Программа воспитания и социализации обучающихся «Мы вместе»
методическая разработка
Программа воспитания и социализации обучающихся
«Мы вместе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_razvitiya_gaa.doc | 264 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю: Согласовано:
Директор МАОУ «Цаган-Мориская СОШ» зам. директора по ВР
__________ С.С.Ринчинова _____С.Б.Цыренова
«___»_______2015 г. «____» ______ 2015 г.
Программа воспитания и социализации обучающихся
«Мы вместе»
на 2015 – 2020 учебный год
Составитель: Дымбрылова Намсалма Шойдоновна
Срок реализации: 5 лет
у. Цаган-Морин
2015г.
- Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся основной школы разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федерального закона от 29.12.2012 №273–ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. №1897 (зарегистрирован в Минюст России от 01.02.2011 г. № 19644);
- Письма Минобрнауки РФ от 19 апреля 2011 № 03-255 «О введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- «Типового положения об общеобразовательном учреждении» от 19 марта 2001 г. № 196 (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.);
- Концепцией Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Правительством РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.;
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89);
- статья 12 «Семейного кодекса РФ»;
- Уставом МАОУ «Цаган-Моринская СОШ»
Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
Программа разработана с учётом культурно-исторических и социально- экономических особенностей Республики Бурятия, запросов всех субъектов образовательного процесса.
Программа определяет содержание воспитательного процесса, как системы отношений к своему человеческому достоинству и образу жизни. Программа является гибкой, по каждому ее направлению дана примерная тематика. Такое построение дает возможность педагогу для вариативного творческого подхода с учетом возрастных и личностных особенностей детей и особенностей детского коллектива.
2. Цель и задачи воспитания и социализации обучающихся
Целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На ступени основного общего образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи.
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства,
осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения, социально-ориентированной и общественно полезной деятельности;
- формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
- усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
- укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения
- жизненного оптимизма;
- развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
- формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
- формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
- осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
- формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
- формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
- развитие патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно
- социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
- формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различными социальных и профессиональных групп;
- формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
- укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
- усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
- формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
- укрепление отношения к семье как основе российского общества;
- формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
- укрепление у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- усвоение таких нравственных ценностей семейной жизни как любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
- формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;
- знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
3. Основные направления и ценностные основы воспитания
Задачи воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, будучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина России.
Каждое из этих направлений основано на определённой системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов;
Воспитание социальной ответственности и компетентности:
формирование у обучающихся знаний о правовом, демократическом и социальном государстве; о законе и правопорядке, социальной компетентности, социальной ответственности,
формирование у обучающихся ценностных представлений о служении Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны;
Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности;
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни:
Способствовать понимаю школьниками роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности; в необходимости жить в гармонии с природой;
Учить вырабатывать стратегию собственного поведения, совершения поступков, нацеленных на сохранение природы, бережное отношение к ней;
Учить оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы, последствий своих поступков по отношению к природе и ответственности за них; - Формировать готовность обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, экологического здоровьесберегающего просвещения населения;
Формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
Формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
Формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии:
Формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
Формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
Формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры - эстетическое воспитание:
Формирование у обучающихся представлений о красоте, гармонии, духовном мире человека;
Самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности
Все направления воспитания и социализации важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций. Образовательное учреждение может отдавать приоритет тому или иному направлению духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности гражданина России, конкретизировать в соответствии с указанными основными направлениями и системой ценностей задачи, виды и формы деятельности.
4. Принципы и особенности организации содержания
воспитания и социализации обучающихся
Принцип ориентации на идеал. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. В содержании программы должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира.
Аксиологический принцип. Принцип ориентации на идеал интегрирует социально-педагогическое пространство образовательного учреждения. Аксиологический принцип позволяет его дифференцировать, включить в него разные общественные субъекты. В пределах системы базовых национальных ценностей общественные субъекты могут оказывать школе содействие в формировании у обучающихся той или иной группы ценностей.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод воспитания. Пример - это возможная модель выстраивания отношений подростка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.
Принцип диалогического общения со значимыми другими. В формировании ценностей большую роль играет диалогическое общение подростка со сверстниками, родителями, учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым другим.
