Классный час "Права и обязанности учащихся".
план-конспект занятия (7 класс)

Лучникова Ирина Юрьевна

Цели:

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
  • Показать единство прав и свобод.
  • Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
  • Развивать мышление и воображение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prava_i_obyazannosti.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час "Права и обязанности учащихся".

Цели:

  • Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.
  • Показать единство прав и свобод.
  • Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.
  • Способствовать формированию правовой грамотности и осознанному нравственному поведению.
  • Развивать мышление и воображение.

Цели для учащихся:

  • Убедиться (поверить) и запомнить, что у любого человека нет прав без обязанностей.
  • Понять, что обязательный человек - это успешный человек.

План занятия 

  1. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.
  2. Работа над принципом единства прав и обязанностей (на примере ситуаций из школьной жизни)
  3. Решение кроссворда по теме занятия.
  4. Обязательный человек - это успешный человек (заключение)

Ход урока

1. Сообщение темы и цели классного часа Тема нашего классного часа  "Права и обязанности школьников"

- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?", "На что они имеют право и на что не имеют?" Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превратилась бы в сплошной кошмар и неразбериху. Сколько в мире людей, столько и разных личностей, и в каждой личности заложены свои качества.

Все мы разные, но одно у нас общее - это наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

Работаем под девизом "Вместе дружно, а врозь - хоть брось"

Как вы понимаете эти слова?

2. Обобщение понятий "права" и "обязанности" школьника.

- Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право?

Право - это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

- Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?

- устав школы

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

(-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить порядок - нарушить обязанности)

- Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья, учителя

Самая маленькая форма государства - это семья, в ней, так же, как и в государстве, человек имеет свои права и обязанности.

Работа по карточкам

Из предложенного списка выберите , что из прав и обязанностей вы поставите на 1, 2, 3 место.

Права ребёнка

  • право на жизнь
  • право свободно выражать свои взгляды и мнения
  • право на образование
  • право жить с родителями
  • право на защиту от насилия

Обязанности ребёнка

  • хорошо учиться
  • помогать по дому
  • заботиться о старших
  • стараться самому обслуживать себя
  • заботиться о младших
  • не обсуждать поступки родителей с посторонними

Психогимнастика "Выйти к свету"

- А сейчас займите удобное положение расслабьтесь и представьте, что попали в тёмное, холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Ты идёшь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой - то свет. Это луч солнца проник в подземелье. Ты быстро побежал к свету, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Тёплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

- Ребята, что вы чувствовали, когда представляли себя в тёмном подземелье? (Ответ детей: Было страшно.)

- Такие чувства испытывает человек, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, беспокойно.

- А какие чувства испытали, когда представили, что вышли на свет? (Ответ детей: Наступило облегчение, радость.)

- Такие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

Работа с ситуациями(- Учимся отличать дозволенное от запрещенного (что можно, а что нельзя)

- Вспомните, что иногда случается на уроках.

(- Во время урока ты свободно ходишь по классу, так как считаешь, что имеешь право на свободу передвижения)

- А теперь давайте разбираться. Что же происходит? У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель недоволен, сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право? Право, которое защищают все законы и все документы!

- Дело в том, что человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не разрешает тебе ходить по классу. И еще, по закону, ты не имеешь права мешать другим учиться, ты нарушаешь права других ребят.

- Посмотрите, как это можно изобразить.

 (- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на свободу слова)

 (- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право на пользование культурными достижениями)

 (- разбор принятого ранее решения по пользованию сотовым телефоном на уроке)

(- Кто имеет право ограничить ваши права)

(- правила законопослушных людей)

Ответы на вопросы.

1. Норма, правило, установленное и охраняемое государством.

2. Знают взрослые и дети
Права нет важней на свете.
В школе, ВУЗе, ПТУ
Я всегда его найду.

3. У взрослых право на работу,
А у детей есть на ::

4. У всех есть право на...,
Я маму так свою люблю.
Люблю братишку сорванца
И очень я люблю отца.

5. Вот, к примеру, право...
Как же им не дорожить.
Она прекрасна и сложна,
Она нам всем нужна.

-Обязательный человек - это успешный человек (заключение)

Итог урока.

- Обязанность - обязательный человек - это какой человек? (Ответы детей).

- Это тот, кто выполняет свои обязанности, кто не нарушает законы.

Это законопослушный человек. Стать законопослушным, обязательным человеком очень важно для вашей будущей самостоятельной жизни. В любом учреждении, училище, заводе, фирме, где вы будете учиться или работать вам предложат подписать контракт - трудовой договор или договор о выполнении устава училища.

- После нарушения трудовых обязательств следует увольнение с работы, исключение из училища. Необязательный, невоспитанный, неаккуратный работник не нужен на производстве. Помните об этом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Права, обязанности и ответственность детей"

Классный час для учащихся 5 класса. В разработке классного часа предложена информация об основных правах детей, игровые ситуации, анкета....

Классный час "Права, обязанности, ответственность"

Класссный час для обучающихся 5 класса.    Цели: обобщить знания детей об основных правах ребенка; раз­делить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей; сформиро...

Законы жизни в классном коллективе и обязанности членов дежурного звена.

Материал содержит законы жизнив классе и обязанности членов дежурного звена....

Должностные обязанности учащихся в системе классного самоуправления 9Б класс

Должностные обязанности учащихся в системеклассного самоуправления   9Б класс...

классный час для 5 классов "Права и обязанности учащихся в школе"

зачастую учащиеся не вполне понимают о своих правах и тем более о своих обязанностях в школе, нарушают нормы поведения, личные границы своих одноклассников. чтобы разьяснить права и обязанности лучше ...

Классный час "Права и обязанности учащихся".

Цели:Показать необходимость ограничения некоторых прав и свобод.Показать единство прав и свобод.Доказать, что права и обязанности нужны каждому человеку.Способствовать формированию правовой грамотност...