Классный час по теме ЗОЖ
классный час (5 класс)
Классный час предназначен для формирования у учащихся здорового образа жизни
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovym_byt_modno.doc | 234.5 КБ |
zdorovym_byt_modno_5_kl.pptx | 896.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Сушинская средняя общеобразовательная школа
Пий-Хемского кожууна
Классный час
«Здоровым быть модно»
Класс: 5
Учитель: Маскыр Ш.В.
Суш – 2016
Классный час
«Здоровым быть модно»
Цели:
- формировать у учащихся понятие значимости здоровья, основных факторах, влияющих на здоровье, ведения здорового образа жизни;
- воспитывать у учащихся стремление к ведению ЗОЖ.
Ход классного часа:
1. Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! Сегодня наш классный час посвящен нашим привычкам. Начнем ее с игры «Остров мечты».
Представьте, что мы с вами на острове, где сбываются мечты. Каждый из вас может выбрать из списка только одну мечту: Любовь, Дружба, Здоровье, Богатство, Слава, Семья. Выбор за вами! (ребята по очереди говорят, что они выбирают). Подводится итог, что и сколько выбрали ребята.
Большинство из вас не выбрали Здоровье. А без здоровья не может быть ни славы, ни любви, ни богатства.
При встрече люди издревле желали друг другу здоровья:
«Здравствуйте, доброго здоровья!»
«Как ваше драгоценное здоровье?!»
И это не случайно. Ведь ещё в Древней Руси говорили
«Здоровья не купишь»
«Дал бы здоровья, а счастья найдёшь»
Что значит быть здоровым?
Ответы учащихся:
- Жить без болезней, вести нормальную деятельность, быть живым.
- Здоровье в большей степени зависит от вас самих?
- Что может повлиять на состояние здоровья?
-Образ жизни
-Состояние окружающей среды – природы
-Питание.
Древние Греки, например, мало болели, но долго жили!
-От чего же им так везло?
-Пищу ели растительную, мяса употребляли мало, табака не знали, вино пили разбавленным, много двигались.
-Но главное закалялись.
В школе полдня занимались наукой, полдня физкультурой.
-Почему?
2. Игра «Ромашка»
На лепестках ромашки записана первая половина пословицы- продолжить…
В здоровом теле ,..(здоровый дух)
Голову держи в холоде, …(а ноги в тепле)
Заболел живот, держи …(закрытым рот)
Быстрого и ловкого… (болезнь не догонит)
Землю сушит зной, человека… (болезни)
К слабому и болезнь… (пристает)
Поработал… (отдохни)
Любящий чистоту – …(будет здоровым)
3. Компоненты здоровья
- Вы видите, что про здоровье люди думали и в древности, ведь пословицы- это народная мудрость. Так что же такое здоровье?
Здоровый образ жизни - это совокупность действий и поступков человека, которые направлены на сохранение его духовного и физического здоровья.
Для того чтобы ближе соприкоснуться с аспектами здорового образа жизни, мы должны подробнее рассмотреть материал, относительно некоторых проблем.
Физкультура и спорт
Нет необходимости убеждать кого-то в пользе спорта. Спорт любят все, только одни у телевизора, а другие - в спортзале.
Без физкультуры и спорта не будет ни гармоничного развития, ни здоровья, ни изящной осанки.
Во время перемен не нужно оставаться в сидячем положении, нужно двигаться. Если дома готовим уроки нужно через каждые 45 минут делать перерыв для активной мышечной деятельности. Такая смена умственной и физической нагрузки приносит отдых и сохраняет трудоспособность. Наш век - век гиподинамии, т.е. ограниченной двигательной деятельности. Поэтому утро нужно начинать с зарядки. Это займёт 5 - 10 минут и будет являться зарядом бодрости на весь день. На выходных лучше погулять по лесу, по парку. Нужно укреплять свой организм, чтобы быть всегда энергичным и бодрым.
Питание
Правильно налаженное питание помогает сохранить здоровье и жизнерадостность.
