Классный час "Потребности человека"
классный час (6, 7, 8, 9 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час.
Тема: ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
Цель: сформировать представления учащихся о потребностях человека, их
видах; о факторах, влияющих на потребности
развивать способности участвовать в дискуссии, выслушивать мнения
других; воспитывать коллективизм, умение работать в группе;
коррекция познавательных процессов: внимания, мышления,
памяти, речи; коррекция поведения.
Оборудование: таблицы, картинки, раздаточный материал, солнце
Ход занятия.
I Организационный момент.
Психологический настрой учащихся, создание у учащихся эмоционального настроя на работу.
- Ребята, какой сегодня прекрасный день. Я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнётесь мне.
Упражнение на коррекцию внимания и зрительного восприятия.
На доске таблица. Прочитать слово, используя каждую третью букву.
НРПАБОКЛТМКРСОЕБКБАОНКЛОАИСВГТИРИ
Тема сегодняшнего занятия «Потребности человека»
II Вводная беседа.
- Ребята, а что такое потребности?
Потребность – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизни и развития организма.
Мы все в чём-то испытываем нужду или потребность. Но давайте начнём не с потребностей человека, а с потребностей растений и животных.
Растения: свет, вода, воздух, тепло.
Животные: вода, еда, воздух, жилище.
Человек: вода, еда, воздух, тепло, сон, жилище, отдых.
III Основная часть.
1)Человек – существо биологическое, можно сказать «человек – часть природы», поэтому он удовлетворяет потребности в пище, воде, тепле,…
Это низший уровень потребностей. Эти простейшие потребности называются биологическими (прикрепить на доску). Из уроков биологии вы, наверно знаете, что «био» означает «жизнь». Эти потребности нужны, чтобы жить, они есть и у животных.
2)Но для того, чтобы стать личностью, занять своё место в обществе, этого явно недостаточно. Уже с самого раннего возраста у человека возникают и другие потребности:
- В материнской любви
- Общении
- Уважении
- Заботе
- Защите
- Помощи
- Сочувствии
- Потребность иметь друзей
Эти потребности называются социальными (прикрепить на доску).
Социальный – значит общественный. Это слово связано с жизнью людей в обществе.
3) В отличие от животных, у человека есть потребности в одежде, жилище, бытовом комфорте. Что такое бытовой комфорт? Это бытовые удобства, уют жилищ.
-удобная постель
-бытовая техника
-ванная комната
-мягкая мебель
-машина
-компьютер
Эти потребности называются материальными (прикрепить на доску).
Материальный – вещественный, реальный.
Что же ещё нужно человеку для жизни? Для интересной жизни?
- Кино
- Музыка
- Книги
- Театры
- Увлечения
- Интересы
- Образование
Кто-то коллекционирует марки, кто-то занимается спортом, кто- то любит рисовать, шить, ходить в походы.
Это высший уровень потребностей, называется духовными потребностями.
Что значит духовно богатый человек? С ним интересно.
На доске получилась схема.
Потребности
Биологические Социальные Материальные Духовные
Человек стремится удовлетворить сначала самые важные потребности, а затем уже все остальные.
Сейчас я предлагаю вам отгадать загадки и определить, к какому виду потребностей относится отгадка.
Сшили их из чёрной кожи,
В них теперь ходить мы сможем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги. (сапоги – материальная потребность)
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней.
(книга – духовная потребность)
Рос сперва на поле в поле,
Летом цвёл и колосился.
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился,
Из зерна – в муку и тесто,
В магазине занял место (хлеб – биологическая потребность)
Два колесика подряд, их ногами вертят,
А поверх торчком сам хозяин крючком.
(Велосипед – материальная потребность)
- Какие предметы вы купили бы для себя в первую очередь? Почему?
- Какой предмет менее значим в жизни?
- Без какого предмета можно обойтись?
- Почему человек выбирает более полезные, выгодные вещи?
Задания в группах.
Упражнение на коррекцию логического мышления, классификацию.
У каждой группы карточки с разными потребностями, их надо рассортировать.
Биологические: купить сахар, умыться, погреться.
Социальные: поиграть с другом, сходить в гости, позаботиться о кошке, попросить помощи.
Материальные: купить холодильник, новое пальто, ремонт в квартире.
Духовные: сходить в музей, посмотреть кино, почитать книгу.
Физминутка.
От чего зависят потребности? (высказывания детей)
- От возраста
- Пола разобрать каждую потребность, объяснить
- Вкуса
- Климата
- Места жительства
- Увлечений
- Характера
Потребности каждого человека индивидуальны: то, что необходимо одним, может быть совсем не нужно другим (зависит от пола, интереса, характера).
Потребности возникают вновь и вновь. С изменением жизни у людей появляются всё новые потребности и новые способы их удовлетворения. Потребности во многом определяются условиями, в которых человек живёт. Это касается даже биологических потребностей. Голод, независимо в каком обществе живёт человек, должен быть удовлетворён, то есть нужно поесть. Но как? За столом, с помощью ножа и вилки, на красивой посуде, вкусно приготовленную пищу или есть руками сырое мясо? Согласитесь, есть разница.
Ни одну потребность невозможно удовлетворить до конца. Она возникает снова, развивается, заставляет человека действовать, работать, предпринимать какие-то усилия для её удовлетворения. Всё это говорит о безграничности, бесконечности потребностей.