Принцип идентификации. Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В подростковом возрасте идентификация является ведущим механизмом развития ценностно-смысловой сферы личности. Духовно-нравственное развитие личности подростка поддерживается примерами. В этом случае срабатывает идентификационный механизм - происходит проекция собственных возможностей на образ значимого другого, что позволяет подростку увидеть свои лучшие качества, пока ещё скрытые в нём самом, но уже осуществившиеся в образе другого. Идентификация в сочетании со следованием нравственному примеру укрепляет совесть - нравственную рефлексию личности, мораль - способность подростка формулировать собственные нравственные обязательства, социальную ответственность - готовность личности поступать в соответствии с моралью и требовать этого от других.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации. В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки. Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность образовательного учреждения, педагогического коллектива школы в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие школы и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип полисубъектности воспитания и социализации.
В современных условиях процесс развития, воспитания и социализации личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Подросток включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Эффективная организация воспитания и социализации современных подростков возможна при условии согласования (прежде всего, на основе общих духовных и общественных идеалов, ценностей) социально-педагогической деятельности различных общественных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных организаций и др. При этом деятельность МАОУ «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа", его педагогического коллектива в организации социально-педагогического партнёрства должна быть ведущей, определяющей ценности, содержание, формы и методы воспитания и социализации обучающихся в учебной, внеучебной, внешкольной, общественно значимой деятельности. Социально-педагогическое взаимодействие МАОУ «Цаган-Моринская средняя общеобразовательная школа" и других общественных субъектов осуществляется в рамках Программы воспитания и социализации обучающихся.
Принцип совместного решения личностно и общественно значимых проблем. Личностные и общественные проблемы являются основными стимулами развития человека. Их решение требует не только внешней активности, но и существенной перестройки внутреннего душевного, духовного мира личности, изменения отношений (а отношения и есть ценности) личности к явлениям жизни. Воспитание - это оказываемая значимым другим педагогическая поддержка процесса развития личности воспитанника в ходе совместного решения стоящих перед ним личностно и общественно значимых проблем.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе базовых национальных ценностей. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства;
- периодической печати, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной, личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Системно-деятельностная организация воспитания должна преодолевать изоляцию подростковых сообществ от мира старших и младших и обеспечивать их полноценную и своевременную социализацию. В социальном плане подростковый возраст представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости.
Школе как социальному субъекту - носителю педагогической культуры принадлежит ведущая роль в осуществлении воспитания и успешной социализации подростка.
5. Формы и виды мероприятий по воспитанию и социализации обучающихся
Формы и виды | Сроки |
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: - изучение учебных предметов; - участие обучающихся в районных и республиканских краеведческих научно-практических конференциях; - тематические классные часы, беседы, посвящённые юбилейным датам, истории России, символике России; - Просмотр и обсуждение фильмов о войне («321 Сибирская», «Битва за Севастополь», «Мы из будущего», «Брестская крепость» и другие); - участие в акции «Вахта памяти»; - встречи с тружениками тыла ВОВ; - уроки мужества, встречи с участниками боевых действий и выпускниками школы, демобилизованными из армии; | Постоянно Постоянно В течение учебного года По плану школы и классных часов Май Май Май По плану В течение учебного года В течение учебного года |
- участие в шествиях «Бессмертный полк»; - организация общешкольного конкурса «Смотр песни и строя»; - проведение памятных дней, посвящённых историческим событиям отечественной истории; - тематические экскурсии и путешествия по родному краю, музеям Закаменского района, Бурятии; - участие в военных сборах, соревнованиях допризывной молодёжи, военно-спортивных игр «Зарница» и других; - благотворительные акции «Спешите делать добро», «Открытка ветерану», оказание реальной помощи труженикам тыла Великой Отечественной войны, защитникам Отечества, престарелым людям и т.д.. | Май Май В течение года Постоянно По плану классов По плану РУО Сентябрь, октябрь, февраль, март, апрель |
