классный час "Современное образование"
классный час (5, 6, 7, 8 класс)
Классный час рассчитан на учащихся 5-8 классов.Может быть проведен в форме беседы или диспута..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час
Современное образование
Учитель: Россамахина И.Ю.
Томск 2016
Классный час может проходить в форме беседы или диспута.
Что представляет образование сегодня, что значит быть творческим человеком и как добиться успеха , если ты не гений?
В наши дни, ни школа, ни ВУЗ не могут дать человеку знания на всю жизнь, ибо сами
знания быстро устаревают. Современное требование времени: «Успевай за знаниями». Поэтому все чаще говорят о необходимости непрерывного образования, о необходимости приучить себя учиться.
В мир знаний каждый пришел своим путем. У каждого на этом пути свои победы, свои надежды и успехи. И от вас зависит, как вы пройдете этот путь.
Социологи на западе установили 10 преград в учении: ребенок родился в бедной семье, система ценностей семьи и ближайшего окружения отличается от принятой в школе, ребенок является представителем расового или этнического меньшинства, принадлежность к религиозной группировке, ребенок является представителем женского пола и т.д. В нашей стране причины трудностей в учении несколько другие: лень, неумение самостоятельно работать, нет четкой мотивации к учению и т.д. А ведь стать образованным - значит достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением, собственной деятельностью. Всем известна пословица «Цветы учения под слезным дождем растут». И это действительно так.
Современное образование предполагает не только большой объем знаний, но и умение применить их на практике, мыслить творчески. Как приобрести знания, мы представляем, а вот что значит быть творческим человеком, нет. Многие на этот вопрос отвечают: « Нужно быть гением» Действительно ли только гениям дано творчество? Обратимся к известным нам людям.
Существует 2 полюса гениальности: гений от «природы» и гений от «себя».
Гении от « природы» - Моцарт, Рафаэль, Пушкин, Бах. Однажды Баха спросили: «Трудно ли писать музыку?» Бах ответил: « Главное – вовремя нужным пальцем попасть на нужную клавишу».
Гениями от «себя» были: - застенчивый Демосфен, ставший великим оратором Греции; Ломоносов, преодолевший свою великовозрастную неграмотность; Ван Гог и т.д.
Многие из известных людей с детства считались бездарными: Свифт, Гаусс, Гегель были неспособны к философии, Ньютон к математике и физике.
У гениев от «себя» преобладает несокрушимая воля, стремление к самоутверждению, работоспособность. Гении, представляющие два противоположных полюса – это своего рода пики человеческих способностей. Гении от «природы» - люди эмоциональные.
Гении от «себя» - вершины взлета рационального начала. Мы убедились на примерах, что необязательно быть рожденным со способностями, чтобы добиться успеха.
Каждый из вас стремится к какому-то полюсу, а значит гениален. И все-таки не каждый из нас добивается успеха. Почему? Некоторые говорят, что: «Не хватает ума».
Рассмотрим и это предположение. Действительно мы отличаемся складом ума. По складу ума, вернее, по типу мышления учащихся можно разделить на 2-е группы:
- с абстрактно- логическим типом (логики);
- с аналитическим (аналитики).
«Аналитики» - легче рассуждают, нежели действуют; им легче объяснить проблему, чем решить ее. Их особенностью является трудность перехода из области теории к практике.
У « логиков» - трудность в усвоении большого материала, запоминание отдельных деталей, характеристик, где для них не прослеживаются закономерности. Ярчайший пример «аналитика» - Наполеон. Он обладал феноменальной памятью, но при изучении английского языка не мог заучить ни слова. «Но как только я мог подчинить то, о чем шла речь, какому-нибудь закону, это тотчас же классифицировалось и мгновенно усваивалось»- говорил Наполеон. А вот примеры другого мышления: «Физика для меня сложна, т.к. я не могу представить себе движение электронов по цепи и другие явления»,
«Я не понимаю математику, т.к. не вижу за формулами явлений». Людей с преобладанием одного вида мышления над другим всего 21 % .
