выступление на семинаре
статья

Чуб Оксана Михайловна

Выступление на семинаре "Пути преодоления педагогических рисков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_riski.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на семинаре  

 «Пути преодоления педагогических рисков в воспитательной работе».

Введение ФГОС в образовательную организацию требует от учителя умения прогнозировать риски. Форсайт-компетенция (правильный подход к исследованию изменений в сфере образования и компетенций) педагога сопряжена с рефлексивным взаимодействием педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика. Организуя образовательный процесс, педагог попадает в ситуацию неопределенности или сам ее создает. Участники образовательных отношений оценивают друг друга и делают выбор стратегии поведения. В этой ситуации может проявляться и риск ученика, и риск педагога. Педагог, прежде чем встретиться с обучающимися, осмыслит процесс взаимодействия и в зависимости от их участия, реакции и отношений к процессу, а далее корректирует их.

С этих позиций педагогический риск следует рассматривать как акт принятия педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результата. Надежность и обоснованность этого прогноза определяет степень педагогического риска.
Если педагогический риск рассматривать как способ деятельности участников образовательных отношений, то его компонентами являются:

  • ответственность учителя в реализации поставленных целей, преодоление неопределенности в ситуации выбора и принятия педагогического решения;
  • регулирование взаимоотношений между участниками образовательных отношений – учениками, родителями, педагогами;
  • согласование педагогических действий членов педагогического коллектива в развитии детей.

В основе выявления, прогнозирования и минимизации рисков лежит деятельностный подход. Взаимодействие педагога с учащимся, построенное на основе деятельностного подхода к образовательному процессу, должно быть рефлексивным как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Это возможно, если:

  • педагогические задачи учитывают необходимость психологической безопасности ребенка;
  • в основу постановки и решения педагогических задач будет положена идея освоения опыта сознательной социализации и будут культивироваться ценности, противоположные ценностям девиантного поведения. Формирование ценностей поведения невозможно без сформированных ценностей-идеалов и ценностей-свойств личности ребенка.
  • Результаты образовательной деятельности ученика зависят от педагогического действия учителя. Областью риска становится рефлексивное взаимодействие педагога и учащихся. Педагог должен быть готов к корреляции ситуации, создавать новые ситуации, вносить новые факторы, чтобы корректировать взаимные оценки, решения, выбор стратегии поведения, как своей, так и учащегося.

Для ориентации на успешную инновационную деятельность, разрабатывают антирисковые программы – комплекс мероприятий, направленных на управление рисками и негативными последствиями. В основе построения воспитательной программы лежит логико-структурный подход, который предполагает анализ рисков на этапе прогнозирования целей и задач, планируемых результатов, действий, направленных на достижение планируемых результатов.

Разработка антирисковой программы включает в себя три этапа.

Первый этап. Анализ рисков. Под природой риска понимаются внутренние угрозы – негативные ситуации внутри образовательной организации. К внутренним угрозам относится сопротивление как следствие неготовности педагогических работников, непонимание родителей целесообразности и значимости новых подходов.

Анализ рисков – это выявление факторов риска, качественная и количественная оценка их значимости.

Второй этап. Построение антирисковой программы. Выявленные и прогнозируемые риски необходимо устранить или минимизировать. Антирисковая программа охватывает меры профилактики рисков. В ней подробно описываются рекомендуемые контрмеры и ресурсы (условия), необходимые для реализации контрмер.

Реализация антирисковой программы требует разработки плана действий, в котором указывают задачу, планируемый результат, действия, сроки и ответственных.

Третий этап. Реализация антирисковой программы. Правильно составленная программа и план ее реализации позволяют устранить возможные риски. РЕКОМЕНДУЕТСЯ составить  антирисковую программу, в которой выделить следующие шаги:

  • разъяснительная работа с педагогическими кадрами (убеждение их в необходимости кардинальных преобразований в педагогическом сознании, смены целей, содержания и стиля профессиональной деятельности);
  • разработка совместно с окружным методическим центром новых теоретических и методических подходов к организации переподготовки и повышения квалификации учителей.
  • обновление содержания и форм повышения квалификации и переподготовки учителей на практико-ориентированной основе;
  • просветительская работа с родителями обучающихся, убеждение их в необходимости смены модели воспитания, расширения их полномочий как законных представителей интересов детей и, как следствие, получение новых результатов.

Особое внимание РЕКОМЕНДОВАНО уделять профилактике педагогических рисков.

Профилактика педагогических рисков в процессе инновационной деятельности осуществляется через систематическое обучение педагогов, стимулирование их педагогической активности. Для этого в образовательной организации рекомендуется проводить широкий спектр разнообразных форм методической поддержки, такие как «Школа педагогического мастерства», методические дни, конкурсы профессионального мастерства, фестивали открытых занятий, смотры, выставки, участие в конкурсах педагогической продукции и др.

РЕКОМЕНДОВАНА системная методическая работа с педагогами, направленная на их профессиональный рост, которая формирует у них готовность к риску. Наблюдается повышение уровня профессионально-личностных характеристик, позволяющих прогнозировать и реализовывать возможности рисконесущих факторов. Показано, что важнейшим условием оптимизации готовности к риску у педагогов служит повышение уровня их самосознания, в частности таких его компонентов, как самоэффективность, самоуважение, самоинтерес, самопонимание.

В условиях инновационной деятельности в образовательных организациях ведущую роль в осуществлении психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений играет психолого-педагогическая служба.

Литература

  • Абрамова, И. Г. Теория педагогического поиска [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Абрамова. – М. : РГБ, 2007. – (Из фондов Российской государственной библиотеки).
  • Арламов, А. А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики / А. А. Арламов // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С. 12–21.
  • Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М. : Академия, 2004.
  • Михайлова, Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога / Е. Н. Михайлова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 10. – С. 59–63.
  • Статья «Качество образования в условиях введения ФГОС: препятствия и пути преодоления», кандидат педагогических наук доцент кафедры развития образования ФГАОУ АПК ППРО г. Москва Гоглова Марина Николаевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".

Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....

Выступление на семинаре

Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....

Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'

Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...

Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"

Современный урок -это далеко не однообразная и  едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....

Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"

Городские  образовательные   Рождественские  чтения Выступление  на  семинаре  «Искусство и вера» учителя  изо  Е.Б.Борковой Тема выступления...

Выступление на семинаре "Одаренные дети"

Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...

Выступление на семинаре

Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....