Токсикомания среди детей и подростков
консультация (10 класс)

Абжалимова Ирина Анатольевна

Материал для беседы с родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для родителей по теме "Токсикомания среди подростков и детей"

Классный руководитель 10а класса Абжалимова И.А. (апрель 2018)

МБОУ  «Михневская СОШ»


   В последние годы всё больше получила распространение токсикомания среди подростков и детей. Этому способствуют недостатки воспитания, бездуховность, отсутствие твёрдых жизненных установок, неумение с пользой организовать свой досуг. Существует несколько главных путей, по которым подросток, юноша, девушка могут прийти к этой ужасной болезни. У некоторых привычка вырабатывается по неведению. Подростку свойственно стремление всё попробовать, всё испытать. Юноша панически боится прослыть «слабаком», «букварём», не знающим жизни. Попадая в компанию, где уже есть другие испытавшие «кайф» от дурмана, он решается попробовать.

Часто те, кто уже «привязаны» к дурманящим веществам, стараются умышленно «заразить» новичка, чтобы расширить свои ряды, подчинить новенького своему влиянию, использовать в своих корыстных целях. Подросток наивно, самоуверенно полагает, что «с одного раза ничего не будет» что он «всегда, в любой момент, сможет остановиться». «Я только пробую»,- думает он. Но, увы, стоит только начать…

Употребление одурманивающих веществ, помимо психической и физической зависимости, всегда приводит к необратимому глубокому нарушению жизнедеятельности организма и социальной деградации, а именно эти последствия составляют наибольшую опасность для здоровья и жизни человека. Хроническое отравление организма токсическими веществами приводит к необратимым изменениям в организме, распаду личности. В результате такой человек теряет некоторые высшие чувства и нравственную сдержанность. Появляются наглость, лживость, угасают жизненные стремления и цели, интерес и надежды. Он теряет родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Это особенное трагично, когда речь идёт о лицах молодого возраста, о только ещё формирующихся индивидуальностях, наиболее ценных для общества.

Токсикомания – употребление токсических веществ с целью опьянения и одурманивания. Их называют – токсикоманические средства, токсины, психоактивные вещества. Они не только токсичны, или попросту говоря, ядовиты, но и вызывают привыкание и болезненное пристрастие. К ним относятся некоторые лекарственные препараты и средства бытовой химии. Они более доступны каждому, чем наркотики. И этим токсиканты опасны вдвойне. Уже в умеренных токсических дозах они вызывают оглушение, расторможенность, наплыв видений – галлюцинаций, яркие «сновидения наяву». Отсюда совсем рядом до тяжелого отравления с беспамятством, судорогами, сердечными расстройствами. Внешне человек напоминает пьяного – походка шаткая, движения размашистые, не координированные, речь смазанная, бормочущая. Через 2-4 часа наступает протрезвление с головной болью, слабостью, разбитостью. Дурманящий омут затягивает – без токсикантов худо, никак не обойтись, дозы постоянно возрастают. Это современная болезнь с тяжелыми отравлениями, покупаемая своими руками, за свои деньги, наиболее короткий и прямой путь к сумасшествию и психической неполноценности. Человек с житейским опытом, знающий, что главная ценность жизни – здоровье, на это никогда не пойдет. Тем более каждый человек должен знать, что самое дорогое и неповторимое в человеке – мозг, самый удивительный аппарат, созданный природой и историей.

Дети втягиваются в сисматические ингаляции, как правило, из любопытства и подражания в сложившихся микро группах классных и дворовых товарищей. В большинстве случаев это мальчики в возрасте от 7 до 13 лет (девочки реже прибегают к вдыханию клея, и само употребление ими чаще скрывается, сопровождается стремлением замаскировать пристрастие). Большинство таких детей происходят из неблагополучных семей, их матери часто страдают алкоголизмом, ведут аморальный образ жизни. Общим для всех детей является психологическая атмосфера незащищенности и ненужности в доме. Практически у всех ребят имеются до злоупотребления психоактивными веществами проблемы с адаптацией к школьной жизни. Они верят на слово приятелю и никогда не задумываются о последствиях и опасности. Чаще это мальчишки- «нюхальщики», любители «мультиков в мозгу» («хватать глюки»- галлюцинации). Часто они вдыхают пары летучих органических веществ, применяемых в быту и технике. Они погибают особенно часто – смерть от отравления, удушения, отека мозга.

Защитные факторы по отношению к приобщению к психоактивным веществам

  • Гармоничные семейные отношения, построенные на эмоциональной близости и взаимном уважении
  • Оптимальный стиль воспитания (сочетание высокой требовательности и контроля с принятием и эмоциональной поддержкой детей родителями и учителями).
  • Хорошая адаптация ребенка к условиям школы.
  • Хорошие отношения со сверстниками и педагогами.

