Программа по здоровьесбережению «Здоровые привычки — здоровый образ жизни» 5 – 9 классы
материал
Самое ценное, что есть у человека - жизнь, а самое ценное в его жизни- здоровье, за которое бороться приходится порою с самого рождения. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого стоить тем, кто не позаботился о нем своевременно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovesberezheniya_5.doc | 154 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» Россия, 456444, Челябинская область, город Чебаркуль, улица Каширина, 57
Тел. 8-912-897-16-96; (35168) 6-33-03; 6-00-00; э/адрес: perepelyuk_irina@mail.ru; school4dos@mail.ru
Программа по здоровьесбережению
«Здоровые привычки — здоровый образ жизни»
5 – 9 классы
Разработчик: Перепелюк Ирина Викторовна, учитель технологии, МБОУ «СОШ №4» классный руководитель
|
г.Чебаркуль, 2017
Содержание
Аннотация | 3 | |
Пояснительная записка | 5 | |
1. | Основные направления программы, их реализации и ожидаемые результаты | 8 |
2. | Условия реализации программы | 10 |
3. | Принципы реализации программы | 11 |
4. | Управление программой | 12 |
5. | Санитарно – просветительская работа по формированию здорового образа жизни | 13 |
6. | Профилактическая деятельность | 15 |
7. | Физкультурно – оздоровительная, спротивно – массовая работа | 17 |
8. | Тематика классных мероприятий | 18 |
9. | Ресурсное обеспечение программы | 20 |
Литература | 21 |
Аннотация
Образование – необходимый, если не самый важный элемент социально- культурного и экономического развития страны. В этой связи на образование как целостную государственную систему, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо прочих, задача сохранения физического, психического и нравственного здоровья подрастающего поколения.
Здоровье детей - это комплексный результат сложного взаимодействия человека с природой и обществом, включая влияние генетических задатков, социальных, культурных, экологических, медицинских и др. факторов.
Многочисленные исследования показывают, что за годы обучения в школе возрастает количество детей, имеющих нарушения зрения и осанки, приобретающих заболевания органов пищеварения и расстройство деятельности центральной нервной системы, что влияет как на качество освоения ими учебного материала, так и на социализацию школьников. Различные неблагоприятные социальные процессы ведут к возрастанию и распространению среди подростков алкоголизма, наркомании и табакокурения.
Самое ценное, что есть у человека - жизнь, а самое ценное в его жизни- здоровье, за которое бороться приходится порою с самого рождения. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого стоить тем, кто не позаботился о нем своевременно.
С одной стороны, причинами ухудшения состояния здоровья являются такие факторы, как перегрузка учебных программ, интенсификация труда обучающихся, ухудшение экологической обстановки, стрессовые воздействия, недостаточное или несбалансированное питание, распространение нездоровых привычек.
С другой стороны, учащимся очень трудно ориентироваться в огромном количестве информации, которая к ним поступает из интернета, телевизоров, рекламных роликов о различных видах биологически активных добавок, витаминах, методах лечения заболеваний и их профилактики, рекламе пищевых продуктов и т.д. Поэтому задача школы и родителей помочь детям правильно использовать полученную информацию, объяснить ее предназначение, научить ориентироваться в окружающем мире. Ведь все хотят видеть своих детей счастливыми и здоровыми, но не все задумываются о том, как это осуществить и что для этого предпринять. Здоровье не приходит само, его нужно укреплять и беречь, за него нужно бороться, потому что здоровье - это самое главное с жизни человека.
Приоритетность задач охраны и укрепления здоровья обучающихся обуславливает насущность принципиальных изменений в организации жизни школы как одного из ведущих социальных институтов, обеспечивающих формирование у подрастающего поколения ценностных установок по отношению к собственному здоровью.
Исходя из этого можно сделать вывод: сложившаяся ситуация требует новых конкретных стратегий, способных реально снизить уровень заболеваемости.
Программа «Здоровые привычки — здоровый образ жизни» разработана на основе мероприятий по охране здоровья, целью которой является улучшение здоровья и качества жизни подростков.
Пояснительная записка
Самое ценное, что есть у человека, это жизнь, а самое ценное в его жизни – здоровье, за которое бороться всеми силами становится не только актуально, но и экономически необходимо. Условия, когда болеть было выгоднее, чем работать, ушли в прошлое. Невежество в вопросах здорового образа жизни будет дорого обходиться тем, кто своевременно не позаботился о своем здоровье, здоровье своих детей и близких.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление здоровья, сохранение здоровья физического, психического и духовного, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Обозначая цели деятельности по здоровьесбережению, я исходила из полученных сведений о фактическом состоянии здоровья обучающихся, о неблагоприятных для здоровья факторах, о выявленных достижениях педагогической науки и практики в сфере здоровьесбережения.
Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Но последние статистические данные свидетельствуют о том, что за период обучения детей в школе состояние здоровья ухудшается в несколько раз. Проблема здоровья обучающихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Современное состояние общества, темпы его развития предъявляют высокие требования к человеку и его здоровью. В связи с этим современная школа должна формировать человека с высоким уровнем самосознания, мышления, т. е. обеспечить каждому школьнику возможности для выявления и развития способностей при необходимом уровне охраны и укрепления здоровья.
На современном этапе развития образования необходима стабилизация и улучшение работы по оздоровлению детей, нужен комплексный системный подход к данной проблеме. Формирование здоровья обучающихся в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребенка.
В нашей школе существует программа развития, одной из направлений которой является проект «Здоровье». Моя программа по здоровьесбережению разработана в соответствии с данной программой.
С одной стороны школа микрорайона Каширинсий предоставляет все необходимые условия для поддержания и укрепления здоровья обучающихся: современный спортивный зал, стадион, тренажерный зал. Медицинское сопровождение обучающихся обеспечивает квалифицированный специалист. Район расположен в экологически благополучном районе нашего города: он окружен сосновыми лесами; рядом озеро Мисяш, с прозрачной водой; смешанный лес является прекрасным местом для занятий лыжным спортом.
С другой стороны, проанализировав личные дела школьников, побеседовав с родителями и учителями, медицинским работником школы и проведя анкетирование обучающихся, я пришла к выводу, что 57% обучающихся занимаются физкультурой в подготовительной группе, в классе есть ребёнок с ОВЗ, 27% обучающихся имеют хронические заболевания глаз, органов пищеварения, дыхания, по этим причинам в течение года каждый ученик пропускает в среднем 14,3 дней, в течение года отдельные ученики пропускают до месяца занятий.
Таким образом, неумение детей заботиться о своем здоровье приводит в высокой заболеваемости и, как следствие этого, к снижению качества знаний.
Данное противоречие явилось причиной разработки программы по улучшению здоровья обучающихся класса.
Цель программы: Создание здоровьесберегающей среды для формирования психически здорового, социально-адаптированного, физически развитого выпускника, сохранение и укрепление здоровья педагогов.
Задачи программы:
- формирование у обучающихся понимания значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков здорового образа жизни;
- создание в школе организационно - педагогических, материально - технических, санитарно - гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния здоровья участников образовательного процесса;
- обеспечение системы полноценного сбалансированного питания в школе с учетом особенностей состояния здоровья участников образовательного процесса;
- создание информационного банка о состоянии здоровья подростков;
- просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей;
- гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашних заданий и режима дня;
- привлечение системы кружковой, внеклассной и внешкольной работы к формированию здорового образа жизни обучающихся;
Участники программы: обучающиеся «Б» класса, классный руководитель, родители обучающихся, учителя – предметники, медицинский работник школы, работники столовой, школьный психолог.
Сроки реализации: 2017 – 2023 гг.
- Основные направления программы, их реализация и ожидаемые результаты
Программа реализуется в три этапа:
- диагностико – проектный ( 2017 – 2018 гг. – 5 класс);
- содержательно – деятельностный ( 2018 – 2021 гг, 6 – 8 классы);
- рефлексивный (2021 – 2022 гг. – 9 класс).
Содержание деятельности на каждом этапе:
- Диагностико – проектный: комплексное обследование состояния здоровья обучающихся 5 класса; составление карты здоровья класса с указанием конкретных проблем каждого ребенка, разработка программы здоровьесбережения в классе, согласование позиций с участниками образовательного процесса.
Ожидаемый результат: получение целостной картины состояния здоровья обучающихся класса (количество детей по видам заболеваний).
- Содержательно – деятельностный: работа по реализации здоровьесбережения в классе, координирование деятельности участников программы, корректировка промежуточных результатов.
Ожидаемый результат: улучшение самочувствия обучающихся и как следствие этого более высокие показатели учебной деятельности, сокращение количества пропусков уроков по болезни. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья в целом (качественные показатели: повышение уровня психического, физического и социального здоровья в целом; улучшение самочувствия обучающихся; показатели учебной деятельности. Количественные показатели: сокращение количества пропусков по болезни со 100% до 50%, сокращение обращений в медицинские учреждения по поводу болезни с 67% до 57).
- Рефлексивный – проведение диагностических процедур, анализ полученных данных и соотнесение с первоначальной диагностикой; разработка индивидуальных планов поддержания здоровья выпускников.
