Определение творческих способностей учащихся
классный час
Предварительный просмотр:
(Зиверт Х. Тестирование личности. – 2-е изд.: Пер. с нем. –
М.: АО «Интерэксперт», 1998, – 198 с., илл. – С. 80-100)
6.2 Тест на определение творческих способностей
Дорогая участница тестирования! Дорогой участник тестирования!
Вы участвуете в данном тестировании исключительно в своих собственных интересах. Вы можете работать над тестом в одиночку или "командой". В последнем случае общий результат в качественном и количественном отношении должен быть значительно лучше. Участвуя в данном тестировании, вы ничего не выигрываете, но и ничего не теряете. Вы лишь узнаете немного больше о самом себе и о своих сотрудниках.
Внимательно прочитайте задачи теста и не пытайтесь "обыграть" время, отведенное для решения задач. Это весьма важно для сравнения результатов теста.
Каждый раздел предназначен для проверки того или иного измерения ваших творческих способностей. Прочитайте сначала вопросы и/или указания к решению теста и дайте соответствующие ответы. Результаты исследования останутся анонимными и будут оценены лишь статистически.
Итак, приступайте к тестированию своих творческих способностей.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Находчивость (шкала Н)
Здесь вам будут предложены некоторые задачи, решая которые вы сможете проверить, может ли вас "осенить". Если вы намерены выполнять задания коллективно, то вам необходимо назначить "секретаря". Другие члены группы будут выступать лишь в роли "поставщиков идей". Вы можете работать также самостоятельно. Допустима и приемлема любая идея. Старайтесь выполнить задания как можно быстрей. Для контроля используйте секундомер.
Задания:
В левой колонке на следующей странице множество линеек (пустых строк). В каждую из этих строчек вы должны записать одно слово. У всех слов должны совпадать две начальные буквы. Например, как это имеет место для слов, начинающихся с "св...": свежий, свободный, святой, свинина и т.д.
Правописание и длина слов не играют большой роли. Нужно только писать разборчиво. Теперь засеките время. В вашем распоряжении одна минута для заполнения первой колонки.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Находчивость (шкала Н)
Сколько вы найдете слов, начинающихся с "ге..."? У вас одна минута. Заполните первую колонку. Начните отсчет времени.
1. ____________________________география__________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7. _______________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
10. ______________________________________________________________
11. ______________________________________________________________
12. ______________________________________________________________
13. ______________________________________________________________
14. ______________________________________________________________
15. ______________________________________________________________
16. ______________________________________________________________
17. ______________________________________________________________
18. ______________________________________________________________
19. ______________________________________________________________
20. ______________________________________________________________
21. ______________________________________________________________
22. ______________________________________________________________
23. ______________________________________________________________
24. ______________________________________________________________
25. ______________________________________________________________
26. ______________________________________________________________
27. ______________________________________________________________
28. ______________________________________________________________
29. ______________________________________________________________
30. ______________________________________________________________
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Находчивость (шкала Н)
Проделайте то же самое с сочетанием "ба...". У вас одна минута. Начинайте отсчет времени.
1._______________________Базель__________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7. _______________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
10. ______________________________________________________________
11. ______________________________________________________________
12. ______________________________________________________________
13. ______________________________________________________________
14. ______________________________________________________________
15. ______________________________________________________________
16. ______________________________________________________________
17. ______________________________________________________________
18. ______________________________________________________________
19. ______________________________________________________________
20. ______________________________________________________________
21. ______________________________________________________________
22. ______________________________________________________________
23. ______________________________________________________________
24. ______________________________________________________________
25. ______________________________________________________________
26. ______________________________________________________________
27. ______________________________________________________________
28. ______________________________________________________________
29. ______________________________________________________________
30. ______________________________________________________________
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Находчивость (шкала Н)
Проделайте то же самое с сочетанием "пе...''. У вас одна минута. Начинайте отсчет времени.
- ________________________Петер _________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7. _______________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
10. ______________________________________________________________
11. ______________________________________________________________
12. ______________________________________________________________
13. ______________________________________________________________
14. ______________________________________________________________
15. ______________________________________________________________
16. ______________________________________________________________
17. ______________________________________________________________
18. ______________________________________________________________
19. ______________________________________________________________
20. ______________________________________________________________
21. ______________________________________________________________
22. ______________________________________________________________
23. ______________________________________________________________
24. ______________________________________________________________
25. ______________________________________________________________
26. ______________________________________________________________
27. ______________________________________________________________
28. ______________________________________________________________
29. ______________________________________________________________
30. ______________________________________________________________
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Способность комбинировать (шкала К)
Задание:
Вы, конечно, знаете много названий животных. А теперь попытайтесь связать эти названия с другими словами, так чтобы возникли новые, фантастические названия.
