План работы с одаренными детьми
учебно-методический материал

Обухова Надежда Павловна

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onp_blog_plan_raboty_s_odarennymi.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Поповская ООШ» Боковского района

ПЛАН РАБОТЫ

С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

учителя Обуховой НП.

2019-2020 уч.год

2019 г.


Содержание

  1. Программа работы с одаренными детьми ……………...        3
  1. Актуальность проблемы ……………………...………                  3
  2. Задатки, способности, знания и умения …………….                 3
  3. Уровни развития способностей ………………………                4
  4. Одаренные дети и их особенности …………………...                4
  5. Содержание программы ……………………………….          4
  1. Стратегия работы с одаренными детьми …………….....        6
  1. Этапы работы ………………………………………….                  6
  2. Условия успешной работы с одаренными учащимися        6
  1. План индивидуальной работы с одарёнными детьми….        7


  1. Программа работы с одаренными детьми

  1. Актуальность проблемы

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Забота об одарённых детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. Сегодня к школе предъявляются высокие требования. Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Это школа, где

  • хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы;
  • преподают высококвалифицированные и интеллигентные педагоги;
  • есть свои традиции;
  • дается современное образование;
  • уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Система работы с одаренными детьми в такой школе – это максимальное развитие умений, навыков, познавательных и творческих способностей учащихся.

  1. Задатки, способности, знания и умения

Задатки. Человек не рождается на свет, имея уже какие-нибудь определенные способности. Врожденными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, среди которых наибольшее значение имеют особенности нервной системы, мозга. Эти анатомо-физиологические особенности, образующие врожденные различия между людьми, называются задатками.

Задатки имеют важное значение для развития способностей (например, свойства слухового анализатора важны для музыкальных способностей, свойства зрительного анализатора  для изобразительных способностей). Но задатки  только одно из условий формирования способностей. Сами по себе они никак еще не предопределяют способностей. Если человек даже с самыми выдающимися задатками не будет заниматься соответствующей деятельностью, способности у него не разовьются.

Способностями называются психические свойства личности, обладая которыми человек может сравнительно легко добиваться успеха в той или иной деятельности.

О способностях людей мы всегда узнаем только из наблюдений за их деятельностью. Способным обыкновенно называют того человека, который показывает в данной деятельности лучшие результаты, чем другие.

Виды способностей. Способностей столько, сколько существует различных видов деятельности. Можно иметь способности к иностранным языкам, к математике, к научной деятельности, музыкальные, артистические, организационные, технические способности ...

Способности человека можно разделить на две группы: общие способности, т. е. такие, которые проявляются в большинстве основных видов человеческой деятельности (хорошее внимание, память, сообразительность), и специальные способности, которые проявляются только в отдельных специальных видах профессиональной деятельности (музыкальные способности).

Связь способностей со знаниями и умениями. Необходимо отличать способности от знаний и умений. В основе последних лежат приобретенные и закрепленные системы временных связей в коре головного мозга (например, знание определенных математических теорем, умение решать уравнения с двумя неизвестными и т. п.). Способностями же называются основанные на специальных особенностях нервной деятельности свойства личности, которые позволяют человеку хорошо выполнять данную деятельность. Однако нельзя отрывать способности от знаний. Между ними существует характерная взаимная зависимость: способности облегчают усвоение знаний (способному человеку они даются быстрее и легче), но и обратно, овладение знаниями содействует развитию способностей.

Для развития способностей человека требуется усвоение, а затем и творческое применение знаний, навыков и умений, выработанных  и накопленных обществом.

Усваивая систему знаний, учащиеся одновременно овладевают умственными операциями (анализ, синтез, обобщение), что и развивает их умственные способности. Отсутствие нужных знаний и навыков — сильнейший тормоз развития способностей.

  1. Уровни развития способностей

Необходимо определить значение таких понятий как способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

  1. Одаренные дети

Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

Отличительные особенности одаренных детей

  • Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
  • Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
  • Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

  • Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
  • Дети с признаками специальной умственной одаренности - одаренности в определенной области науки, искусства.
  • Учащиеся, не достигающие по каким - либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

  • Принцип дифференциации и индивидуализации обучения.
  • Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
  • Принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг.
  • Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей.
  • Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися.
  • Принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.

