программа воспитания и социализации учащихся
учебно-методический материал
Программа воспитания и социализации учащихся 6 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vospitaniya_i_sotsializatsii_uchashchihsya_6_klass.docx | 25.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа воспитания и социализации учащихся
6 класса МБОУ «Зун-Муринская средняя
общеобразовательная школа»
Разработала: классный руководитель
Дарбакова Алина Абыловна
п. Зун-Мурино
2015-2016 учебный год.
Содержание:
- Пояснительная записка.
2
- Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся 6 класса разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об образовании РФ», Международной конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека», «Программой социализации и воспитания учащихся МБОУ «Зун-Муринская средняя общеобразовательная школа».
Программа воспитания и социализации учащихся является актуальной и отвечает требованиям ФГОС второго поколения. Необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества.
Программа направлена на:
- развитие способностей к сознательному и добровольному выполнению социальных обязательств перед сверстниками и старшим поколением. Выполнение социальных ролей соответствующих данному возрасту;
- формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды для развития обучающихся и освоение опыта, основанного на системе духовных идеалов и нравственных ценностей малой Родины, моральных норм семьи и общества.
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Цель и задачи воспитания и социализации учащихся:
Целью воспитания и социализации обучающихся 6 класса является:
воспитание личности, всесторонне и гармонично развитой, социально ориентированной, способной принимать решения в современных ситуациях, способной к саморазвитию и самореализации в окружающем мире.
Задачи:
- Установление требований к воспитанию и социализации обучающихся и усилению воспитательного потенциала школы;
- Обеспечение психолого–педагогического сопровождения каждого учащегося.
- Создание условий для самореализации учащихся, освоению ими навыков творческой деятельности через организацию активной, эмоционально насыщенной жизни детского коллектива;
- Формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
-Развитие патриотизма и гражданской солидарности.
-Формирование основ эстетической культуры.
Срок реализации программы с 2014 учебного года до окончания школы. Программа осуществляется с 5 по 11 класса.
Контингент семей учащихся класса. В классе 15 учащихся: 2 ученика воспитываются в полной семье, 2 сирот, 2 полусироты, воспитывают матери-одиночки 7 учеников, 2 учеников воспитывают отцы-одиночки.
Основные направления и ценностные основы воспитания и социализации обучающихся 6 класса:
Школа работает по трем приоритетным направлениям:
-духовно- нравственное направление;
-социализация обучающихся;
-спортивно – оздоровительное, экологическое воспитание.
1. Духовно – нравственное направление.
Данное направление включают в себя:
воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к своему народу, своему краю, гражданское общество, , свобода личная, доверие к людям, мир во всем мире, многообразие и уважение культур и народов);
воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, забота о старших и младших толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения);
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота; гармония; самовыражение в творчестве и искусстве).
2.спортивно – оздоровительное, экологическое воспитание
Цели:
• ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
• умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
• знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
• знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
• знание норм и правил экологической этики,
• знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
• знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
• умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
• умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
• знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
• формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
• резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ);
• отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии;;
• умение противостоять негативным факторам, способствующим ухудшению здоровья;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность в целях укрепления физического, духовного и социально-психологического здоровья;
• проявление интереса к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях;
• формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье;
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни:
• понимание нравственных основ образования;
• опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
• умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
• самоопределение в области своих познавательных интересов;
• умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
• опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов; умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
• понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
• осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
• знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
• умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время;
• навык участия в общественно значимых делах;
• навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
3.Направление социализация.
Социализации учащихся включает:
усвоение социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих возрасту обучающихся в части освоения норм и правил общественного поведения;
формирование у обучающегося собственного конструктивного стиля общественного поведения в ходе педагогически-организованного взаимодействия с социальным окружением.
достижение уровня физического, социального и духовного развития, адекватного своему возрасту;
умение решать социально-культурные задачи (познавательные, смысловые), специфичные для возраста обучающегося;
осознание мотивов своей социальной деятельности
развитие способности к добровольному выполнению обязательств, как личных, так и основанных на требованиях коллектива.
Социализация подталкивает учащихся к ответственному отношению к классным делам:
- участие в принятии решений старосты;
-решение вопросов, связанных с поддержанием порядка, дисциплины, дежурства в классе;
-контроль выполнение учащимися основных прав и обязанностей;
-защищать свои права на всех уровнях ;
Важным условием социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Также социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но ее главная цель – превратить трудовую деятельность учащегося в осознанную потребность.
Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности направлена на формирование у обучающихся отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету.
Формы социализации.
-анкетирование
-опросники
-ведение мониторинга достижение учащихся
-портфолио учащихся
-портфолио достижений класса
-родительское собрание
-совместные дела класса
-индивидуальная беседа
-рейд на дому
-совместные дела родителей и учащихся
-родительские уроки
-классные часы
-инструктаж
-учет пропусков, опозданий
-проектная деятельность учащихся.
-дневник наблюдений за «трудным ребенком»
Все формы организуется в рамках системно-деятельностного подхода.
1.Анкетирование.
Любая работа начинается с знакомства с классным коллективом. Лучший помощник –«анкеты, опросники». После перехода с начальной школы в среднее звено проводиться социометрический тест. Целью этой работы является выявление лидеров, изгоев. Также поможет понимания атмосферы в классе. За основу взят социометрический тест Кокха. Данный тест содержит пять вопросов: 1.если тебе пришлось перейти в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял в новый класс? Назови пятерых. 2 А кого ты бы не взял в свой новый класс? Назови пятерых. 3.Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в новый класс? Назови пятерых.4. Укажи фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в новый класс. 5Если бы тебе предложили посмотреть ответы, то чьи ответы ты бы хотел посмотреть? Назови пятерых.
В конце 6 класса будет проведен диагностическая работа «Уровень воспитанности». Анализ этой работы позволит скорректировать процесс социализации. По данным исследования нужно разработать план-сетку классных часов.
Для оценки объективной работы классного руководителя в конце учебного года проведем опрос «Что мне понравилось?» Данное вид работы поможет разработать виды деятельности в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги"
Целевая программа воспитания и социализации учащихся "Семь цветов радуги" является составной частью комплексной программы воспитания школы. В ней рассматриваются вопросы взаимодействия школы и семьи п...
Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"
Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...
Программа воспитания и социализации учащихся ФГОС
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включ...
Программа воспитания и социализации учащихся (новые стандарты)
Программа воспитания и социализации учащихся (5-9 класс)Пояснительная запискаЦель и задачи воспитания и социализации обучающихсяЗадачи воспитания Принципы и особенности организации содержани...
Программа воспитания и социализации учащихся 6 класса "Познай самого cебя и других"
Данная программа воспитания и социализации обучающихсяпостроена на основе базовых национальных ценностей российскогообщества, таких, как патриотизм, социальная солидарность,гражданственность, семья, з...
Программа воспитания и социализации учащихся 6 "Б" класса
Программа воспитания и социализации учащихся 6 Б класса...
Программа воспитания и социализации учащихся
Содержит основные принципы работы с учащимися...