Программа воспитания и социализации обучающихся
рабочая программа (11 класс)
Программа воспитания и социализации обучающихся «Путь к успеху»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_uch-sya.docx | 59.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа
воспитания и социализации обучающихся «Путь к успеху»
классного руководителя 11 «А» класса
Буянтуевой Баярмы Борисовны
Пояснительная записка.
Программа воспитания и социализации основывается на:
- Закон Российской Федерации «Об Образовании»;
- Конвенции о правах ребенка;
- Конституции РФ;
- ФГОС ООО от 17.12.2010г. №1897;
- Семейный кодекс;
- Устав школы;
- План воспитательной работы МАОУ «СОШ №8 г.Улан-Удэ»
В современной России воспитание становится как никогда социально востребованной и актуальной проблемой развития гражданского общества. Методологической основой ФГОС ООО является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.
Процесс социализации обучающихся в общеобразовательной организации – это целенаправленная профессиональная работа всех субъектов образовательной деятельности по осуществлению эффективных мер совершенствования содержания, структуры, технологии и методики воспитательной деятельности, развития социального партнерства с государственными и общественными организациями в целях социализации и развития детской личности в едином социальном пространстве.
В новом законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 2) зафиксировано, что «воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства». Социализация же определяется как готовность личности к принятию ответственных решений в ситуации выбора.
Программа воспитания и социализации обучающихся 11 «А» класса направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Раздел 1. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся.
Целью воспитания и социализации обучающихся в МАОУ СОШ №8 является создание благоприятных условий для становления духовно – нравственной, творческой, деятельной, развивающейся, здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
Цель воспитания и социализации учащихся 11 класса: воспитать успешную, духовно богатую, свободную, физически здоровую личность, обладающую прочными базовыми знаниями за курс средней школы и глубокими знаниями по профильным дисциплинам, личности ориентированной на высокие нравственные ценности, способной в последующем на участие в духовном и культурном развитии общества.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи:
1. Создание для каждого ребенка ситуации успеха как «стартовой площадки» нового витка его личностного роста.
2. Обеспечение высокого уровня общего интеллектуального развития личности учащихся.
3. Создание необходимых условий для завершения базовой общеобразовательной подготовки, необходимой для: профессиональной дальнейшей учебы; выполнения гражданских обязанностей; успешной жизни и деятельности.
4. Оказание психолого-педагогической помощи старшеклассникам в формировании самостоятельности, самоорганизации и самоопределения.
5. Дальнейшее физическое развитие личности.
6. Дальнейшее развитие национального самосознания, формирование нравственных и гражданских качеств на основе разнообразной творческой деятельности.
Раздел 2. Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся.
В основе программы заложены основные принципы организации воспитания: принцип открытости, принцип привлекательности будущего дела, принцип свободы участия, принцип обратной связи, принцип успешности, принцип сотворчества, но главным принципом является ориентация на общечеловеческие ценности. Принципы, на которых построена программа, реализует идеи создания воспитательной системы, направленной на развитие потенциальных возможностей ребенка и приобщение к человеческим ценностям.
1. Принцип открытости -учащиеся планируют жизнь в классе совместно с классным руководителем, вносят коррективы в предложения взрослого с учетом своих интересов, потребностей и желаний. Если классный руководитель хочет включить в план, какие - то мероприятия, в которых ребята не хотели бы участвовать, он должен быть убедителен и использовать в своем арсенале аргументы убеждения, соответствующие принципу привлекательности.
2. Принцип привлекательности будущего дела. Классный руководитель может убедить и заинтересовать учащихся, показав им привлекательность выполняемого дела, которое у них получится в конечном результате. Ребятам в любом возрасте не интересны абстрактные и расплывчатые цели. Их увлекает конкретный результат выполняемого дела.
2. Принцип свободы участия. При участии во внеклассном мероприятии, необходимо предоставить возможность выбора задания или дела с учетом возможностей ученика, его интересов, личных качеств.
2. Принцип обратной связи. После проведения любого мероприятия, выяснить мнение учащихся о нем.
3. Принцип сотворчества. В этом принципе соединяется два слова: сотрудничество и творчество. Сотрудничество-это право выбора учащимися себе партнеров по выполняемому делу. Стимулом творчества учащихся может служить возможность внесения корректив в сценарий мероприятия самими учащимися.
4 Принцип успешности, т.е. оценка классного руководителя успешности развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
5. Принцип ценностных ориентаций обеспечивает приобщение детей к системе жизненных ценностей; осуществляется гуманизация межличностных отношений на различных уровнях: дети-дети, дети - семья, дети- педагог.
6. Принцип индувидуализации предполагает личностный подход, учет индивидуальных потенциальных возможностей ребенка, способствует самореализации ребенка.
7. Принцип сочетания воспитания и оздоровления обеспечивает одновременную реализацию воспитательных и оздоровительных мероприятий.
