- Цели:
- Ознакомить детей с вредными последствиями компьютерных игр, донести представление о компьютере, интернет – зависимость;
- Формировать положительное отношение к таким качествам характера, как самостоятельность, любознательность;
- Формировать коммуникативные компетенции;
- Побуждать детей к самовыражению, саморазвитию.
- Форма проведения: Мотивационная беседа, игра.
- Оборудование: Мультимедийное оборудование, листочки, карандаш, фломастеры.
Ход классного часа: 1 Блок: Мотивационная беседа. 1. Вступительное слово. Сегодня мы затронем насущную тему для всех подростков. И начну наш классный час с такой загадки – ответ на которую вы все знаете. Есть такая сеть на свете Ею рыбу не поймать. В неё входят даже дети, Чтоб общаться иль играть. Информацию черпают, И чего здесь только нет! Как же сеть ту называют? Ну, конечно, (Интернет) - Поднимите руки, кто хотя бы один раз играл в Он-лайн игры? - Говорите ли вы с друзьями об играх, кодах, уровнях и т. д.? - Случалось ли вам забывать о времени во время игры за компьютером? {Ответы детей.) Примерно такие вопросы задают психологи, когда хотят убедиться, страдает ли человек Интернет зависимостью. Я задала эти вопросы не случайно и хочу чтобы вы посмотрели на себя со стороны, оценили свое отношение к компьютеру и Интернету. Положительный ответ на все эти вопросы должен заставить вас насторожиться. 2. Исследование. Совсем недавно мною было проведено исследование в нашем классе, с целью выяснить, как близко вам понятие Интернет. Результаты анкетирования, меня явно насторожили : 1. оказалось, что 98% учащихся нашего класса имеют дома компьютер и пользуются Интернетом. 2. на вопрос, сколько времени ты проводишь в сети? - 13 человек ответили – менее 1 часа в день - 5 человек – 1-2 часа в день - 6 человек – более 2-х часов. 3. было очень интересно узнать, чем вы занимаетесь в Интернете? - 18 человек указали, что общаются там с друзьями - 12 человек смотрят фильмы и мультики он-лайн - 11 человек указали, что играют в он-лайн игры - 6 человек скачивают программы - 6 человек пользуются электронной почтой - и что самое интересное, всего 5 человек используют интернет для учёбы! 4. При этом, 98% указали, что получают удовольствие от работы в сети. 5. На вопрос, как родители относятся к вашей работе в сети? - 14 человек указали, что им предоставлена полная свобода пользования Интернетом - 6-ти ученикам родители устанавливают временной режим. - и всего лишь 3 ученика пользуются Интернетом в присутствии родителей. - Из исследования можно сделать вывод, что большинство из вас свободно пользуются Интернетом, прежде всего для развлечения. А вы когда-нибудь задумывались, что в глубинах этой сети может таиться множество опасностей? 3. Послушаем стихотворение о том, как правильно и безопасно пользоваться Интернетом и какие меры предосторожности стоит соблюдать: Несколько правил Интернет-безопасности 1-й чтец: Интернет бывает разным: Другом верным иль опасным. И зависит это все от тебя лишь одного. Если будешь соблюдать правила ты разные- Значит для тебя общение в нем будет безопасное! Будь послушен и внимательно прочти, запомни основательно Правил свод, что здесь изложен, для детишек он не сложен! Если ты не в первый раз компьютер сам включаешь И легко без лишних фраз сайты, чаты посещаешь, Себя в нем мастером считаешь. Вдруг однажды сам решил в тайне от родителей, Потихоньку завести для общения в сети электронный адрес. Указал без разрешения адрес, улицу и дом, и квартиру в нем. Разместил на сайте ты фотографии семьи. Не забыл секреты старших - все в анкете указал, Все, что вспомнил, все, что знал! Переписываться стал, подписался на рассылку, Фильмы разные качал. В общем, пока взрослых нет, заходил ты в Интернет. 2-й чтец: И теперь сидишь довольный: стал мгновенно знаменит! О тебе все знают в школе! Что там в школе и в районе, Во всем мире знаменит! От друзей секретов нету - Это всем давно известно. Все тебе охотно пишут И секреты узнают. Целый мир про вас всё знает И при встрече сообщает: «Знаем, знаем, мы читали, фотографии видали. Прочитали, что твой папа на работу опоздал, А у мамы из кастрюли суп на плитку убежал. И про школьные проблемы всё читали и всё знаем!» 