Классное руководство
опыты и эксперименты

Махмутова Зайтуна Гаяновна

Из опыта работы классного руководителч

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_rukovoditel_mahmutova_z.g.-vystuplenie1.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль классного руководителя в воспитании духовно-нравственной, творческой и здоровой личности обучающихся.

(Из опыта работы   классного руководителя 6бкласса МБОУ» Красногорская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан Махмутовой Зайтуны Гаяновны)

Махмутова Зайтуна Гаяновна – учительница татарского языка и литературы высшей квалификационной категории МБОУ» Красногорская СОШ». Классный руководитель 6б класса. Образование высшее, в 1988году окончила филологический факультет Казанского государственного педагогического института по специальности «учитель татарского языка и литературы, русского языка и литературы». Стаж педагогической работы -  31лет. Она охотно делится опытом своей работы на семинарах и совещаниях классных руководителей по вопросам построения воспитательной работы в школе и классе.

            Вопросы воспитания, обучения и развития личности  остаются одной из главных проблем современного общества. Цель воспитания школьников - создание условий для формирования и развития ЛИЧНОСТИ - высококультурной, интеллектуальной, социально активной, успешной, гуманной. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества и общество возлагает эту задачу на школу. Школа – это место, где до ребенка и его проблем хоть кому-то есть дело.

     В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Воспитание детей – рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров. К воспитанию детей стоило бы относиться, как к самой важной из всех земных профессий.

Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.

Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Свою деятельность классного руководителя я строю на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности обязательно принимаю во внимание уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Я считаю, что воспитание только тогда эффективно, когда происходит  совокупность применения методов: убеждения, примера, соревнования, поощрения.

В моей  работе  есть опора, без которой мало что получилось бы. Это глубокие, прекрасные традиции нашей школы. Всю свою воспитательную программу основываю на Программе воспитательной деятельности Красногорской СОШ.                                                                                        

      Я – классный руководитель 10 класса,  ближайший друг, воспитатель и наставник своих учащихся. Организую и направляю воспитательный процесс в классе, объединяю воспитательные усилия учителя, родителей . Увлечена своей профессией, гуманно отношусь к детям, требовательна к себе и своим учащимся.

В ходе работы решаю следующие задачи:

- укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни;

- создание условий для участия семей в воспитательном процессе;

- воспитание общечеловеческих ,духовно-нравственных, национально – культурных ценностей;

- создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном творчестве, спорте;

- воспитание гражданина и патриота своей страны;

- создание субъектных отношений между классным руководителем и учеником;

Самым актуальным на сегодняшний день стал вопрос здоровья, а особенно - здоровья детей. И это не случайно, т. к. дети и подростки составляют большую часть молодого поколения, что является нашим будущим, будущим республики и всей страны. Главная моя задача – формирование модели ученика как нравственно и физически здоровой личности.

Хорошо понимая значимость данной проблемы, я выработала свой метод по формированию культуры здорового образа жизни учащихся, опираясь на национальные традиции и народную педагогику: участвуя в реализации республиканской программы «Образования и здоровья школьников РТ», разработала творческий проект «В здоровом теле – здоровый дух» на 3 года для учащихся 5-7классов, главная цель, которой определяет направления и пути её реализации: сохранения и укрепления нравственного, психического и физического здоровья учащихся.    

Я уделяю большое внимание тому, чтобы каждый мой учащийся  занимался в спортивных кружках. Использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют укреплению здоровья как физического, так и духовного. Уже 2 года мои ученики занимают призовые места в районном конкурсе по «Олимпиаде-100».В этом году пока находимся на 2месте.Мои воспитанники готовят плакаты, выпускают газеты, пишут рефераты, где раскрывается роль вредных привычек, гигиенические нормы питания, значение физических упражнений и поведения.  Организую встречи с медицинскими работниками, помогаю готовиться к спортивным соревнованиям: «Я-будущий защитник Отечества», «Смотр строя и песни» «Веселые старты», провожу классные часы. Большое внимание уделяю профилактике сколиоза, миопии, кариеса. Работа по формированию у учащихся культуры здорового образа жизни была бы неполной без проведения традиционных профилактических мер:

- тематических лекториев врачей;

- медосмотров(а так же на предмет употребления наркотических веществ), прививок;

- организации рационального питания;

 - психологической службы и т. д.

 Мои воспитанники занимают призовые места в спортивных соревнованиях по школе, по району, по республике. Уже 2 года мой класс занимает первое место по итогам соревнований «Лучший класс года». Я сама – победитель школьного, зонального конкурса «Самый классный классный»(2007 год), лауреат этого же районного конкурса.

Не менее  актуальным на сегодняшний день стал вопрос духовно-нравственного воспитания. Семья утратила контроль над свободным временем детей и подростков. Повышенная занятость родителей поиском дополнительного заработка за последние десятилетия существенно сократила время их общения с детьми. В семьях укоренились нежелательные для продуктивного воспитания жизненные стратегии и сценарии, связанные с личным успехом, достигнутым любой ценой, в том числе, безнравственными средствами. В семейном быту остаются широко распространенными алкогольные традиции, отсутствие авторитета родителей и старших поколений в семье, неконструктивный, конфликтный стиль общения и взаимоотношений в семье. Недостаточна педагогическая культура родителей. Остаются высокими показатели социального сиротства, числа семей, пренебрегающих своим родительским долгом.

