Классный час о блокаде Ленинграда
план-конспект
О, да! Иначе не могли
Не те бойцы, не те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут…
Прислушиваются осторожно:
“К заре, сказали, привезут…
Гражданочки, держаться можно!”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_o_blokade_leningrada.docx | 33.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда.
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
- Познакомить с понятием блокада;
- Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны;
- Пробудить чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Форма проведения:
Классный час для обучающихся в форме выступления обучающихся и учителя.
Методы урока:
1.Наглядный (демонстрация событий обороны Ленинграда с помощью презентации Power Point)
Слайд 1
(Звучит «Гимн великому городу» из балета «Медный всадник»)
Слайд 2
Ведущий: Петербург- один из красивейших городов мира. Но у этого города есть другое имя- Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ стойкости, непокорности.
Слайд 3
Ведущий: Сегодня, 27 января, исполняется 71 год со дня снятия блокады города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу жителей Ленинграда, переживших военную блокаду, но не сдавших своего города фашистским захватчикам посвящается наш классный час. (Звучит голос Левитана о начале войны.)
Слайд 4
Ведущий: 22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без предупреждения напали на нашу Родину. Началась Великая Отечественная война советского народа против фашистских захватчиков.
Слайд 5
Ведущий: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград её душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда.
Ведущий: Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли. Но фашисты глубоко просчитались. Все жители мужественно обороняли свой город.
Слайд 6
Ведущий: Ленинград! Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.
Слайд 7
Ведущий: Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только просматривать , но и стрелять по ним. Жители были вынуждены закапывать в землю скульптуры покрытые золотой краской, чтобы фашисты не могли целиться по ним. Город принял военный вид. Осенью 1941 года фашисты окружили Ленинград со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
Слайд 8
Учитель: Посмотрите на карту, на что это похоже?(кольцо)
Учитель: Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к городу, были перерезаны.
Слайд 9
Ведущий: 1 сентября 1941 года началась блокада. Начались страшные дни для Ленинграда.
Ведущий: Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолетов.
Слайд 10,11
Ведущий: Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. В течение сентября, октября и ноября 1941 года на город было совершено около 100 налетов.
Слайд 12
Ведущий: На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды.
Слайд 13,14,15
Учитель: Вместе с взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки и девчонки. Они рыли окопы, делали светомаскировку, собирали цветной металл. Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. Их называли «часовыми ленинградских крыш».
Слайд 16
Ведущий: В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома.
Слайд 17
Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. (звучит стук метронома).
Ведущий: Ударили сильные морозы. Застыл, замерз, остановился ленинградский водопровод. Страшная беда нависла над городом. Заводам нужна вода. Больницам нужна вода. Город спасала река Нева. Здесь в невском льду, прорубили проруби. С самого утра тянулись сюда ленинградцы. Шли с ведрами, с кувшинами, с бидонами, с кастрюлями, с чайниками. Шли цепочками, один за другим. Старики здесь, старухи, женщины, дети. Нескончаем людской поток.
Слайд 18
Ведущий: Кроме холода, самым страшной бедой был голод. 20 ноября 1941 года пятый раз норма выдачи хлеба в Ленинграде снизилась и достигла своего минимума: рабочим выдавалось 250 граммов хлеба в день, всем остальным – 125 граммов. 125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом.
Слайд 19
Ведущий: Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Она на 40 процентов состояла из различных примесей, в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины.
Ученик: Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои…
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оказалось еще восемьсот.
Слайд 20
Ведущий: Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.
Слайд 21
Учитель: Число жертв голода стремительно росло − каждый день умирали более 4000 человек Столько людей умирало в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6−7 тысяч человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
Слайд 22
Учитель: Вызовом врагу была работа 39 школ в осажденном городе. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды и дров, теплой одежды, многие ленинградские дети учились.
Слайд 23
Учитель: Ребята как вы думаете, в чем был самый великий подвиг ленинградских детей? (они учились)
Учитель: Опасен и тяжёл был путь в школу и обратно домой. Ведь на улицах, как на передовой, часто взрывались снаряды и идти приходилось часто, преодолевая холод и снежные заносы.