Вот два примера.
Если вы скомбинируете слово "носорог" со словом "рогатка", то у вас получится слово "носорогатка". Таким образом, фантастическое "слово" должно перекрывать исходные. В нашем случае вы делаете это со словом "носорог", так что его окончание, сливаясь с началом слова "рогатка", порождает "носорогатку".
Другой пример: слово "мышь". В этом случае можно скомбинировать его со словом "камыш". Таким образом возникает фантастическое слово "камышь". Слова реальные и фантастические надо расположить в две колонки (см. след. стр.): в левой названия животных в правой - комбинированные названия, то есть название животного + XXX или XXX + название животного. Пропустите строчки там, где фантазия вам откажет.
На заполнение каждой колонки вам отводится строго одна минута. Если для заполнения первой колонки вам потребуется меньше одной минуты, включите секундомер и сразу же начинайте заполнять вторую колонку. Общее время для заполнения обеих колонок составляет две минуты.
А теперь начните отсчет времени.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Способность комбинировать (шкала Н)
Сначала заполните первую колонку.
Название животного | Комбинированное название |
11. _____________________________ 12. _____________________________
14. _____________________________ 15. _____________________________ 16. ____________________________ 17. _____________________________ 18. _____________________________
20. _____________________________ 21. _____________________________ 22._____________________________ 23._____________________________ 24. _____________________________ 25. _____________________________ 26.______________________________ 27. _____________________________ 28. _____________________________ 29. _____________________________ 30. _____________________________ | 31.______________________________ 32.______________________________ 33.______________________________ 34.______________________________ 35.______________________________ 36.______________________________ 37.______________________________ 38.______________________________ 39.______________________________ 40._____________________________ 41. _____________________________ 42. _____________________________ 43. _____________________________ 44. _____________________________ 45. _____________________________ 46. ____________________________ 47. _____________________________ 48. _____________________________ 49. _____________________________ 50. _____________________________ 51.______________________________ 52. _____________________________ 53._____________________________ 54._____________________________ 55. _____________________________ 56. _____________________________ 57.______________________________ 58. _____________________________ 59. _____________________________ 60. _____________________________ |
Стоп! Минута прошла. Стоп! Минута прошла.
Опять включайте секундомер.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дивергентное (нестандартное) мышление (шкала Д)
Задание:
Его выполнение должно показать, насколько у вас уже развито дивергентное (нестандартное) мышление. Речь идет о том, чтобы открыть совершенно абсурдные, но и в то же время рациональные связи, которые могут иметь место в любой
Вот, например, шариковая ручка. Вы используете ее для письма и рисования, но она может сгодится и для другого. В частности, чтобы провертеть дырки и бумажном листе. Если ручку развинтить, то она сгодится для духового ружья, пружину можно использовать как "стартовую установку" для стержня, а тот превратится в орудийный ствол, если набить его спичечными головками и подержать над свечой и т.д.
Задание: придумать, что можно сделать с каждым из трех предметов, названия которых вам будут даны. Сколько возможных вариантов вы найдете?
На каждый предмет отводится одна минута. Общее время для выполнения всего задания составляет три минуты. Если на перечисление возможностей в первом разделе вам потребуется меньше одной минуты (максимум 10 возможностей), засеките время и переходите к следующему разделу.
Теперь начинайте отсчет времени.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дивергентное (нестандартное) мышление (шкала Д)
Что можно сделать со спичечным коробком? Какие возможности вы предложите?
Спичечный коробок:
- _____________________________ _________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7. _______________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
10. ______________________________________________________________
Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.
Что можно сделать с жестянкой? Какие возможности вы предложите?
Жестянка:
1.______________________________ _________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7. _______________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
10. ______________________________________________________________
Прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием и приступайте к выполнению следующего.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дивергентное (нестандартное) мышление (шкала Д)
Что можно сделать с автомобильной шиной? Какие возможности вы предложите?
А втомобильная шина:
- ______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
6. _______________________________________________________________
7. _______________________________________________________________
8. _______________________________________________________________
9. _______________________________________________________________
10. ______________________________________________________________
По истечении одной минуты прекратите, пожалуйста, работу над этим заданием. Общее время должно составлять три минуты.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Визуальное творчество (творческие способности в наглядной сфере) (шкала В)
Оценив в какой-то мере свои творческие возможности, вы можете теперь перейти в наглядную сферу. Любой творческий потенциал можно измерить, применяя соответствующие методы. Творческие задатки, к тому же, развиваются при непрерывном их упражнении под надлежащим руководством. Творческий подход может проявляться в любом возрасте. Но на старости лет опыт часто мешает развитию творческого процесса.