8. Принцип творческой деятельности обеспечивает развитие креативных способностей каждого ребенка, пробуждение инициативности, стремление показать свою индивидуальность в различной деятельности.
9. Интегративный принцип приводит к соединению в одно целое все виды деятельности, которые имеют одну главную цель - личностное развитие.
Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и социализации личности учащегося. И, конечно же, большая часть работы ложится на плечи классного руководителя. Классный руководитель является тем лицом, которое имеет возможность находить пути воспитания успешной, всесторонне развитой, здоровой, нравственно-полноценной личности, а воспитательная система класса позволяет создать такие условия, в которых возможно будет формирование личности с правильными жизненными ценностными ориентирами.
Моя педагогическая философия заключается в следующем: «Человек успешен настолько, насколько он решил быть успешным». И взрослому, и ребенку нужно чувствовать собственную значимость и успешность. Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик видит, что его вклад в общее дело оценен, то в дальнейшем он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Степень успешности ученика в первую очередь оценивает и поддерживает классный руководитель. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений. Необходимо оценивать успешность развития и совершенствования каждой личности по мере развития классного коллектива.
«Успех» - естественный результат последовательного применения основных принципов успеха в жизни.
«Успех» - это постоянное продвижение к цели, а также достижение цели.
«Успех» - это процесс поворота от чего то к чему-то лучшему, от бездеятельности к занятиям.
«Успех» - это ответ на призыв меняться, расти, развиваться и становиться, на призыв продвинуться на лучшее место.
Для успешной социализации обучающихся я применяю современные технологии: социального партнерства, информационные и диалоговые технологии, информационно-коммуникативные технологии и др.
Особенностью программы является ориентация на гражданско-патриотическое воспитание. Особое внимание данному направлению уделяю потому, что воспитание гражданского самосознания и чувства патриотизма является одной из главных задач нашей школы. В нашей школе функционирует ДОО «Мой мир», в частности правовой клуб «Фемида», патриотический клуб «Патриот», клуб «Турист», в структуру которых входят мои ученики.
Ведущей целью гражданско-патриотического воспитания в классе является создание условий для формирования гражданско-патриотической культуры личности ребёнка через учебную и внеурочную деятельность. Так как патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей свою неразрывность с Отечеством. Задачи воспитания и социализации обучающихся классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Не смотря на то, что особенностью данной программы является ориентация на гражданско-патриотическое воспитание в ней выделены и другие направления:
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- интеллектуально-познавательная деятельность;
- нравственно-правовое воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- семья и семейные ценности;
- трудовая деятельность;
- самоуправление.
Так же помимо названных направлений, в план воспитательной работы также входят:
- индивидуальная работа с учащимися класса;
- работа с учителями-предметниками;
- работа со школьным психологом;
- работа с родителями.
3 раздел – «Содержание и формы воспитания и социализации обучающихся»
Организация духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся осуществляется по следующим направлениям:
1. направление «Я гражданин и патриот Родины!» - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человек
Ценности: любовь к России, своему народу, Республике Бурятия, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире.
Цель направления:
Формирование гражданской позиции, патриотизма, юридической грамотности, знание законов, своих прав и обязанностей, знание о правовых нормах как регуляторе поведения человека в обществе.
Задачи:
воспитание личности духовной, нравственной, социально-адаптированной к современному обществу;
обучение решению задач правового воспитания, связанных с проблемой морального саморазвития и самосовершенствования;
формирование правовой культуры.
Ожидаемый результат: Сформированность у учащихся соответствующих знаний о правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного, осознанного выбора поведения; сформированность патриотических чувств и сознания молодежи на основе системы ценностей отечественной культуры, истории, искусства.
2. Направление – « Ученье –путь к успеху!»
Цель: Создать условия для раскрытия интеллектуальных, умственных способностей каждого ученика в меру его возможностей, обеспечение развития познавательной активности учащихся.
Задачи:
- Создание ситуации успеха в учебе.
- Научить самостоятельно получать знания, используя различные технические средства.
- Обеспечить переход на более качественный уровень усвоения знаний.
- Формирование внутренней потребности и готовности к получению полноценного образования и дальнейшего самоопределения.
Формы работы:
- Привлечение учащихся к занятиям в кружках, факультативах и спецкурсах.
- Психологические тренинги, игры, мониторинг результата.
- интеллектуальные игры, викторины, конкурсы внутри класса и параллели;
- участие в районных и всероссийских олимпиадах;
- участие в интернет - олимпиадах и конкурсах;
- проведение тематических недель (неделя математика, русского языка, литературного чтения, окружающего мира)
3. Направление – «Я и профессия»
Цель: Осознание учащимися общественной и личностной значимости труда, перспектив своего участия в нём; формирование стремления к профессиональной самореализации.