Работа над содержанием сказка В Катаева «Цветик-семицветик»
- Какие потребности помог исполнить девочке Жене цветик-семицветик? (вазочка, Северный полюс, очутиться во дворе, игрушки, чтобы Витя был здоров)
- Для кого Женя просила исполнить свои желания (для себя, для других)
- Какого вида потребности были у Жени?
- Какое желание доставило ей самую большую радость? Почему?
- Какие черты характера проявились у Жени сначала? (жадность, зависть)
- Какая черта характера появилась, когда она увидела больного мальчика? Жалость, сострадание, сочувствие.
А вы знаете, что такое сострадание?
Сострадание – жалость к кому-то, сочувствие чужому страданию. Сострадать – страдать вместе, сообща. Это хорошее качество?
Ребята, как вы думаете, бывают вредные потребности? Какие?
- Курение
- Тяга к алкоголю
- Наркомания
- Бродяжничество
Почему они вредные? (обсуждение)
Какие качества личности помогают человеку воздержаться от вредных привычек?
- Сила воли
- Целеустремлённость
- Самоконтроль
- Умение анализировать свои действия
- Умение сказать «нет»
- Бережное отношение к своему здоровью
- Умение отстаивать свою точку зрения
Потребности бывают:
- Насыщаемые
- Труднонасыщаемые
- Ненасыщаемые
Привести примеры.
Что делать, если потребность ненасыщаемая? Человек может зациклиться на одной потребности (хочу в Африку), а она ненасыщаемая, т.е неисполнимая. Что же делать? (дискуссия)
Нужно переключиться на что-нибудь другое (увидеть красивое, интересное вокруг нас). Или превратить эту потребность в хобби – увлечение, любимое занятие на досуге (коллекционировать вещи, связанные с Африкой: значки, статуэтки, марки, статьи, фотографии, мультфильмы; сделать ремонт в квартире, напоминающий Африку).
Ребята, а что нужно делать, чтобы удовлетворить свои потребности: биологические, материальные, духовные?
Человек должен трудиться и зарабатывать деньги.
Хорошо работаешь - много зарабатываешь – больше потребностей удовлетворяешь.
Ситуации.
- Ты закончил школу, тебя увезли, купили квартиру, мебель, телевизор, еду на первое время. Какие твои потребности удовлетворили? Какие твои действия дальше? (Соблюдать режим дня, режим питания, правила поведения, чтобы и в самостоятельной жизни всё получилось, чтобы с тобой захотели общаться хорошие достойные люди)
- Человек не стал работать. Все его потребности сводятся к еде, выпивке, сну. Что дальше с ним случится? Какие у него остались потребности. Биологические, как у животного. Приятно ли общаться с таким человеком?
- Мальчик познакомился с девочкой и пригласил её в кино. Какие у них потребности?
- Молодой человек покупает билет на поезд за 250р. Кассир даёт ему сдачи с 1000р всего 550р. Это правильно? С каждым ли это может случиться? Нет. Образованный человек не позволит себя обмануть. Значит, очень важная потребность человека в вашем возрасте – образование (мотивация к учению)
Каждый человек должен быть заинтересован, чтобы быть культурным и образованным.
IV Итоги:
Давайте обобщим всё, что мы сегодня узнали.
Что нового мы сегодня узнали?
Работа с картинками.
Ребята, посмотрите на картинки и скажите, какие потребности на них изображены? Классификация: сопоставить картинку с определённой потребностью.
Вставить пропущенное слово в предложение.
Потребность это то, без чего……(нельзя) обойтись.
Лучше всего, когда мои желания … (совпадают) с моими возможностями.
Коррекция памяти, речи, внимания: Вспомнить понятия, начинающиеся на эту букву.
П, М, Д, Б, С, В (потребности, материальные, духовные, биологические, социальные, вредные)
V Рефлексия: понравилось вам сегодняшнее занятие?
Какие чувства появились у вас?
Какое настроение после занятия?
На доске – солнышко. Посмотрите, какое солнышко красивое, весёлое. На каждом лучике у него по маленькому солнышку. Я хочу, чтобы взяли эти маленькие солнышки на память о сегодняшнем занятии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Человек и обстоятельства" (6 - 7 кл.)
Классный руководитель учит своих подопечных достойно перенести жизненные трудности, неудачи и поражения. Не отступать от намеченной цели, ссылаясь на разные обстоятельства. При этом классный руководит...
Презентация к классному часу"Человек и обстоятельства" 6-7 кл.
Данная презентация поможет учителю в проведении классного часа "Человек и обстоятельства"....
Единый классный час "Человек-вселенная-космос"
Классный час был посвящён 50-летию первого полёта в еосмос и проводился в 6 классе....
КЛАССНЫЙ ЧАС «Человек, вооруженный знанием, непобедим»
Классный час направлен на развитие осознанного отношения к учебе; воспитание уважения к себе, уверенности, что знания всегда пригодятся в жизни....
Классный час "Человек это звучит гордо! Права и обязанности гражданина"
Цель: правовое просвещение, формирование у школьников правовой культуры, воспитание гражданских качеств и чувства патриотизма, формирование знаний о правах и обязанностях гражданина нашей страны....
презентация к классному часу "Человек рождён для счастья"
презентационное сопровождение к проведённому классному часу...
сценарий классного часа "Человек рождён для счастья"
успешно проведённый классный час для учащихся 9 класса...