Чтобы получить более полное представление о творческом потенциале личности, необходимо наряду с вербальной сферой тестировать и визуальную сторону творчества. Ваши творческие способности развиты оптимально, если вы получите высокие оценки в обоих случаях. Исследования, недавно проведенные в США, показали, что творческий подход распространяется на многие стороны деятельности. Например, математические доказательства позволяют применить к ним эпитет "элегантные". Математик должен почувствовать, что доказательство гармонично само по себе. В большинстве случаев именно такие решения впоследствии поражают весь мир специалистов. Исследователи рассказывают, что часто математические доказательства являлись им в видимом, трехмерном образе наяву или во сне, и лишь потом можно было зафиксировать их словесно.
Задание:
Вам будут предложены двенадцать рисунков, не имеющих конкретного смысла. Пожалуйста, дорисуйте их, чтобы они приобрели смысл. Приводим пример "дорисовывания".
Вы должны так дополнить предлагаемые линии, точки, кружочки и т.д., чтобы они не выделялись. Иными словами, исходный момент, возбудитель такого именно образа должен быть скрыт. Должно возникнуть нечто новое, осмысленное.
Если вы почаще будете выполнять подобные задания, то сможете существенно повысить свои творческий потенциал в визуальной области.
Пример:
"Начатый" рисунок и его "завершение"
На выполнение этого задания вам дается десять минут. Засеките время.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Визуальное творчество (шкала В)
Пожалуйста, завершите 12 приведенных, рисунков. Вам дается десять минут.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Свобода ассоциаций (шкала СА)
Вы уже познакомились с некоторыми нюансами творческого подхода. В следующем задании вновь понадобится зрительная память в сочетании со способностью ассоциировать.
Как и в других заданиях, оценка выявит в общем направленность творческой одаренности в данной сфере. Прежде всего это касается сочетания свободы ассоциаций и визуальной креативности.
Задание:
На этой странице помещен рисунок, который можно истолковать неоднозначно. Вы должны совершенно непосредственно, без долгих размышлений дать рисунку несколько интерпретаций. Их должно быть не меньше трех, лучше постараться дать шесть. Запишите свои толкования рядом с рисунком.
Пример:
Примеры интерпретаций:
Надувной матрац, вид из окна Н-образной формы, буквица, кусок обоев, указатель смотровой площадки на море, обозначение страны света "Восток".
Для выполнения этого задания вам дается всего восемь минут.
Включите секундомер.
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Свобода ассоциаций (шкала СА)
Рис. 1
Рис.2
Рис.3
Рис.4
ТЕСТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Свобода ассоциаций (шкала СА)
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Прекращайте выполнять это задание. Общее время его выполнения составляет восемь минут.
6.3. Оценка результатов теста
6.3.1. Подсчет баллов
Оценка шкалы Н (находчивость)
Откройте книгу на соответствующей странице. Посчитайте строки, в которых правильно записаны заданные слова. Сложите результаты трех заданий. Разделите результат на 1,5. Максимально вы можете получить 60 баллов.
0-20 баллов
Это задание далось вам с большим трудом. Результаты тестирования значительно ниже среднего уровня и при оценке "настоящего" теста, определяющего вашу пригодность к работе, вас отнесли бы к категории очень слабых. Вам необходимо регулярно упражняться с другими начальными буквами.
21-40 баллов
У вас средние результаты. Оценка результатов "настоящего" тестирования будет средней. Чем больше вы получили баллов, тем лучше ваш результат. Поупражнявшись. вы, несомненно, без усилий продвинетесь в число ведущих претендентов. Вам следует потренироваться с этим тестом, используя другие начальные буквы.
40-60 баллов
Несомненно, вы поняли, что при решении этого задания, кроме находчивости, важна скорость письма. Ведь на одно слово можно потратить не более двух секунд. Это чрезвычайно трудно. Кроме того, делая запись, вы должны думать о других словах, то есть, практически, думать и писать параллельно (а не последовательно, как это бывает обычно). Поэтому ваши баллы вполне заслужены. Вы можете с полным основанием причислить себя к ведущей группе кандидатов.
Оценка шкалы К (способность комбинировать)
Обратитесь к соответствующим таблицам. Подсчитайте все правильно заполненные строчки. Максимально вы можете получить 60 баллов.
0-20 баллов
Ваша способность комбинировать еще недостаточно развита. Попытайтесь несколько раз повторить этот тест. Впрочем, его можно провести в форме салонной игры.
21-41 балл
Ваша способность комбинировать не выходит за пределы средних величин. Очевидно, выполнение этого задания не слишком вас затруднило.
41-60 баллов
Несомненно, это задание далось вам легко. Ваша способность комбинировать высока и особенно проявляется и сфере словесности.