3-й чтец: А по почте счёт пришёл вам за работу Интернета. Там стоят такие цифры! Что у мамы почему-то Враз глаза большими стали и обратно не встают. Потихоньку плачет мама, и сердитый ходит папа. Ведь они не знают правду, почему их узнают? Почему по счету нужно им вложить такие деньги?! Все при встрече, сразу быстро им твердят одно и то же: - Знаем, знаем, прочитали, фотографии видали!... И воришка, к сожаленью, всё найдёт без промедленья, Где и что у вас лежит. А теперь запомни, Друг мой! Правила не сложные: В Интернете, как и в жизни, Должен ты всё понимать: Информацию и фото с мамой вместе размещать. На рассылку подписаться или мультики скачать, Должен с нею всё решать! Хочешь с мамой или с папой - это сам ты выбирай. В Интернете, как и в жизни, Безопасность соблюдай! - О каких несложных, но очень важных и нужных правилах пользования Интернетом говорится в этом стихотворении? - Какие еще советы и предложения вы могли бы сами дать своим сверстникам, чтобы их нахождение в сети Интернет было полезным и безопасным? (Не желательно размещать персональную информацию в Интернете, Не отвечайте на Спам (нежелательную электронную почту), Не открывайте файлы, которые прислали неизвестные Вам людей. Вы не можете знать, что на самом деле содержат эти файлы – в них могут быть вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием., Не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист в IM (ICQ, MSN messenger и т.д.), Помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают, Никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел. ) 4. - Ребята, внимательно рассмотрите эту картинку. Глядя на неё, что вы можете сказать? - (Мама оттаскивает сына от компьютера); - Как вы думаете, почему? - (Потому что он много времени проводит за компьютером.) - Как называют людей, которые бесконечно сидят в интернете, в поисках чего-то. Они уже свою жизнь не представляют без интернета, они зависимы от интернета.? - (Это интернет - зависимые люди.) 5. Предлагаю, ответить вам на несколько простых вопросов. Перед вами лежат листочки. На каждый вопрос отвечаем «да» или «нет». Анкета на экране: 1. Чувствуете ли Вы себя озабоченным Интернетом (думаете ли Вы о предыдущих он-лайн сеансах и предвкушаете ли последующие)? 2. Ощущаете и Вы потребность в увеличении времени, проведенного в Сети? 3. Были ли у Вас безуспешные попытки контролировать, ограничить или прекратить использование Интернета? 4. Чувствуете ли Вы себя усталым, угнетенным или раздраженным при попытках ограничить или прекратить пользование Интернетом? 5. Находитесь ли Вы он-лайн больше, чем предполагали? Если, у вас получилось 5 положительный ответов – вы Интернет –зависимы и необходимо предпринимать срочные меры для устранения этой проблемы. Если у вас 3 и более положительных ответов, вам необходимо задуматься, и ограничить время проводимое в сети. 6. - Сегодня возникла угроза зависимости от интернета, особенно среди подростков! Интернет зависимостью страдают 1,5% от общего числа пользователей интернета. Официальная медицина не признаёт такой диагноз. Но в Китае и США созданы специальные клиники для лечения этого расстройства. Люди действительно психически расстроены. Они впадают в истерику, депрессию, если не побывали на просторах интернета. Многие люди уже зависимы от интернета и просто не понимают этого. Психологические симптомы : - хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
- невозможность остановиться;
- увеличение количества времени, проводимого за компьютером;
- пренебрежение семьёй и друзьями;
- ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;
- ложь работодателям или членам семьи о своей деятельности;
- проблемы с работой или с учёбой.
Физические симптомы - сухость в глазах;
- головные боли;
- боли в спине;
- нерегулярное питание, пропуск приёмов пищи;
- пренебрежение личной гигиеной;
- расстройства сна, изменение режима сна.
