Классный час: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
классный час (11 класс)
Цели и задачи: подумать вместе с учащимися над определением понятия счастья; попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья.
Предварительная беседа.
Обращаясь к классу, попросите поднять руки тех, кто хочет быть несчастным. Затем – тех, кто хочет быть счастливым. Из этого небольшого эксперимента ясно, что большинство людей хотят быть счастливыми.
У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 17.8 КБ |
schaste.pptx | 378.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?
Цели и задачи: подумать вместе с учащимися над определением понятия счастья; попытаться установить, что человек связывает с понятием счастья.
Предварительная беседа.
Обращаясь к классу, попросите поднять руки тех, кто хочет быть несчастным. Затем – тех, кто хочет быть счастливым. Из этого небольшого эксперимента ясно, что большинство людей хотят быть счастливыми.
У каждого в жизни есть моменты, когда чувствуешь себя счастливым. Бывают и другие, когда ненавидишь себя и весь свет. Наверное, иначе и быть не может… И все же тайно завидуешь людям, которые – по крайней мере внешне – всегда выглядят довольными собой, к происходящему вокруг относятся философски.
Попросите учащихся отметить только одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать их счастливыми. (Фронтальное оценивание высказанных мнений.)
Что есть счастье – результат поисков счастья или осуществление желаний? Могут ли определенные удовольствия дать людям временное счастье? Ищут ли люди временные удовольствия для того, чтобы поскорее забыть о каком-нибудь несчастье? Насколько это помогает (например, поход в кино, чтение книг, угощение шоколадом)? Насколько это может причинить вред другим (например, злоупотребление алкоголем, избиение человека, причинение боли домашним животным и т. д.)?
Жан-Жак Руссо, например, полагал (несомненно, с долей иронии), что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.
Но результаты социологических исследований показывают, что великий французский философ, видимо, был не прав, выдвигая первым условием хороший счет в банке. Даже при заметном росте благосостояния число людей, отмечавших при социологических опросах, что они счастливы, не меняется (около 70 %). Что же определяет понятие счастья?
Американские психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливым:
1. Любите своих близких.
2. Уделяйте много сил любимой профессии.
3. Помогайте другим людям.
4. Старайтесь быть счастливыми.
5. Будьте физически активными.
6. Вносите в свою жизнь элементы новизны.
7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.
З а д а н и е: попробуйте аргументировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями. (Фронтальное обсуждение каждого пункта.)
Итогом дискуссии, возможно, будут свои определения счастья. Возможен и такой вывод: «Счастье – это осуществленное желание».
З а д а н и е классу: подумать над следующими вопросами:
? Осуществление каких желаний приносит нам счастье?
Н а п р и м е р:
голод + еда = счастье
жажда + вода = счастье
тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье
? Может ли осуществление наших желаний не приносить счастья?
Н а п р и м е р, если:
– еда отравлена;
– вода заражена;
– чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и погибаете?
Постановка проблемы.
Обретение счастья через осуществление желаний возможно только тогда, когда наши действия соответствуют определенным физическим законам. Эти законы (например, закон всемирного тяготения) могут привести к нежелательным последствиям, если ими пренебрегать. А существуют ли законы, управляющие нематериальным миром? Что, если наше счастье приводит к несчастью других? Если человеку доставляет удовольствие мучить и убивать других людей? Есть ли некий универсальный закон, противодействующий этому? Если мы, стремясь к личному счастью, поступаем против своей совести, каковы могут быть последствия этого? (Дискуссия.)
В о п р о с ы для коллективного обсуждения:
– Какими могут быть сокровенные желания человека, не относящиеся к физической (материальной) сфере?
– Какие неосуществимые желания могут быть и почему они не осуществимы?
Запишите на доске примеры, чаще всех встречающиеся при обсуждении.
В о п р о с для учащихся: «Если у человека нет всего вышеназванного, как это может отразиться на его жизни?».