Ожидаемые результаты: готовность продолжить заботу о здоровье после выпуска из школы, а именно: осознанное отношение к своему здоровью как основному фактору успеха на последующих этапах жизни соблюдение оптимального режима учебного труда и активного отдыха.
- Условия реализации программы
- Четкое целеполагание на каждом этапе реализации программы, видение определенных целей, к которым необходимо стремиться всегда;
- Аналитико – диагностическая деятельность, мониторинг процесса улучшения здоровья;
- Совершенствование содержания, форм и методов работы;
- Привлечение органов ученического самоуправления, родителей, педагогического коллектива и работников внешкольных учреждений к планированию, организации и анализу работы по улучшению здоровья обучающихся класса.
- Принципы реализации программы
- программно – целевого подход (единая система планирования и своевременное внесение корректив в планы;
- информационная компетентность участников образовательного процесса о происходящем в классе (открытость, доступность информации);
- вариативность (осуществление различных вариантов действий по реализации программы).
- Управление программой
Классный руководитель, совет класса, родительский комитет. Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы. Консультативная и организационная помощь оказывается медицинскими работниками, психологом, социальным педагогом.
- Санитарно – просветительская работа по формированию
здорового образа жизни
Задачи:
1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями валеологии (здоровье, здоровый образ жизни).
2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил личной безопасности.
3. Обеспечение условий для пропаганды здорового образа жизни (программно – методическое обеспечение, подготовленность кадров).
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Проведение мониторинга здоровья, физической подготовленности, диагностики и оценки уровня сформированности валеологической культуры детей и родителей | 2017 г. | классный руководитель учитель физкультуры, медработник |
Проведение диагностики перегрузки обучающихся в учебной деятельности и их влияние на здоровье детей. | 2017г. | классный руководитель |
Составление карты здоровья класса и разработка совместно с медработником индивидуальных программ коррекции здоровья детей. | 2018г. | классный руководитель, медработник |
Проведение классных родительских собраний, круглых столов, встреч с специалистами по проблемам сохранения и укрепления здоровья | 2017 – 2023 гг. | классный руководитель, обучающиеся, медработник, учитель физкультуры и руководители спортивных секций |
Разработка и сбор методических материалов по проблемам здоровья, системы мер по углублению знаний, умений, навыков участников программы по данной проблеме | 2017 – 2022 гг. | администрация, классный руководитель, медработник, родители |
Проведение классных часов и участие в общешкольных мероприятиях по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности | 2017 – 2022 гг. | классный руководитель, обучающиеся класса |
Использование сайта школы для размещения информации для участников программы | постоянно | классный руководитель, учитель информатики |
Распространение опыта по укреплению здоровья обучающихся | 2017 – 2022 гг. | классный руководитель |
- Профилактическая деятельность
Задачи: 1.Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.
2.Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.
3.Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.
4. Профилактика ДДТТ.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Организация обследования детей с целью раннего распознавания заболеваний | Постоянно по графику | медицинские работники школы и поликлиники |
Проведение и организация профилактических бесед, рекомендаций для детей и родителей | постоянно | медицинские работники, администрация, классный руководитель |
Улучшение питания детей класса:
| постоянно | администрация, классный руководитель, работники столовой, родители |
Проведение систематических мероприятий по улучшению санитарии и гигиены:
| регулярно | администрация, классный руководитель, обучающиеся |
Предупреждение травматизма:
| постоянно | классный руководитель |
Профилактика утомляемости:
| постоянно | Учителя – предметники, классный руководитель |
Проведение занятий по развитию умений и навыков в экстремальных ситуациях. | постоянно | учитель ОБЖ, классный руководитель, обучающиеся класса |
- Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа
Задачи:
1. Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.
2. Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.
3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.
