Подростковый возраст. Сообщение на общешкольном родительском собрании.
статья
Подростковый возраст. Сообщение на общешкольном родительском собрании.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подростковый возраст. Сообщение на общешкольном родительском собрании. | 36.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Авдеевская средняя школа "
Сообщение на общешкольном родительском собрании классного руководителя 9 класса Курносовой Татьяны Анатольевны.
Тема выступления: Подростковый возраст.
Давно уже доказано, что воспитание - сложный, комплексный, многомерный процесс, осуществляемый самыми различными общественными институтами. Именно в виде семьи общество первоначально выступает перед ребенком, семья определяет весь дальнейший характер процесса социализации ребенка.
Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета[1].
Воспитание детей в семье имеет цель — подготовить детей для жизни в условиях общества, всесторонне развить их физические и умственные способности, нравственные качества и эстетический вкус, необходимые будущему труженику и гражданину.
Люди, живущие в семье, нередко задают себе вопрос: хорошо ли мне здесь?, хорошо ли мне в семье вообще и в моей в частности? Отвечая на эти вопросы, они думают о многом: о том, становится ли их жизнь благодаря семье более осмысленной, счастливой, удобной, интересной, насыщенной; могут ли они быть в ней (и благодаря ей) тем, чем они хотели бы быть; помогает она или мешает им достичь их целей; как она влияет на их престиж.
Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств и свойств личности, которые помогут достойно преодолевать трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути.
От того, насколько гармоничны семейные отношения, зависит степень достижения главной цели воспитания - формирование всесторонне развитой личности.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.
Процесс социального научения происходит как при непосредственном взаимодействии ребенка с родителями, так и за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой
Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, осуществляемого родителями, на ребенка воздействуют вся семейная атмосфера, семейные условия: социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, ценностные ориентации членов семьи. Поэтому любая деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка.
В современной практике семейного воспитания довольно определенно выделяется три стиля отношений: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - вот главные средства этого стиля. У детей он вызывает чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.
«..Как правило, грубые окрики все более и более притупляют желание слушаться родителей: тогда и появляется порой ремень, один из самых страшных пережитков старого в воспитании детей»...
При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Либеральный (попустительский) стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Источником ее является чрезмерная родительская любовь. Дети растут недисциплинированными, безответственными. Попустительский тип отношения А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть его заключается в потакании ребенку, в погоне за детской привязанностью путем проявления чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем стремлении завоевать ребенка родители не замечают, что воспитывают эгоиста, человека лицемерного, расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это социально опасный способ отношений с детьми. Педагогов, проявляющих такое всепрощенчество по отношению к ребенку, А.С. Макаренко называл «педагогическими бестиями», осуществляющими самый неумный, самый безнравственный вид взаимоотношений.
Становясь более взрослыми, такие подростки конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
Демократический стиль характеризуется гибкостью. Родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности и желания сделать их такими, какими являются сами.
Хаотический стиль (непоследовательное руководство) — это отсутствие единого подхода к воспитанию, когда нет ясно выраженных, определенных, конкретных требований к ребенку или наблюдаются противоречия, разногласия в выборе воспитательных средств между родителями.
При таком стиле воспитания фрустрируется одна из важных базовых потребностей личности — потребность в стабильности и упорядоченности окружающего мира, наличии четких ориентиров в поведении и оценках.
Непредсказуемость родительских реакций лишает ребенка ощущения стабильности и провоцирует повышенную тревожность, неуверенность, импульсивность, а в сложных ситуациях даже агрессивность и неуправляемость, социальную дезадаптацию.
При таком воспитании не формируются самоконтроль и чувство ответственности, отмечаются незрелость суждений, заниженная самооценка.
Опекающий стиль (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) — стремление постоянно быть около ребенка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением подростка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти.
Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости у подростка, с другой — к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.
От условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей, что порождает комплексы, от которых потом невозможно избавиться.
Неадекватность также может проявляться с завышенной самооценкой. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.