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности - выборы в каждом классе органов классного самоуправлении; - шефство обучающихся старших классов над младшими в форме социальных проектов; - участие в работе районного детского самоуправления; - деятельность детской организации «Булагхан»; - деятельность школьного самоуправления; - обновление стендов «Школьная жизнь», «Школьное самоуправление», «Профориентация», «Уголок волонтёра», «Мы славим свою школу»; - организация дежурства обучающихся по школе; - участие в конкурсах социальных проектов «Новый взгляд», «Я и моя будущая профессия»; - подготовка проектов-исследований; - конкурс «Лучшее ученического портфолио»; - проведение конкурсов «Я - лидер», «Я - личность», «Мисс и мистер школы», «Маленькая фея» и др.; - посещение центра профориентационной работы в г. Закаменск; - подготовка и проведение праздников «День школы», «День школьного самоуправления», «Посвящение в старшеклассники», «День старшего поколения», «День матери»; - встречи с представителями различных профессий, актуальных в конкретной местности; - ролевые игры на уроках социализации («В магазине», «В транспорте», «В офисе», «В кабинете директора» и т.д.). | Сентябрь В течение года По графику Постоянно Постоянно 1 раз в полугодие Постоянно По плану школы Февраль-март Апрель Октябрь, март Декабрь По плану школы Классные часы по плану По плану учителей |
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания - проведение дня Пожилого человека, встречи ветеранов педагогического труда «Не стареют душой ветераны!»; - проведение Дня открытых дверей для родителей; - экскурсии в дацаны и церкви Закаменского района; - подготовка праздников, концертных программ жителей села по праздничным датам; - организация работы детской волонтёрской организации «Добрые сердца»; - участие в конкурсах социальной рекламы «Мы против коррупции»; - проведение акций («Большое сердце», «Милосердие», «Забота», «Не проходите мимо мима!» и др.); - классные часы: - «Духовность и нравственность»; - «Культура и бескультурье», - «Взаимоотношения в коллективе»; - «Под именем нравственности мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений»; - «Что мы ценим в людях»; - «Больше всего я ценю в человеке…», - «Что делать, когда хочется что-нибудь сломать и кого-то ударить»; - «Самое главное украшение – чистая совесть»; - «Этика и эстетика», - «Что такое хорошо? И что такое плохо?», - «Как слово наше отзовётся», - «Добродетель проявляется в поступках»; - «Можно ли мысли человека считать поступком?»; «Культура речи»; - «А как поступишь ты?»; - «Как выбирать друзей?»); - проведение мероприятий и конкурсов по этикету («Нас пригласили на бал», «Мистер этикет» и др.); - беседы (о семье, о родителях, и прародителях, открытых семейных праздников); - выполнение совместно с родителями творческих проектов и презентаций, проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающих уважение к старшему поколению, укрепляющих преемственность между поколениями, организация выставки «Минии уг гарбал», составление генеалогического дерева семьи. | Октябрь, начало ноября Ноябрь, апрель По плану Постоянно Постоянно Октябрь По плану школы По воспитательным планам классных руководителей Октябрь, январь По плану классных часов В течение учебного года |
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни - организация работы спортивных секций (лыжные гонки, туризм, борьба, волейбол); - проведение Дней Здоровья, походов, спортивных соревнований; - проведение акций: «В здоровом теле – здоровый дух!», «Откажись от табака», «Родительский урок»; - участие в конкурсах и акциях «Кросс нации», «Мы за ЗОЖ!», «Лыжня зовёт», конкурс видеороликов «Природные богатства нашего края»; - проведение мониторингов «Подросток и ПАВ»; - проведение конкурсов рисунков, буклетов, плакатов, презентаций по пропаганде ЗОЖ («Они такие хорошие», «Учись говорить нет!»); - беседы по пропаганде здорового образа жизни с участием представителей учреждений здравоохранения в рамках акции «Думай до, а не после»; - участие во Всероссийских днях защиты от экологической опасности (экологическом двухмесячнике): акции «День Земли», «Встречаем птиц», «День воды»; - подготовка проектов, презентаций, викторин, кроссвордов, тестов по данному направлению («В мире рекламы», «Природные богатства нашего края», «Нездоровая пища», «Гигиена питания», «Охрана водных ресурсов» и др.); - беседы («Табак, алкоголь, наркотики – враг у ворот!»; «Как кумир молодежи… сумел уйти от наркотиков и вернуться к жизни»; «Человек есть то – что он ест», «Чем нам грозят грязь и нечистоплотность»; «Загляни в Красную книгу!»); - просмотр и обсуждение документальных кинофильмов о вреде употребления алкоголя, табакокурения, особой опасности наркотиков; - проект-исследование «Чем опасны пристрастия к некоторым современным продуктам и предприятиям быстрого питания»; - проведение праздников, конкурсов и игр по ПДД; - проведение бесед сотрудниками ГИБДД по Правилам дорожного движения; - обновление стендов по Правилам дорожного движения; - отгадывание (и составление) кроссвордов по проблемам, связанным с информацией о возможных различных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных; - спортивные соревнования между сборными командами разных классов. | В течение учебного года По плану школы По плану школы По плану школы Март По плану школы По плану классных часов |