Учитель: В бомбоубежищах, подвалах зданий, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Стоявшая в центре класса жестяная печурка – «буржуйка» не могла его обогреть, и ученики сидели в пальто с поднятыми воротниками, шапках и рукавицах. Руки коченели, мел то и дело выскакивал из пальцев.
Слайд 24
Учитель: Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. А к ней ещё прибавилась цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось, даже в классе.
Ученик: Девчонка руки протянула
И головой - на край стола...
Сначала думали - уснула,
А оказалось - умерла.
Её из школы на носилках
Домой ребята понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли.
Никто не обронил ни слова.
Лишь хрипло, сквозь метельный сон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья - после похорон.
Слайд 25 (портрет Тани)
Учитель: Голодная смерть косила людей. Весь мир знает историю семьи ленинградской девочки Тани Савичевой. Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой, но у нее хватило сил и мужества вести дневник. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. В те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
Слайд 26
"Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.".
"Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942 г."
"Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г."
"Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14апр. 1942 г.".
"Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.".
"Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.".
"Савичевы умерли". "Умерли все". "Осталась одна Таня".
Учитель: Таню удалось спасти. При первой же возможности её вывезли с детдомом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение и ужасы войны сломили девочку. Она вскоре умерла. 19 мая 1972 года на могиле Тани был открыт памятник.
Слайд 28
Слайд 29
Ведущий: Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.
Слайд 30
Ведущий: И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Слайд 31
Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".
Ученик: О, да! Иначе не могли
Не те бойцы, не те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочной стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут…
Прислушиваются осторожно:
“К заре, сказали, привезут…
Гражданочки, держаться можно!”
А было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду:
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут – пустяк!
Поломка эта - не угроза.
Но рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб? Две тонны. Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он смочил,
Поджег их от мотора.
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре…
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам!
Слайд 32
Ведущий: 18 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. (голос Левитана о прорыве блокады)
Ученик: Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…
Слайд 33
Ведущий: Выстоял Ленинград. Не взяли его фашисты. Сотни юных ленинградцев были награждены орденами, тысячи – медалями «За оборону Ленинграда», медалями жителю блокадного Ленинграда.
Слайд 34
Ведущий: 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Город праздновал своё освобождение.
Ведущий: В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100км.
Слайд 35
Ведущий: Блокада длилась 872 дня.
Ученик: Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена.
И победили человек и город!
Учитель: Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания. Вечная память героям!
(звук метронома) (Звучит финал Седьмой симфонии" Д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.)
Учитель: За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой.
650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
Слайд 36
Учитель: Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Люди до сих пор приносят на могилу не только цветы, но и…. хлеб.
Слайд 37
Ведущий: Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины.
В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь – символ памяти и скорби.
Слайд 38
Ученик: Поклонимся великим тем годам
Тем славным командирам и бойцам
И маршалам страны и рядовым
Поклонимся и мёртвым и живым
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья!
Ведущий: Российское правительство объявило 27 января Днем воинской славы России.
Учитель: В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.
Учитель: Сегодня на классном часе звучали стихи и музыка поэтов и композиторов, переживших блокаду.
Слайд 39,40
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.
2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка....
Классный час "О блокаде Ленинграда"
Сценарий мероприятия о блокадном Ленинграде...
Классный час,посвященный блокаде Ленинграда
Литератрная композиция о подвиге защитников Ленинграда...
Классный час: «Снятия блокады Ленинграда»
Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за своё Отечество. Оформление класса: плакат, изображение Тани Савичевой, фотографии блокадного Ленинграда....
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда
Классный час...
Классный час, посвященный блокаде Ленинграда «Блокадный хлеб».
Разработка классного часа по теме "Блокадный хлеб"...
Презентация к классному часу о блокаде Ленинграда
Презентация для классного часа о блокаде Ленинграда. использовала для 5-7 классов....