Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей
статья

Канатьева Екатерина Дмитриевна

 Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей

Традиционным в работе школ с родителями остаётся создание родительских комитетов классов и школ. Но продуктивность деятельности родительского участия в управленческом процессе образовательного учреждения не всегда высока.  Изменения в жизни общества в сторону демократизации требуют и от современной школы развития различных форм совместного управления образовательным учреждением. Инициативные, грамотные и заинтересованные родители приносят большую пользу и оказывают серьёзную помощь администрации и педагогам образовательного учреждения.

В работе рассматривается место классного руководителя в государственно-общественном управлении. Решаются вопросы по формам взаимодействия между органами государственно-общественного управления с родителями через классного руководителя.

Ключевым понятием для нашего исследования является деятельность классного руководителя, лежащая в основе воспитательной системы любой образовательной организации. Под термином «деятельность» мы принимаем такое значение: форма активного отношения к окружающему, то есть деятельность обязательно должна включать в себя цель, средства, результат и саму деятельность. Обусловлено это задачами, которые ставят перед учебным заведением общество, государство и родители.

Проанализировали методические рекомендации по организации ГОУО, мы пришли к выводу, что родители могут стать активными участниками коллегиальных органов управления ОО, наделённые обширным кругом полномочий.

По результатам анализа теории вопроса в первой главе мы пришли к выводу, что необходимо выявить критерии и провести анализ лучших практик включения родителей в государственно-общественное управление образовательной организацией   по стране, так как привлечение родителей в ГОУО видится нам основополагающим элементом взаимодействия семьи и школы, поэтому основное внимание уделили выявлению форм деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей, проведению мероприятий, направленных на укрепление взаимоотношений семьи и школы в данном направлении работы, провели анализ работы по развитию ГОУО в  248 Гимназии.

Выяснили, что в нормативных документах гимназии в графе «Государственно-общественное управление и система управления Гимназией» прописано, что в Уставе регламентирована деятельность коллегиальных органов управления, таких органов управления Гимназией, как: Совет образовательного учреждения, Общее собрание, Педагогический совет и работает профсоюзная организация. Однако, в ходе анкетирования родителей учащихся 7 классов (62 чел.) выяснилось, что слабой стороной является их недостаточная активность в управления Гимназией. На практике не отработана сфера полномочий органов государственного и общественного управления.

Наше исследование выявило, что родители испытывают заинтересованность результатами учёбы и школьной жизнью своих детей, но недостаточно вовлечены в жизнь школы, мало участвуют в ней и не оказывают на неё значительного влияния, а Гимназия ограничивается традиционными родительскими собраниями.

Для выявления различных форм участия родителей в государственно-общественном управлении школой мы проанализировали лучшие практики вовлечения родителей в управление образованием , которые нам удалось найти, анализируя сайты общеобразовательных организаций, и которые соответствуют следующим критериям:

•        Новизна (в практике представлены формы работы с родителями, не используемые традиционно в практике работы классных руководителей).

•         Максимальных охват родителей (в практике представлены формы работы, которые включают родителей всего класса/школы).

•        Устойчивость (в практике представлены такие формы работы, которые закрепились в работе школы и отражены на сайте образовательной организации).

Нашим критериям соответствовали 8 успешных практик по включению родителей в ГОУО, мы выяснили, что в современных школах используют традиционные формы работы классного руководителя по взаимодействию с родителями, но они стали наполняться новым государственно-общественным содержанием, а также включаются некоторые новые формы, связанные с информационными ресурсами и возможностями для достижения эффективности школьного само- и соуправления.

Формы работы классного руководителя по по информированию и просвещению родителей, включению родителей в государственно-общественное управление образовательной организацией:

1.        Создание программы для родителей с целью повышения их педагогической культуры. Познакомить родителей с актуальными вопросами участия родителей в ГОУО.

2.        Лекции по раскрытию сущности современных проблем воспитания. Желательно анализировать конкретные педагогические ситуации.