Задачи:
- формирование адекватных профессиональных притязаний;
- создание условий для личностного и профессионального самоопределения,
- знакомство с условиями успешного профессионального определения.
- формирование адекватных представлений об экономической ситуации в стране.
Ожидаемый результат: формирование адекватных профессиональных притязаний, определение сферы самоутверждения учащихся, на основе формирования понятий «смысл жизни», «идеал», «счастье».
Формы работы:
1.Подготовка учащихся к выпускным экзаменам:
- значение семьи в ответственные моменты жизни;
- готовность учащихся к сдаче экзамена;
- порядок аттестации основной и средней школы.
2. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации ученика:
- информация об учебных заведениях, в которые может поступить учащийся основной и средней школы;
- рекомендации психолога по профориентации;
- анализ профессиональных интересов учащихся.
4. Направление – «Здоровье – наше богатство» - Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни
Ценности: жизнь во всех еѐ проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика.
Цель: познакомить учащихся с важнейшими жизненными ценностями, убедить их в необходимости здорового образа жизни, показать глобальный характер проблем курения, алкоголизма и наркомании, показать необходимость здорового образа жизни для профессионального и карьерного роста.
Задачи:
- Пропаганда здорового образа жизни.
- Взаимодействие с медицинскими учреждениями для построения индивидуальных карт здоровья.
- Профилактика асоциального поведения учащихся.
Ожидаемый результат: осознание учащимися необходимости вести здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, уважение выбора каждого человека.
Формы работы с классным коллективом:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы;
- участие в спортивных соревнованиях посёлка (Кросс - нации, лыжня России);
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- спортивные викторины, классные часы по спортивной тематике;
- беседы и дискуссии по данной проблеме.
5 – направление «Готов к труду!» - Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание
Цель: формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков.
Задачи:
- воспитание бережливости, расчетливости, трудолюбия;
- социально-профессиональная адаптация;
- развитие интереса к творчеству; развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.
Формы и средства реализации:
- КТД трудовые (десанты, операции, субботники);
- общественно – полезный труд;
- организация и проведение ярмарок, аукционов поделок, выставок предметов художественного промысла.
Ожидаемый результат: опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений; умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы; сформированность профессиональных намерений и интересов.
6 направление «Я и мой мир» воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры — эстетическое воспитание Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.
Цели и задачи:
- художественно-эстетическое развитие;
- привитие чувства прекрасного;
- помощь в раскрытии и реализации внутренних резервов (способностей, интересов, таланта, личностных качеств);
- создание условий для развития творческих способностей учащихся;
- формирование основ общей культуры, умение общаться, потребности к самовоспитанию.
Формы и средства реализации:
- занятия в объединениях блока дополнительного образования;
- кружки (вокального пения, сольного пения, хореографические);
- посещение театров, выставок, кинотеатров;
- встречи с интересными людьми;
- организация концертов, творческих вечеров, конкурсов;
- экскурсии (залы, музеи); турпоездки.
Ожидаемый результат: понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
7.Направление «Мои ценности» - Духовно-нравственное воспитание
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы:
- Формировать у учащихся чувство толерантности;
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания;
- Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Формы работы:
- Тематические классные часы по нравственной тематике;
- Дискуссии по нравственной тематике;
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности»;
- Изучение нравственного наследия своей страны;
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мир.
Ожидаемый результат: Понимание учащимися жизненных ценностей; смысла человеческого существования; понимание нравственной сущности правил культуры поведения.
Образ выпускника 11-го класса
как главный целевой ориентир в учебно-воспитательной работе .
- Нравственный потенциал.
Осмысление целей и смысла своей жизни. Усвоение ценностей «отечество», «культура», «любовь», «творчество», «самоактуализация», «субъектность». Наличие чувства гордости за принадлежность к своей нации, за свою Родину. Знание и понимание основных положений Конституции Российской Федерации.
Понимание сущности нравственных качеств и черт характера окружающих людей, толерантность в их восприятии, проявление в отношениях с ними таких качеств, как доброта, честность, порядочность, вежливость. Адекватная оценка своих реальных и потенциальных возможностей, уверенность в себе, готовность к профессиональному самоопределению, самоутверждению и самореализации во взрослой жизни. Активность в общешкольных и классных делах, в работе с младшими школьниками. Наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности.
- Познавательный потенциал
Наличие желания и готовности продолжить обучение после школы, потребность в углубленном изучении избранной области знаний, их самостоятельном добывании.
- Коммуникативный потенциал
Сформированность индивидуального стиля общения; владение коммуникативными умениями и навыками, способами поддержания эмоционально устойчивого поведения в кризисной жизненной ситуации; способность корректировать в общении и отношениях свою и чужую агрессию.
- Эстетический потенциал.