От чего же зависит склад ума? От работы двух полушарий. Левое полушарие «заведует» абстрактно - логическим мышлением (левши), а правое полушарие «заведует» образным мышлением (правши). На учение оказывают влияние и другие особенности склада ума, в частности «оперативность». Среди нас есть «торопыги», «тихоходы» и «нормально» думающие. Приглядитесь, как вы отвечаете на вопрос учителя. «Торопыги» - отвечают моментально, иногда не дождавшись конца вопроса. Поэтому часто получается, что они что-то упустили или не додумали и в результате их оценка не совпадает с оценкой учителя. «Поспешишь - людей насмешишь», относится ко многим из них. С другой стороны жизнь часто требует быстрых решений и от того, как быстро человек примет решение зависит многое. «Тихоходы», наоборот, долго молчат и не отвечают. Весь класс уже может кричать ответ, но не они. Зато их ответ продуманный и четкий. «Тише едешь - дальше будешь» - их девиз. Среди «тихоходов» Эйнштейн, Нильс Бор. Интересный пример - олимпиады. На них систематически проигрывают сильнейшие, из-за нехватки времени. Конечно, лучше всего- это «золотая середина».
Из всего вышеперечисленного, можно сделать вывод, чтобы добиться успеха, важны многие факторы, но основное- это «умение и желание учиться».
Так что же значит быть творческим человеком? Это значит хотеть и уметь учиться, получать от этого удовольствие и применять полученные знания на практике.
Психологические составляющие творческой деятельности.
Исследования психологов позволили выявить психологические составляющие творческой деятельности:
- гибкость ума;
- систематичность и последовательность мышления;
- диалектичность;
- готовность к риску и ответственности за принятое решение.
Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных и способность быстро перестраиваться с одной идеи на другую. Люди с гибким умом обычно предлагают сразу много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.
Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом творчества. Без них гибкость может превратиться в "скачку идей", когда решение до конца не продумывается. В этом случае человек, имеющий много идей, не может выбрать среди них. Он нерешителен и зависим от окружающих людей. Благодаря систематичности все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.
Зачастую открытие рождалось при соединении, казалось бы, несоединимого. Эту особенность назвали диалектичностью мышления. Например, долгое время казались неразрешимыми такие явления, как беспроволочная передача речи на расстоянии, полеты на летательных аппаратах тяжелее воздуха, запись и сохранение звука. Диалектически мыслящий человек может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что часто старые и привычные способы мышления более понятны большинству людей.
Известно, например, что законы наследственности были открыты и опубликованы Георгом Менделем в 1865 году. Но до 1900 года все биологи игнорировали открытие Менделя. Только спустя 35 лет, после того как три разные группы ученых вновь открыли законы наследственности, об открытии Менделя вспомнили и приняли его.
В творчестве можно идти двумя путями: путем вдохновения и путем неустанного труда.
А пока тому, кто учится можно дать один хороший совет: «Хочешь быть умным - научись разумно
спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и не говорить, когда нечего больше сказать».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья Практика взаимодействия классного руководителя, воспитателя ГПД, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования по созданию необходимых условий для нравственного и личностно- ориентированного развития ребенка
выступление на секции заместителей директора по ВР...
методическое объединение классных руководителей "Формирование гражданского образования сельского школьника"
Практический материал...
Классный час "Образование -путь к успеху"
Мы будем разбираться в вопросе: как добиться успеха, что нужно сделать, чтобы стать успешным человеком, осмыслим ценностное содержание понятий «успех» и «образование»....
Классный час "Образование и формирование жизненных планов"
Классный час в виде презентации разработан для учащихся 8-9 классов в рамках направления воспитательной работы "Моя будущая профессия"...
Современные подходы к управлению качеством образования классного коллектива. Роль классного руководителя.
Качество образования- широко обсуждаемая проблема всем педагогическим сообществом. Как на на повышение качества образования классного коллектива может влиять класснй руководитель?...
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ.
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ....
Классный час "Образование - путь к успеху"
Уникальность данного классного часа заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока.«Эффект последействия» определяется теми изменениями, которые бу...