Для лучшего качества работы с подростками с зависимостями, необходимо проводить коррекционную работу с родителями. Объяснить им, что необходимо быть гибкими, не угрожать, не отталкивать ребенка, а принять участие в его жизни и, по возможности, стать близким другом.

Если подросток замыкается в себе, избегая обычных до сих пор ежедневных бесед, часами лежит на диване, устремив взгляд в потолок, упиваясь оглушительными звуками магнитофона, если зачастую без смысла и повода начинает делать что-нибудь наперекор Вам, говорит, что жизнь бессмысленна, а уж такая, как Ваша, и подавно, – серьезно задумайтесь: что удручает, мучает Вашего ребенка?

Если Ваш ребенок на целые дни и недели исчезает из дома, по возвращению домой вы чувствуете, что от него исходит незнакомый и непонятный запах – пристрастие к одурманивающим веществам зашло слишком далеко.

Если за ужином он вдруг начнет сонно клевать носом, а на его джинсах и постели Вы заметите дырки, прожженные сигаретой, которая выпала из безвольно повисшей руки, если неестественно сузившиеся и расширенные зрачки перестают реагировать на свет, на руках видны следы уколов, а его странное поведение вовсе не следствие выпитого вина. Знайте, Ваш ребенок попал в «паутину». Длительное употребление токсикантов приводит к ослаблению внимания, памяти, способностей к обучению, к утрате профессиональных навыков.

Главное внимание в борьбе с токсикоманиями должно быть направлено на профилактику. Для активно направленной профилактической работы необходим переход от установок по информированию детей о негативных последствиях токсикомании к формированию у ребят установок на здоровый образ жизни.

Любопытство не порок, – это хорошее качество, но его надо, уметь направлять и ограничивать. Риск должен быть благородным, иметь высокую цель. Как нельзя из любопытства «рисковать прыгать с 10 этажа или ложиться под поезд, так нельзя пробовать токсические вещества».

Дружбу не завоёвывают слепым подражанием или отказом от себя, своего мнения. Если лидер, «кумир» принимает психоактивные препараты, значит, он только носит маску «сильного», а сам раб вредной привычки, раб страшной болезни. Если твой друг принимает такие таблетки, или нюхает летучие ароматические вещества, попробуй, останови его, а не прыгай вместе с ним в бездну. Каждый подросток и юноша должен знать, что мужество, сила человека, настоящий характер именно в том, чтобы отказаться от соблазнов. Никогда, ни с кем, нигде не притрагивайся к дурману. Скуку или тоску «ломают», находя интересное дело или настоящих друзей.

Любой ученик, учитель, воспитатель должны быть внимательными, заметив употребление психоактивных средств своими товарищами, воспитанниками, должны насторожить внезапные перемены в характере, поведении, учебе, вялость, сонливость, смазанная речь, эйфория, оглушенность, невнятные, путаные ответы, нечеткость движений и походки. Необходимо обратиться к школьному врачу, наркологу городского наркологического диспансера. Сделайте это как можно быстрее – завтра может быть уже поздно!


Беседа с родителями "Электронная книга: за и против"

Классный руководитель 6а класса Абжалимова И.А. (декабрь 2013)


– Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада, что вы нашли время и пришли на сегодняшнюю беседу.

– Готовясь к нашей встрече, я думала, какую тему лучше всего выбрать, на чём заострить внимание, о какой проблеме подискутировать.

– И вы знаете, я остановилась на достаточно серьёзной, насущной, современной проблеме. Электронная книга “за ” и “против”.

– Действительно, XXI век – это век информационных технологий. Наука продвинулась на шаг вперёд, и нам стали более доступны её технические плоды, такие как сотовый телефон, компьютер, ноутбук и теперь даже электронная книга.

– В метро, электричках, автобусах, буквально везде, можно встретить человека, читающего электронную книгу. Хорошо это или плохо, какова необходимость электронной книги, вытеснит она бумажную или нет… Вот об этом всём нам предстоит с вами сегодня поразмышлять.

– За две недели мы с ребятами провели небольшое анкетирование с людьми разных возрастных и общественных групп. На основании результатов этого анкетирования получилась данная диаграмма. На ней можно проследить, какая из категорий людей больше всего использует электронную книгу и, как следствие, нуждается в ней.

– Как видно по диаграмме, это молодые люди в возрасте 25-35 лет.

– Также мной было проведено мини-исследование школьников, в котором я попросила ребят ответить на вопросы:

  1. Хотели бы вы иметь электронную книгу в личном пользовании?
  2. Как часто, по сравнению с бумажной, вы бы стали ей пользоваться? Вытеснила ли бы она бумажную книгу?

