Программа работы с родителями
материал (5 класс)

Агеева Людмила Александровна

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников. Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_s_roditelyami.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 7» города Когалыма

Согласовано

Утверждаю

Заместитель директора по ВР

Директор МАОУ "Средняя школа № 7"

__________ И.В.Баженова

___________ Т.А.Наливайкина

"___" ____________ 2015г.

"___" ____________ 2015г.

Программа

по работе с родителями

"Воспитание = семья + школа"

предназначена для работы с родителями

(законными представителями)

Срок реализации: 5 лет

Составитель: Агеева Л.А.

классный руководитель

МАОУ «Средняя школа № 7»

г.Когалым

Программа работы с родителями

"Воспитание = семья + школа"

Введение

Сотрудничество с родителями есть условие развития современной школы, достижения образовательных целей и создания наиболее благоприятных условий для образования и воспитания школьников.

Семья играет основную роль в формировании мировоззрения и нравственных норм поведения учащихся. В качестве основного условия успешного воспитания детей выступает рационально организованный быт, режим жизни в семье. В связи с этим возникает необходимость повышения педагогической грамотности родителей, что может быть реализовано посредством взаимодействия родителей и педагогов. Правильное педагогическое руководство семейным воспитанием возможно при условии комплексного подхода к воспитанию, обеспечении координации усилий по всем направлениям воспитания – идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического, физического. Большая социальная значимость целенаправленного общения с семьей заключатся в том, что, направляя по нужному руслу воздействие родителей на детей, педагог влияет и на перестройку внутрисемейных отношений, способствует совершенствованию личности самих родителей, тем самым повышает уровень общей культуры населения.

Идеальная цель – это полноценный человек, культурная, высоконравственная, творческая личность. Союз с родителями может быть установлен, если обе стороны этого взаимодействия осознают, что только совместными усилиями можно создать условия для реализации намеченной цели. Важно, чтобы педагог и родители действовали как партнеры, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями, чтобы родители стали настоящими и искренними помощниками классного руководителя, проявляющими к школе уважение и оказывающими ей поддержку. Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей. Если между педагогом и родителями существует взаимодоверие, значит, и дети будут доверять семье и школе, а это фундамент для сотрудничества и общего успеха.

Как ни парадоксально, но, несмотря на многочисленные методические рекомендации, литературу, посвященную работе с семьей, проблема взаимодействия семьи и школы существует.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка. Другой негативной тенденцией является то, что многие родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития

ребенка, порой осуществляют воспитание интуитивно. А это не всегда приносит позитивные результаты.

С одной стороны, происходящие в обществе, кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряют кризис семьи. Низкий уровень взаимодействия внутри семьи, многочисленный распад семей, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивное изменение.

Разрешение этих противоречий требует максимального сближения семьи и школы, так как их объединяет общая цель: развитие личности ребенка через обеспечение гармонии индивидуального и коллективного, поскольку каждый ребенок одновременно является объектом и субъектом разнообразных социальных отношений. Развивая в каждом ребенке индивидуальное, семья и школа подготавливают его к жизни в обществе и сотрудничеству с членами общества.

Обеспечить такое гармоничное взаимодействие индивидуального и коллективного можно с помощью обновления системы семейно-общественного воспитания. Современный педагог, владея такой информацией, должен хорошо представлять себе особенности семьи, предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие ребенка, на его характер, поведение.

МАОУ "Средняя школа № 7" работает по программе воспитания «Школа успеха», в соответствии с целями и задачами данной программы и, исходя из диагностики анализа уровня развития классного коллектива, я создала программу развития классного коллектива «Кадетское братство», цель которой: создание оптимальных условий для интеллектуального, физического и нравственного развития кадет, формирование основы для их подготовки к достойному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.

Задачи программы:

  • развитие творческой личности учащихся на основе формирования педагогической культуры и поддержки творчески устремленных учеников в индивидуальной и совместной деятельности;
  • содействие сплочению родительского коллектива, через вовлечение его в жизнедеятельность классного сообщества.

Информационная справка

Класс – это основное звено, связующее ребенка и школу в рамках единой воспитательной системы. Каждый коллектив имеет свою индивидуальность, своеобразие, по-своему влияет на личность.

В классе 25 учеников, из них 3 девочик и 22 мальчика. 80% учащихся класса - детей нашей школы. Большинство детей – 79% имеют полную семью, 46% – являются единственным ребенком в семье.

Проводимые мною исследования показали, что дети имеют достаточный уровень интеллектуального развития, многие имеют ярко выраженную индивидуальность, ясное, яркое мышление. В основном дети легко и радостно идут на контакт.

87% ребят занимаются в системе дополнительного образования: музыкальных и художественных школах, спортивных кружках. В коллективе выделились лидеры.