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии - предметные школьные олимпиады, участие в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях, фестивалях; - участие обучающихся в школьном самоуправлении, в проведении акций и праздников; - работа творческих объединений по предметам и увлечениям; - классные часы, направленные на формирование умения обучающимися планировать распределение времени; - конкурс «Лучшее ученическое портфолио»; - профориентационная работа и диагностика профессиональных склонностей и профессионального потенциала обучающихся; - оформление стендов по профориентации обучающихся; - конкурс «Презентация моей будущей профессии»; - экскурсии на предприятия, учреждения профессионального образования; - встречи с представителями различных профессий, актуальных в нашем районе. | |
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание) - работа кружков от ЦДО г.Закаменска; - КТД эстетической направленности: выставки «Лес точно терем расписной», «Краски осени», «Природа и фантазия», "Сагаалган"; - фестивали: «Минута славы», «Патриотической песни», «Фильм, фильм, фильм…», конкурсы «Мисс и мистер школы»,"Гэсэр и Дангина", «Новогодний дизайн», «Один в один»; - классные часы на темы «Красота спасёт мир», « Эпоха Возрождения в живописи и литературе», «Забытые имена», цикл классных часов «Музеи мира», «Моя планета»; - выставки работ детского творчества (поделки, рисунки), участие в конкурсах различного уровня; - организация школьных концертов для праздничных дат; - участие творческих коллективов школы в конкурсах, акциях, праздниках, фестивалей школьного, муниципального, регионального и международного уровней; - поездки по заветным местам своего края, Бурятии, России. | В течение года По плану школы По плану школы По воспитательным планам классных руководителей По плану школы По плану школы По плану разных уровней По воспитательным планам классных руководителей |
6. Основные формы организации педагогической
поддержки социализации обучающихся
Педагогическая поддержка социализации осуществляется в процессе обучения, создания дополнительных пространств самореализации обучающихся с учётом урочной и внеурочной деятельности, а также форм участия специалистов и социальных партнёров по направлениям социального воспитания, методического обеспечения социальной деятельности и формирования социальной среды школы. Основными формами педагогической поддержки социализации являются ролевые игры, социализация обучающихся в ходе познавательной деятельности, социализация обучающихся средствами общественной и трудовой деятельности.
Ролевые игры. Структура ролевой игры только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и описанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои. Игроки могут достаточно свободно импровизировать в рамках правил и выбранных персонажей, определяя направление и исход игры. По сути, сам процесс игры представляет собой моделирование группой обучающихся той или иной ситуации, реальной или вымышленной, имеющей место в историческом прошлом, настоящем или будущем.
Для организации и проведения ролевых игр различных видов (на развитие компетенций, моделирующих, социодраматических, идентификационных, социометрических и др.) могут быть привлечены родители, представители различных профессий, социальных групп, общественных организаций и другие значимые взрослые.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся в ходе познавательной деятельности. Познавательная деятельность обучающихся, организуемая в рамках системно-деятельностного подхода, предполагает в качестве основных форм учебного сотрудничества сотрудничество со сверстниками и с учителем. Социальный эффект такого сотрудничества рассматривается как последовательное движение обучающегося от освоения новых коммуникативных навыков до освоения новых социальных ролей. Методы педагогической поддержки социальной деятельности в рамках познавательной деятельности направлены на поддержку различных форм сотрудничества и взаимодействия в ходе освоения учебного материала.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами общественной деятельности. Социальные инициативы в сфере общественного самоуправления позволяют формировать у обучающихся социальные навыки и компетентности, помогающие им лучше осваивать сферу общественных отношений. Социально значимая общественная деятельность связана с развитием гражданского сознания человека, патриотических чувств и понимания своего общественного долга. Направленность таких социальных инициатив определяет самосознание подростка как гражданина и участника общественных процессов.