3.        Родительские конференции (общешкольные), направленные на углубление знаний по интересующих родителей темам. Обсуждение насущных проблем, актуальной повестки дня, изменений в образовательной политике государства.

4.        Открытые уроки, которые подразумевают ознакомление родителей с методикой преподавания, программой предмета, требованиями учителей. Мы считаем, что такие уроки позволят избежать многих конфликтов из-за непонимания родителями специфики учебной деятельности.

5.        Тематические консультации (индивидуальные) подразумевают обмен информацией, которая сможет дать реальное представление о школьных проблемах, которые можно решить деятельностью органов ГОУО. Возможно, такая форма взаимодействия будет способствовать созданию хорошего контакта с родителями.

6.        Тематические родительские собрания, на которых можно анализировать деятельность ОО, обсуждать варианты его развития. Предпочтительнее неформальное общение, главное – доброжелательное. Диалог между родительской общественностью и классным руководителем, а не озвучивание требований к ним. Желательно, подведение итогов и рефлексия.

7.        Родительские чтения дадут родителям не только слушать лекции педагогов по вопросам воспитания детей, но и самим участвовать в обсуждении путей решения различных педагогических задач, знакомиться со справочной литературой.  На первом собрании в начале года родители должны обозначить интересующие их вопросы, к следующему собранию классный руководитель подбирает соответствующую литературу, к последующим собраниям прочитанные родителями источники обсуждаются в классе, родители готовят доклады по своей теме.

8.        Итогом предыдущей формы работы с родителями может стать родительский ринг. Классный руководитель готовить карточки с вопросами родителей по педагогическим проблемам. Такая форма взаимодействия будет способствовать формированию родительского коллектива.

9.        Педагогический совет с участием родителей может проводиться с целью осмысления родителями активных проблем школы. Приблизительная структура: теоретическая часть – готовят педагоги в соответствии с темой педсовета, предоставление результатов анкетирования, которое проводится заранее, чтобы узнать мнение родительской общественности по теме педсовета, беседа с родителями – устанавливать контакт с родителями, налаживание обратной связи, рассмотрение педагогических ситуаций и совместное их решение, в конце стоит предоставить возможность родителям задать интересующие их вопросы (возможно, в письменном виде и анонимно).

10.        Ролевые игры, с целью прорабатыванию педагогических ситуаций.

11.        Родительский клуб, подразумевающий ряд встреч, обсуждающий вопросы управления ОО.

Все эти формы, основанные на традиционном взаимодействии школы и родителей, способствуют изменению в управлении ОО, так как директор должен будет учитывать мнение родительской общественности при принятии любых решений, касающихся жизнедеятельности образовательной организации.

Для нашего исследования важным в работе классного руководителя является его взаимоотношения с родителями. Мы остановились на возможных формах их взаимодействия. Термин «форма» в нашей работе мы употребляли в значении внутренней организации содержания.  Педагогическая форма – это устойчивая, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Мы пришли к выводу, что именно классный руководитель должен работать с активными родителями, а значит и вся просветительская деятельность классного руководителя для родителей о школе, её управлении, разъяснения полномочий каждого участника коллегиальных органов управления ОО и вовлечения их в ГОУО должна стать более значимой. Классный руководитель, который имеет тесный контакт с каждым родителем своего класса, знает ситуацию в каждой семье, может оценить потенциал каждого родителя для привлечения его в государственно-общественное управление образование гимназии, по –новому может организовать свою работу.

Таким образом, проведённое нами исследование 8 лучших практик организации взаимодействия семьи и школы в рамках изучения форм деятельности классного руководителя, позволяет прийти к выводу о наполнении традиционных форм его работы новым содержанием, включении новых форм, связанных с информационными ресурсами и возможностями для достижения эффективности школьного самоуправления и соуправления.



Предварительный просмотр:

Формы деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей

Традиционным в работе школ с родителями остаётся создание родительских комитетов классов и школ. Но продуктивность деятельности родительского участия в управленческом процессе образовательного учреждения не всегда высока.  Изменения в жизни общества в сторону демократизации требуют и от современной школы развития различных форм совместного управления образовательным учреждением. Инициативные, грамотные и заинтересованные родители приносят большую пользу и оказывают серьёзную помощь администрации и педагогам образовательного учреждения.

