Какой у нас коллектив?
методическая разработка
Методика для выявления степени удовлетворенности учащихся своим классным коллективом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoy_u_nas_kollektiv.docx | 15.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Какой у нас коллектив?
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся своим коллективом, определить, насколько они считают его спаянным, крепким, единым при выполнении общественно значимых задач.
Ход выполнения
Учитель объясняет учащимся, что в своем развитии любой коллектив проходит ряд ступеней, и предлагает школьникам образные описания различных стадий развития коллективов. Далее учитель просит ребят определить, на какой стадии развития находится их класс, обратить внимание на то, к каким ступеням развития всем надо еще стремиться.
Образное описание стадий развития коллектива
1-я ступень: «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь - сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок - отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней - разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в то же время каждый человек сам по себе. Нет, «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом - не желают находить общие интересы, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2- я ступень: «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина - материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и вожатый, и просто авторитетный ученик, и классный руководитель) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины.
На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3- я ступень: «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в классе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и к каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание - это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» - актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и в школе. Проявление активности происходит всплесками, да и то не у всех.
4-я ступень: «Алый парус». Алый парус — символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «Один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника - знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5- я ступень: «Горящий факел». Горящий факел - это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив - тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего знаменем сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных
На основании ответов учащихся учитель может определить по пятибалльной шкале степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех учащихся, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных ими.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по литературе "...какая поэзия! Какая чувствительность!" по повести Н.В. Гоголя "Ночь перед Рождеством" 6 класс
Игра -викторина по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»....
Курсовая работа на тему "ПУТИ ФОРМИРОВAНИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВA В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТAТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
Aктуaльность темы исследовaния, проводимого в курсовой рaботе, обусловленa тем, что этa проблемa не новa, о ней говорили ученые-педaгоги и прошлых лет, зaмечaя о способaх воздействия нa личность через...
Русский язык 1 класс. Тема: "Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".
"Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?"."Начальная школа XXI века"...
ОТКРЫТОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ (ДЛЯ ДЕТЕЙ С БИЛИНГВИЗМОМ).Тема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?
Неделя открытых дверей в ГБОУ СОШ 623 г. Москва.Конспект урокаТема урока : Какой? Какая? Какое? Какие?Цель урока: научить детей правильно подбирать признаки к предметам, правильно согласовать слова в ...
Какой я? Какая я? Какое я? - название части речи замечательное - это имя прилагательное.
Урок изучения нового материала в 5 классе в разделе "Морфология". Презентация из 12 слайдов....
Положение о конкурсе «Светло-пушистая, снежинка белая, какая чистая, какая смелая!»
Цель: Привлечь обучающихся в объединениях Центра детей к подготовке к предновогоднему периоду, созданию праздничной, благоприятной для творчества атмосферы.Задачи:- побуждение детей к творческой...
Урок логопедии в 4 классе “Слова-признаки, отвечающие на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?”
Урок логопедии в 4 классе“Слова-признаки, отвечающие на вопросы:КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?&rdquo...