Правило первое: нужно соблюдать разнообразие в питании. В пище должно быть достаточное количество белков (мясо, рыба, творог, яйца, грибы, фасоль, горох), жиров (сливочное и растительное масло, сало и т.д.), углеводов (мука, сахар, крупы, крахмал), витаминов. Каждый должен знать какие витамины содержаться в том или ином продукте питания:
- витамин "С" - в апельсинах, белокочанной и цветной капусте, сладком перце, хрене, укропе, петрушке, зелёном салате, шиповнике, грецких орехах, чёрной смородине, лимоне, яблоках;
- витамин "А" - в рыбьем жире, печёнке, сливочном масле, яичных желтках, молоке, рыбе, моркови, помидорах, тыкве, шпинате, салате, петрушке, вишне, малине, сливе;
- витамин "В" - в дрожжах, муке крупного помола, молодом горохе, фасоли и т. д.
Конечно, нельзя накопить в организме витамины на целый год вперёд. Человеку они необходимы каждый день.
Правило второе: помните об умеренности. Не переедайте. Это не только перегрузка для желудка, но и прямой путь к ожирению. "Кто жаден до еды, дойдёт до беды" - гласит вьетнамская пословица. В умеренных количествах следует употреблять животные жиры, сладости, мучные изделия, острые и солёные блюда, жареную пищу.
Правило третье: правильное распределение пищи в течение дня. Утром - сытный завтрак, после полудня - обед, вечером, часа за два до сна, - скромный ужин. Медики советуют не менее чем четырёхразовое питание, а для полных людей - и шестиразовое, естественно, понемногу и в определённое время.
Избегайте спешки, недостаточного пережёвывания, еды всухомятку и т.д. Отучайте себя жевать при чтении или у телевизора (конфеты, печенье, орехи).
И последнее: следите за своим весом. Не старайтесь полнеть, а если видите, что это уже происходит, сгоняйте вес с помощью спорта, гимнастики, диеты, но только по совету врача
Здоровье и гигиена
В настоящее время известно более 10 000 болезней. Здоровье - самая большая ценность и для человека и для окружающих. Крепкое здоровье - это залог бодрости, работоспособности, долголетия. Сохранение здоровья невозможно без соблюдения гигиенических правил.
Массовая гигиена получила распространение лишь со второй половины 19 века, когда начинают изготавливать мыло промышленным способом, и оно становиться доступным многим. А до этого Западная Европа утопала в грязи. Так испанская королева Изабелла Кастильская заметила, что, приняв купель при рождении, она второй раз умывалась перед свадьбой. Генрих Наваррский просит свою возлюбленную: "Не мойся, милая, буду у тебя через три недели". К воде питали отвращение. Омовение сводилось к тому, что утром лакей лил несколько капель духов на руки, а вечером королю, например, на золотом подносе подавалось смоченное с одного конца полотенце, которым он протирал руки и лицо.
На Руси активную борьбу за гигиену вёл Пётр I, хотя в народе и до его указов любили баню. В наше время, когда почти в каждом доме есть ванна, горячая вода, соблюдение правил гигиены не составляет никакого труда.
Учащиеся в наше время много находятся за столом и многие не следят за правильной осанкой, что приводит к искривлению позвоночника, нарушается симметрия тела, идёт нагрузка на тазовые кости и изменение формы таза. В школе на переменах нужно больше двигаться, чтобы не атрофировались не только мышцы, но и весь организм. В этом случае будет ослабляться работа сердца, лёгких и других органов, будет снижаться обмен веществ. Малейшая нагрузка на такой организм может вызвать заболевание.
Алкоголизм
Злоупотребление спиртными напитками приводит к расстройству деятельности сердечно-сосудистой системы, почек, печени, желудка, кишечника, психики. Пьянство укорачивает жизнь на 15 - 20 лет. Под влиянием алкоголя у 43% мужчин было установлено ослабление половой функции. Будучи неспособным к нормальной супружеской жизни и не зная покоя от мысли, что такой аномалии нет у их жён, алкоголики склонны обвинять своих жён в измене.
Под влиянием алкоголя глубокие изменения происходят в половой системе женщине: нарушается менструальный цикл, нередко возникает бесплодие. Пьющая женщина - это страшно. Она более несдержанна, развязна, чем мужчина, более агрессивна, цинична. Если пьянство отца приводит к рождению умственно отсталых или не вполне полноценных детей, то пьянство матери, и тем более во время беременности, ведёт к рождению детей - инвалидов, не способных к нормальному умственному и физическому развитию, к труду и нередко умирающих в первые месяцы жизни. Употребление алкоголя может стать причиной выкидыша, рождения мёртвого ребенка, расстройства их физического и умственного развития, эпилепсии.
