Осенних красок хоровод
методическая разработка
Классный час, посвященный празднику осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osennih_krasok_horovod.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Осенних красок хоровод
Действующие лица:
Ведущие (1) и (2)
Осень
Чтецы (1) и (2)
Месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь
Скоморохи: Фома, Ерема
Взрослые — в русских национальных костюмах
Мальчики и Девочки, исполняющие танец "Байновская кадриль"
Оформление
Яркие кисти рябины нарисованы на окнах гуашевыми красками, кроссворд на стене, огромное яблоко из папье-маше (для викторины). Зал украшен причудливыми гирляндами из осенних листьев, веточками осенних цветов в вазочках.
Выставка детских рисунков «Разбежались краски по осенней сказке".
Выставка поделок из природного материала "Их сделала сама природа".
Рекомендуем использовать пьесу "Осень" П. И." Чайковского.
Заранее следует разучить с детьми танец "Байновская кадриль"
Описание танца:
1-я треть I куплета. Мальчики идут русским шагом с притопом, образуя круг. Девочка пятится от них и собирает других девочек вокруг себя.
2-я треть I куплета. Девочки мелким хороводным шагом "плывут" по кругу, останавливаются, образуя малый круг, каждая становится лицом к своему мальчику. В это время мальчики поправляют рубашки, кушаки, свысока глядят друг на друга.
3-я треть I куплета. Мальчики выполняют полуприсядку с выставлением ноги на пятку, девочки кружатся на месте на дробном шаге.
1-я треть II куплета. Мальчики и девочки идут парами по кругу, взявшись "под ручку".
2-я треть II куплета. Мальчики встают на колено, девочки обходят их быстрым хороводным шагом.
3-я треть II куплета. Девочки сбиваются в стайку, перешептываются. Мальчики в это время пожимают плечами, недоумевая, глядят друг на друга.
1-я треть III куплета. Девочки дробным шагом направляются к своим мальчикам, те поворачиваются к ним спиной — "сердятся".
2-я треть III куплета. Девочки снимают платки и повязывают ими головы мальчиков.
3-я треть III куплета. Мальчики с девочками идут парами по кругу хороводным шагом. Мальчик в платке на голове придерживает девочку за талию одной рукой, другая на поясе. Девочка одну руку кладет мальчику на плечо, и приклоняет к этой руке голову.
ЧТЕЦ (1):
Приходи к нам, Осень, в гости!
Принеси рябины гроздья,
Меду сладкого, густого,
Связку лука золотого,
Яблок спелых и румяных,
Кабачков и баклажанов.
Собери плоды с полей,
Их для нас не пожалей.
Любим мы твои дары.
Нет в году щедрей поры!
Т. Шорыгина
ВЕДУЩИЙ (1): Как из чудесной сказки, пришла к нам царица осень. Развесила яркие бусы на всех деревьях, топнула багряным сапожком, тряхнула своими золотыми кудрями, и посыпалось золото с деревьев. Берите его, лесные жители! Укрыла осень яхонтовым ковром землю, нашу кормилицу.
Дохнул ветер, зашелестели на осени парчовые наряды. Не до нарядов ей. С полей не весь урожай еще убран, еще не все птицы улетели на теплый и ласковый юг, не все лесные жители подготовились к долгой зиме. Много у осени забот и хлопот.
(Звучит запись пьесы П. И. Чайковского "Осень".)
ВЕДУЩИЙ: Начало осени называют бабьим летом, соединяющим два времени года. Молодое бабье лето начинается 28 августа и длится до 11 сентября. Старое бабье лето озаряет нас осенним румянцем с 14-го по 21 сентября. Называют его еще паутинным бабьим летом, потому что в воздухе сверкают мириады тончайших нитей. А современная календарная осень начинается с 1 сентября.
ЧТЕЦ (2):
Как красива Осень
В пестром сарафане!
В чистом небе — просинь,
Клен горит, как пламя.
Над водой березка
Золотою свечкой,
И плывут листочки
Вниз по тихой речке.
Т. Шорыгина
(Выходит Осень.)
ОСЕНЬ: Здравствуйте, детушки мои дорогие! Здравствуйте, солнышки мои золотые! Как я рада видеть вас! Рада вашему смеху расчудесному! Рада улыбкам вашим прекрасным! А вы знаете, кто я?
(Ответы детей.)
Да, я Осень. А знаете, как называются мои месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
(Ответы детей.)
А вы знаете, как эти месяцы в старину назывались? Сейчас они сами вам все расскажут.
(Выходят Сентябрь, Октябрь, Ноябрь.)
