классный час для 5 классов "Права и обязанности учащихся в школе"
методическая разработка по праву (5 класс)

зачастую учащиеся не вполне понимают о своих правах и тем более о своих обязанностях в школе, нарушают нормы поведения, личные границы своих одноклассников. чтобы разьяснить права и обязанности лучше это сделать на классном часе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл права и обязанности детей в школе21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: Права и обязанности учащихся.

 Цель:  Познакомить учащихся с международными документами о правах ребёнка; познакомить учащихся с правами ребёнка закрепленными в семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;

Задачи: научить распознавать свои права; различать личностные и имущественные права ребёнка; воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам; развивать способность реализовывать права в повседневной жизни; научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека; воспитывать ответственность за свои поступки;

Развивать творческие способности учащихся;

Запись на доске:

 Права человека

Госудврство

Свобода

Выбор

Суд

Конституция

Демократия

Личность

Конвенция

Общество

Орг. Момент,

-У.-здравствуйте, ребята! сегодня у нас классный час, и чтобы его открыть:-  Я попрошу девочек пройти к доске и прочитать стихотворение Роберта Рождественского «Человеку надо мало» (читают девочки наизусть)

Хорошие слова: Человеку надо мало! –не так ли? А ещё человеку необходимо знать и разбираться в своих правах и обязанностях!

Сегодня у нас классный час посвящённый ПРАВАМ ребёнка

-У, Как вы понимаете слово ПРАВО?- система общеобязательных правил поведения установленных государством.

Права ребёнка, это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребёнок (ребёнком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

.- есть ОБЩЕСТВЕННЫЕ и государственные организации, документы, защищающие права ребёнка:

ООН  -создана(24 октября 1945 года) для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами. Предотвращать войну и вооружённые конфликты, защищать права и свободу человека.

20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН(Ассамблея- это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ:- Конвенцию  о правах ребёнка.

Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года- носит рекомендательный характер и не является обязательным документом)

Также права ребёнка закреплены в семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

-У.- у вас на столе в раздатке найдите: Права и обязанности  и давайте по цепочке их прочитаем (Зачитывают)

-У,- Задание1 Р. Прослушайте высказывание, найдите как называется право ( у вас на отдельном плоском листе в раздатке на столе, в разброс) и назовите!

-Только ты на свет родился: право первое твоё: получи, чтоб им гордиться

---Имя личное своё!

-очень трудно самому жить на свете одному одному. Правом с папой жить и с мамой пользуйтесь сейчас ребята

-я могу свой детский праздник, как и взрослый отмечать.

-если я проголодаюсь - пищу вправе получать!

-я росточком не доволен и пока не так силён, но не смей мне делать больно-есть у нас такой закон!

-если жар всё тело ломит, и совсем не до игры, то позвать врача  на помощь тоже право детворы

-чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке- правом пользуюсь учиться, на родном мне языке!

-ты каким бы не родился: сильным, белым, чёрным, всё равно,- ты родился быть счастливым! Это право всё равно!

-У. а сейчас - Викторина:

- какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка, Заюшкина избушка… )

 И собственно на неприкосновенность личности?( Колобок, Семеро козлят..)

Кто из сказочных героев воспользовался правом на свободное перемещение?

(Емеля- печка, Баба Яга- метла, Алладин-ковёр самолёт)

У какой известной сказочной героини нарущено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Сказка о Попе и работнике его Балде, Золушка..)

Кто нарушил право на свободу и держал мальчика в холодном плену? (Снежная Королева)

Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил огромный урожай? (Дед и Репка,…)

-У. – сейчасмы предлагаем организовать  маленький театр: Игра-диалог:

  1. Медведь: Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить!

           Маша: ….Не имеешь права посягать на мою свободу!

  1. Волк: Колобок.. я тебя сьем!

 Колобок… не имеешь права посягать на мою жизнь!

  1. Волк .. козлятушки, ребятушки, отопритеся, отворитеся!