Умение строить свою жизнедеятельность по законам гармонии и красоты; потребность в посещении театров, выставок, концертов; стремление творить прекрасное в учебной, трудовой, любимой досуговой деятельности, поведении и отношениях с окружающими; проявление индивидуального своеобразия в восприятии и созидании красоты.
- Физический потенциал
Стремление к физическому совершенству; умение подготовить и провести подвижные игры и спортивные соревнования среди сверстников и младших школьников. Привычка ежедневно заниматься физическими упражнениями и умение использовать их в улучшении своей работоспособности и эмоционального состояния.
ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ УЧАЩИХСЯ
Цели и задачи совместной деятельности классного руководителя и родителей
С принятием Закона Российской Федерации “Об образовании” возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и школы.
Это выражается в ориентации на государственно-общественное управление образованием, праве на существование всех форм образования, в том числе семейного, в обновлении содержания обучения и воспитания.
В России семейная политика признается одним из приоритетных направлений социальной политики.
Школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
Цели:
- Создание оптимальных условий функционирования и совершенствования сотрудничества в организации работы с родителями.
- Объединение усилий педагогического коллектива и родителей в развитии ученика как личности.
Задачи:
- Способствовать формированию теоретических представлений у классного руководителя о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.
- Организация совместной деятельности администрации, классного руководителя и родителей в воспитании детей.
- Создание благоприятной атмосферы общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания учащихся в системе «учитель – ученик – родитель».
Основные направления в работе
К основным направлениям деятельности педагогов и родителей относятся:
- познавательная сфера жизни (работа с учителями-предметниками),
- поддержка физического здоровья учащихся,
- дополнительное образование детей и развитие творческого потенциала детей,
- поддержка одаренных детей,
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Педагогам важно установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, создать атмосферу взаимоподдержки и общности интересов. Именно семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение разумного образа жизни.
Но практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит классным руководителям. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Классному руководителю необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, исключающих авторитаризм и морализм.
Формы сотрудничества с родителями учащихся
Родительское собрание — одна из основных форм работы с родителями.На нем обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллективов.Оно может проходить в форме “круглого стола”, тематической дискуссии самих родителей с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья, консультации со специалистами.
Посещение семьи - эффективная форма индивидуальной работы классного руководителя с родителями. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Классный руководитель беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребёнка, даёт советы по организации выполнения домашних заданий и т.д.
Переписка с родителями - письменная форма информирования родителей об успехах их детей. Допускается извещение родителей о предстоящей совместной деятельности в школе, поздравление с праздниками, советы и пожелания в воспитании детей. Главное условие переписки -доброжелательный тон, радость общения.
Родительский лекторий - “университет педагогических знаний” способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и школы к воспитанию детей. В определении тематики мероприятий участвуют родители.
Тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности, деятелей науки и культуры, представителей общественных организаций.
Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, юристов, врачей и других специалистов; на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей.
Диспут, дискуссия — обмен мнениями по проблемам воспитания — одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить их в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление.
Встречи родительской общественности с администрацией школы, учителями-предметниками. Педагоги знакомят родителей с требованиями к организации работы по предмету, выслушивают пожелания родителей. В процессе совместного обсуждения возможно составление программ действий, перспективных планов совместной работы.
Индивидуальная работа, групповые формы взаимодействия классного руководителя и родителей. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив — это опора педагогов, и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации классных, школьных дел, решению проблем жизни коллектива.
Формы познавательной деятельности: общественные форумы знаний, творческие отчеты по предметам, дни открытых уроков, праздники знаний и творчества, турниры знатоков, совместные олимпиады, выпуск предметных газет, заседания, отчеты научных обществ учащихся и т. д. Родители могут помочь в оформлении, подготовке поощрительных призов, оценке результатов, непосредственно участвовать в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.
Формы досуга: совместные праздники, подготовка концертов, спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие классного руководителя с родителями школьника.