А. Макаренко говорил: «…воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
«Воспитание - очень легкое дело, воспитание - счастливое дело, никакая работа по своей легкости, по исключительно ценному, ощутимому, реальному удовлетворению не может сравниться с работой воспитания».
А.С. Макаренко
Современные проблемы и нарушения семейного воспитания В чем же суть проблем современной российской семьи? Где, в каких ее звеньях кризис?
Семейной проблемой называется ситуация, в которой семье необходимо принять определенное решение и принятие этого решения или его исполнение сталкивается со значительной для данной семьи трудностью.
- Изменение положения женщины в обществе Как свидетельствуют данные Госкомстата в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и, получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелыми, и не думает о нашем благополучии.
- Происходят существенные изменения в структуре семьи, ее ценностных ориентациях.
- Падение статуса семьи как социального института общества
- Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. (снижения рождаемости)
- Сокращение числа браков и рост количества разводов ( причины: злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость)
- Большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями.
- Проблема воспитания в семье одного ребенка.
- Возрастание количества разводов (противоречия между профессиональной и семейной ролями женщины; стремление супругов к максимальной справедливости в распределении прав и обязанностей в семье, что порождает внутрисемейные коллизии, ссоры, конфликты. Здесь имеется в виду и бытовая перегрузка женщины, которая неблагоприятно сказывается на супружеских взаимоотношениях, создает напряженность в общении с детьми.
- Проблема воспитания ребенка в неполной семье.
- Воспитание ребенка в условиях полного достатка, а порой избытка. Материальные блага часто обращаются во вред детям, если родители не воспитывают у них здоровые духовные потребности.
Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.
Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.
Для того, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, необходимо помнить о внутрисемейных психологических факторах, имеющих воспитательное значение и представляющих собой необходимые формы поведения родителей:
- Принимать активное участие в жизни семьи;
- Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
- Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
- Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
- Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
- Уважать право ребенка на собственное мнение;
- Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
- С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
В процессе воспитания необходимо учитывать возрастные особенности физического и умственного развития ребёнка, однако следует предвидеть и то, что ребёнок будет способен понимать, чувствовать, делать в ближайшем будущем, и стараться развивать его физические и умственные способности в этом направлении. Таким образом, задача воспитания заключается в том, чтобы всемерно способствовать процессу естественного развития ребёнка.
Подростковый возраст (12—15 лет) часто является наиболее трудным периодом в воспитании.
В этом возрасте в организме ребёнка происходит значительная перестройка, связанная главным образом с началом деятельности половых желёз.
Под влиянием деятельности этих желёз и изменений в деятельности других желёз внутренней секреции происходит интенсивный рост костной и мышечной систем; рост внутренних органов несколько отстаёт.
Неравномерность в развитии скелетной мускулатуры и внутренних органов проявляется в небольших нарушениях кровообращения. Поэтому подростки иногда испытывают головокружения, у некоторых наблюдается похолодание и даже небольшая синюшность конечностей, что через известное время проходит.
В этом возрасте появляются и вторичные половые признаки - у девочек раньше, у мальчиков позже. У девочек начинаются регулярные месячные циклы. У мальчиков отмечается появление ночных непроизвольных извержений семени, сопровождающихся беспокойными сновидениями.
Если подростки вовремя не подготовлены к таким явлениям своими родителями или же врачом, то эти естественные процессы часто переживаются ими очень тяжело.
Вот почему так важно, чтобы мать заранее подготовила дочь к соблюдению некоторых гигиенических правил, а отец предупредил сына о том, что происходит при наступлении половой зрелости.
Отец должен умело, незаметно переключить внимание сына от половых переживаний в сферу занятий в спортивных секциях, в научных, технических и художественных кружках.
В этом возрасте наиболее существенные перемены происходят в нервной системе ребёнка. Вследствие большой перестройки организма мозг находится в состоянии повышенной возбудимости, а временами приходит в состояние пониженной активности.
Внешне это может проявляться в повышенной раздражительности, в резкой смене настроения, «беспричинных» слезах или нарочитой грубости, в неожиданных срывах поведения, немотивированных поступках и некоторой манерности.