Не случайна пословица: "Муж пьёт - полдома горит. Жена пьёт - весь дом горит". Социологи подсчитали, что событий, за которые "нельзя не выпить", у человека набирается 40 - 50 за год. Не много ли?
Курение
Открытие Америки (1492 г.) подарило человечеству два знаменитых растения - картофель и табак. Гёте заметил, что картофель стал для человека благословением, а табак - карой. В США запрещена реклама табака, а за курение в общественном месте взимают штраф. Трое из четырёх американцев не курят.
У ещё неокрепшего молодого организма быстрее, чем у взрослого формируется непреодолимое влечение к наркотизации организма в любых формах: курение, употребление алкоголя и наркотиков. Некоторые люди оправдывают курение тем, что оно не даёт им пополнеть. Но ведь есть более эффективные и безопасные методы: уменьшение количества потребляемой пищи, занятия физической культурой, различные диеты и т.д.
Воздух, которым дышат сегодня люди, засорён пылью, выхлопными газами.…А курильщики поглощают ещё сигаретный дым, никотин и другие яды табака. Курение оказывает резко отрицательное влияние на все жизненно важные процессы в организме. Быстрее развивается утомляемость, ослабевает память, нарастает раздражительность. Доказано, что у курильщиков возрастает риск заболевания болезнями сердца в 2 - 3 раза, раком лёгких болеют в 15 раз чаще, а риск заболеть раком лёгких возрастает у злостных курильщиков в 46 раз. Курение влияет на содержание гемоглобина в крови.
Уродства у курящих матерей встречаются в 2 раза чаще, чем у матерей, которые не курят. Чаще всего уродуется нервная система плода: дети раздаются с водянкой головного мозга, недоразвитым спинным мозгом, и т.д.
Специалисты предлагают два способа борьбы с курением:
1-й: постепенное отвыкание путём медленного снижения количества выкуриваемых сигарет;
2-й: полный отказ от курения, замена сигареты конфетой. Избавление от вредной привычки, прежде всего победа каждого человека над своей слабостью.
Экологическое сознание и поведение
Заботясь о себе, об удовлетворении своих запросов, люди мало заботятся о сохранении самой природы - дома, в которых они живут, часто наносят вред природе и в результате люди вредят самим себе, своему здоровью. В настоящее время появилась отрасль науки и практики, занимающаяся проблемой взаимодействия человека и природы - экология.
В результате хозяйственной деятельности человека воздушная среда загрязнена вредными веществами. Вдыхание такого воздуха ведёт к тяжёлым заболеваниям человека.
Вредные вещества из воздушной среды могут переходить в водную среду. Также вода загрязняется хозяйственно-бытовыми и промышленными сточными водами.
Одна из наиболее тяжёлых форм загрязнения - кислотные дожди, которые убивают растения, губят почвы, загрязняют поверхностные и подземные воды. Поэтому питьевую воду необходимо отстаивать и кипятить.
Загрязнение атмосферного воздуха и водной среды вредными веществами отражаются и на качестве продуктов питания. Продукты питания следует тщательно промывать перед употреблением.
В наше время остро встали вопросы сохранения окружающей природы. Решение этих вопросов зависит от каждого из нас, от нашего экологического сознания.
4. Самооценка индивидуального здоровья
5. Проводится тест "Как вы беспокоитесь о своём здоровье? "
На предлагаемые вопросы отвечать "да" или "нет".
1. Регулярно ли вы проходите медицинское обследование?
2. Вам нравиться по телевизору смотреть передачи о здоровье?
3. Регулярно покупаете и употребляете витамины?
4. Стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
5. Используете ли травы и другие средства народной медицины?
6. Покупаете ли и читаете книги по медицине?
7. Часто говорите о своём здоровье и болезнях?
8. Если у вас болит голова, боитесь, что это может быть опухолью мозга?
9. Кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?
10. Имеете привычку ложиться в постель, если расстроены или обеспокоены?
11. Начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряжённо работаете?
12. Вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
13. Пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдывались тем, что плохо себя чувствовали?
