социальное проектирование в духовно – нравственном воспитании школьников
статья
Социальное проектирование направлено на внесение изменений в социальную среду человека: озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни — вся эта деятельность доступна нашим детям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа … Начало начал. Именно здесь закладывается характер, формируются убеждения, происходит социализация личности. И большая ответственность за этолежит прежде всего на классном руководителе. Воспитывать можно по-разному, планируя свою работу с классным коллективом, я руководствуюсь принципами, основанными на справедливости, взаимопонимании, честности, терпимости, доброте.
В процессе моей работы у меня выработался определенный стиль отношений с детьми: Не запрещать, а направлять; Не управлять, а соуправлять; Не принуждать, а убеждать; Не командовать, а организовывать; Не ограничивать, а предоставлять свободу выбора.
В наших силах помочь детям понять и принять главные человеческие ценности, развить духовно-нравственные основы нравственности.
Именно поэтому, реализуя все направления работы классного руководителя, наибольшее внимание я уделяю именно этому направлению и реализую его с помощью такой технологии как социальное проектирование. Школьное детство - замечательная пора, когда формируются основные социальные навыки, познаются ценности, которым предстоит стать главными ориентирами в жизни. И сегодня я хочу поделиться опытом своей работы по использованию социального проектирования в духовно – нравственном воспитании школьников.
Цель социального проектирования — поддержка и развитие детской инициативы, создание условий для формирования общественно-активной позиции.
Социальное проектирование направлено на внесение изменений в социальную среду человека: озеленить город, сохранить или восстановить памятники, водоемы, парки, сады; оказать помощь социально незащищенным слоям населения; поучаствовать в профилактике негативных явлений социальной жизни — вся эта деятельность доступна нашим детям.
Используя социальное проектирование, я предлагаю своим ученикам попробовать свои силы в разработке реальных проектов, результатом которых может стать изменение социальной ситуации. Работа над проектом позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, открывает новые возможности.
Объектами социального проектирования мы вибираем: социальные явления (например, алкоголизм, курение, игромания, интернет-зависимость); социальные отношения (например, отношение к инвалидам, к старикам, детям); социальная среда (места отдыха, остановки, школьный двор).
Проектирование социальных отношений реализуется через такие проекты, как «Мы помним», «От сердца к сердцу». Их целью является воспитание привычки уважительного отношению к старшему поколению, забота о ветеранах и пожилых людях.
Проект «Песни войны» был задуман нами к 73-й годовщине победы в Вов. Мы собрали и датировали более 300 песен военных лет, узнали о событиях 1941-1945 года , о поэтах и композиторах, поднимавших дух наших воинов.
Проект «Стихи о Родине для младших школьников» предусматривал наставническое отношениеболее старших ребят к младшим. Поделиться своим читательским опытом, развить оформительские и редакторские навыки, воспитать любовь к Родине и её литературному наследию, бережное отношение к слову помогла работа над данным проектом.
В рамках акции «Моя семья» мы реализовывали проект «Моя семья-моё богатство», где ребята смогли рассказать о своих семьях и их традициях, узнать о семьях других ребят класса. Также в классе прошло мероприятие «Дорогой предков», где учащиеся представляли индивидуальные проекты своего родословного древа.
При подготовке к празднику Масленицы мы подготовили мини-проекты «Масленичные традиции». Каждый масленичный день был представлен своей кухней, играми, песнями, костюмами. Работа по подготовке к этому мероприятию помогла узнать о традициях предков, особенностях кухни, народном творчестве, что , безусловно, важно в формировании духовно-нравственных ориентиров молодого поколения, уважительного отношения к историческим корням и традициям.
При поддержке учителя истории Головановой Л.И. ребята разрабатывали групповые проекты «Исторические страницы нашей страны», а представляли их в школьном музее, что обеспечило определённую атмосферу погружения в прошлое. Желание работать над этими проектами помогло воспитанию потребности знать историю и культуру своей страны.
Побывав в школьном и городском музеях, у моих ребят появилось желание попробовать свои силы в поисковой работе. Итогом двухмесячной работы стали проекты: «Народные промыслы родного края»,«Мобильная выставка», «Наша школа»
Ещё одно направление, в котором мой класс проявляет себя, это проектирование социальной среды.