Мероприятия | Сроки | Ответственные |
Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы:
| постоянно | учителя физкультуры и ОБЖ, организаторы, классный руководитель, родительский комитет |
Занятия в спортивных секциях и клубах | постоянно | классный руководитель, руководители секций |
Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей | постоянно | администрация, учитель физкультуры, классный руководитель |
- Тематика классных мероприятий
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные |
1 | Весёлые старты | ежегодно | Учитель физкультуры |
2 | Соревнования | ежегодно | Учитель физкультуры |
3 | Эстафета, посвящённая Дню защитника Отечества | ежегодно | Учитель физкультуры |
4 | Спортивная эстафета. | ежегодно | Учитель физкультуры |
5 | Хорошо зимой на лыжах (прогулка в лес). | ежегодно | Род. ком., ОКД |
6 | Анализ медкарт, анкет по вопросу о состоянии здоровья детей | ежегодно | Классный руководитель |
7 | Соревнования по шашкам | ежегодно | Учитель физкультуры |
8 | Осенняя спартакиада | ежегодно | Учитель физкультуры |
9 | Весенний кросс | ежегодно | Учитель физкультуры |
10 | Зимняя лыжня | ежегодно | Учитель физкультуры |
11 | Дни здоровья | ежегодно | Учитель физкультуры |
12 | День туризма | ежегодно | Завуч по ВР |
Выходы в природу: | |||
13 | - «Прекрасна ты, земля, в уборе зимнем» | ежегодно | Род. ком., ОКД |
14 | - «Под музыку дождя» | ежегодно | Род. ком., ОКД |
15 | - «Прощался с летом лес» | ежегодно | Род. ком., ОКД |
16 | Осуществление углубленного медицинского осмотра | ежегодно | Мед. работник |
17 | Дни здоровья | ежегодно | Завуч по ВР, ОЗС |
18 | Конкурс плакатов «Здоровый образ жизни» | ежегодно | Учит. ИЗО |
19 | Занятия обучающихся в спортивных секциях | в течение года | Классный руководитель, родительский комитет |
20 | Гигиена обучающихся (беседа с мед. работником) | 2017-2022 | ОКД |
21 | «Спорт любить – здоровым быть» (беседа) | 2017-2018 | Классный руководитель |
Минутки здоровья: | |||
22 | Гигиена одежды и предупреждение простуды | 2017-2018 | ОЗС |
23 | - Предупреждение инфекционных заболеваний | 2017-2018 | ОЗС |
24 | Соревнования по настольному теннису | 2017-2018 | Учитель физкультуры |
25 | Классные часы и беседы: «В здоровом теле…» «О вкусной и здоровой пище»
«Как уберечься от гриппа?» «Правила дорожные знать каждому положено» «Вино вину творит» «Биологические добавки»
«Здоровье – бесценное богатство» «Причины суицида среди подростков» «Спид – болезнь XXI века» «Семейные рецепты здоровья» «Секреты продления жизни» «Волнуйтесь спокойно: у вас экзамены» | 2017-2018 2017-2018 2017-2018 2017-2018 2017-2018 2017-2018 2018-2019 2018-2019 2018-2019 2018-2019 2018-2019 2019-2020 2019-2020 2020-2021 2020-2021 2021-2022 2021-2022 2021-2022 2021-2022 2021-2022 | Классный руководитель |
- Ресурсное обеспечение программы
Для успешного осуществления программы необходимо наличие следующих ресурсов:
Кадровых | Специалисты, имеющие педагогическое, медицинское, спортивное образование; |
Материально – технических | Спортинвентарь, средства гигиены, продукты, бумага, магнитофон, методическая литература, CD, Интернет |
Информационно – методических | Методические рекомендации для участников программы, семинары, профессиональные журналы «Физкультура в школе», «Питание школьников», СМИ, Интернет-ресурсы, СанПиНы, аналогичные программы других образовательных учреждений. |
Литература
- Александров В. Как прожить долго здоровым и молодым. – Воспитание школьников, №2, 1994
- Батенева Т. Формула здоровья. – Воспитание школьников, №5, 2002
- Брянцева Л.В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/618059/
- Емельянова О.Ю. Система формирования и сохранения здоровья воспитанников коррекционного образовательного учреждения VIII вида [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/579140/
- Житко Е.А. Методическая разработка по классному руководству (7 класс) по теме: «Вклад классного руководителя в сохранение и укрепление здоровья школьников» [Электронный ресурс]. – М., – 2011. URL: http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/
- К здоровью без лекарств. Москва «Советский спорт», 1990
- Родительские собрания. – Москва «Вако», 2005
- Справочник классного руководителя. – Москва «Вако», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ «СТУПЕНИ ЗДОРОВЬЯ» В ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Цель курса «Ступени здоровья» - формирование осознанного отношения обучающихся к сохранению и укреплению своего здоровья путем популяризации здорового образа жизни и самовоспитания....
Беседа: «Здоровые привычки – здоровый образ жизни»
Привычка – это склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычным, постоянным, стилем поведения.Давайте перечислим, что относится к полезным и к вредным привычкам. Вредные привычки:К...
" Здоровые привычки – здоровый образ жизни"
УРОК-ТРЕНИНГпо теме" Здоровые привычки – здоровый образ жизни"...
Программа по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни "Основы жизни" для детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями)
Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни построена на основе общенациональных ценностей общества, таких как здоровье, природа, экологическая культура, ...