Козлята… не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно!

  1. Лиса Алиса …Буратино, отдай мне свои денежки!

Буратино: Не имеешь права лишать меня моего имущества!

  1. Мышонок: - какой чудесный день!

-какой чудесный пень!

-какой чудесный Я!

И песенка моя!

БОБЁР: - А ну-ка иди работай!

Мышонок: не имеешь права меня лишать права на отдых!

  1. Нуф- Нуф: -Скажи Наф-Наф, а почему ты такой умный?

 Ниф –Ниф: -Наф-Наф а от куда ты знал, что надо строить домик из кирпича?

Наф-Наф: - а я пользовался своим правом на образование

ОБСУЖДЕНИЕ:

- какими правами вы пользуетесь?

- Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?

- Приходилось ли вам нарушать права других людей?

- всегда ли вы выполняете свои обязанности?

(Речь, поведение, внешний вид, дисциплина, готовность к урокам, выполнение домашней работы по предметам, бережное отношение к имуществу школы)    

У.- Вывод:  (сделать совместно с учащимися) Заявляя о своих правах нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других, также как вы хотите, чтобы уважали ваши права! Не позволяйте нарушать права других людей!

Рефлексия: У. – Ребята, у вас на столах лежат  разноцветные лепестки. Предлагаем сделать из них цветик семицветик и на одной стороне лепестков написать свои права, на другой, - свои обязанности!

У.- закончить наш классный час позвольте стихотворением Юрия Левитанского: «Каждый выбирает по себе» ( читают наизусть мальчики )

-Наш кл. час окончен! Всего вам доброго!

Права:

-право на жизнь

-право на ФИО

-право жить со своими родителями

-право свободно выражать своё мнение, взгляды

-право на образование

-право на отдых и любовь

- право на ошибку и уважение

-право на защиту от насилия

-право на лечение

В 18 лет появляются права на: владение имуществом, неприкосновенность личности и свободный труд, выбор профессии, вознаграждение за свой труд

 Обязанности:

-стараться самому обслуживать себя

- помогать по дому

-хорошо учиться

- заботиться о старших

- заботиться о младших

- хорошо учится

Права ребёнка в школе:

-Выбор школы

- Получить бесплатное образование

- Обучаться по общей школьной программе

- пользоваться библиотекой, интернетом

-права на уважение твоего человеческого достоинства

 - участвовать в управлении школой

Обязанности ребёнка в школе:

- Соблюдать Устав школы

-Добросовестно учиться

- Бережно относиться к имуществу школы

- Соблюдать внутренний распорядок

- Уважать честь и достоинство других учеников и работников школы

Раздатка 2   «игра –диалог»

….Не имеешь права посягать на мою свободу!

… не имеешь права посягать на мою жизнь!

-не имеешь права меня лишать права на отдых!

-… не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно!

-Не имеешь права лишать меня моего имущества!

-не имеешь права меня лишать права на отдых!

- а я пользовался своим правом на образование!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Права и обязанности учащихся в школе

                                                      ...

Пособие для учащихся начальной школы по знакомству с правами и обязанностями ребенка. Книжка-разгадай-ка-раскраска

Эту книжку я подготовил для тебя, чтобы ты смог познакомиться с основными документами, в которых закреплены ПРАВА ребенка, ОБЯЗАННОСТИ  и ЗАКОНЫ государства....

Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.

Алгоритм действий социального педагога и  классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе....

Алгоритм действий социального педагога и классного руководителя по профилактике асоциального поведения учащихся в школе.

Рекомендации для взаимодействия социального педагога и классного руководителя для организации пофилактической работы с детьми "группы риска"....

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Права и обязанности учащихся в школе"

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Права и обязанности учащихся в школе"...

Олимпиада для учащихся начальной школы по теме "Мои права, мои обязанности"

Олимпиада для учащихся начальной школы по теме "Мои права, мои обязанности"...