Известное перенапряжение в деятельности нервной системы может привести к такому её состоянию, при котором любое обращение к подростку, направленное на его благо, встречает с его стороны отрицательное отношение.
Учитывая эти возрастные особенности подростков, родители должны проявить в обращении максимум педагогического такта, действовать не столько приказом, сколько убеждением, разумным требованием.
Родители должны сохранять спокойствие во всех случаях, когда в поведении подростка наблюдаются срывы или проявляется грубость.
Одновременно подростковый возраст - это период больших мечтаний и творческого подъёма. Подросток чувствует в себе такой прилив сил и энергии, которых, как ему кажется, хватит на осуществление всех его замыслов.
Этот большой физический и умственный подъём личности крайне благоприятен для того, чтобы направить подростка на общественно полезные дела, развить и углубить его творческую деятельность.
Нередко подросток, сталкиваясь с трудностями, преувеличивает их, быстро теряет веру в свои силы. Именно в эти моменты ему особенно необходима поддержка взрослых.
Семья должна помочь подростку в налаживании режима дня. Важно привлечь к организации режима самого подростка, пробудить в нём личную потребность в разумной организации своей жизни.
Это естественно связывается с другой потребностью, рождающейся в подростковом возрасте, - потребностью в самовоспитании.
Стремление утвердить себя и своё положение, свои права в школьном коллективе, в семье вызывает у подростка обострённый интерес к собственной личности, к своим достоинствам и недостаткам, активное желание преодолеть недостатки, развивать ценные черты характера.
Не зная, как этого достичь, он нередко прибегает к чисто внешним, искусственным приёмам выработки воли, характера. В этом случае дружеская родительская помощь, добрый совет старшего будут тем эффективнее, чем тактичнее они поданы.
Нельзя не учитывать самолюбия подростка, его стремления к самостоятельности, его повышенного чувства собственного достоинства.
Родители, понимающие это, особенно внимательны к самой форме, в которой они дают советы, направляют действия и поступки детей.
Когда эта форма воздействия выражает уважение к личности подростка, веру в его крепнущие силы и разум, она покоряет его, и он с радостью принимает указания старшего.
В том же направлении следует перестраивать всё воспитание, облекая руководство детьми и контроль за их учением (в том числе и самообразованием), трудом и досугом в более гибкие формы, подчёркивая растущее доверие к взрослеющему ребёнку.
Более глубокий характер приобретают и взаимоотношения между семьёй и школой. Родители должны быть в этот период особенно близки к школе, чтобы вместе с учителями и классным руководителем помогать детям - подросткам осваивать более сложные условия учения, преодолевать возникающие трудности.
Ранняя юность (15-17 лет)
К концу подросткового возраста и началу ранней юности (15-17 лет) анатомо-физиологическая перестройка организма в основном заканчивается; психическая деятельность и поведение подростка стабилизуются, его отношения с родителями и другими членами семьи становятся обычно более ровными и тактичными.
Это сравнительно спокойный период, когда вследствие уже довольно высокого уровня развития, которого достигают юноши и девушки, они становятся сознательными и полезными членами семейного коллектива, и между ними и родителями возникает глубокая и интересная дружба.
Следует внимательно относиться к идейно-нравственному развитию юношей и девушек, интересоваться их общественной жизнью.
Обычно к 17-18 годам завершается среднее или профессионально-техническое образование юношей и девушек, они начинают заниматься производительным и общественно полезным трудом либо поступают в вузы.
Большинство из них начинает вносить в бюджет семьи свою трудовую лепту. Очень важно добиться того, чтобы существенная часть её шла на расходы всей семьи независимо от размеров заработной платы родителей.
Это имеет большое воспитательное значение: дети не должны забывать о том, что они находятся в долгу у родителей, и в то же время им необходимо сознавать, что их заработок повышает общее благосостояние семьи.