Календарно- тематическое планирование работы на 2015-2016 учебный год
Виды деятельности | Содержание | Ответственные | |
Сентябрь | |||
Учебно-познавательная профориентационная |
| Кл. рук-ль и культмасс. сектор Классный рук-ль Клас. рук. Учебный и санит. Сектора Классный рук-ль | |
Культурно-просветительная | 1.Выход в театр. | Кл. рук. | |
Общественно-патриотическая | 1.Классный час «Урок Мужества» посвященный трагедии в Беслане | Учебный сектор | |
Физкультурно-оздоровительная | 1. Классный час «Здоровый образ жизни. Что это?» 2. Туристический слёт 3 .Осенний кросс 5.Участие в Спартакиаде школьников по видам спорта 6. Футбольный турнир среди классов. | Классный рук-ль Санитарный сектор Спортивный сектор | |
Нравственно-правовая | 1.Терроризм – угроза обществу! Беседа 2. Беседы по правилам поведения. 3. Участие в благотворительной акции «Помоги собраться в школу» 6. Беседы по технике пожарной и дорожной безопасности. Инструктаж. 7. «Единые требования к учащимся школы» | Кл. рук. Хаптахаева Т.И. Учебный сектор, староста, род.комитет Классный рук-ль | |
Эстетическая, игровая | 1. Участие в Ярмарке овощей «Золотая осень». | староста | |
Трудовая | 1. Экологические субботники на территории школьного двора и закрепленных участков. 2. Акция «Украсим любимую школу» (озеленение классного кабинета №56 , коридоров школы) 3. Месячник «Чистый микрорайон» | Трудовой сектор Трудовой и санитарный сектора | |
Работа с родителями | 1.Участие родителей в соревнованиях по туристической подготовке. 2. Родительское собрание «Вот и стали мы на год взрослее – мы Выпускники. Профессиональное самоопределение выпускника» Анкетирование родителей (изучение семьи) | Кл. рук., род комитет Классный рук-ль | |
Октябрь | |||
Учебно-познавательная, профориентационная |
| Классный рук-ль Учебный сектор Классный рук-ль, с приглашение первого учителя. Староста, Учебный сектор | |
Культурно-просветительная | 1.Посещение музея истории города. 2. Поздравления учителей-предметников с Днем учителя. | Кл. рук., род. комитет Староста, уч-ся | |
Общественно-патриотическая | 1. Поздравление ветеранов с Днем пожилого человека «Мои года –мое богатство» 2. Участие в конкурсе чтецов на бурятском языке «Манай тоонто нютаг» | Староста, культмассовый сектор Учебный сектор | |
Физкультурно-оздоровительная | 1. Участие в районных школьных соревнованиях. 2. Первенство школы по футболу. 3. Классный час «Мода на здоровье» | Спортивный сектор, клуб «Патриот» Спортивный сектор Спортивный сектор, учебный | |
Нравственно-правовая | 1. «Права и обязанности учащихся 11 «А» класса. Правила школьной жизни одни правила для всех» Беседа. 2. Участие в Выборах школьного парламента, президента школы. «Мы – будущие избиратели». | Классный рук-ль Староста, клуб «Фемида» | |
Эстетическая, игровая | 1.Концерт учащихся для учителей, посвященный Дню учителя. 2. День самоуправления. Мы – учителя! 3. Конкурс рисунков «Мой любимый учитель» 4. Конкурс сочинений «Мой учитель» 5. Эрудит-игра «Самый умный ученик» 6. День именинника. Сентябрь-октябрь. | Кульмассовый сектор Староста, учебный сектор, ДОО «Мой Мир» ДОО «Мой Мир» | |
Трудовая | 1.Акция «Чистый школьный двор»- субботник 2. Генеральная уборка кабинета. | Кл. рук., трудовой сектор | |
Работа с родителями | 1.Индивидуальная беседа с родителями. 2. Работа с родителями «Научись понимать других. Психологическая поддержка ребенка.» | Кл. рук. Кл. рук. | |
Ноябрь | |||
Учебно-познавательная, профориентационная | 1. Кл.час «Дороги, которые мы выбираем». Презентации «Моя будущая профессия» 2.Анкета «Тайны нашего досуга» | Классный рук-ль Учебный сектор и уч-ся Классный рук-ль Культмассовый сектор | |
Культурно-просветительная | 1. Ярмарка учебных мест – профориентация. Выезд на выставку – ярмарку учебных мест. 2. День открытых дверей (библиотека) | Классный рук-ль родители Учебный сектор | |
Общественно-патриотическая | 1.кл. час «Страна, в которой мне хотелось жить» | Классный рук-ль и уч-ся | |
Физкультурно-оздоровительная | 1. Классный час «Я за здоровый образ жизни. Я против курения и наркотиков». Презентации (конкурс) 2. Первенство школы по волейболу среди 8-11 классов. 3. Выезд на турбазу. | Спортивный и санитарный сектор Спортивный сектор Род.комитет, Спортивный сектор | |
