учащихся, добивалась распространенных ответов в высказываниях детей. Удалось полностью реализовать поставленные задачи. Я надеюсь, что в конце классного часа каждый из присутствующих мог дать ответ на вопрос, что для него значит понятие «малая Родина».
Завершая беседу, учащиеся согласились с мнением, что изучая историю своей малой Родины, отдавая дань уважения своим землякам, радуясь позитивным изменениям в судьбе своего города, района, каждый может гордиться своей малой Родиной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему "Мой город, моя судьба"
Ознакомление с историей города Ртищево...
Классный час на тему: "Москва - город открытых сердец"
Научите свое сердце добру.......
Классный час ко Дню рождения города
Материал для проведения классного часа ко Дню рождения города Невинномысска. Очень много интересных фактов о возникновении города....
Классный час. Игра "Путешествие по городу прав"
Правовое воспитание учащихся -очень важная сторона деятельности как учителя, так и классного руководителя. Чтобы добиться положительных результатов, необходимо заинтересовать детей. Это я и попы...
методическая разработка классного часа"Экскурсия по родному городу"
.Краткое описание.Классный час «Экскурсия по родному городу» рассчитан на обучающихся 4-6 классов.Материал классного часа посвящён 75-летию города Магадана, способствует всестороннему разв...
Презентация к классному часу "Экскурсия по родному городу"
Краткое описание.Классный час «Экскурсия по родному городу» рассчитан на обучающихся 4-6 классов.Материал классного часа посвящён 75-летию города Магадана, способствует всестороннему разви...