  1. Содержание программы

Цель программы:

  • Развитие у обучающихся интереса к творческой и исследовательской деятельности, к выполнению сложных заданий, способности мыслить творчески, а также укрепление в них уверенности в своих силах.
  • Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

Задачи:

  • выявить способных и одаренных детей, проявляющих интерес к точным наукам  творческой деятельности;
  • использовать индивидуальный подход в работе с одаренными учащимися на уроках   естественно-математического цикла и во внеурочное время с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • вовлекать учащихся в различные внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявлять свои возможности.

Методы работы:

  • анкетирование, опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • анализ научных источников;
  • творческие работы;
  • метод прогнозирования;
  • метод исследования проблемы.

Формы работы с одаренными учащимися:

  • творческие мастерские;
  • групповые занятия с сильными учащимися;
  • кружковые занятия;
  • интеллектуальные конкурсы;
  • интеллектуальный марафон;
  • участие в предметных олимпиадах;
  • работа по индивидуальным планам;
  • научно-исследовательские конференции;
  • членство в ученических научных обществах.

Направления программы:

  1. Диагностика обучающихся – оценка общей одаренности.
  2. Работа со способными и одаренными детьми на уроках.
  3. Использование системы заданий повышенной сложности:
  • задания на развитие логического мышления, нахождение общего, частного, промежуточного понятий, расположение понятий от более частных к более общим.
  • задания на развитие творческого мышления – выполнение творческих работ обучающимися.
  • задания на составление учебных проектов.
  • задания на прогнозирование ситуаций.
  1. Внеклассная работа с обучающимися – создание постоянных (НОУ) и временных групп (групп по подготовке к олимпиадам, конкурсам, конференциям)  с учетом интересов учащихся.
  2. Основной принцип работы – принцип «обогащения».

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие учебной аудитории;
  • библиотечный фонд – наличие литературы;
  • цифровые ресурсы – ИКТ.

Критерий эффективности:

  1. Высокий уровень познавательного интереса к предмету.
  2. Отсутствие неуспевающих по предмету.
  3. Увеличение количества обучающихся, выбирающих предметы естественно-математического цикла как экзамен с успешной его сдачей.
  4. Учащиеся становятся призерами олимпиад и конкурсов различного уровня.
  5. Результаты реализации программы.

  1. Стратегия работы с одаренными детьми
  1. Этапы работы

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно предмету – в области математического развития. В связи с этим следует вовлекать учащихся в различные виды умственной, поисково-познавательной и творческой деятельности.

II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка. На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся. С этой целью в школе организована индивидуальная работа с учащимися. Педагоги школы помогают ребятам развить свои способности, курируя их работу. Дети активно участвуют во внеурочной деятельности: в интеллектуальных и творческих конкурсах, предметных олимпиадах.

2.Условия успешной работы с одаренными учащимися

  1. Осознание важности работы с одаренными детьми каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  2. Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
  3. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

  1.  План работы с одарёнными детьми

Мероприятия

Форма

Сроки проведения

Результаты

Участники

Призовые места

Урочные и внеурочные мероприятия

 Индивидуальные занятия

консультация

1 раз

в неделю

Участие в школьных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год, октябрь

 Участие в районных предметных олимпиадах

олимпиада по математике

1 раз в год,

ноябрь

 Участие в общероссийских конкурсах

1. олимпиада по математике (ЦПТМ)

1 раз в год,

декабрь

 

2. олимпиада по математике «Кенгуру»

1 раз в год, март-апрель

3. олимпиады предметные (математика, ИЗО) Инфоурок

1 раз апрель-май

Конкурсы творческие школьного уровня

Выставки рисунков, поделок

В течение года

Конкурсы творческиемуниципального и регионального уровней.

Создание плакатов, рисунков, поделок

В течение года

  1. Индивидуальные планы работы с учащимися

Карта одарённого по математике учащегося 5 класса

1. Фамилия, имя учащегося:

2. Характер ребенка: спокойная уверенность, есть задатки лидера.

Качества личности (положительные, отрицательные):

положительные: спокойный, независимый, честный

отрицательные: завышенная самооценка

3. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

4. Учебная деятельность:

успеваемость:  имеет отличные и хорошие отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, успешность, самореализация

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению: отличные

познавательный интерес: высокий

5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

участие в трудовых делах: ответственно выполняет поручения, но сам недостаточно активен

Индивидуальный план работы учащегося 5 класса

Формы

Уровень

Сроки проведения

Результаты

2019-2020

уч. год

Участие в работе кружков и предметных недель

Школьный

В течение года

Участие в интеллектуальных играх и конкурсах

Неделя математики

февраль

Участие в математических олимпиадах

Школа

V Всероссийская олимпиада по математике

Инфоурок (математика, информатика)

Участие в математических соревнованиях

Неделя математики

февраль

Карта одарённого по математике учащегося 5 класса

1. Фамилия, имя учащегося:

2. Характер ребенка: спокойная уверенность, не очень любит работать в группе .