Нравственно- правовая | 1. Беседа по Правилам дорожного движения, ППБ. Инструктаж. 2. Беседы инспектора по предупреждению правонарушения подростков. 3. День согласия и примирения. Классный час «Формирование нравственных ценностей у учащихся - толерантность». 5. День вежливости | Классный рук-ль ОДД, Кл.рук. Классный рук-ль Уч-ся Уч-ся | |
Эстетическая, игровая | 1. Конкурс красоты «Мисс Осень» 2. Фото-конкурс «Семья глазами ребенка». 3. Конкурс рисунков «Дружба народов» | Культмассовый сектор Культмассовый сектор редколлегия | |
Трудовая | Подготовка кабинетов к зимнему сезону. | Кл. рук. | |
Работа с родителями | 1. Проведение психолого-педагогической диагностики индивидуальных особенностей учащихся с привлечением родителей. 2.Индивидуальная беседа с родителями. 3.Родительское собрание «Всё о ЕГЭ. Как подготовить себя и своего ребенка к будущим экзаменам» | Кл. рук. Психолог ,Кл. рук. Психолог ,Кл. рук., завуч УВР Бутуханова В.Д. | |
Декабрь | |||
Учебно-познавательная, профориентационная |
| Классный рук-ль Спортивный сектор Классный рук-ль С приглашением выпускников школы – курсантов высших военных учреждений | |
Культурно-просветительная |
| Кл. рук. | |
Общественно-патриотическая | 1. Эрудит викторина, посвященная «5 декабря – День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой». 2. Кл.час «Мы народ - мы едины!» День народного единства. 3. Кл.час, посвященный ко Дню Конституции. | МО «История», уч-ся Классный рук-ль Учебный сектор Классный рук-ль | |
Физкультурно-оздоровительная | 1. Беседы по охране здоровья. 2. Беседа «Спорт в нашей семье» | Врачи, мед.сестра Классный рук-ль Спортивный сектор | |
Нравственно-правовая | 1. Кл.час «Мои жизненные ценности или как потратить жизнь?» 2. Инструктаж по ППБ,ПДД, Комендантский час, безопасное поведение. | Класс. Рук. Уч-ся Классный рук-ль | |
Эстетическая, игровая | 1. вечер «Новый год стучится в дверь» 2. Оформление кабинета к Новому году. 3. Участие в конкурсе «Лучший плакат – поздравление на Новый год». 4. День именинника – ноябрь, декабрь. | Культмассовый сектор редколлегия редколлегия Культмассовый сектор | |
Трудовая | 1.Подготовка кабинетов к смотру. | Классный рук-ль | |
Работа с родителями | 1. Родит. Комитет «Подготовка к Новому году. Каникулы. Безопасность и здоровье детей» 2. Индивидуальная беседа с родителями «Формирование позитивных жизненных установок» | Классный рук-ль Психолог | |
Январь | |||
Учебно-познавательная, профориентационная | 1.Кл.час «Мир моих увлечений». 2.Беседа «Что мы знаем о ЕГЭ. Процедура проведения ЕГЭ». 3. «Моя профессия – врач» | Классный рук-ль Уч-ся Завуч УВР Бутуханова В.Д., Классный рук-ль Санитарный сектор | |
Культурно-просветительная | 1. Работа школьного радио «Пятиминутка» | «Мой Мир» | |
Общественно-патриотическая | 1. Шефство над ветеранами. 2. Тимуровская работа. 3. Кл.час «Оставаться человеком, или Ленинградский День Победы» | ОДД Кл. рук. Учебный сектор | |
Физкультурно-оздоровительная | 1. выезд на Лыжную базу. | Родит. Комитет и Спортивный сектор | |
Нравственно-правовая | 1. Классные часы «Экстремизм и патриотизм» 2. Беседа «Уважительное отношение детей к своим родителям и близким» | Кл. рук., клуб «Фемида» Классный рук-ль | |
Эстетическая, игровая | 1.Классный кинофестиваль «Фильм о моем классе». Жизнь класса глазами учеников. | Кл. рук Культмассовый сектор редколлегия | |
Трудовая | 1. Генеральная уборка в кабинетах. | Кл. рук. | |
Работа с родителями |
| Администрация, Кл. рук Кл. руководитель | |
Февраль | |||
Учебно-познавательная, профориентационная |
| Кл. рук. Учебный сектор | |
Культурно-просветительная | Выход в театр. Празднование Белого месяца. | Кл. рук., род.комитет | |
Общественно-патриотическая | 1.День защитника Отечества. Смотр строя и песни. 2.Районный конкурс «Сыны России. Равнение на старшее поколение». 3.Акция «Ветеран живет рядом». Встречи с ветеранами ВОВ. | Кл. рук. Спортивный сектор Клуб «Патриот» Беломестнова И.Б. | |
Физкультурно-оздоровительная | 1. «А ну-ка парни!» | Учителя ФК. Спортивный сектор | |
Нравственно-правовая | 1 . Классный час «Что такое счастье?» | Хапатахаева Т.И. Кл. рук. | |
Эстетическая, игровая | 1.Сагаалган. Школьный конкурс «Дангина-Гэсэр» 2. Поздравления ко Дню защитника Отечества. 3.День влюбленных. Поздравительные открытки. 4. День именинника –январь, февраль. | Культмассовый сектор кл. рук. Культмассовый сектор редколлегия | |