Спектр социальных функций обучающихся в рамках системы школьного самоуправления очень широк. В рамках этого вида деятельности обучающиеся должны иметь возможность:
- участвовать в принятии решений Наблюдательного совета школы;
- решать вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе;
- контролировать выполнение обучающимися основных прав и обязанностей;
- защищать права обучающихся на всех уровнях управления школой.
Деятельность общественных организаций и органов ученического самоуправления в школе создаёт условия для реализации обучающимися собственных социальных инициатив, а также:
- придания общественного характера системе управления образовательным процессом;
- создания общешкольного уклада, комфортного для учеников и педагогов, способствующего активной общественной жизни школы.
Важным условием педагогической поддержки социализации обучающихся является их включение в общественно значимые дела, социальные и культурные практики. Организация и проведение таких практик могут осуществляться педагогами совместно с родителями обучающихся, квалифицированными представителями общественных и традиционных религиозных организаций, учреждений культуры.
Педагогическая поддержка социализации обучающихся средствами трудовой деятельности. Трудовая деятельность как социальный фактор первоначально развивает у обучающихся способности преодолевать трудности в реализации своих потребностей. Но её главная цель - превратить саму трудовую деятельность в осознанную потребность. По мере социокультурного развития обучающихся труд всё шире используется для самореализации, созидания, творческого и профессионального роста.
При этом сам характер труда обучающегося должен отражать тенденции индивидуализации форм трудовой деятельности, использование коммуникаций, ориентацию на общественную значимость труда и восстребованность его результатов. Уникальность, авторский характер, деятельность для других должны стать основными признаками различных форм трудовой деятельности как формы социализации личности. Добровольность и безвозмездность труда, элементы волонтёрства и доброхотничества позволяют соблюсти баланс между конкурентно-ориентированной моделью социализации будущего выпускника и его социальными императивами гражданина.
Социализация обучающихся средствами трудовой деятельности должна быть направлена на формирование у них отношения к труду как важнейшему жизненному приоритету. В рамках такой социализации организация различных видов трудовой деятельности обучающихся (трудовая деятельность, связанная с учебными занятиями, ручной труд, занятия в учебных мастерских, общественно полезная работа, профессионально ориентированная производственная деятельность и др.) может предусматривать привлечение для проведения отдельных мероприятий представителей различных профессий, прежде всего из числа родителей обучающихся.
7. Планируемые результаты воспитания и социализации обучающихся
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам РФ, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению;
- знание основных положений Конституции РФ, символов государства, субъекта РФ, в котором находится ОУ, основных прав и обязанностей граждан России;
- системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни;
- понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины;
- уважительное отношение к органам охраны правопорядка;
- знание национальных героев и важнейших событий истории России;
- знание государственных праздников, их истории и значения для общества
2. Воспитание социальной ответственности и компетентности
- позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина;
- умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм;
- первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности;
- сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), определение своего места и роли в этих сообществах;
- знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности;
- умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания;
- умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах;
- умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе, сельском поселении;
- ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил поло-ролевого поведения в контексте традиционных моральных норм.
3. Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания
- ценностное отношение к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа;
- чувство дружбы к представителям всех национальностей Российской Федерации;
- умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
- уважение родителей, понимание сыновнего долга как конституционной обязанности, уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
- понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны, общие представления о религиозной картине мира;
- понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении;
- готовность сознательно выполнять правила для обучающихся, понимание необходимости самодисциплины;
- готовность к самоограничению для достижения собственных нравст-венных идеалов; стремление вырабатывать и осуществлять личную программу самовоспитания;
- потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя;
- умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви;
- понимание и сознательное принятие нравственных норм взаимо-отношений в семье; осознание значения семьи для жизни человека, его личностного и социального развитии, продолжения рода;
- понимание взаимосвязи физического, нравственного (душевного) и социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива) здоровья человека, влияния нравственности человека на его жизнь, здоровье, благополучие;
- понимание возможного негативного влияния на морально-психоло-гическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды.
4. Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни
- ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников;
- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологи-ческого состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;
- начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;
- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности;
- знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами;
- знание основных социальных моделей, правил экологического поведения, вариантов здорового образа жизни;
- знание норм и правил экологической этики, законодательства в области экологии и здоровья;
- знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России;
- знание глобальной взаимосвязи и взаимозависимости природных и социальных явлений;
- умение выделять ценность экологической культуры, экологического качества окружающей среды, здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, при взаимодействии с людьми; адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье человека;
- умение анализировать изменения в окружающей среде и прогнозировать последствия этих изменений для природы и здоровья человека;
- умение устанавливать причинно-следственные связи возникновения и развития явлений в экосистемах;
- умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродное окружение;
- знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека;
- формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека;
- резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ;
- отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную
5. Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии
- понимание необходимости научных знаний для развития личности и общества, их роли в жизни, труде, творчестве;
- понимание нравственных основ образования;
- начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту;
- умение применять знания, умения и навыки для решения проектных и учебно-исследовательских задач;
- самоопределение в области своих познавательных интересов;
- умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников;
- начальный опыт разработки и реализации индивидуальных и коллективных комплексных учебно-исследовательских проектов;
- умение работать со сверстниками в проектных или учебно-исследовательских группах;
- понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни;
- осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ;
- знание и уважение трудовых традиций своей семьи, трудовых подвигов старших поколений;
- умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов;
- начальный опыт участия в общественно значимых делах;
- навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми;
- знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека;
- сформированность первоначальных профессиональных намерений и интересов;
- общие представления о трудовом законодательстве.
6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание)
- ценностное отношение к прекрасному;
- понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира;
- способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни;
- опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- представление об искусстве народов России;
- опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности;
- опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества;
- опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Совместная педагогическая деятельность семьи и школы
Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни школьника. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу нравственного поведения человека. Огромная роль в воспитании детей отводится родителям. Однако в силу ряда причин (неопытность, молодость, незнание основ педагогики и психологии) не все родители в должной степени могут оказывать положительное влияние на своих детей. Одним из условий благотворного взаимодействия семьи и школы является повышение педагогической культуры родителей.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей основана на следующих принципах:
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;
- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Повышение педагогической культуры родителей осуществляется через следующие формы работы:
- родительское собрание,
- общешкольные конференции,
- индивидуальные консультации ,
- семейная гостиная,
- встреча за круглым столом,
- дни открытых дверей,
- семейная олимпиада,
- проведение профилактических бесед с привлечением работников медицины, милиции, психологов и др. специалистов,
- организация просветительской работы: информационные стенды, памятки, тематические выставки.
Обязательно родители вовлекаются в организацию учебно-воспитательного процесса через совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы школы. А также в управление школой через совет школы, родительские комитеты классов.
Права и обязанности родителей определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Перечень воспитательных форм и мероприятий по духовно-нравственному воспитанию на классных часах
Перечень воспитательных форм и мероприятий (5 класс)
Формы | Мероприятия |
Беседы | «Хочу и надо - трудный выбор», «Люблю тебя, Бурятия!», «Моя родословная», «Профессии моих родителей» |
Классные часы | «Название моего поселка», «Моя любимая книга», «А гражданином быть обязан», «Память сердца…» |
Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов | «Новогодняя сказка», "Один день ехора", Неделя Добра, конкурс рисунков «Зимняя сказка», "Гэсэр и Дангина", конкурс чтецов «Салют, Победа!», конкурс на лучшее сочинение, на лучшую презентацию «Моя родословная»; сочинений «Семья - ковчег спасения», "Сагаалган". |
Спортивные соревнования | «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты, бурятская борьба |
Сюжетно-ролевые игры | «Мир моих увлечений», «Друг познается в беде», «Этикет», «Мои друзья» |
Проектная деятельность | «Я - гражданин России», «Герои Великой Отечественной войны», "Труженики тыла моего села", "Дети войны" |
Перечень воспитательных форм и мероприятий по ДНВ (6 класс)
Формы | Мероприятия |
Беседы | «Моя родословная», «Профессии моих родителей», «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям» |
Классные часы | «Моя малая Родина», «Я и мое имя», «Мой любимый литературный герой», «Что значит - быть полезным людям?» |
Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов | «Новогодняя сказка», " Сагаалган", конкурс видеофильмов «Моя семья»; "Гэсэр и Дангина", сочинений: «Наши семейные традиции», конкурс детского рисунка «Сагаалган", "Один день ёхора" |
Спортивные соревнования | «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты, бурятская борьба |
Сюжетно-ролевые игры | «Мир моих увлечений», «Друг познается в беде», «Этикет» |
Проектная деятельность | «Моя родословная», «Герои Великой Отечественной войны» |
Перечень воспитательных форм и мероприятий по ДНВ (7 класс)
Формы | Мероприятия |
Беседы | «Я и другие люди», «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств», «Для чего нужна религия» |
Классные часы | «Из истории семейной летописи», «Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Мой любимый литературный герой» |
Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов | Мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», "Сагаалган", конкурс сочинений «Наши семейные традиции», "Один день ехора", конкурс поделок «Семейный подарок»; "Гэсэр и Дангина", конкурс газет, стенгазет, детского рисунка «Красота планеты Земля». |
Спортивные соревнования | «Мама, папа, я - спортивная семья», «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты, бурятская борьба |
Сюжетно-ролевые игры | «А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», «Мир моих увлечений», «Этикет», «Мои друзья» |
Проектная деятельность | «Правила безопасности», «Краеведческий музей» |
Перечень воспитательных форм и мероприятий по ДНВ (8 класс)
Формы | Мероприятия |
Беседы | «Что значит, быть нужным людям», «Мир человеческих чувств» |
Классные часы | «Край любимый, край родной», «По страницам истории Отечества», «Труд и воспитание характера», «Подвиг как высшее проявление духовной жизни человека» |
Участие в подготовке и проведении мероприятий, конкурсов | Мероприятия: «Звезды школы», «Новогодняя сказка», Сагаалган, конкурс чтецов «Салют, Победа!», "Один день ехора", конкурс сочинений «Семья - ковчег спасения»; "Гэсэр и Дангина", конкурс поделок «Семейный подарок»; конкурс газет, стенгазет, детского рисунка "Сагаалган", «Души прекрасные порывы» |
Спортивные соревнования | «Мама, папа, я-спортивная семья», «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты, бурятская борьба |
Сюжетно-ролевые игры | «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений», «Друг познается в беде», «Этикет» |
Проектная деятельность | «Правила безопасности», «Я и мир вокруг меня" |
Перечень воспитательных форм и мероприятий (9 класс)
Формы | Мероприятия |
Беседы | «Твое здоровье», «Здорово, когда на свете есть друзья...», «Хочу и надо - трудный выбор» |
Классные часы | «Государственное устройство России», «Спешите делать добро»; «Семья в истории России» |
Участие в подготовке и проведении мероприятий | Фестиваль патриотической песни, "Гэсэр и Дангина", конкурс юных поэтов «Глаголь добро»; "Один день ехора", фотоконкурс «Память поколений», сочинений: «Любовь - основа семьи и человеческих отношений», Сагаалган, «Забытые имена» |
Спортивные соревнования | «Мама, папа, я-спортивная семья», «Весёлые старты», День здоровья, спортивные эстафеты, бурятская борьба |
Сюжетно-ролевые игры | «История моей семьи в истории моей страны», «Мир моих увлечений», «Друг познается в беде» |
Проектная деятельность | «Я - гражданин России», «Герои Великой Отечественной войны» |
Духовно-нравственные темы для классных часов
5 класс
«Чем дальше в будущее входим, тем больше старым дорожим»
1. Инсценирование сказок «Чем учат народные сказки?»
2. Исследовательская работа «История моего села»
3. Знаменитые люди района.
4. Моя родословная
5. Беседа о народных промыслах «О чем рассказали игрушки?»
6. Экскурсия в краеведческий музей
9. «Праздник со слезами на глазах»
6 класс
«Школа вежливых наук»
1. Беседа «Вежливый пешеход - вежливый водитель»
2. Правила и нормы поведения в обществе
3. Этикет - составная часть общественного порядка и порядочного человека
4. Школьный этикет. Правила поведения в школе.
5. Что такое культура речи и отчего она зависит?
6. Кодекс вежливого человека
7. Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть.
8. Встречай гостей приветливо
9. Культура и безопасность отдыха
7 класс
«Поговорим о жизни»
1. Человек - есть существо мыслящее.
2. Что есть счастье?
3. Что есть труд?
