классный час_Семья моя - Югра
классный час
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: «Семья моя – Югра»
Цель:
- заложить многогранный смысл, позволяющий акцентировать внимание на значении в социальном мире семьи, как составляющей малой Родины – Югры,
- приобщать учащихся к истории родного края,
- вызвать интерес к событиям, людям, явлениям своей малой Родины,
- познакомить учащихся с символикой Ханты-мансийского автономно-го округа,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.
- воспитывать чувство гордости и ответственности за свой край.
Оборудование: выставка книг «О нашем крае много книжек для
девчонок и мальчишек»,
серия плакатов о Югре, игра «Я живу в Югре», видеофильм об Охтеурье, аудиокассета с записью песни «Земля моя – Югра».
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Объявление темы и цели классного часа.
- Ребята, посмотрите на плакат и отгадайте слово.
7 я |
Тема нашего классного часа «Семья моя – Югра».
- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы детей)
3.Работа по теме урока.
- Что такое семья?
- Готовясь к уроку , я первым делом заглянула в словарь, чтобы уточнить смысл слова семья. И должна вам сказать, что семья – слово многозначное. Одно из лексических значений
- группа живущих вместе родственников,
- объединение людей, сплоченных общими интересами (дружная школьная семья)
С древности важнейшей функцией семьи было продолжение рода – рождение и воспитание детей. Именно эта функция семьи привлекает к ней внимание общества и государства, ибо в семьях закладывается будущее любого народа, от них в значительной степени зависит, кто придет на смену старшим поколениям.
- Какая должна быть семья? (ответы детей)
Каждый из вас побывал в « командировке в своей семье» и сейчас расскажет об этом.
«Командировка» в семью
1.Фамилия, имя, отчество родителей.
2.Как давно твои родители живут в нашем поселке?
3.На какой улице ты живешь? Что знаешь о ее названии?
4.Каким был поселок раньше?
5.Любимое место в поселке твоих родителей.
6.Где и кем работают твои родители?
Все начинается с семьи. И от того, какая у вас семья, зависит жизнь
в нашем поселке, районе, округе, стране.
«Государство – это большая семья,
а семья - это маленькое государство».
Конфуций
- Как понимаете это высказывание? (ответы детей)
- Знакомо ли вам выражение «малая Родина»? (ответы детей)
- Что вы знаете о нашем поселке?
Просмотр видеофильма об Охтеурье.
- Что нового вы узнали из фильма?
- В какой стране мы живем?
- Что нас объединяет и делает гражданами одной страны.
(Общая территория, единый язык, законы, также у страны есть государственные символы: флаг, герб, гимн).
- Давайте обратимся к теме нашего урока «Семья моя – Югра».
- Как понимаете значение слова «Югра»? (ответы детей)
Рассказ учителя о Югре.
Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) — это огромная территория в Западно-Сибирской низменности. Его площадь составляет 534 тысячи 800 квадратных километров. На его просторах могло бы расположиться любое государство Европы, кроме Франции. С севера на юг округ протянулся на 900 километров, с запада на восток — на 1400 километров.
На севере округ граничит с Ямало-Ненецким автономным округом, на северо-западе — с Республикой Коми, на юго-западе — со Свердловской областью, на юге — с Тобольским и Уватским районами Тюменской области, на юго-востоке и востоке — с Томской областью и Красноярским краем.
В соответствии с Конституцией СССР, принятой 7 октября 1977 года, Ханты-Мансийский национальный округ получил статус автономного и стал именоваться Ханты-Мансийским автономным округом. Округ является равноправным субъектом Российской Федерации. Он имеет собственную территорию, Устав, герб, флаг, гимн, собственные органы законодательной, государственной власти и местного самоуправления.
Символика ХМАО
Цвет в геральдике.
Особое значение цвет имеет в геральдики.
Золото (желтый цвет) - символ богатства, справедливости и великодушия.
Серебро (белый цвет) - символ чистоты и невинности, мир.
Червлень (красный цвет) - символ храбрости, мужества и неустрашимости.
Лазурь (голубой, синий цвет) - символ красоты, величия, возвышенные идеалы
Зелень (зеленый цвет) - радости и изобилия, обновление, надежду, молодость.
Пурпур (бордовый цвет) - символ достоинства, силы и могущества.
Чернь (черный цвет) - символ печали, благоразумия и смирения.
Первые научные сведения о севере Западной Сибири получены еще в XVIII веке, тем не менее земля сибирская полна загадок, и их еще предстоит решить нашим современникам. Потребность знать край, в котором живешь, рано или поздно возникает у каждого, и задача данного мероприятия — пробудить интерес к изучению родного края , потому что вам осваивать и беречь нашу землю в XXI веке.