Качества личности (положительные, отрицательные):

положительные: спокойный, независимый, честный

отрицательные: обидчивость.

3. Положение ребенка в коллективе: не всегда пользуется  авторитетом

4. Учебная деятельность:

успеваемость:  имеет  хорошие отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, успешность, самореализация

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению: хорошие, пользуется родительской поддержкой

познавательный интерес: высокий

5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

участие в трудовых делах:  недостаточно активен.

Индивидуальный план работы учащегося 5 класса Сухоручко Максима

Формы

Уровень

Сроки проведения

Результаты

2019-2020

уч. год

Участие в работе кружков и предметных недель

Школьный

В течение года

Участие в интеллектуальных играх и конкурсах

Неделя математики

февраль

Участие в математических олимпиадах

Школа

V Всероссийская олимпиада по математике

Инфоурок (математика)

Участие в математических соревнованиях

Неделя математики

февраль

Карта одарённого по математике и ИЗО учащейся 5 класса

1. Фамилия, имя учащейся:

2. Характер ребенка: спокойная уверенность.

Качества личности (положительные, отрицательные):

положительные: спокойная, честная, отзывчивая, творчески активная

отрицательные: не всегда уверенная в своих силах

3. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

4. Учебная деятельность:

успеваемость:  имеет отличные  отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, успешность, самореализация

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению: отличные

познавательный интерес: высокий

5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

участие в трудовых делах: ответственно выполняет поручения, активна

Индивидуальный план работы учащейся 5 класса Чумаковой Дарьи

Формы

Уровень

Сроки проведения

Результаты

2019-2020

уч. год

Участие в работе кружков и предметных недель

Школьный

В течение года

Участие в интеллектуальных играх и конкурсах

Неделя математики

февраль

Участие в математических олимпиадах

Школа

V Всероссийская олимпиада по математике

Инфоурок (математика, ИЗО)

Участие в математических соревнованиях

Неделя математики

февраль

Участие в  творческих конкурсах ИЗО

Школа (выставки рисунков)

Район

Область

Дистанц. творческие конкурсы

В течение года

Карта одарённого по  ИЗО учащейся 7 класса

1. Фамилия, имя учащейся:

2. Характер ребенка: активная жизненная позиция

Качества личности (положительные, отрицательные):

положительные: честная, отзывчивая, творчески активная, динамичная

отрицательные: не всегда уверенная в своих силах

3. Положение ребенка в коллективе: пользуется  авторитетом

4. Учебная деятельность:

успеваемость:  имеет отличные  отметки по всем предметам

мотивация обучения: школа первая ступень к знаниям, успешность, самореализация

посещаемость уроков: не пропускает уроки без уважительной причины 

способности к обучению: отличные

познавательный интерес: высокий

5. Трудовая деятельность: наличие трудовых навыков

предпочитаемые виды труда: умственный

участие в трудовых делах: ответственно выполняет поручения, активна

Индивидуальный план работы учащейся 7класса Обнизовой Натальи

Формы

Уровень

Сроки проведения

Результаты

2019-2020

уч. год

Участие в работе кружков и предметных недель

Школьный

В течение года

Участие в  творческих конкурсах ИЗО

Школа (выставки рисунков)

Район

Область

Дистанц. творческие конкурсы

В течение года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Документ поможет организовать работу с талантливыми учащимися. отражает специфику работы с ними....

План работы с одаренными детьми по географии и биологии

Здесь отражены основные моменты и направления по работе с детьми увлекающимися предметом география и биоогия...

План работы с одаренными детьми

Представленный материал может быть использован в качестве примера     внеурочной занятости учащихся...

План работы с одаренными детьми

Этот план поможет скоорденировать работу с одаренными детьми....

План работы с одаренными детьми на уроках географии и биологии

В работе указаны отличительные особенности и  принципы работы с одаренными детьми. Особое внимание уделяется формам и методам работы с данной категорией обучающихся....

План работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год...

План работы с одаренными детьми на уроках географии в 8 классе.

Курс физической географии России завершает физико-географическое образование школьников, развивает и углубляет уже имеющиеся у ребят знания, полученные в предыдущих классах.    Тр...