В работе рассматривается место классного руководителя в государственно-общественном управлении. Решаются вопросы по формам взаимодействия между органами государственно-общественного управления с родителями через классного руководителя.

Ключевым понятием для нашего исследования является деятельность классного руководителя, лежащая в основе воспитательной системы любой образовательной организации. Под термином «деятельность» мы принимаем такое значение: форма активного отношения к окружающему, то есть деятельность обязательно должна включать в себя цель, средства, результат и саму деятельность. Обусловлено это задачами, которые ставят перед учебным заведением общество, государство и родители.

Проанализировали методические рекомендации по организации ГОУО, мы пришли к выводу, что родители могут стать активными участниками коллегиальных органов управления ОО, наделённые обширным кругом полномочий.

По результатам анализа теории вопроса в первой главе мы пришли к выводу, что необходимо выявить критерии и провести анализ лучших практик включения родителей в государственно-общественное управление образовательной организацией   по стране, так как привлечение родителей в ГОУО видится нам основополагающим элементом взаимодействия семьи и школы, поэтому основное внимание уделили выявлению форм деятельности классного руководителя по информированию и просвещению родителей, проведению мероприятий, направленных на укрепление взаимоотношений семьи и школы в данном направлении работы, провели анализ работы по развитию ГОУО в  248 Гимназии.

Выяснили, что в нормативных документах гимназии в графе «Государственно-общественное управление и система управления Гимназией» прописано, что в Уставе регламентирована деятельность коллегиальных органов управления, таких органов управления Гимназией, как: Совет образовательного учреждения, Общее собрание, Педагогический совет и работает профсоюзная организация. Однако, в ходе анкетирования родителей учащихся 7 классов (62 чел.) выяснилось, что слабой стороной является их недостаточная активность в управления Гимназией. На практике не отработана сфера полномочий органов государственного и общественного управления.

Наше исследование выявило, что родители испытывают заинтересованность результатами учёбы и школьной жизнью своих детей, но недостаточно вовлечены в жизнь школы, мало участвуют в ней и не оказывают на неё значительного влияния, а Гимназия ограничивается традиционными родительскими собраниями.

Для выявления различных форм участия родителей в государственно-общественном управлении школой мы проанализировали лучшие практики вовлечения родителей в управление образованием , которые нам удалось найти, анализируя сайты общеобразовательных организаций, и которые соответствуют следующим критериям:

•        Новизна (в практике представлены формы работы с родителями, не используемые традиционно в практике работы классных руководителей).

•         Максимальных охват родителей (в практике представлены формы работы, которые включают родителей всего класса/школы).

•        Устойчивость (в практике представлены такие формы работы, которые закрепились в работе школы и отражены на сайте образовательной организации).

Нашим критериям соответствовали 8 успешных практик по включению родителей в ГОУО, мы выяснили, что в современных школах используют традиционные формы работы классного руководителя по взаимодействию с родителями, но они стали наполняться новым государственно-общественным содержанием, а также включаются некоторые новые формы, связанные с информационными ресурсами и возможностями для достижения эффективности школьного само- и соуправления.

Формы работы классного руководителя по по информированию и просвещению родителей, включению родителей в государственно-общественное управление образовательной организацией:

1.        Создание программы для родителей с целью повышения их педагогической культуры. Познакомить родителей с актуальными вопросами участия родителей в ГОУО.

2.        Лекции по раскрытию сущности современных проблем воспитания. Желательно анализировать конкретные педагогические ситуации.

3.        Родительские конференции (общешкольные), направленные на углубление знаний по интересующих родителей темам. Обсуждение насущных проблем, актуальной повестки дня, изменений в образовательной политике государства.

4.        Открытые уроки, которые подразумевают ознакомление родителей с методикой преподавания, программой предмета, требованиями учителей. Мы считаем, что такие уроки позволят избежать многих конфликтов из-за непонимания родителями специфики учебной деятельности.