СЕНТЯБРЬ: Старые месяцесловы и святцы называли меня рюинь — от желтизны осенней листвы, вересень — от цветущего вереска, ревун — из-за рева ветров, хмурень — из-за дождей и непогоды. Отошла жаркая жатва, а вместе с нею уличные гулянья и хороводы. Осталось собрать урожай овощей.
ОСЕНЬ (берет в руки корзинку): Эта корзинка у меня не простая, а волшебная. В ней лежат отгадки на мои загадки (Загадывает загадки, за правильный ответ вручает "отгадку" из корзины.)
1. Росло - повыросло,
Из куста повылезло,
По рукам покатилось,
На зубах очутилось.
(Орех.)
2. В землю крошки, из земли лепешки. (Зерна.)
3. Расселась барышня на грядке.
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста.)
4. Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
"Ну, рассыпчата, вкусна!" (Картошка.)
5. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь очень гладкая.
На вкус — как сахар сладкая. (Морковь.)
б. Летом в огороде
Свежие, зеленые,
А зимою в бочке
Крепкие, соленые. (Огурцы.)
7. Растут на грядке
Зеленые ветки,
А на них красные детки.
(Помидоры.)
8. Над землей трава.
Под землей алая голова. (Свекла.)
9. В землю бросишь крошку-блошку.
Полежит она немножко,
И гляди — уже растет
Самоварчик-корнеплод. (Репа.)
10. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок.)
ВЕДУЩИЙ: Осыпает октябрь-листопад наземь золотую падь, стелет по жухлым травам листвяной покров дивного красочья...
ОКТЯБРЬ: В народе меня называют листопадом, свадебником. Постоят недолго ясные, погожие деньки, радуя прощальным теплом и последними цветами-хладолюбами.
ЧТЕЦ (2):
Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в желтый цвет,
Звезда лугов — земная астра
Небесным звездам шлет привет.
Она глядит, раскрыв ресницы,
На темно-синий небосвод,
Где ее светлые сестрицы
Веселый водят хоровод.
С. Красиков
ВЕДУЩИЙ (2): Астры --- последняя улыбка осени. Они красивы и неприхотливы. По легенде, астра выросла из пылинки, упавшей со звезды.
ЧТЕЦ (1):
В синем поле холодные тени,
Белый иней в саду на заре...
Хризантемы цветут, хризантемы,
День осенний стоит на дворе.
С. Красиков
ВЕДУЩИЙ (1): Более десяти тысяч сортов хризантем существует на свете, и неимоверно трудно с достоверностью утверждать, когда именно древние народы начали заниматься их разведением. Изображения хризантем археологи находят на осколках мраморных и гончарных изделий. Хризантемы появляются с первыми заморозками и потому по-осеннему холодны и притягательны. А какие еще осенние цветы вы знаете? (Георгины.)
(Ответы детей.)
ЧТЕЦ (2):
Наливаются гроздья рябины,
Журавли расставанье трубят.
В палисаде цветут георгины,
Как последние листья, горят.
С. Красиков
ВЕДУЩИЙ (2): По древней легенде, георгины появились на месте последнего красного костра при наступлении ледникового периода как знак того, что оледенение не вечно, что жизнь и радость на земле будут всегда.
ОСЕНЬ: Я сплела свой праздничный венок из осенних цветов и листьев. (Проводит игру "Передай осенний веночек по кругу". Все игроки становятся в круг и под музыку передают друг другу осенний венок. Тот, на ком музыка прекратится, выходит. И так до последнего игрока, который и становится победителем.)
НОЯБРЬ: А я третий осенний месяц — ноябрь. Я — сентябрев внук, октябрев сын, зиме — родной батюшка. В народе меня называют грудень: от груд замерзшей земли. В ноябре журавли, трясогузки, скворцы, ласточки, стрижи, иволги, цапли, соловьи, зяблики, грачи улетают на теплый юг, чтобы не замерзнуть от зимней стужи.
ВЕДУЩИЙ (1): В ноябре "зима с осенью борются", убывают дни, прибавляются ночи, темные, звездистые. Входят в силу холодные утренники, крепнут заморозки.
Народ в своем календаре дал названия не только месяцам, но и каждому дню. Собранные в нем приметы показывают бережное отношение человека к природе. Этот календарь помогал вовремя сеять семена в землю, правильно ухаживать за появившимися ростками, получать хороший урожай, заботиться о своем здоровье и благополучии близких.
ВЕДУЩИЙ (2): С давних пор крестьян заботил урожай. Неурожайный год — не было, наверное, страшнее слов.