14. Приходится ли вам притворяться, что у вас что-то болит, чтобы не ходить в школу?
15. Ваша мама сильно волнуется, когда вы болеете?
16. Вы сразу ложитесь в постель, когда заболеете?
17. Боитесь ли заразиться инфекционными болезнями?
18. Часто ли посещаете врача?
19. Много ли лекарств у вас дома?
20. Есть ли в вашей семье наследственные болезни?
21. Сильно ли беспокоитесь о своём здоровье?
22. Вы ежедневно проверяете свой вес?
23. Часто ли у вас кружиться голова?
24. У вас бывает ускоренное сердцебиение?
25. Регулярно рассматриваете свой язык?
За ответы "да" - 1 очко, за ответы "нет" - 0
14 - 25 очков: своим чрезмерным беспокойством о здоровье вы можете вызвать у себя какую-нибудь болезнь. Научитесь расслабляться и принимать вещи такими, какие они есть. Следите за своим здоровьем, но пусть это не играет определяющей роли в вашей жизни.
4 - 13 очков: у вас достаточно разумное отношение к здоровью, но не позволяйте этой заботе стать целью вашей жизни. Интерес может очень легко перерасти в навязчивую идею.
3 очка и меньше: у вас вполне разумное отношение к своему здоровью.
7. Итоги классного час. Что же можно и нужно, а что нельзя?
НУЖНО:
o Почаще есть рыбу, овощи, фрукты.
o Пить воду, молоко, соки, чай.
o Заниматься спортом.
o Как можно больше ходить.
o Дышать свежим воздухом.
o Спать достаточно.
o Проявлять доброжелательность.
o Чаще улыбаться.
o Любить жизнь.
НЕЛЬЗЯ:
o Переедать.
o Много есть жирной, сладкой и соленой пищи.
o Употреблять алкоголь.
o Смотреть часами телевизор.
o Сидеть дома.
o Курить.
o Поздно ложиться и вставать.
o Быть раздражительным.
o Терять чувство юмора.
o Унывать, сердиться, обижаться
Постарайтесь следовать этой формуле здоровья, и вы на долгие годы сохраните молодость и красоту.
Вывод напрашивается сам: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе». Л. Н. Толстой.
Что может и должен делать сам человек, чтобы иметь не только физическое, но и психическое здоровье – быть добрыми, помогать друг другу, говорить друг другу комплименты.
А в заключение познакомьтесь с самыми лучшими рецептами здоровья и счастья:
Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте 2 горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. Все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.
На предлагаемые вопросы отвечать "да" или "нет".
1. Регулярно ли вы проходите медицинское обследование?
2. Вам нравиться по телевизору смотреть передачи о здоровье?
3. Регулярно покупаете и употребляете витамины?
4. Стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
5. Используете ли травы и другие средства народной медицины?
6. Покупаете ли и читаете книги по медицине?
7. Часто говорите о своём здоровье и болезнях?
8. Если у вас болит голова, боитесь, что это может быть опухолью мозга?
9. Кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?
10. Имеете привычку ложиться в постель, если расстроены или обеспокоены?
11. Начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряжённо работаете?
12. Вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
13. Пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдывались тем, что плохо себя чувствовали?
14. Приходится ли вам притворяться, что у вас что-то болит, чтобы не ходить в школу?
15. Ваша мама сильно волнуется, когда вы болеете?
16. Вы сразу ложитесь в постель, когда заболеете?
17. Боитесь ли заразиться инфекционными болезнями?
18. Часто ли посещаете врача?
19. Много ли лекарств у вас дома?
20. Есть ли в вашей семье наследственные болезни?
21. Сильно ли беспокоитесь о своём здоровье?
22. Вы ежедневно проверяете свой вес?
23. Часто ли у вас кружиться голова?
24. У вас бывает ускоренное сердцебиение?
25. Регулярно рассматриваете свой язык?
На предлагаемые вопросы отвечать "да" или "нет".
1. Регулярно ли вы проходите медицинское обследование?
2. Вам нравиться по телевизору смотреть передачи о здоровье?
3. Регулярно покупаете и употребляете витамины?
4. Стараетесь не есть того, что плохо сказывается на вашем здоровье?
5. Используете ли травы и другие средства народной медицины?
6. Покупаете ли и читаете книги по медицине?