5.        Тематические консультации (индивидуальные) подразумевают обмен информацией, которая сможет дать реальное представление о школьных проблемах, которые можно решить деятельностью органов ГОУО. Возможно, такая форма взаимодействия будет способствовать созданию хорошего контакта с родителями.

6.        Тематические родительские собрания, на которых можно анализировать деятельность ОО, обсуждать варианты его развития. Предпочтительнее неформальное общение, главное – доброжелательное. Диалог между родительской общественностью и классным руководителем, а не озвучивание требований к ним. Желательно, подведение итогов и рефлексия.

7.        Родительские чтения дадут родителям не только слушать лекции педагогов по вопросам воспитания детей, но и самим участвовать в обсуждении путей решения различных педагогических задач, знакомиться со справочной литературой.  На первом собрании в начале года родители должны обозначить интересующие их вопросы, к следующему собранию классный руководитель подбирает соответствующую литературу, к последующим собраниям прочитанные родителями источники обсуждаются в классе, родители готовят доклады по своей теме.

8.        Итогом предыдущей формы работы с родителями может стать родительский ринг. Классный руководитель готовить карточки с вопросами родителей по педагогическим проблемам. Такая форма взаимодействия будет способствовать формированию родительского коллектива.

9.        Педагогический совет с участием родителей может проводиться с целью осмысления родителями активных проблем школы. Приблизительная структура: теоретическая часть – готовят педагоги в соответствии с темой педсовета, предоставление результатов анкетирования, которое проводится заранее, чтобы узнать мнение родительской общественности по теме педсовета, беседа с родителями – устанавливать контакт с родителями, налаживание обратной связи, рассмотрение педагогических ситуаций и совместное их решение, в конце стоит предоставить возможность родителям задать интересующие их вопросы (возможно, в письменном виде и анонимно).

10.        Ролевые игры, с целью прорабатыванию педагогических ситуаций.

11.        Родительский клуб, подразумевающий ряд встреч, обсуждающий вопросы управления ОО.

Все эти формы, основанные на традиционном взаимодействии школы и родителей, способствуют изменению в управлении ОО, так как директор должен будет учитывать мнение родительской общественности при принятии любых решений, касающихся жизнедеятельности образовательной организации.

Для нашего исследования важным в работе классного руководителя является его взаимоотношения с родителями. Мы остановились на возможных формах их взаимодействия. Термин «форма» в нашей работе мы употребляли в значении внутренней организации содержания.  Педагогическая форма – это устойчивая, завершённая организация педагогического процесса в единстве всех его компонентов.

Мы пришли к выводу, что именно классный руководитель должен работать с активными родителями, а значит и вся просветительская деятельность классного руководителя для родителей о школе, её управлении, разъяснения полномочий каждого участника коллегиальных органов управления ОО и вовлечения их в ГОУО должна стать более значимой. Классный руководитель, который имеет тесный контакт с каждым родителем своего класса, знает ситуацию в каждой семье, может оценить потенциал каждого родителя для привлечения его в государственно-общественное управление образование гимназии, по –новому может организовать свою работу.

Таким образом, проведённое нами исследование 8 лучших практик организации взаимодействия семьи и школы в рамках изучения форм деятельности классного руководителя, позволяет прийти к выводу о наполнении традиционных форм его работы новым содержанием, включении новых форм, связанных с информационными ресурсами и возможностями для достижения эффективности школьного самоуправления и соуправления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

формы взаимодействия классного руководителя и родителей

как должен классный руководитель находить общий язык с родителями учащихся...

Роль классного руководителя в организации эстетического просвещения детей и родителей

Описание опыта работы с учащимися детской музыкальной школы и их родителями...

Классный час как одна из форм деятельности классного руководителя

Презентация "Классный час как одна из форм деятельности классного руководителя"...

Содержание и формы работы классного руководителя по просвещению родителей.

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение родителей, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и ...

Классный час, как одна из ведущих форм деятельности классного руководителя.

Классный час-это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окруж...