выступление на семинаре
статья
Выступление на семинаре "Пути преодоления педагогических рисков"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_riski.docx | 19.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на семинаре
«Пути преодоления педагогических рисков в воспитательной работе».
Введение ФГОС в образовательную организацию требует от учителя умения прогнозировать риски. Форсайт-компетенция (правильный подход к исследованию изменений в сфере образования и компетенций) педагога сопряжена с рефлексивным взаимодействием педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика. Организуя образовательный процесс, педагог попадает в ситуацию неопределенности или сам ее создает. Участники образовательных отношений оценивают друг друга и делают выбор стратегии поведения. В этой ситуации может проявляться и риск ученика, и риск педагога. Педагог, прежде чем встретиться с обучающимися, осмыслит процесс взаимодействия и в зависимости от их участия, реакции и отношений к процессу, а далее корректирует их.
С этих позиций педагогический риск следует рассматривать как акт принятия педагогического решения в ситуации неопределенности с наиболее вероятным прогнозом в получении ожидаемого результата. Надежность и обоснованность этого прогноза определяет степень педагогического риска.
Если педагогический риск рассматривать как способ деятельности участников образовательных отношений, то его компонентами являются:
- ответственность учителя в реализации поставленных целей, преодоление неопределенности в ситуации выбора и принятия педагогического решения;
- регулирование взаимоотношений между участниками образовательных отношений – учениками, родителями, педагогами;
- согласование педагогических действий членов педагогического коллектива в развитии детей.
В основе выявления, прогнозирования и минимизации рисков лежит деятельностный подход. Взаимодействие педагога с учащимся, построенное на основе деятельностного подхода к образовательному процессу, должно быть рефлексивным как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Это возможно, если:
- педагогические задачи учитывают необходимость психологической безопасности ребенка;
- в основу постановки и решения педагогических задач будет положена идея освоения опыта сознательной социализации и будут культивироваться ценности, противоположные ценностям девиантного поведения. Формирование ценностей поведения невозможно без сформированных ценностей-идеалов и ценностей-свойств личности ребенка.
- Результаты образовательной деятельности ученика зависят от педагогического действия учителя. Областью риска становится рефлексивное взаимодействие педагога и учащихся. Педагог должен быть готов к корреляции ситуации, создавать новые ситуации, вносить новые факторы, чтобы корректировать взаимные оценки, решения, выбор стратегии поведения, как своей, так и учащегося.
Для ориентации на успешную инновационную деятельность, разрабатывают антирисковые программы – комплекс мероприятий, направленных на управление рисками и негативными последствиями. В основе построения воспитательной программы лежит логико-структурный подход, который предполагает анализ рисков на этапе прогнозирования целей и задач, планируемых результатов, действий, направленных на достижение планируемых результатов.
Разработка антирисковой программы включает в себя три этапа.
Первый этап. Анализ рисков. Под природой риска понимаются внутренние угрозы – негативные ситуации внутри образовательной организации. К внутренним угрозам относится сопротивление как следствие неготовности педагогических работников, непонимание родителей целесообразности и значимости новых подходов.
Анализ рисков – это выявление факторов риска, качественная и количественная оценка их значимости.
Второй этап. Построение антирисковой программы. Выявленные и прогнозируемые риски необходимо устранить или минимизировать. Антирисковая программа охватывает меры профилактики рисков. В ней подробно описываются рекомендуемые контрмеры и ресурсы (условия), необходимые для реализации контрмер.
Реализация антирисковой программы требует разработки плана действий, в котором указывают задачу, планируемый результат, действия, сроки и ответственных.
Третий этап. Реализация антирисковой программы. Правильно составленная программа и план ее реализации позволяют устранить возможные риски. РЕКОМЕНДУЕТСЯ составить антирисковую программу, в которой выделить следующие шаги:
- разъяснительная работа с педагогическими кадрами (убеждение их в необходимости кардинальных преобразований в педагогическом сознании, смены целей, содержания и стиля профессиональной деятельности);
- разработка совместно с окружным методическим центром новых теоретических и методических подходов к организации переподготовки и повышения квалификации учителей.
- обновление содержания и форм повышения квалификации и переподготовки учителей на практико-ориентированной основе;
- просветительская работа с родителями обучающихся, убеждение их в необходимости смены модели воспитания, расширения их полномочий как законных представителей интересов детей и, как следствие, получение новых результатов.
Особое внимание РЕКОМЕНДОВАНО уделять профилактике педагогических рисков.
Профилактика педагогических рисков в процессе инновационной деятельности осуществляется через систематическое обучение педагогов, стимулирование их педагогической активности. Для этого в образовательной организации рекомендуется проводить широкий спектр разнообразных форм методической поддержки, такие как «Школа педагогического мастерства», методические дни, конкурсы профессионального мастерства, фестивали открытых занятий, смотры, выставки, участие в конкурсах педагогической продукции и др.
РЕКОМЕНДОВАНА системная методическая работа с педагогами, направленная на их профессиональный рост, которая формирует у них готовность к риску. Наблюдается повышение уровня профессионально-личностных характеристик, позволяющих прогнозировать и реализовывать возможности рисконесущих факторов. Показано, что важнейшим условием оптимизации готовности к риску у педагогов служит повышение уровня их самосознания, в частности таких его компонентов, как самоэффективность, самоуважение, самоинтерес, самопонимание.
В условиях инновационной деятельности в образовательных организациях ведущую роль в осуществлении психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений играет психолого-педагогическая служба.
Литература
- Абрамова, И. Г. Теория педагогического поиска [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / И. Г. Абрамова. – М. : РГБ, 2007. – (Из фондов Российской государственной библиотеки).
- Арламов, А. А. Педагогический риск как проблема методологии социальной педагогики / А. А. Арламов // Вестн. Адыгейского гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. – 2010. – № 1. – С. 12–21.
- Митина, Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М. : Академия, 2004.
- Михайлова, Е. Н. Рискологические факторы и качество исследовательской деятельности педагога / Е. Н. Михайлова // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2009. – № 10. – С. 59–63.
- Статья «Качество образования в условиях введения ФГОС: препятствия и пути преодоления», кандидат педагогических наук доцент кафедры развития образования ФГАОУ АПК ППРО г. Москва Гоглова Марина Николаевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы выступления на семинаре "Использование разнотиповых семинаров и ИКТ в профильном обучении химии".
Использование семинаров в профильном обучении химии органической химии. На городском семинаре данный опыт был представлен в форме выступления....
Выступление на семинаре
Внедрение проектной и исследовательской деятельности в учебно-воспитательный процесс с целью развития индивидуальных способностей учащихся....
Выступление на семинаре \'\'Элективные курсы по иностранному языку как важное условие определения индивидуальной траектории развития личности в рамках школьного образования\'\'
Элективные курсы по иностранным языкам являются важным условием определения индивидуальной траектории развития личности в...
Выступление на семинаре учителей " Основные типы и структуры современного урока"
Современный урок -это далеко не однообразная и едитная структурная схема.Хороший урок дело не простое.Каждый урок своеобразен,отличается конкретными задачами и содержанием....
Выступление на семинаре «Искусство и вера». Тема: "Дорога к храму"
Городские образовательные Рождественские чтения Выступление на семинаре «Искусство и вера» учителя изо Е.Б.Борковой Тема выступления...
Выступление на семинаре "Одаренные дети"
Теоретический материал для выступления на школьном семинаре( педсовете, вводная часть перед мастер- классом), посвященная работе с одаренными детьми.В работе использованы материалы из методической бро...
Выступление на семинаре
Материал содержит методы подготовки учащихся 9 класса к сдаче ГИА по биологии....