7. Часто говорите о своём здоровье и болезнях?
8. Если у вас болит голова, боитесь, что это может быть опухолью мозга?
9. Кажется ли вам, что страдаете необычными недугами?
10. Имеете привычку ложиться в постель, если расстроены или обеспокоены?
11. Начинает ли у вас что-нибудь болеть (например, голова), когда вы много и напряжённо работаете?
12. Вас обвиняли когда-нибудь в симуляции болезни?
13. Пропуская важные, но неприятные встречи, вы оправдывались тем, что плохо себя чувствовали?
14. Приходится ли вам притворяться, что у вас что-то болит, чтобы не ходить в школу?
15. Ваша мама сильно волнуется, когда вы болеете?
16. Вы сразу ложитесь в постель, когда заболеете?
17. Боитесь ли заразиться инфекционными болезнями?
18. Часто ли посещаете врача?
19. Много ли лекарств у вас дома?
20. Есть ли в вашей семье наследственные болезни?
21. Сильно ли беспокоитесь о своём здоровье?
22. Вы ежедневно проверяете свой вес?
23. Часто ли у вас кружиться голова?
24. У вас бывает ускоренное сердцебиение?
25. Регулярно рассматриваете свой язык?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Правила здорового образа жизни: 1 . Правильное питание; 2. Сон; 3. Активная деятельность и активный отдых; 4. Вредные привычки и их предупреждение.
Правильное питание – основа здорового образа. Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение, а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.
. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток – 9-10 часов, взрослый – 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное – человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.
Закончите пословицы Пословицы: 1. От хорошего сна … 2. Сон – лучшее … 3. Выспишься - … 4. Выспался – будто вновь…
Пословицы: 1. От хорошего сна … Молодеешь 2. Сон – лучшее … Лекарство 3. Выспишься - … Помолодеешь 4. Выспался – будто вновь… Родился
Активная деятельность и активный отдых. Статистика: сидячий образ жизни – это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности – это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.
. Вредные привычки. -КУРЕНИЕ -АЛКОГОЛИЗМ -НАРКОМАНИЯ. Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером: · сидячее положение в течение длительного времени; · воздействие электромагнитного излучения монитора; · утомление глаз, нагрузка на зрение; · перегрузка суставов кистей; · стресс при потере информации.
Вопросы викторины: 1. Почему могут быть опасны для здоровья консервированные продукты? 2. Из повседневных продуктов питания, какие самые опасные для здоровья? 3. Назовите принципы закаливания – три П. 4. Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? 5. Сколько часов в сутки должен спать человек? 6. Какими видами спорта следует заниматься для формирования осанки?
Нужно: o Почаще есть рыбу, овощи, фрукты. o Пить воду, молоко, соки, чай. o Заниматься спортом. o Как можно больше ходить. o Дышать свежим воздухом. o Спать достаточно. o Проявлять доброжелательность. o Чаще улыбаться. o Любить жизнь.
НЕЛЬЗЯ: o Переедать. o Много есть жирной, сладкой и соленой пищи. o Употреблять алкоголь. o Смотреть часами телевизор. o Сидеть дома. o Курить. o Поздно ложиться и вставать. o Быть раздражительным. o Терять чувство юмора. o Унывать, сердиться, обижаться
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа на тему: "Классный час – телепередача «Человек и профессия»
Классный час – телепередача «Человек и профессия» Цели: 1. Знакомство учащихся с профессиями. 2. Выявление профессиональных склон...
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"
Материал в помощь классному руководителю для подготовки классного часа, для оформления классного уголка на тему "Верь в себя"...
Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"
В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно из важных направл...
Классное руководство. Семинар для классных руководителей по теме: "Воспитанием ли мы занимаемся?"
Ознакомление педагогов с характеристиками (признаками) ситуации воспитания с тем, чтобы обозначить границы «воспитательного поля» ....
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"
Классный час на тему: Классный час на тему: "Конституция России"...
Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).
Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...
Методическая разработка классного часа для 7 класса Конспект классного часа на тему «Жизнь, ставшая легендой»,
В 12-13 лет у школьников развивается самосознание, появляется стремление к самооценке, к определению своего места в мире. Большое значение приобретает для подростка поиск нравственного идеала. Отсюда ...