Внимательное, бережное отношение к природе должно стать нормой поведения каждого человека на Севере. Изучать свой край — значит, ежедневно узнавать что-то новое о жизни округа из книг и газет, с помощью телевидения и радио, но главное — через непосредственное общение с живой природой.
Природа — это мир, который начинают познавать с детства. А значит, крайне важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать то, что связано с понятием «родной край».
Ханты-Мансийский автономный округ — это удивительный край лесов, рек, озер и болот. На пути к Северному Ледовитому океану его пересекают две великие реки Сибири — Обь и Иртыш. По берегам рек и озер тянутся к небу густые хвойные леса — зеленые легкие Земли. На западе высятся горные вершины Северного и Приполярного Урала. В недрах этого района геологи обнаружили множество полезных ископаемых: золото, серебро, алюминий, вольфрам, железо, медь, молибден, платина, титан, хром, а также горный хрусталь, мрамор, самоцветы.
А на равнинах — нефть, природный газ и торф.
Самыми важными для округа полезными ископаемыми являются, конечно, нефть и газ. С 1953-го по 1998 год в регионе открыто 324 месторождения нефти и газа, в том числе несколько уникальных — Самотлорское, Салымское, Приобское, Ватьеганское, Варьеганское и другие, а также десятки крупных, средних и мелких. Качество нашей нефти очень высокое.
Но не так-то просто добывать нефть и газ в этом суровое северном регионе России. Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. В январе средняя температура воздуха на юг( региона -18°С, а на север( —24°С. Самая низкая темпера тура, когда-либо отмеченная нашем крае, составила — 62С Дни стоят короткие, небо пасмурно, солнце почти все время прячется за облаками. Но день ото дня оно все выше поднимается над горизонтом, и наконец приходит застенчивая северная весна, а за ней — короткое лето когда в лесах поспевают кедровые орехи и ягоды, брусникачеремуха, морошка, черника, клюква; когда в реках нерестится рыба: осетр, нельма, муксун, сосьвинская сельдь; когда приносят потомство птицы и звери.
Территория округа покрыта густой сетью рек, речек и речушек, главные из которых — Обь и Иртыш и 12 их притоков. Всего же в нашем округе насчитывается около 30 тысяч рек! Примерно 180—200 дней в году они покрыты льдом. Обь и Иртыш — судоходные реки, их притоки по большей части тоже.
В нашем округе великое множество озер, площадь которых более 1 гектара — около 290 тысяч озер.
Больше половины территории округа занимают леса. Среди лесов самая обширная — зона средней тайги. В тайге растут ель, кедр, лиственница, пихта, сосна. В северных районах распространены лишайники — там пасутся северные олени. В лесах и на болотах целые плантации клюквы, брусники, черники, голубики, морошки, малины, черемухи, рябины.
Животный мир округа богат и разнообразен. Особенно многочисленны беспозвоночные животные, которых насчитывается несколько тысяч видов. Позвоночных на территории округа насчитывается 369 видов, в том числе: лисица, медведь, песец, белка, соболь, куница, рысь, горностай, колонок, норка, ласка, выдра, заяц, крот, бурундук, дикий северный олень, лось и другие. В округе встречается 256 видов птиц, из них 14 видов занесены в Красную книгу Российской федерации. Разрешена охота на гусей, казарок, глухарей, тетеревов, рябчиков, куропаток, уток, куликови др.
В реках и озерах водится 42 вида рыб, среди них очень ценные — осетр, стерлядь, нельма, муксун, чир, пелядь, сиг, сосьвинская сельдь. Встречается 4 вида пресмыкающихся и 3 вида земноводных.
Земли, на которых ныне расположен Ханты-Мансийский автономный округ, являются исторической родиной обско-угорских народностей: ханты и манси, ненцев и селькупов. Еще в первом тысячелетии нашей эры на правом берегу Оби стали появляться крупные городища. Их жители ханты охотились на пушного зверя, ловили рыбу, оборонялись от врагов. Вогулы (манси) занимались сезонной охотой на местах кочевок лосей и ловили рыбу. Жизнь обско-угорских народов с древних времен была приспособлена к нелегким условиям Севера. Зимой они жили в землянках, летом строили каркасные берестяные дома и чумы из оленьих шкур. Женщины одевались в распашные халаты, платья из ткани, в шубы и кисы из оленьего меха. Мужчины зимой носили малицы и гуси (сокуи) глухого покроя с капюшоном, кисы. Местные рукодельницы искусно украшали одежду, вышивали бисером.