Физкультминутка – зрительная гимнастика. - Вот, ещё один совет: Зависимость сложно ощутить, когда каждый день можешь свободно подключится к интернету. Но если взять и выключить интернет, можно сразу определить есть ли зависимость у человека или нет. Причины компьютерной зависимости: 1. Недостаток общения. Когда человек (обычно это подросток) не может найти себе друзей по интересам. Если он слишком замкнут или боится, что его неправильно поймут. Он делает неправильный вывод и начинает активно искать друзей в интернете. 2. Отсутствие хобби. Если у человека есть любимое хобби, или он занимается спортом. У него просто не будет свободного времени, которое он мог бы уделить интернету. 3. Неудачливость. Когда человека повсюду встречают неудачи: плохая работа, ссоры с друзьями, проблемы с родителями. Он будет пытаться хоть как-то реализовать себя. И найдёт этот способ в компьютерных играх. Лечение компьютерной зависимости. 1. Психолог. Соберитесь с силами и сходите к профессиональному психологу, они неоднократно встречаются с этой проблемой и знают оптимальные способы борьбы с ней. 2. Близкие люди. Помощь родных будет очень кстати, они должны поддержать и направить на путь исцеления. 3. Осознание красоты реальной жизни. Реальный мир намного ярче виртуального, в нем есть много интересных и захватывающих вещей. Что бы помочь человеку оторваться от виртуального мира, сводите его в боулинг, каток, пейнтбол и т.д. Он должен почувствовать, насколько прекрасно в реальном мире и попытаться выбраться. 7. На мой электронный адрес пришло Письмо школьника, страдающего интернет - зависимостью. Сейчас я его зачитаю, а вы внимательно послушайте. Что бы вы могли посоветовать этому ученику? Пишу наверное от скуки... учился раньше я на пять играл в футбол, ходил в бассейн, встречал частенько я друзей. Вот появился интернет и от него спасенья нет забыл про всё, куда деваться? как долго в нете оставаться, как удалять на почте спам что делать мне не знаю сам? что делать мне друзья скажите как справиться мне с пагубной чертой словами, слогом оттащите вы от экрана образ мой. А в интернете, правда, что-то есть, Раз многие там, в сущности, живут! Страна безделья, расслабухи здесь… Ты снова - тут и я, конечно, тут! Нам надо спать, но чуточку еще! Еще, хотя бы, несколько минут… Но час прошел, уже другой пошел. А ты – всё тут! И я, конечно, тут! Мир превратился в маленький экран, Где волны войн, где сказочный уют, Где так красиво умереть от ран! Все - тут! И мы с тобой, конечно, тут! Не уходи надолго в интернет - Там можно потеряться незаметно. Там к прежней жизни возвращенья нет... И не люблю я интернет за это. - Почему мы можем утверждать, что он страдает зависимостью от Интернета? - Какие рекомендации мы можем дать Интернет - зависимым подросткам? Рекомендации подросткам, как избежать интернет – зависимости. 1. Используйте реальный мир для общения. 2. Ищите друзей в реальности. Виртуальный мир дает только иллюзию принадлежности к группе и не развивает никаких действительных навыков общения. 3. Наполняйте жизнь положительными событиями, поступками. 9. Имейте собственные четкие взгляды, убеждения. 10. Избегайте лживости и анонимности в виртуальной реальности. 11.Научитесь контролировать собственное время и время за компьютером. 12. Найдите любимое занятие, увлечение, хобби в реальной жизни. 13. Больше гуляйте, проводите время на свежем воздухе, займитесь спортом. 14. Прислушивайтесь к советам родителей, если они говорят, что вы слишком много времени проводите за компьютером. Второй блок «игра» 1. А вы как считаете Интернет друг или враг? Мнение участников разделилось, предлагаю поиграть в игру, для объективности разделимся на 2 группы. Из этой корзины вы по очереди будете доставать проблему. Пусть 1-ая отстаивает точку зрения «Плюсы Интернета» и говорите слова защиты, а вторая группа «Минусы Интернета» будет отстаивать свою точку зрения и говорить, какой вред несёт Интернет. В итоге, чего будет больше, + или -, та группа победила и та точка зрения стала более убедительной. «Интернет и Здоровье» (-) (+) | Зрение | Найти народные рецепты | Облучение | Скачать гимнастику | Осанка | | Нет прогулки | |
«Интернет и Время» | Забыл сделать домашнюю работу | Быстрый поиск(экономия) | Забыл поесть | Моментальные ответ на свой вопрос | Не погулял | | Заигрался | |
«Интернет и Игры» | Время | Развивающие | Агрессия | Командный дух | Безразличие к судьбе героя игры | Логика | | |
«Интернет и Образование» | Бездумное копирование рефератов | Бесплатное обучение | Интернет не сможет объяснить как учитель, разными способами | Подготовка к конкурсам (поиск информации о ВОВ, фото тех времен – можно найти только в Интернете) | (А может это заменить живую встречу с ветераном) | Углубленное изучение предметов | | Вопросы по хобби |
«Интернет и Общение» | Нет реального общения | Быстрота ответов при разговоре, несмотря на расстояние | | Новые знакомства | | Можно не только поговорить, но и увидеть своего собеседника |
4. Заключительное слово: В Интернете даёт нам много возможностей, Станет Интернет другом вам или врагом - зависит только от вас. – Главное – правильно им воспользоваться. |