ЧТЕЦ (1):
И ветер меня обдувает,
И ливень порой поливает,
И норку ко мне прорывает
Проворная мышь полевая.
Но солнце все крепче и крепче
Меня обнимает и шепчет:
— Готовься к страде-урожаю...
А я ведь и не возражаю!
Е. Тимофеева
ВЕДУЩИЙ (1): По древней русской традиции осенью всегда проводились веселые ярмарки.
(Появляются скоморохи — Фома и Ерема. Далее следует инсценировка ярмарочного действа. Взрослые, одетые в русские национальные костюмы, под веселую народную музыку общаются между собой, примеряют наряды, глядятся в зеркала.)
ФОМА:
Эй, народ честной,
У возов не стой!
Молодой ты аль стар,
Выбирай товар!
ЕРЕМА:
Товар отменный.
Вот самовар медный
Сам дымком дымит,
Сам чайком поит!
ФОМА:
А вот — чашки
Для пшенной кашки!
А вот блюдца!
Никогда не бьются!
ЕРЕМА:
Тут — игрушки для ребят!
Сами на тебя глядят:
Медведь — рычит!
Воробей — лишит!
Заяц — скачет!
ФОМА:
Девки! Бабы!
Не зевайте!
Полушалки выбирайте!
ЕРЕМА:
Бусы, ленты, кружева,
Пудра, нитки, зеркала!
ФОМА:
Такой товар за "так" не отдам!
Распотешьте народ!
Становитесь в хоровод!
(Дети ведут хоровод под русскую народную песню "Белолица — круглолица ", затем проводится игра-соревнование для мальчиков "Бег в галошах". Галоши должны быть большого размера. В игре принимают участие все желающие.)
ФОМА: Молодцы, ребята! А теперь проверим, знаете ли вы пословицы.
(Фома говорит начало пословицы, дети должны произнести ее конец.)
Посеешь в пору — соберешь... (зерна гору).
Всякое семя знает... (свое время).
Без хозяина земля — круглая... (сирота).
Не хвались травой, хвались... (сеном).
Работа и мучит, и кормит, и... (учит).
Весна красна цветами, а осень... (пирогами).
Холоден сентябрь, да... (сыт).
В огороде не скучаем, значит, будем с... (урожаем).
Упал с дерева один лист — жди... (осени).
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, свистит и рвет, льет и снег... (метет).
ВЕДУЩИЙ (2): А сейчас игра "Овощное разнообразие".
(Из представленных овощей — помидор, огурец, капуста, картофель — необходимо выбрать соответствующий описанию и положить в огромное яблоко, сделанное из папье-маше. Осень раздает победителям призы в виде угаданных овощей.)
1. Раньше этот овощ разводили только для красоты. Индейцы называли его "крупной ягодой", французы — "яблоком любви", итальянцы — "золотым яблоком". Из этого овоща можно приготовить вкусные салаты и другие блюда. (Помидор.)
2. Еще в Древнем Египте люди пили ароматный сок этого овоща. Древние греки когда-то так назвали один из своих городов. Без этого овоща не обходится ни один салат и винегрет. (Огурец.)
3. Четыре тысячи лет назад люди впервые попробовали его в конце обеда как сладкое блюдо. В переводе с латинского языка означает: "голова". Без этого овоща не сварить борща и щей. (Капуста.)
4. Один англичанин-путешественник ввез в одну из стран овощ, который очень вкусен и к завтраку, и к обеду, и к ужину. (Картофель.)
ВЕДУЩИЙ (1): А сейчас мы с вами поиграем в игру "Перенеси картошку в ложке".
(В игре могут соревноваться и две команды, и каждый сам за себя Если соревнуется каждый сам за себя, то игроки должны иметь свою ложку и свою картошку. Участники становятся по двое возле старта и бегут к финишу, держа в руке ложку с картошкой. Каждый старается достичь финиша первым, при этом игрок не должен уронить картошку. Если игрок уронит картошку, он должен снова положить ее в ложку и продолжить бег с того места, где он ее подобрал. Если соревнуются две команды, то каждая команда получает одну ложку с картошкой на всех. При этом игроки должны достичь финиша и вернуться к старту, чтобы передать ложку следующему игроку. Побеждает та команда или тот игрок, которые пришли к финишу первыми.)
ВЕДУЩИЙ (2): Во все времена поэты и писатели восхваляли красоту осенней природы. Я сейчас зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны назвать автора каждой цитаты.
1. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.
(А. Плещеев)
2. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора
— Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера...
(Ф. Тютчев)
3. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
4. Унылая пора!
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса...