Ханты и манси верили, что мир населяют многочисленные духи, считали, что у человека не одна, а несколько душ: у мужчины пять, у женщины — четыре. И только одна из душ бессмертна. Мир они делили на три царства: верхний мир — небо, средний мир — земля, и нижний мир — подземное царство мертвых. Главой духов считался Торум (Нуми Торум). Его младший сын был главным покровителем людей. Кроме того, каждая группа ханты и манси имела также своего духа-покровителя и предка, восходящего родством к Торуму или Мир суснэ хуму.
В XII—XIII веках в Прииртышье и Приобье ханты и манси стали объединяться в так называемые княжества. В каждом таком княжестве был свой городок с прочными крепостны-ми укреплениями, княжескими покоями, святилищами. В городках процветали рыночная торговля и обмен, через них шли торговые пути. Иногда между отдельными княжествами возникали конфликты и разгорались настоящие войны.
Во второй половине XIII века территория округа именовалась Югрой.
В русских летописях Югра упоминается еще с XI века. .
В конце XX века округ стал крупнейшим нефтедобывающим районом России.
За последние тридцать лет среди топких болот и тайги были сооружены тысячи нефтепромыслов, сотни промышленных объектов, мосты, железные и автомобильные дороги, нефте- и газопроводы, города и поселки.
К сожалению, эти огромные масштабы и невиданные темпы освоения нефтегазовых месторождений привели к резкому обострению экологической ситуации в Нижневартовском, Сургутском и Нефтеюганском районах.
Главными источниками загрязнения природной среды стали прорывы трубопроводов, износ технического оборудования. Загрязнение атмосферы происходит в результате деятельности предприятий топливной промышленности, электроэнергетики, концерна «Газпром». Водоемы на территории разрабатываемых месторождений загрязнены нефтепродуктами.
Для сохранения эталонных свойств окружающей среды и возможностей восстановления природных систем на территории округа сформирована сеть особо охраняемых территорий: заповедники общереспубликанского значения — «Малая Сосьва», «Юганский»; заказники республиканского значения — «Елизаровский», « Васпухольский », « Верхне-Кон-динский»; заказники районного, окружного и областного значения — « У нторский », « Сургутский », «Березовский», «Вогулка», «Аганский», «Верхне-Вахский», « Колуманский », « Сорумский ».
Манси («человек»), вогулы — название народа Российской Федерации, коренного населения Ханты-Мансийского автономного округа. Численность — 8,3 тысячи человек, из них в ХМАО проживает свыше 6,5 тысячи человек. Родственны хантам, с которыми объединяются под названием обские угры. Говорят на мансийском языке финно-угорской группы уральской семьи.
Вероисповедание — православие. При этом сохраняются традиционные верования.
Традиционные занятия — охота, на Оби и в низовьях Северной Сосьвы — рыболовство, в верховьях Лозьвы, Ляпина и Северной Сосьвы — оленеводство, у некоторых групп — земледелие и скотоводство (лошади, коровы, овцы), разведение домашней птицы.
Традиционное жилище зимой — прямоугольные срубные дома, нередко с земляной крышей, у южных групп — избы русского типа, летом — конические берестяные чумы или четырехугольные каркасные постройки из жердей, крытых берестой, у оленеводов — крытые оленьими шкурами чумы. Жилище отапливалось чувалом — открытым очагом из жердей, обмазанных глиной.
Для выпечки хлеба вдали от жилищ манси строили глиняные печи. Традиционная женская одежда — платье, распашной халат (сатиновый или суконный) и двойная оленья шуба (ягушка, сах), на голове — платок, большое количество украшений (кольца, бисерные ожерелья и др.); мужская одежда — рубаха, штаны, глухая одежда с капюшоном из сукна, у оленеводов — из оленьих шкур (малица, гусь), охотничья суконная одежда с капюшоном и незашитыми боками (лузан). Было распространено ткачество из крапивного и конопляного волокна. Традиционная пища — рыба и мясо в вяленом, сушеном, жаренном на костре, мороженом виде, ягоды. Грибы в пищу не употребляли, считая их нечистыми. Сохраняется богатый фольклор, обрядность (медвежьи праздники и др.). За годы советской власти у манси наряду с традиционными развиваются новые отрасли хозяйства — звероводство, животноводство, овощеводство. Часть манси занята в промышленности. Свыше 45% живет в городах. Традиционная культура и язык в основном сохраняются у северных (сосьвинско-ляпинских) и восточных (кондинских) групп манси.