Эти ребята являются активными помощниками и организаторами любых классных дел. Но есть группа воспитанников – 25% с которыми предстоит индивидуальная работа по культуре поведения на уроке и перемене.

В целом же класс кажется достаточно ярким и перспективным.

Сотрудничество с семьей я начала с изучения условий и микроклимата семейного воспитания. Проведя социологический опрос, я получила следующие результаты:

1) образовательный уровень родителей: высшее образование имеют – 36%, неполное высшее образование имеют – 16%, среднее специальное – 48%.

2) взаимоотношения обучающегося с родителями и другими членами семьи: атмосфера в семье дружелюбная, теплая – 68%, отношения близкие, доверительные – 32% отношения отчужденные – 0%.

3) особенности семейного воспитания: строгий контроль за поведением ребенка – 31%, ограничение самостоятельности – 13% большая самостоятельность ребенка – 24%;

4) родители сотрудничают с учителям – 82%, вступают в противоречие с учителями – 0%.

5) о взаимопонимании ребенка с родителями отмечалось, что у 74% полное взаимопонимание, у остальных хорошее.

Из своей многолетней педагогической практики я знаю, что когда воспитанники переходят в среднее, а затем в старшее звено связь ребенок – родитель – учитель ослабевает, а иногда и просто прерывается. Обучающиеся становятся старше, появляются проблемы разного характера: педагогические, физиологические, социальные, для решения которых необходимо тесное взаимодействие с родителями.

Я убеждена, что успех в работе с семьей лишь тогда действительно достигнут, когда есть контакт, доверие при котором родитель идет в школу и со своими радостями, и с сомнениями; когда родители класса сплотились в единый коллектив.

Перед нами стояла задача сохранить все то ценное в воспитании, что было в начальной школе и направить совместные усилия на создание воспитательной среды, которая объединила бы общность интересов учителя, ученика и родителей. Это легло в основу создания программы взаимодействия с семьей «Воспитание = семья + школа», которая позволяет скоординировать усилия обучающихся, родителей, классного руководителя, учителей предметников и педагога психолога.

Целью программы является создание условий для формирования и развития личности ребенка, мотивов его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности и творческого потенциала на основе интеграции развивающего потенциала семьи и школы.

Задачи:

  • Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитания успешного ребенка в семье и школе;
  • Выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграции усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.
  • Развитие активной педагогической позиции родителей;
  • На первом этапе работы особенно актуально стало проектирование целей, перспективы и образа жизнедеятельности классного коллектива и каждого воспитанника индивидуально.

В программе определены направления и формы взаимодействия семьи и школы.

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей.

Просветительская – научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

Консультативная – совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

Коммуникативная – обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

2. Совместная деятельность родителей и учащихся:

  • умственное развитие
  • воспитание нравственной культуры
  • воспитание эстетической культуры
  • воспитание физической культуры и здорового образа жизни
  • воспитание трудолюбия и профориентация

3. Мониторинг

  • анкетирование
  • изучение межличностных отношений в классе

Критерии:

Качество успеваемости.

Межличностные взаимоотношения в классе.

Улучшение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок

Повышение уровня воспитанности обучающихся.

Удовлетворенность родителей совместной деятельностью в школе.

Успех реализации программы зависит от выполнения ряда условий: родители – не просто помощники педагога, а равноправные участники процесса развития детей: интеллектуального, нравственного, физического, психического; переход школы от доминирующих сегодня форм массовой работы с семьей к групповым и индивидуальным формам воздействия, построенным на диалоговой основе; осуществление на практике дифференцированного и индивидуального подхода к семьям; систематическая и целенаправленное оказание разнообразной психолого-педагогической поддержки семьям; установление эффективного контроля, основанного на диагностике и поэтапного анализа процессов обучения и воспитания детей, обеспечение своевременной их коррекции в связи с возникающими трудностями и отклонениями в развитии детей.

Данная программа призвана помочь каждому субъекту образовательного процесса реализовать свои возможности:

Учителю – по-другому взглянуть на себя, свою деятельность. Пересмотреть методы работы и помочь выявить способности ребенка, осуществлять связь с семьей.

Родителям – включиться жизнь своего ребенка и стать активным участником всех школьных мероприятий.

Детям – дать почувствовать их ценность, неповторимость, талант и вселить уверенность, что их ценят, любят, заботятся о них.

Ожидаемые результаты:

Реализация основных направлений данной программы позволит:

  • Укрепить связь с семьёй;
  • Повысить просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики;
  • Повысить ответственность родителей за воспитание и обучение детей.
  • Сформировать позитивные ценностные ориентации обучающихся;
  • Обеспечить положительную динамику мотивации достижений обучающихся;
  • Достичь высокой степени удовлетворенности обучающихся и их родителей качеством образования.