З а д а н и е для самостоятельного осмысления:
– Приведите какой-либо пример того, что когда-то принесло вам ощущение счастья. Напишите десять вещей, которые бы вам очень хотелось иметь. Они могут быть материальными и нематериальными. Запишите их в порядке убывания их важности и пометьте буквой «М» (материальные) или «Н» (нематериальные).
Вернитесь к этим записям через некоторое время (через несколько дней, месяцев и т. д.). Наверное, вам будет над чем задуматься.
ТЕСТ
«НАСКОЛЬКО ВЫ ДОВОЛЬНЫ ЖИЗНЬЮ?»
1. Другие одеваются лучше, чем вы?
2. Вы хотите жить в другом доме?
3. Хотели бы вы иметь высокооплачиваемую работу, но не приносящую морального удовлетворения?
4. Хотелось ли вам хоть раз выдавать себя за кого-то другого?
5. Гордитесь ли вы тем, что уже сделали в своей жизни?
6. Умеете ли вы ладить с друзьями?
7. У вас всегда хорошие отношения с близкими?
8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками?
9. Вы удовлетворены взаимоотношениями с противоположным полом?
10. Вам нравится ваша внешность?
11. Хорошо ли вы спите?
12. Часто ли вы бываете разочарованы и озлоблены?
13. Нравится ли вам быть активным?
14. Вы легко расслабляетесь?
15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?
Подсчет баллов:
в вопросах 1, 2, 3, 4, 12, 15 отрицательный ответ – 1 балл;
в вопросах 5–11, 14 положительный ответ – 1 балл.
Интерпретация результатов:
9 баллов и более: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые вам хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.
От 4 до 8 баллов: вы в основном довольны, хотя существует многое, что вам хотелось бы по возможности изменить.
3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.
Пожелания для учащихся.
Некоторые пожелания тем, кто перестал радоваться каждому дню:
– задумайтесь над собой, отделите цели и желания истинные от пустых и незначащих;
– наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие;
– поверьте в себя.
С о в е т. Выберите человека, который вам не нравится и причиняет вам массу неудобств. Попробуйте относиться к этому человеку с уважением и добротой; посмотрите, как он будет реагировать на это, и запишите все увиденное. Продолжайте наблюдение за поведением этого человека в течение нескольких дней и проанализируйте его. Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с ним?
счастье есть отсутствие несчастья (афоризм).
Счастье в древней мифологии изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет. (Читаем у Н.Чернышевского.)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что значит быть счастливым? Счастье есть отсутствие несчастья (афоризм).
Назовите только одну вещь (материальную или нематериальную), которая может сделать вас счастливыми
Счастье в древней мифологии изображалось в виде женщины, несомой ветром. У женщины была длинная коса, которая развевалась впереди нее. Поэтому в тот момент, когда она подлетает, ее легко поймать. Но уже через миг она пролетит, и больше шансов поймать счастье нет. (Читаем у Н.Чернышевского.)
Жан-Жак Руссо, например, полагал (несомненно, с долей иронии), что для счастья необходимы три условия: хороший банковский счет, хороший повар и хороший желудок.
Но результаты социологических исследований показывают, что великий французский философ, видимо, был не прав, выдвигая первым условием хороший счет в банке. Даже при заметном росте благосостояния число людей, отмечавших при социологических опросах, что они счастливы, не меняется (около 70 %). Что же определяет понятие счастья?
З а д а н и е: Попробуйте аргументировать свое согласие или несогласие с данными утверждениями:
Американские психологи указывают на семь конкретных способов стать счастливым: 1. Любите своих близких. 2. Уделяйте много сил любимой профессии. 3. Помогайте другим людям. 4. Старайтесь быть счастливыми. 5. Будьте физически активными. 6. Вносите в свою жизнь элементы новизны. 7. Не впадайте в отчаяние, если чувствуете себя несчастным.
Вывод: «Счастье – это осуществленное желание».