– По результатам проведённого исследования оказалось, что все единодушно воспользовались бы услугами электронной книги и захотели бы её иметь. А вот на вопрос, как часто бы стали пользоваться бумажной, ребята в большинстве случаев единодушно решили уравнять в правах и ту и другую книгу. И лишь 1 процент учащихся высказали мнение, что эл. книга несомненно вытеснит бумажную, и что если бы у них имелась эл книга, то к бумажной они вряд ли обратились.

– Может быть у кого-то из вас есть электронная книга? Поделитесь своими впечатлениями?

 – Давайте, сейчас проведём небольшой анализ, исследование, выделим + и – электронной книги и попытаемся сделать вывод: электронная книга – это хорошо или плохо?

+

-

1. Можно менять настройки под себя, цвет, фон, шрифт.

Вредно для глаз и здоровья.

2. Занимает мало места и незначительна по весу.

Плохо адаптируется к изменяющимся условиям освещённости.

3. Может вместить в себя целую библиотеку.

Зависит от электричества

4. Можно переслать друзьям за считанные секунды.

Хрупкая, может сломаться, разбиться

5. Быстрота поиска нужной информации (не всегда есть время искать книгу)

Дорогостоящая, но дешевле многотомной библиотеки.

6. Идеальна для поиска информации.

Не эстетична, отсутствуют иллюстрации, изящные очертания привычных книжных гарнитур.

7. У многих книг существует функция синтеза речи. Это позволяет не читать, а слушать книги в неудобных для чтения условиях (например, за рулём автомобиля)

Не подходит маленьким детям.

8. Существуют тактильные дисплеи для чтения с помощью шрифта Брайля. Это позволяет слепым людям получить доступ к широкому спектру книг, которые вообще не издавались, потому что издание таких книг очень дорого и доступ к ним ограничен.

 

9. Редкостные, дорогостоящие издания доступны в электронном варианте доступны большим читательским массам. В некоторых случаях перевод книги в электронный вид – единственная возможность сохранить её. Поэтому создаются электронные библиотеки (например, Президентская библиотека им. Б.Н.Ельцина в Питербурге), где хранятся старинные экземпляры, которые были бы обречены на исчезновение.

 

10. Сохраняет леса и реки.

 

– В завершении нашей дискуссии хочется подытожить. Электронные и печатные книги идут бок о бок, сосуществуют параллельно. Несомненно, справочной, информационной, энциклопедийной литературой пользоваться значительно проще и удобнее в электронном виде. Но произведениям художественной литературы, во многих случаях, всё-таки предпочтительнее традиционная, бумажная форма – она безусловно, намного более комфортна для чтения, более эстетична.

– В то же время наличие электронных книг позволяет многим людям, не имеющим доступа к бумажным книгам, например инвалидам по зрению или жителям мест, где отсутствуют богатые библиотеки, получить доступ к нужным изданиям, пусть и не с тем комфортом, который предоставляют качественно изданные бумажные книги. Стоимость электронных книг также ниже бумажных, они не требуют огромного количества книжных шкафов и полок, к тому же при наличии Интернета отпадает и проблема с их доставкой. А если электронные книги помогут сберечь какое-то количество деревьев и сохранить чистыми реки – это можно только приветствовать.

– Неважно, в каком виде люди будут читать книги, главное, чтобы они их читали.

– Вот на этой оптимистичной ноте хотелось бы завершить наше небольшое заседание. Спасибо Вам за участие!




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика злоупотребления наркотическими средствами среди детей и подростков

Детская наркомания – это, прежде всего, трагедия семьи, трагедия ребенка. Но, как ни странно, пока эта проблема иллюзорна, призрачна, она не воспринимается всерьез, и родители в большинстве свое...

ПРОГРАММА «ПОЗИТИВ» (превенция суицидального поведения среди детей и подростков)

Для веселия планета наша мало оборудована, Надо вырвать радость у грядущих дней, В этой жизни помереть не трудно. Сделать жизнь значительно трудней.В. Маяковский...

Комплексно-целевая программа профилактики безнадзорности, беспризорности и вредных привычек среди детей и подростков.

Программа отражает актуальность данного вопроса. Прилагается план реализации программы....

Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков

доклад по теме "Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков" в рамках районного семинара "Профилактика суицидального поведения. Опыт реализации курса Г.К. Селевко "Самосовершенствова...

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Основные принципы построения профилактических программ

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростковОсновные принципы построения профилактических программ...

Девиантное поведение детей и подростков, причины, профилактика и меры коррекции. Профилактика суицидального поведения среди детей и подростков.

                В данной лекции кратко раскрыта практика   работы с  девиантными детьми, причины, профилактики и меры коррекции девиантног...

Программа профилактики токсикомании среди детей и подростков «Ясный ум»

Программа профилактики токсикомании среди детей и подростков «Ясный ум» - это социально-значимый проект, направленный на разработку возможных мер противодействия употреблению токсических в...