Ханты, хант, хандэ, кантэк («человек») — народ в Российской Федерации (22,3 тысячи человек). Живут по Оби, Иртышу и их притокам в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком автономных округах и Александровском и Кар-гасокском районах Томской области. Близки к манси, с которыми объединяются под названием обские угры.
Среди ханты выделяются три этнографические группы — северные, южные и восточные. Они отличаются диалектами, самоназванием, особенностями в хозяйстве и культуре. На севере на ханты оказали сильное влияние ненцы, на востоке — селькупы. Южные (прииртышские) ханты практически смешались с русскими и татарами. Выделяются также территориальные группы — васюганские, салымские, казымские ханты и другие.
Говорят на хантыйском языке угорской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи. Письменность создана в 1930-х годах — первоначально на основе латинского, а с 1937 года — на основе русского алфавита.
В основе формирования народа ханты лежит культура аборигенных племен Урала и Западной Сибири, охотников, рыболовов и скотоводческих угорских племен, пришедших во второй половине 2-го тысячелетия до нашей эры из степей Южной Сибири и Казахстана. Во второй половине первого тысячелетия складываются основные группы ханты, расселенных от низовий Оби на севере до Барабинских степей на юге и от Енисея на востоке до Зауралья, включая районы Северной Сосьвы и Ляпина, а также частично рек Пелым и Конда на западе.
До прихода русских в Сибирь у ханты были племена, затем сложились союзы племен — так называемые княжества (например, Пелымское, Конда и др.). Во главе их стояли представители родоплеменной знати. Из родоплеменной знати были старшины, посредничавшие с русской администрацией.
В 1930 году был создан Ханты-Мансийский национальный (теперь — автономный) округ.
Традиционные занятия ханты — речное рыболовство (особенно на Оби, Иртыше, в низовьях их притоков), таежная охота (в основном — пушной зверь, а также лось, медведь) и оленеводство. Лесное оленеводство — местного происхождения: стада небольшие, пасутся они недалеко от поселений, используются как средствотранспорта. В южных районах и по Оби с XIX века распространены животноводство и овощеводство. Большое значение имеет собирательство. Женщины занимаются шитьем одежды и обуви из оленьего меха, замши, цветного сукна, вышивкой бисером. Сохраняются традиционные орнаменты («заячьи уши», «ветви березы», «след соболя», «оленьи рога», «щучьи зубы» и др.).
4.Закрепление изученного материала.
1. В каком году образован Ханты-Мансийский автономный округ?
2. Сколько районов входит в состав ХМАО?
3. Сколько городов находится на территории ХМАО?
4. В состав какой зоны входит территория ХМАО?
5. Кто относится к малочисленным народам нашего округа?
6. Вспомните, как раньше называли ханты.
7. Вспомните, как раньше называли манси.
8. Знаете ли вы, как назывался наш округ в прошлом?
Звучит песня «Земля моя – Югра»
Учитель демонстрирует выставку книг о нашем крае – Югре.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь классному руководителю. Семья и семейное воспитание.
Материал для бесед классного руководителя с учащимися, родителями....
Классный час "Семья-это свято, семья-это счастье"
Классный час посвященного взаимоотношениям учащихся с родителями и другими членами семьи, проблемам, трудностям, конфликтам, правилам семейного воспитан...
классный час "Семья=семь+я"
Готовая презентация для проведения классного часа, посвящённого семье и семейным отношениям....
Из опыта работы классного руководителя МБОУ Димитровская СОШ Дусталиевой Г.А. Современные воспитательные технологии в работе классного руководителя, на примере классного часа "Семья. Традиции семьи"
Обобщение опыта работы классного руководителя 6 класса - Дусталиевой Гульнары Акимгалиевны, в использовании современных педагогических технологий в воспитании школьников.Выст...
Классный час: "Семь чудес света или Семь чудес Древнего Мира".
Цель:- Развитие культурного и эстетического интереса у учащихся, расширение их представлений о культуре Древнего Мира. - Создание атмосферы "Путешествие по чудесам света".Задачи: - Раз...
Классный час, посвященный ХМАО-Югре
Классный час для учащихся 8-9 классов представляет собой тематическую игру формата "Кто хочет стать миллионером", саундтреки прилагаются....
КЛАССНЫЙ ЧАС: Семья. Конфликты в семье и способы их разрешения.
Цель мероприятия: Развивать умения правильно выражать свои мысли, рассуждать о проблеме, используя правильные грамматические формы в предложении.Воспитывать культуру и уважение к взаимоотношениям в се...