Подумайте над следующими вопросами: ? Осуществление каких желаний приносит нам счастье? Н а п р и м е р: голод + еда = счастье жажда + вода = счастье тоска по кому-либо + встреча с ним = счастье
Может ли осуществление наших желаний не приносить счастья? Н а п р и м е р , если: – еда отравлена; – вода заражена; – чтобы поскорее встретиться с другом, вы прыгаете с балкона и погибаете?
З а д а н и е для самостоятельного осмысления: – Приведите какой-либо пример того, что когда-то принесло вам ощущение счастья. Напишите десять вещей, которые бы вам очень хотелось иметь. Они могут быть материальными и нематериальными. Запишите их в порядке убывания их важности и пометьте буквой «М» (материальные) или «Н» (нематериальные).
ТЕСТ «Насколько вы довольны жизнью?» 1. Другие одеваются лучше, чем вы? 2. Вы хотите жить в другом доме? 3. Хотели бы вы иметь высокооплачиваемую работу, но не приносящую морального удовлетворения? 4. Хотелось ли вам хоть раз выдавать себя за кого-то другого? 5. Гордитесь ли вы тем, что уже сделали в своей жизни?
6. Умеете ли вы ладить с друзьями? 7. У вас всегда хорошие отношения с близкими? 8. Находите ли вы общий язык со своими родственниками? 9. Вы удовлетворены взаимоотношениями с противоположным полом? 10. Вам нравится ваша внешность?
11. Хорошо ли вы спите? 12. Часто ли вы бываете разочарованы и озлоблены? 13. Нравится ли вам быть активным? 14. Вы легко расслабляетесь? 15. Думаете ли вы, что судьба к вам несправедлива?
Подсчет баллов: в вопросах 1, 2, 3, 4, 12, 15 отрицательный ответ – 1 балл; в вопросах 5–11, 14 положительный ответ – 1 балл.
9 баллов и более: вы очень довольны своей жизнью. Вполне естественно, что существуют некоторые вещи, которые вам хотелось бы изменить, но в общем вы счастливы и удовлетворены тем, что имеете.
От 4 до 8 баллов: вы в основном довольны, хотя существует многое, что вам хотелось бы по возможности изменить. 3 очка и меньше: вы, несомненно, недовольны. Существует множество вещей, которые вы хотели бы изменить. Полное удовлетворение вызывают лишь некоторые аспекты вашего образа жизни.
Пожелания для учащихся. Некоторые пожелания тем, кто перестал радоваться каждому дню: – задумайтесь над собой, отделите цели и желания истинные от пустых и незначащих; – наблюдайте за людьми, учитесь видеть их своеобразие; – поверьте в себя.
С о в е т. Выберите человека, который вам не нравится и причиняет вам массу неудобств. Попробуйте относиться к этому человеку с уважением и добротой; посмотрите, как он будет реагировать на это, и запишите все увиденное. Продолжайте наблюдение за поведением этого человека в течение нескольких дней и проанализируйте его. Изменилось ли что-нибудь в ваших отношениях с ним?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Что значит быть хорошим человеком"
Классный час проведен в рамках празднования Дня Первого Президента Республики Казахстан...
проект для классного часа "что значит быть воспитанным?"
классный час...
Классный час Что значит быть толерантным?"
Классный час для учащихся 5-7 классов...
Классный час "Что значит быть патриотом сегодня"
Классный час предназначен для учащихся 6-7 классов....
Классный час "Что значить быть человеком или жить с достоинством?"
С давних пор люди задумывались над вопросом "Что значит быть человеком? Что значить жить с достоинством?" Народная мудрость гласит "Жить - это не то, что прожил, а то, ...
Классный час: «Что значит быть вежливым»
Классный час «Что значит быть вежливым» Цель классного часа развитие у детей речевых, мимических, жестикуляционных и интонационных умений при выражении просьбы.Задача...
Классный час: «Что значит быть вежливым»
Классный час: «Что значит быть вежливым»Цель: развитие речевых, мимических, жестикуляционных и интонационных умений при выражении просьбы.Задачи:- научить ребёнка понимать собст...