Проекты: «Школьный двор», «Росток» способствуют воспитанию бережного отношения к природе, формированию доброго отношения к окружающим, позитивного взгляда на жизнь.
Проект «Чистый лес» привлекает учащихся к активной общественной работе, воспитывает сознательного гражданина своей страны, который не только словом, но и делом доказывает свою готовность сделать лучше то место, в котором он живёт.
Проектирование социальных явлений занимает немалое место в работе класса. Такая работа направлена на воспитание здоровых привычек и навыков; отказа от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя, формирование потребности в правильном питании, физической нагрузке, гигиене организма, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами; позитивное мышление, формирование здорового образа жизни.
Формированию здорового образа жизни помогают проекты: «Мы против наркотиков», «Спорт как альтернатива пагубным привычкам».
Проект участников литературного клуба «Путь к Парнасу» «Позиция» напрямую утверждает принципы здорового образа жизни и отказа от употребления наркотиков и спиртного
Краткосрочным социальным проектом являются «Чернобыль – наша боль», «Край родной», «ЗОЖ»
А вот над проектированиемнастенных календарей «Искусство и природа» ребятам пришлось изрядно потрудиться и изучить не только русскую классическую поэзию, но и живопись. Зато дети научились рационально использовать свои силы и время, распределять работу, развили художественный и литературный вкус.
Поисковая и исследовательская работа, отразилась в проекте «Улицы города рассказывают». При работе над проектом «Календарь социально значимых дат». Из большого количества важных событий они выбрали те, которые связаны с борьбой с различными, часто неизлечимыми заболеваниями, день борьбы с терроризмом, день отказа от Интернета, день русского языка. Это ли не свидетельствует о результативности работы по духовно-нравственному воспитанию.
Социальное проектирование я реализую через классные часы, часы общения.
Кроме того, в моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы литературные чтения, посещение музея, участие в митингах, устные журналы, встречи с интересными людьми, КВН, День именинника, КТД.
Мы участвуем в различных акциях, проводимых в школе и на городском уровне. Главными помощниками в моей работе выступают родители. Именно их неуспокоенность, желание быть рядом с ребёнком, знать его интересы, круг общения дают мне уверенность в том, что совместными усилиями нам удастся воспитать духовно- нравственных и социально адаптированных граждан нашей страны.
Для изучения результатов воспитательного воздействия использую следующие методики: социометрические исследования, диагностика, анкетирование.
Одним из результатов моей работы является рост уровня воспитанности.
Также показателем достаточно высокого уровня воспитанности учащихся являются их достижения в различных сферах. На слайде представлены награды моих ребят.
Считаю, что воспитательная система, дает положительные результаты: благоприятный психологический климат, отсутствие правонарушений и неуспевающих, призовые места в школьных конкурсах, участие в различных общешкольных мероприятиях.
Классное руководство для меня – потребность, порой трудоемкая и тяжелая, но оно наполнило мою жизнь новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, чувствами. Оно позволяет мне наполняться энергией и расти вместе с детьми!
Об опыте моей работы вы можете узнать на сайте.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание экологической культуры школьников через их включение в технологию социального проектирования
ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЗУЛТАТЫ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ВЫСОКОЙ ЭФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЕЯ ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО- НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ...
Социальное проектирование как способ социализации личности школьника
О том, как социальное пректирование помогло решить многие проблемы класса....
Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданских компетенций российских школьников
В статье рассказывается как с помощью технологии социального проектирования сделать процесс воспитания подрастающего поколения более эффективным. Дается понятие социального проектирования, значимость ...
Социальное проектирование как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания.
О социальном проекте "Память"...
"Экологическое, духовно-нравственное и социальное проектирование как форма воспитания детей в школе"
Использование приемов и методов направленных на экологическое воспитание на уроках географии детей с ОВЗ...
Социальное проектирование как фактор социализации школьников
Главная воспитательная задача в современной школе - создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка, их совершенствование в условиях школьного образовательного пр...
Духовно-нравственное развитие и воспитание современного школьника через социальное проектирование на уроках истории и обществознания.
Социальное проектирование -один из важнейших видов деятельности ,которая активно используется в учебной и внеурочной деятельности.Это дает возможность учащимся связать и соотнести общие пр...