(А. Пушкин)
5. Славная осень.
Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит.
(П. Некрасов)
(Девочки начинают готовиться конкурсу "Русская коса — девичья краса ".)
ЧТЕЦ (2):
Золотая осень
Прекрасная пора!
Серебром и золотом
Укрыла лес, поля,
Разукрасила листочки,
Как цветные мотылечки.
Но подули ветры,
Оголили ветви.
Листья с дерева упали,
Все вокруг ковром устлали.
Ну а лес, а лес он весь
С чудной золотинкой,
И грибов в лесу не счесть,
Собирай в корзинку!
Ю. Шведова
Все присутствующие поют песню "Осенний листок" (слова и муз. Е. Ведищевой).)
ВЕДУЩИЙ (2): Скажите, какую прическу носили раньше на Руси? Конечно же, косы. Только для девочек у нас сейчас будет конкурс "Русская коса — девичья краса".
(Под музыку девочки демонстрируют свои прически и рассказывают стихи.)
УЧАСТНИЦА (1):
Со старины далекой, интересной
Дошли волшебные к нам сказки,
чудеса,
Где силой женской и красой
известна
Девичья крепкая и длинная коса.
Она и под кокошником опрятна,
И под простым иль шелковым
платком,
Ее короной уложить приятно,
Украсив ленты пышным узелком.
УЧАСТНИЦА (2):
И у меня коса — друзьям на диво,
У ж сколько лет расту я вместе
с ней!
Она мне помогает быть красивой
И аккуратной, что всего важней.
УЧАСТНИЦА (3):
Да, каждый день я заплетаю косы
И волос золотой свой берегу:
И если кто-нибудь меня однажды спросит,
Отвечу: "Без косы я не могу".
УЧАСТНИЦА (4):
Мои подруги и мои родные
Мне говорят: "Вот лучшая награда!
Иметь такие косы золотые
Любая девочка, конечно, будет
рада!"
УЧАСТНИЦА (5):
Мальчишки иногда меня нарочно
За косу резко дернут и сбегают,
А меж собою, знаю это точно,
Меня все Златовлаской называют.
УЧАСТНИЦА (6):
Коса — вот лучшее мое наследство,
Она моя надежда и краса,
Я вырасту, но в солнечное детство
Меня вернет волшебная коса.
УЧАСТНИЦЫ (вместе):
Причесок много в мире есть,
Не в силах мы их сосчитать,
И все же косы заплетать
Для нас всегда большая честь.
(Всем участницам конкурса Осень дарит призы.)
ВЕДУЩИЙ (2):
А теперь — осенний кроссворд.
По горизонтали:
1. Плод сосны, ели. (Шишка.)
2. Одно из хвойных деревьев, которое принято наряжать под Новый год. (Сосна.)
3. Что покрывает ствол и ветви деревьев? (Кора.)
4. Дерево, на котором растут желуди. (Дуб.)
По вертикали:
1. Из чего получают изюм? (Виноград.)
2. Кустарник, дающий плоды — орехи. (Лещина.)
ВЕДУЩИЙ (1): Наша с вами сегодняшняя встреча не может обойтись без русского танца.
(Дети танцуют "Байновскую кадриль ".)
ОСЕНЬ: Славно вы сегодня играли, плясали, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины и кроссворда, участвовали в конкурсах. И ярмарка мне ваша понравилась. А теперь я прощаюсь с вами до следующего года. До свидания, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В поисках осенних красок...
Сценарий рассчитан на детей логопедической группы, поэтому в нём отсутствуют детские инсценировки. Основными действующими лицами являются взрослые, которые создают для воспитанников атмосферу сказки и...
Методическая разработка занятия по изготовлению листиков из бисера "Осенних листьев хоровод"
Занятие было проведено в Доме детского творчества п.Коноша в рамках единого методического дня педагогов технологии и ИЗО.Занятие рассчитано на детей второго года обучения, занимающихся по дополн...
Конспект занятия по изонити "Узоры осенних красок"
Вышивка техникой изонить....
Сценарий осеннего праздника Осень в палитре красок
Сценарий осеннего праздника Осень в палитре красок...
Сценарий "Осенних красок хоровод"
Осенний праздник в школе "Осенних красок хоровод» формирования любознательности; развития творческих способностей учащихся; реализации творческого потенциала учащихся...
Общешкольное мероприятие "Осенних красок хоровод"
Разработка праздника Осени для обучающихся....
Сценарий Осеннего праздника "Осенняя ярмарка красок"
Сценарий Осеннего праздника "Осенняя ярмарка красок" для детей старшего возраста...