     Республика Татарстан уже в течение довольно длительного времени создает собственную региональную систему воспитания, обусловленную его традициями, народно-национальным колоритом, культурным менталитетом высокой степенью полиэтничностью. На сегодняшний день республика обладает значительными исходными ресурсами для обновления и дальнейшего развития системы воспитания детей и молодежи, наработанными в предыдущие годы.

   Особая созидательная миссии в поиске образа социально-существенной личности, основ и индивидуальной социальной активности, гражданственности, толерантности, ответственности, исключительная роль в решении задач  духовно-нравственного воспитания принадлежит семье. Семья имеет значительные воспитательные возможности, обладает рядом специфических особенностей как коллектив, объединенный не только общностью цели и деятельности по ее достижению, но и кровнородственными связями. Родительская любовь – это своеобразный катализатор, ускоряющий развитие личности.

     Об актуальности духовно- нравственного воспитания  в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания и др.  Из этого вытекает необходимость выделения духовно- нравственного воспитания в особую воспитательную область, обладающую своими методологическими доминантами, структурой, целями и способами реализации.

     Правильно организованная квалифицированная помощь родителям в духовно-нравственном воспитании со стороны школы и классных руководителей является требованием времени.

     Большинство детей моего класса воспитываются в полных семьях, в доброжелательной атмосфере. Хорошие взаимоотношения сложились с родителями, большинство которых интересуется жизнедеятельностью класса, достижениями своих детей. Особенно активны члены родительского комитета.

Как классный руководитель, собираю следующую информацию о семье ученика: общие сведения о родителях, жилищные условия семьи и ее материальную обеспеченность, образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка  в школьном коллективе, уровень педагогической культуры родителей, авторитет семьи в глазах ребенка, семейные традиции, обычаи и ритуалы, положения ребенка в семье и воспитательные возможности семьи. Провожу совместные праздники, мероприятия: «Моя родословная», «Традиции моей семьи», «Профессии моих родителей» и т.д.  

 Изучение семей учащихся позволяет мне ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Исходя из этого я уже строю свою работу параллельно работе родителей.

     При этом классному руководителю надо проявлять чуткость, искренность, уважение и особый профессиональный такт, чтобы избежать настороженности у членов семьи, они не должны чувствовать себя объектом изучения, задача педагога - оказание помощи.

     В нашем классе 11 учащихся.  Совместно с родителями мы сделали паспорта семей, где хранится вся информация о семьях моих учащихся, если нужно, то они дополняются

Часто родители  берут в вооружение народную педагогику в духовно нравственном воспитании. Эти важные аспекты воспитания социально-ориентированной личности требуют их реализации, начиная с самого раннего возраста. Достаточно вспомнить слова великого татарского просветителя К. Насыри, который в свое время справедливо утверждал: «Знания, полученные в детстве, подобно орнаменту, выбитому на камне. Прут легче гнется, покуда он тонок».

Особенно полезными членами в этом деле  оказываются бабушки и дедушки. Каждый год в день пожилых в классе собираются эти уважаемые люди.  Они оказывают неоценимую роль в духовно-нравственном воспитании наших детей. Бабушки рассказывают о поведении, одежде, о подготовке к будущей жизни, а дедушки учат наших ребят быть смелыми, стойкими, любить спорт, отвергать вредные привычки.

    Конференции - как  форма  педагогического просвещения призваны расширить, углублять и укреплять знания о воспитании. В нашей школе педагогические конференции проводятся один раз в год, так как они требуют серьезной подготовки, как со стороны организаторов, так и со  стороны родителей.

Они сопровождаются выставкой работ учащихся, книг для родителей, выступлениями специалистов и концертом художественной самодеятельности.

   Самым эффективным способом работы с родителями я считаю индивидуальные тематические  беседы. При этом родители получают представление о школьных делах и поведении их ребенка, классный руководитель получает конкретную информацию об ученике.

   Родительские собрания - одна из форм анализа, осмысления классных и  общешкольных проблем. Эффективность родительских собраний увеличивается, если они используются не только как средство подведения итогов успеваемости, а как широкая возможность для рассмотрения актуальных педагогических проблем, на сегодняшний день – это духовно – нравственное воспитание наших детей.

  Ежегодно избираемый родительский комитет, состоящий из наиболее опытных, инициативных родителей, являются первыми моими помощниками в организации воспитательной работы в нашем классе. Они помогают проводить внеклассные мероприятия, устанавливают контакты с другими родителями.