Оценка шкалы Д дивергентное (нестандартное) мышление)
Обратитесь к соответствующим таблицам. За каждую осмысленно заполненную строчку насчитайте себе два балла. Затем просуммируйте начисленные баллы. Максимально вы можете получить 60 баллов.
0-20 баллов
У вас, конечно, есть задатки нестандартного мышления, и в то же время вы очень плохо справляетесь с подобными заданиями. Старайтесь чаще упражняться, ставя перед собой аналогичные задачи. Они часто встречаются на вступительных испытаниях при определении профессиональной пригодности. При условии соответствующих тренировок вы сможете набрать как минимум половину максимального количества баллов.
20-40 баллов
Вы обладаете нормально выраженной склонностью к нестандартному мышлению, ваши способности в этой сфере являются средними. В пределах этих средних величин ваша креативность выражается, скорее, посредственно. Если вы займетесь соответствующими тренировками, вы, несомненно, сможете восполнить этот пробел.
40-60 баллов
Ваша способность к нестандартному мышлению в какой-то мере явно выше общего уровня. Вы можете считать, что особенно способны к тем видам деятельности, в которых необходим творческий подход.
Оценка шкалы В (визуальное творчество)
Откройте книгу на соответствующей странице. Начислите себе за каждый завершенный рисунок по пять баллов. Сомнительная идея может быть оценена лишь одним баллом. К таким идеям относятся все "сквозные", внутренне связанные. Если вы, например, превратите рис. 1 в план поисков клада, то можете дать себе за это пять баллов. Рис. 2 вы дорисуете до карты острова, а рис. 10 преобразуете в "розу ветров", изображаемую на географических картах. Этим двум рисункам можно присвоить лишь по одному баллу. Максимально вы можете получить 60 баллов. Если вам придет идея сочетания всех рисунков в одном, то вы также имеете право начислить себе 60 баллов.
0-20 баллов
Ваши творческие способности в наглядной сфере, а также ваш изобразительный дар не особенно ярко выражены. Вам, конечно, трудно было справиться с этим заданием. Однако это не означает, что вы лишены творческого дара. Творчество многогранно. Ваши творческие силы просто находят свое выражение в иных областях.
21-40 баллов
Вы обладаете достаточно уравновешенными и положительно выраженными творческими способностями. Вы должны их сохранить. Несомненно, вы решаете трудные повседневные задачи довольно своеобразным, но эффективным способом. Не опасайтесь этого. Вы на правильном пути.
40-60 баллов
Если вы действительно смогли в данном тесте предложить от семи до восьми творческих идей, то вы относитесь к тем трем процентам действительно творческих личностей, которые появляются в каждом поколении. У вас есть все данные для занятий подлинно творческой деятельностью. Используйте свои способности!
Оценка шкала СА (свобода ассоциаций)
Откройте книгу на соответствующей странице. Подсчитайте правильно заполненные строки. Начислите себе за каждую такую строку по одному баллу. За каждое полностью выполненное задание, оцененное в шесть баллов, добавьте еще по 1,5 балла. Таким образом, за одно задание вы максимально можете получить 7,5 балла. По всему тесту общее количество баллов не должно превысить 60.
0-20 баллов
Свобода ассоциаций не относится к сильным качествам вашей личности. Может быть, вы завязли в наезженной колее. Попытайтесь хоть раз прыгнуть выше собственной тени.
21-40 баллов
У вас нормально выраженная способность свободно ассоциировать. По мере роста количества баллов креативность вашей личности возрастает. Вы любите придерживаться жестких схем. По мере роста количества баллов готовность подчиняться таким схемам снижается.
41-60 баллов
Ваша способность свободно ассоциировать особенно ярко выражена. Вы чувствуете себя свободным и независимым в сфере мысли. Вам и невероятное кажется возможным. Вы в состоянии находить новые, необычные творческие идеи, постигать их и воплощать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика Г.Дэвиса (определения творческих способностей учащихся)
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся. Основополагающим методом исследования является тестирование. Методика предназначена для подростков и юношей 13-17 лет...
Тест на определение творческих способностей Х. Зиверта.
Тест на определение творческих способностей Х. Зиверта....
Тест «Определение творческих способностей» (Х. Зиверт)
Тест для определения одаренности обучающихся...
Методика Г.Дэвиса ( определения творческих способностей учащихся)
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся...
Методика Г. Дэвиса по определению творческих способностей обучающихся
Методика Г. Дэвиса предназначена для определения творческих способностей учащихся 11-17 лет. Основным методом является тестирование....
Методика Г.Дэвиса ( определения творческих способностей учащихся)
Методика Г. Девиса (определение творческих способностей учащихся)...