4. Что есть совесть?
5. Что есть свобода?
6. Что есть судьба?
7. Что есть деньги?
8. Что есть «Я»?
9. Что есть моя жизнь?
8 класс
«Я и мое поколение»
1. Что есть человек?
2. Жизненное кредо достойного человека
3. Молодежные субкультуры
4. Классный час «Похититель рассудка» (алкоголизм, наркомания)
5. Игровая программа «Давайте поговорим о нас…»
6. Что есть любовь?
7. Я и закон.
8. «Золотое правило нравственности»
9. Литературно - художественный вечер «Не забудет никто, никогда….»
9 класс
«Все работы хороши,
выбирай на вкус»
1. Профориентационное занятие «Мир профессий»
2. Профессиональная консультация «Твой профессиональный маршрут»
3. Тестирование в центре занятости «Мой темперамент и выбор профессии»
4. Отрасли народного хозяйства и их основные профессии
5. Профессии наших родителей
6.Психолого - педагогически особенности, обуславливающие выбор профессий.
7. Беседа с приглашением выпускников «Как достичь успеха в профессии?»
8. Куда пойти учиться?
Нравственные темы для классных часов
5 класс
1. «Кто я? Какой Я?»
2.Правила поведения в школе.
3. Я через 7 лет
4. Правила поведения на школьной перемене.
5.Что подарить в подарок маме и папе.
6.Наши соседи.
7. Письма личного характера.
8. Приветствия, рукопожатия, поцелуи.
9.Правила поведения за столом.
10.Архив моего класса.
11.Внешний вид школьника.
6класс
- Мои интересы, мои увлечения.
- Я - дома, я – в школе, я – среди друзей.
- Правила поведения в театре.
- Правила поведения на танцевальном вечере.
- К вам приходят гости
- Что подарить другу.
- «Ты» или «Вы».
- Неприятные случайности за столом.
- Позвони мне, позвони.
- Иметь свое мнение – это важно?
- Куда и что одеть?
7 класс
- Мои «хочу» и мои «могу».
- Правила поведения на выставке и в музее.
- Просим к столу.
- Скажи, кто твой друг и …
- Главное чтобы костюмчик сидел.
- Частные телефонные разговоры.
- Личная беседа.
- «Я к Вам пишу…».
- Разрешите представиться.
- Правила поведения в магазине.
- Мой дом – моя крепость.
8 класс
- Умею ли я любить?
- Вы пришли в гости.
- Кушать подано.
- Подарок: букет или книга.
- Разговор о разговоре.
- Ответственность и безответственность.
- Страна в которой мне хотелось бы жить.
- Люди, без которых мне одиноко.
- Мои соседи.
- Приветствия.
- Дружба это здорово.
9 класс
- «Я имею право на …».
- Когда и что дарить.
- Прекрасное и безобразное в нашей жизни.
- Все гости к нам…
- Разрешите пригласить…
- Всему начало любовь.
- По одежке встречают.
- Как и о чем вести беседу.
- И письма, и звонки.
- Счастливый билет моей судьбы.
- Чтобы тебя заметили – надо…
Патриотические темы для классных часов
5 класс
1. «Что значит любить Родину?»
2. «Бурятия – моя Родина»
3. «Духовное наследие России»
6 класс
1.«Праздники бурятского народа»
2. «Отец, отчизна, Отечество»
3 «Защищать Родину – это почетный долг»
7 класс
1. «Искусство России и Республики Бурятия»
2. «Великая Отечественная в жизни наших земляков»
3. «Что значит быть ответственным»
8 класс
1. «Гражданин ли я России?»
2. «Русские за границей»
3. Что такое патриотизм для меня
9 класс
1.«Дети на защите Отечества»
2.«Семейные праздники и традиции»
3.«Обязанность, долг и присяга»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...
ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования
Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...
Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...
Программа воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ г. Нерюнгри
Локальный докумлент учреждения дополнительного образования детей. Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федераль...
Программа воспитания и социализации обучающихся «Мы вместе!»
Цель программы: воспитание социально адаптированной, толерантной, коммуникабельной личности, обладающей высоким уровнем самосознания и самостоятельности, богатым духовно-нравственным потенциалом...
Программа воспитания и социализации обучающихся "Мы вместе"
Программа воспитания и социализации обучающихся«Мы вместе»...