   Мы учителя и родители должны работать во благо ребенка. Ученик, окончив школу, должен выйти в большую жизнь, зная и уважая семью, традиции семьи, родительский дом. Для них отец и мать должны быть авторитетами, которые всю жизнь поддержат их. А он, в свою очередь, должен уважать старших и младших, помочь старикам и больным, помнить и уважать свою школу, учителей, одноклассников. Он должен уважать труд, знать, что основой всех благ на Земле является добросовестный труд.

    Именно  духовно – нравственное воспитание утверждает семейные и общечеловеческие ценности, повышает культуру семейных взаимоотношений, предупреждает детскую безнадзорность и асоциальное поведение, реализует национальные интересы семей и координирует деятельность государственных и общественных организаций, направленных на повышение воспитательного потенциала семьи в духовно – нравственном воспитании детей.

    К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в храмах, и в мечетях, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Педагогика призвана отвечать на запросы времени, определяя такие системы, методы и формы воспитания, которые конструктивно влияли бы на молодых людей.В нашей школе по четвергам проводятся уроки нравственности.

   В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны

Мои дети  активно участвуют в школьных,   районных,  зональных мероприятиях и занимают призовые места. Также я веду в своем классе кружок «Сәхнә осталары».

Результатами моей работы являются:

- создание базы сценариев мероприятий, классных часов, игр, инсценировок, конкурсов, анкет по воспитательной работе;

- презентация «Система работы классного руководителя»;

- творческий проект «Сәламәт тәндә-сәламәт акыл»;

- папка классного руководителя;

- портфолио классного руководителя;

- творческая лаборатория классного руководителя;

- портфолио учеников;

- тематика и схемы проведения классных часов и родительских собраний(особое внимание уделяю  работе с родителями по  антинаркотической программе Вахрушевой И.Г.«Путь к успеху» совместно с психологом, организую проведение собраний и занятий по данной программе);

- диагностика здоровья учащихся;

- мониторинг работы классного руководителя;

- заповеди классного руководителя.

Особенностями моей методики, конкретно-методологическими принципами являются:

- применение разнообразных приемов и форм, средств воспитания;

- наличие методической литературы;

-наличие образовательной перспективы и свободный выбор уровня достижения результатов.

Использую следующие методы и формы воспитания:

     - диалогический; диагностический; коммуникативный;

-лекции, практикумы, классные часы, диспут, ролевые игры, индивидуальные консультации, анкетирование, мозговой штурм, родительские собрания, конференции.

     Ведущими моими приемами воспитания я считаю, во-первых, постановку задач и проблем, во-вторых - творческий поиск, а затем уже коллективную творческую деятельность.

Республика Татарстан – родина многих народов. Элементы национальной культуры интегрируются в содержании обучения и воспитания мною для того, чтобы наши дети жили в родной культуре, а другие знали и понимали её. Я воспитываю своих учащихся на основе обычаев, традиций татарского народа и уверена, что мои ученики, окончив школу, не только постигнут азы народной педагогики, но будут продолжать и развивать народные традиции, культуру в своих детях, формируя их как личности нравственно и физически здоровыми.

     Результатом моей работы считаю обеспечение выпускнику школы высокий уровень реального здоровья, вооружение его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитание у него культуры здоровья. Это, действительно, будет путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей. 

Результатом моей работы как классного руководителя считаю то,что мои воспитанники ведут здоровый образ жизни ,не состоят на профилактических учётах различного вида,не употребляют алкогольные напитки.Их день всегда насыщен как в учебной,так и внеурочной и внешкольной деятельности.

Анализируя проделанную работу могу сказать, что в основном поставленных целей мы, как классный коллектив, добились. Мои дети на глазах повзрослели, выросли. С ними я пополнила свой опыт воспитательной работы. Это они научили меня, что все, происходящее в моей жизни, должно быть по возможности доступно им, иначе не будет доверия и открытости с их стороны. Многие наши беды, а детские тем более, происходят именно оттого, что нет рядом людей, которым можно открыто поведать о наболевшем. Я поэтому и стремилась стать для своих учеников тем человеком, к которому они могли бы обратиться со своими трудностями, проблемами. Исходя из этого компонентом в моей философии выходит просто человеческое: помочь, понять, посочувствовать, поговорить по душам. Такая помощь может включать совет, доброе слово Быть нужной и полезной для детей очень важно для меня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классное руководство. Бланки для классных руководителей 9 и 11 классов для ГИА.

Бланки  для проведения родительского собрания перед итоговой аттестацией. Согласно Положению  о ГИА и ЕГЭ их необходимо заполнять и родителям, и выпускникам....

Классное руководство. Классный час "Есть ли герои у нашего времени?"

Разработка классного часа. Источники: журналы "ПЕдсовет", Интернет(презентация)....

Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"

Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Папка "Классное руководство" содержит документы по организации работы классного руководителя

Самоанализ воспитательной работы. Социальный паспорт класса.  Социальный паспорт ученика. Тесты "Какой у нас коллектив?"...

Классное руководство. Классные часы

Военно-патриотическая игра "Юные защитники Отечества". Классный час "Я – гражданин России"...

Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю 03.Классное руководство Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специаль

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины,  раздела МДК.КОС включают контрольные...