Трудовая | 1.Уборка кабинета. Дежурство в кабинете. | Санитарный сектор Трудовой сектор | |
Работа с родителями | 1.Индивидуальная беседа с родителями «Нравственные приоритеты семьи». | Кл. рук. | |
Март | |||
Учебно-познавательная, профориентационная | 1 . Кл.час «Познай себя. Кто Я? Какой Я?» « Как правильно готовиться к ЕГЭ. Пути получения образования». 2.«Мы инженеры » - профессия | Классный рук-ль Учебный сектор, родит. комитет | |
Культурно-просветительная | 1.Участие в читательской конференции по книгам о Великой Отечественной войне. | Библиотека Учебный сектор | |
Общественно-патриотическая | Кл.час «2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве». | Кл. рук. | |
Физкультурно-оздоровительная | 1. Соревнования по шахматам. 2. Беседы с учащимися по охране здоровья. | Петрова С.М. Учитель ОБЖ | |
Нравственно-правовая | Организация и проведение бесед по профилактике правонарушений. Инструктаж по ППБ,ПДД, Комендантский час, безопасное поведение. | ИДН Классный рук-ль | |
Эстетическая, игровая | 1. Праздник мам. Поздравление учителей. 2. Классный час «8 марта –праздник весны». 3. Викторина «А ну-ка, девушки!» | Классный рук-ль Актив класса Культмассовый сектор Актив класса | |
Трудовая | Генеральная уборка в кабинете. | Кл. рук. | |
Работа с родителями | Беседа с родителями Привлечение родителей к организации проведения каникул. День открытых дверей в классе (посещение уроков и внеклассных мероприятий) | Кл. рук Классный рук-ль | |
Апрель | |||
Учебно-познавательная, методическая | Кл. час «Пока я мыслю, я вижу». Беседа. «ЕГЭ. Моя подготовка к экзаменам» | Классный рук-ль Кл. рук | |
Культурно-просветительная | 1.Экологический месячник. 2.Красная книга России, Бурятии. 3.День птиц. 4.День Земли. Сбор макулатуры. | Учителя биологии Классный рук-ль Трудовой сектор | |
Общественно-патриотическая | 1.12 апреля – День космонавтики. Кл. час «Герои России – наши космонавты» 2.Районная военно-спортивная игра «Зарница» | Кл. рук. Сенгеев Л.Д., клуб «Патриот» | |
Физкультурно-оздоровительная | 1.«Веселые старты » в начальных классах. 2.Весенний кросс | Учителя ФК | |
Нравственно-правовая | Беседы с учащимися о нормах поведения в школе, внутришкольном порядке. | Администрация, инспектор ПДН,Кл. рук. | |
Эстетическая, игровая | 1.Видео-конкурс «Наш класс» 2. Участие в выставке рисунков на экологическую тему. | Юрченко О. Ю. редколлегия редколлегия | |
Трудовая | Субботники. Экологическая акция «Нам до всего есть дело» | ОДД, Трудовой сектор Классный рук-ль | |
Работа с родителями | 1.Родительское собрание «Апрельские тезисы. Творческое подведение итогов учебы в школе за 11 лет» 2. Индивидуальная беседа с родителями. | Классный рук-ль | |
Май-июнь | |||
Учебно-познавательная, профориентационная | 1.Подготовка праздника «Последний звонок». 2. Классный час «Каким я вижу себя в будущем?» | Хаптахаева Т.И. Кл. рук 9, 11 классов Классный рук-ль Актив класса | |
Культурно-просветительная | 1.Участие в конкурсе военных песен. | Культмассовый сектор Спортивный сектор | |
Общественно-патриотическая | 1.Митинг посвященный 71 годовщине Победе. 2.Встречи с ветеранами. Поздравление. 3. Классный час, посвященный 71 годовщине Победы над фашистской Германией. 4. Георгиевская лента. | Хаптахаева Т.И. Классный рук-ль Учебный сектор Актив класса | |
Физкультурно-оздоровительная | 1.Смотр строя и песни. 2.Легкоатлетическая эстафета посвященная 71 годовщине Победе | Спортивный сектор Культмассовый сектор Учителя ФК Спортивный сектор | |
Нравственно- правовая | Классный час «Правило проведения ЕГЭ». | Кл. рук. | |
Эстетическая, игровая | 1 .Последний звонок. 2.Выпускной вечер – вручение аттестатов. «Когда уйдем со школьного двора» | ОДД «Мой мир» Администрация школы | |
Трудовая | 1.Уборка школы, школьной территории. 2.Трудовая, летняя практика 5-10 классов. | ОДД Кл. рук. | |
Работа с родителями | 1.Работа с родителями по проведению Последнего звонка, выпускного вечера. 2.Индивидуальная беседа с родителями. 3. Родительский комитет – подготовка к ЕГЭ. | Хаптахаева Т.И. кл. рук. |
5 раздел – Мониторинг воспитания и социализации обучающихся.
Для исследования результативности функционирования воспитательной системы социокультурного комплекса целесообразно использовать следующую совокупность критериев, показателей и методик изучения.