Наиболее сложен вопрос о выборе профессии. В некоторых семьях дети идут по стопам родителей, сумевших заинтересовать их своей профессией. Так создаются «династии» сталеваров, машинистов, трактористов, ткачей, учителей, врачей, агрономов и т. п.
Однако в большинстве случаев у детей, в связи с развитием новых отраслей науки и техники, появляется интерес к новым родам деятельности. При этом не всегда склонности и интересы детей соответствуют их способностям, которые имеют решающее значение в выборе профессии.
Учёт способностей, обнаруженных ребёнком в процессе его развития и обучении в школе, может позволить родителям и старшим в семье дать разумный совет о выборе профессии вступающим в самостоятельную жизнь.
Юность - это не только начало самостоятельной жизни и исполнений многих замыслов. Это - пора любви, возникающей на основе прежних товарищеских и дружеских отношений между юношами и девушками. В большинстве случаев это целомудренные чувства, не ведущие к глубоким и серьёзным отношениям, завершающимся созданием семьи.
Понимая естественность пробуждения новых чувств, связанных с взаимоотношениями полов, родители должны видеть свою задачу не в том, чтобы подавить, «запретить» их, а в том, чтобы облагородить, связать их со всем процессом идейно-нравственного формирования юной личности.
У юношей родители должны стремиться развить чувство мужского достоинства, глубокого уважения к женщине, серьёзного отношения к браку и семье.
У девушек - чувство женской гордости, практическую самостоятельность в быту.
Необходимо воспитывать у юношей и девушек способность быть чуткими и заботливыми по отношению друг к другу, быть стойкими в жизненных испытаниях, не бояться бытовых трудностей, неизбежных на первых норах самостоятельной жизни.
Однако многие родители относятся к зарождению новых чувств у сына или дочери с некоторой тревогой. В таких случаях родители иногда допускают неосторожное, порой даже грубое вмешательство в интимный мир сына или дочери.
Такое вмешательство может повлечь за собой разрыв отношений между родителями и детьми. Между тем на основе дружбы с детьми можно направить возникшее у них чувство по правильному руслу, дать возможность юным влюблённым самим разобраться в характере своих взаимоотношений и определить свою будущую судьбу, когда для этого будут созданы необходимые условия.
Нередко считают, что в воспитании старших детей связи между школой и семьёй, родителями и педагогами теряют то значение, какое они имели в младшем школьном и подростковом возрастах.
Это неверно. Конечно, многие практические вопросы обучения и воспитания старшеклассников педагоги могут и должны решать непосредственно с ними, не прибегая к помощи родителей, формируя у своих питомцев самостоятельность и чувство личной ответственности за свои действия.
Однако это не исключает необходимости прямого контакта между педагогами, школьной организацией и родителями для выработки единой линии в воспитании идейности, формировании характера, развитии индивидуальных интересов и способностей старшеклассников.
Сами родители нуждаются в серьёзной помощи школы при разрешении конфликтных случаев, противоречий, возникающих во взаимоотношениях с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"
Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...
Общешкольное родительское собрание на тему "Жестокость и насилие в подростковом возрасте"
Общешкольное родительское собрание на тему:«Жестокость и насилие в подростковом мире».Цель: познакомить с понятиями агрессия, жестокость, насилие, показать родителям причины де...
Общешкольное родительское собрание "Ответственность детско-родительских отношений"
Цель: Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьмиЗадачи:· Выработка адекватного пре...
Тематика заседаний общешкольного родительского комитета, общешкольного родительского собрания
Тематика заседаний общешкольного родительского комитета...
Сообщение на общешкольном родительском собрании "Профилактика правонарушений".
Сообщение на общешкольном родительском собрании "Профилактика правонарушений"....
Выступление на общешкольном родительском собрании "Причины подросткового суицида. Роль взрослых в оказании помощи подростку в кризисных ситуациях"
Оказание профилактической помощи родителям по проблемам подросткового суицида....
Сообщение на общешкольном родительском собрании "Нравственное воспитание учащихся в семье и школе».
Сообщение на общешкольном родительском собрании «Нравственное воспитание учащихся в семье и школе»....