Содержание программы

Направления и содержание деятельности

Формы проведения

Сроки

Ответственные

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей

1. Трудности адаптации пятиклассника

практикум

5 класс

Психолог, классный руководитель

2. Физические проблемы взросления детей

педагогический треугольник

6 класс

Врач, классный руководитель

3. Физиология подросткового возраста, здоровье, личная гигиена.

дискуссионный клуб

6 класс

Классный руководитель, родители

4. Психологические и психофизические особенности подростка

родительский лекторий

7 класс

Психолог

5. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять.

ролевая игра

7 класс

Психолог, классный руководитель

6. Психологические и возрастные особенности развития подростка

Лекция + психологический практикум

8 класс

Психолог, классный руководитель

7. Искусство воспитания

Педагогическая мастерская

8 класс

Классный руководитель

8. Профориентация: «Выбор дальнейшего пути: за и против»

родительская конференция

8 класс

Родители, классный руководитель, психолог

9. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?

консультации индивидуальные и групповые

7 класс

Классный руководитель

10. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании

интерактив

6 класс

Психолог, классный руководитель

11. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения

дискуссионный клуб

8 класс

Классный руководитель,

родители

12. Результативность школьного урока. От чего она зависит?

беседа

6 класс

Классный руководитель

13. Педагогический такт родителей

Родительский ринг

7 класс

Классный руководитель

14. Школа – второй дом. Какой мы ее хотим видеть?

Организационно -деятельностная игра

7 класс

Классный руководитель

15. Человек, которому я доверяю.

родительские чтения

8 класс

Классный руководитель

16. Информационное окно

Интернет форум

8 класс,

Классный руководитель,

родители

17. Вопросы, которые нас волнуют: трудный диалог с учебой.

собрание-диалог, вечер вопросов и ответов

8 класс

Классный руководитель, учителя предметники

2. Совместная деятельность родителей, обучающихся и школы

1. Давайте познакомимся

тренинг

5 класс

Классный руководитель

2. Страна «Семь Я»

Конкурс, выпуск газеты

6 класс

Классный руководитель, родители

3. Дети глазами родителей, родители глазами детей

Совместное с детьми родительское собрание

5 класс, конец года

Классный руководитель, актив класса

4. Моя семья – моя радость

Совместное с детьми родительское собрание

6 класс, конец года

Классный руководитель, актив класса

5. Зарница(с участием родителей)

Совместное с детьми родительское собрание

7 класс, конец года

Классный руководитель, актив класса, родители

6. Семья года

Совместное с детьми родительское собрание

8 класс, конец года

Классный руководитель, актив класса, родители

7. Звездный бал

Совместное с детьми родительское собрание

Окончание

8 класса

Классный руководитель, родительский комитет

8. Марш-бросок.

Туристические походы

ежегодно

Классный руководитель, родительский комитет

9. «Никто не забыт, ничто не забыто»

Экскурсия в Хатынь, Брест, Минск

Родительский комитет

10. «Тобольск – жемчужина России», «Славный город Санкт-Петербург»,

«По золотому кольцу России»

путешествия

ежегодно

Родительский комитет

11. "Кадетский бал"

праздник

ежегодно

Классный руководитель, актив класса, родители

12.Встреча поколений

праздник

7 класс

Классный руководитель, актив класса, родители

13. Спорт, семья и я.

Спортивная эстафета

5, 6, 7, 8 класс

Классный руководитель, учитель физической культуры, род.комитет

14. Профессии, которые мы выбираем.

Круглый стол

7, 8 класс

Классный руководитель, родительский актив

15. Мы и наше время

Дискуссионный клуб

8 класс

Классный руководитель, актив класса

16. Что, где, когда?

Интеллектуальная игра

6,7,8 класс

Классный руководитель, совет класса

17. Мы и наши дети

Проект

7 класс

Классный руководитель, родительский актив

18.Семейный альбом

Проект

5, 8 класс

Классный руководитель, инициативная группа

3. Мониторинг

1. Изучение удовлетворенности родителей совместной деятельностью со школой

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

2. Изучение межличностных отношений в классе.

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

3. Изучение уровня воспитанности обучающихся

Анкетирование

ежегодно

Классный руководитель

4. Изучение взаимоотношений ребенок-родитель, ребенок-учитель, ребенок- ребенок.

Анкетирование, тестирование

ежегодно

Классный руководитель, психолог

У педагога и семьи общие цели. Без их взаимодействия жизнь ребенка становится беднее. Школа дает ребенку научные знания и воспитывает у него сознательное отношение к действительности. Семья обеспечивает жизненный практический опыт, воспитывает умение сопереживать другому человеку, чувствовать его состояние. Для гармонического развития личности необходимо и то и другое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"

Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...

программа работы с родителями

программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....

Программа работы с родителями "Мостик"

Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....