Критерии, показатели и способы изучения эффективности воспитательной системы
Критерии | Показатели | Диагностические средства | Ответственный |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Нравственная воспитанность учащихся | 1. а) Гуманность в) Духовность г) Трудолюбие д) Физическая культура е) Бережливость ж) Честность з) Активность и) Любознательность к) Дисциплинированность 2.Обладание способностью к рефлексии | Методика «Оценка уровня воспитанности (Р.В.Овчарова). Метод экспертной оценки педагогов, педагогическое наблюдение. «Размышление о жизненном опыте» -тест Н.Е.Щурковой. Методика М.И.Рожкова «Изучение социализированности личности учащихся». Методика с.М.Петровой «Пословицы». Анкета «Моя семья». | Клас рук., соц. педагог. |
2. Сформирован ность интеллектуаль ного потенциала личности | 1. Обученность учащихся. 2. Развитость познавательных процессов (внимание, память, мышление, восприятие) | Анализ текущей и итоговой успеваемости. Анкета «Познавательная потребность». Анкета «Что вам интересно?». Методика Йовайши ( оценка склонностей к различным видам профессиональной деятельности); Опросник «Профессиональная готовность». | Клас рук, зам. по УВР, психолог |
3.Коммуникативная развитость | Сформированность коммуникативной культуры учащихся
| Методика Р. В. Овчаровой «Выявление коммуникативных склонностей учащихся. | Соц.педагог |
4. Эстетическая развитость | Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. | Анкета «Анализ интересов и направленности подростков» | психолог |
5. Физическое здоровье учащихся | 1. Состояние здоровья учащихся. 2. Развитость физических качеств: силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. | Статистический медицинский анализ состояния здоровья детей. Тестирование уровня физ. подготовленности учащихся. Анкета «Мое здоровье». | учительФК. Клас. рук |
6. Сформи рованность коллектива | 1.Состояние эмоционально-психологических отношений в детском коллективе. 2. Уровень уч. самоуправления. | Педагогическое наблюдение. Методика М.И.Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления». Методика Л.М.Фридман «Наши отношения» | Клас. рук психолог |
7.Удовлетворен ность педагогов, учащихся и родителей жизнедеятель ностью в школе | 1. Удовлетворенность педагогов содержанием организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношения в школьном сообществе. 2. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе | Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении». Методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» Методика Е.Н. Степанова «Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения» Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления (О.Кондаш) | Классный руководитель, психолог. |
- Диагностика личностной тревожности и некоторые способы ее преодоления (О.Кондаш):
Вид тревожности | Низкий уровень | Повышенный уровень | Высокий уровень |
Школьная | 95% | 5% | 0 |
самооценочная | 95% | 5% | 0 |
Межличностная | 100% | 0 | 0 |
- Самооценка стрессоустойчивости личности .
Уровень стрессоустойчивости | Очень высокий | высокий | Выше среднего | Чуть выше среднего |
Кол-во уч-ся | 0 | 8 | 10 | 6 |
% | 0 | 32 | 40 | 24 |
- Уровень воспитанности учащихся М.И.ШИЛОВОЙ
Показатель | Уровень воспитанности |
Долг и ответственность | 4,6 высокий |
Бережливость | 4,3 хороший |
Дисциплинированность | 4,5 высокий |
Ответственное отношение к учению | 4,2 хороший |
Отношение к общественно полезному труду ( трудолюбие) | 4,2 хороший |
Коллективизм и товарищество | 4,5 высокий |
Толерантность, доброта и отзывчивость | 4,6 высокий |
Честность и правдивость | 4,1 хороший |
Простота и скромность | 4,1хороший |
Культурный уровень 4.0 | 4,3 хороший |
Итого | 4,4- хороший |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся
Памятка для обучающихся, родителей и педагогов в рамках реализации программы "Подросток" по формированию социокультурных и коммуникативных компетенций в процессе социализации обучающихся...
«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»
«Обеспечение обучающихся самостоятельной деятельностью на уроке в рамках системно-деятельностного подхода. Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности»...
Проблемы социализации обучающихся в норме и обучающихся с ОВЗ: из опыта работы классного руководителя.
В статье рассматриваются проблемы работы с учащимися с ОВЗ и в норме, решения этих проблем совместно сродителями....
Доклад "Взаимодействие специалистов МБОУ "Пушкинская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"с целью успешной социализации обучающихся с ОВЗ с использованием оборудования по программе "Доступная среда"". Доклад председателя школьной ПМПК Лобозевой Н. А.
ПМПк сегодня выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Является неотъемлемой частью образовательног...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25487837","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...
Статья «Модернизация модели деятельности по социализации обучающихся средствами проекта «Речевая компетентность как фактор развития и социализации ребёнка-инофона»
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"26186860","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н. Модернизация модели деятельности по социализации...